Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: экс-СССР » Между солнцем и землей (Армения и Нагорный Карабах)


Между солнцем и землей (Армения и Нагорный Карабах)

Сообщений 21 страница 30 из 207

21

С вашего позволения, начну сразу со второго дня, потому что хочется уложить в голове Ереван.

talusha написал(а):

день 2 - Хор Вирап (выезжали специально в 7 утра, чтобы успеть увидеть Арарат в лучах рассвета), Нораванк, ущелье Джермук (водопад, источники), винный завод Арени

Хор Вирап

… Вы должны знать, что в этой стране Армении,
на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег,
покрытый вечными снегами, и никто не может туда,
на вершину, забраться, тем более что снег никогда не тает,
а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова.
Марко Поло «Путешествия венецианца Марко Поло»

Самая главная причина, по которой стоит сюда ехать, - это классический вид на гору Арарат, находящуюся сегодня на территории Турции. Несмотря на то, что считается, что это одно из самых посещаемых мест в Армении, в наш приезд там не было вообще никого, и лишь когда мы уже собирались уходить, подъехала еще одна машина. Возможно, свою роль в этом безмолвии сыграло и то, что мы - по совету Лики -приехали сюда рано утром - к 8 часам (выехали из Еревана, соответственно, в 7 утра), и был будний день.

Арарат показался практически сразу, как мы выехали из Еревана. Сперва он был в тени, затем на его вершине показались первые солнечные лучи, и всю дорогу я прыгала на заднем сиденье автомобиля, желая быстрее доехать, чтобы застать рассвет на макушке горы. Когда мы свернули к отрезку дороги, ведущему к монастырю, я не выдержала и пропищала: "А можно остановить машину, я отсюда пару кадров сделаю?" (вообще я обычно робею водителей и прошу их о чем-то крайне редко). Водитель незамедлительно притормозил, и я сделала следующие несколько кадров.
http://s2.uploads.ru/In8ur.jpg

http://s2.uploads.ru/T3Fwc.jpg

http://s2.uploads.ru/qo8IA.jpg

Через пару минут нас высадили у подножия горы, куда предстояло влезть и насладиться видами и проникнуться монастырем.
http://s2.uploads.ru/lFwkK.jpg

Очень хочу отметить, что в Армении практически у всех достопримечательностей стоят информационные стенды, где очень подробно расписано все, что вам нужно знать, на нескольких языках, в том числе на русском. Причем этой информации местами на порядок больше, чем мне удалось найти на русском языке при подготовке поездки, поэтому я по мере написания рассказа буду использовать и информацию со стендов тоже.
http://s2.uploads.ru/lTJiW.jpg

Монастырь-крепость снаружи (машина чужая, свою я бы непременно отогнала кадра для) выглядит суровой и неприступной. Уже с V-VI в. н.э. он упоминается как священное место, но современный комплекс датируют VII в. н.э. Камни, использованные для строительства стен и церквей, еще более древние, предположительно IV в.
http://s2.uploads.ru/ZbMst.jpg

Доминанта монастыря - церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин), построенная на месте храма Анаит, богини плодородия и любви в армянской мифологии (считается, что этот храм был очень похож на храм в Гарни).
http://s3.uploads.ru/4H7ig.jpg

http://s2.uploads.ru/CDKr3.jpg

http://s2.uploads.ru/lcSM8.jpg

С одной из сторон монастыря к стене прилепились кельи (кажется, там кто-то живет),
http://s2.uploads.ru/o9v4G.jpg

с другой, у смотровой площадки, стоит еще одна церковь - Базилика Святого Геворга (современное здание датировано 1662 годом).
http://s3.uploads.ru/FuGN7.jpg

http://s3.uploads.ru/t1vC7.jpg

0

22

За церковью по ступеньке вниз - и мы, вероятно, в той самой темнице, где долгие годы томился священномученик Григорий, просветитель Армении. Именно поэтому монастырь и называется Хор Вирап, что в переводе означает "глубокая темница". Правда, мне так и не удалось узнать, почему монастырь остался с таким названием - остальные монастыри Армении имеют четкое оконвание "ванк" - Нораванк, Севанаванк и пр.
http://s3.uploads.ru/k902X.jpg

http://s2.uploads.ru/HuxMk.jpg

Колодец был закрыт, и полезть туда мы не решились. Предположительно, за крышкой прячется лестница и собственно темница (ниже - фото из википедии). Но, глядя на фото, я чувствую, что по этой лестнице я бы точно не полезла, - уж больно она жуткая.
http://s3.uploads.ru/sOedG.jpg

http://s2.uploads.ru/fb7Hi.jpg

Св. Григорий Просветитель, как и многие святые, был знатного рода (в данном случае - одна из ветвей царского дома), который поступил в услужение к наследнику армянского царя  Тиридату (Трдату III), чтобы загладить вину своего отца, который и убил этого самого царя. В 287 году наследник прибыл в Армению вместе с римскими легионами и вернул себе престол, после чего внезапно заточил соратника в темницу на 15 лет (по другим источникам - на 13), по официальной версии - из-за того, что он проповедовал христианство и отказался приносить жертвы идолам. Через 15(13) лет царь заболел, и вылечить его смог только Григорий, за что царь одумался, узника простил, и сам крестился, сделав христианство официальной государственной религией. Считается, что произошло это в 301 году, хотя, судя по последним исследованиям, это произошло не раньше 314 года.

http://s3.uploads.ru/q5UV6.jpg

У меня, как у барышни, получившей жесткое атеистическое воспитание, есть своя теория, почему именно христианство стало религией Армении и почему такие неувязки с датами. Начать придется с момента, когда царь Трдат вернул себе отцовский трон. Предположительно, именно тогда царь узнал, что Григорий - сын того самого человека, который убил его отца, и именно поэтому Григорий был заключен в темницу, и христианство тут ни при чем. Примерно тогда же в Армению прибывает группа девушек-христианок, покинувших Рим из-за преследований христиан, и среди них - Рипсимия, сразу очаровавшая царя настолько, что тот пожелал взять ее в жены, но получил нелестный для себя (и, скорее всего, публичный) отказ - второе за короткий промежуток времени сильное потрясение для царя. За это все девушки были казнены, а царь, присутствовавший на жестокой казни, помутился рассудком. Нужно понимать, что конец III и начало IV вв. в истории Армении - это противостояние Армении как  важнейшего союзника Рима в Передней Азии и Персии, которая постоянно стремилась взять Армению под свой контроль. А тут царь заболел, да еще до такой степени, что руководить (и, соответственно, командовать войсками) не может, как быть? Тут сестре царя очень удачно было видение, где она поняла, что исцелить брата может только Григорий, и будущего святого выпускают из темницы. Уверена, что не для молитв и царского исцеления для, а ради того, чтобы он возглавил войска - вырос-то он в Риме, где стал специалистом по языкам, римскому праву  и военному делу, армянский историк Хоренаци называет его  "храбрым и сильным воином, который участвовал в боях против многих врагов. Он лично повёл свою армию к победам во многих сражениях". А тут очень своевременно в 313 году в Сплите умирает римский император Диоклетиан, известный своими гонениями христиан. В этот же год эдикт императора Константина Великого предоставил право свободного перехода в христианство всякому желающему, и этот год считается датой, когда христианство сделал господствующей религией Римской империи. Официальная, по сути, новая религия Рима не может не стать официальной же религией ее союзника - Армении, не в последнюю очередь - в противовес языческой Персии, где еще нет ислама. А дату 301 г. просто подогнали позднее, чтобы подражание Риму было не таким явным:)

0

23

talusha написал(а):

Но, глядя на фото, я чувствую, что по этой лестнице я бы точно не полезла, - уж больно она жуткая.

когда мы были - открыто было, но и я не полезла. Мало того, что там внизу явно темно и страшно, еще и на лестницу надо "шагать" от края ямы - на противоположную сторону, к этой самой лестнице. И это безо всяких там перил и поручней... В общем, я оказалась не способной на такой подвиг.
П.С Ты меня опередила с Хор-Вирапом, я тож хотела сегодня выложиться, теперь погожу :)

talusha написал(а):

У меня, как у барышни, получившей жесткое атеистическое воспитание, есть своя теория, почему именно христианство стало религией Армении

не, я предпочитаю легенды, сказания и прочее прочее романтическо-фантастическое... Факты - вещь ужасно скучная

0

24

Giulia написал(а):

И это безо всяких там перил и поручней

Юль, а вы были в Нораванке? там у одной из церквей лестница ведет на второй этаж: шириной меньше полуметра, без поручней, Денис таки влез, а я две ступеньки пролезла и решила, что я не героиня)) уползла крабиком обратно

Giulia написал(а):

Факты - вещь ужасно скучная

зато антиресно анализировать разные кусочки информации и из них напридумывать свои теории
как оно там было на самом деле, мы никогда не узнаем)

0

25

Ну и виды со смотровой площадки монастыря. Примерно в километре отсюда расположена турецкая граница. "Приветствуем вас в Турции," - незамедлительно сообщил нам МТС, когда мы подошли к краю крепостной стены. Вот он, Арарат. Вернее, они. Я, к стыду своему, не знала, что гора Арарат на самом деле две горы - Большой Арарат и Малый Арарат, два слившихся основаниями конусов потухших вулканов.
http://s2.uploads.ru/aqzDh.jpg

http://s3.uploads.ru/XLjPV.jpg

Насладившись Араратом, осмотриваем и прочие стороны света. Обратили внимание на холмы?
http://s3.uploads.ru/q9r5n.jpg

Тут следует снова вернуться к истории Армении (я последний месяц только ею и занимаюсь, преинтересное чтение, столько всего нового для себя узнаю). С  190 г. до н. э. по 428 г. н. э. на территории, по сути, нынешней Турции (строго говоря, Армянского нагорья) простиралось государство Великая Армения (карта ниже - с википедии).
http://s3.uploads.ru/Iu4Ha.png

Первой столицей Великой Армении стал Арташат (в переводе название означает «радость Арташеса»), основанный царем Арташесом в 176 г. до н.э. и пробывший столицей аж до 168 г. н.э. "Рассказывают, что карфагенянин Ганнибал, после того как Антиох окончательно проиграл войну с римлянами, перешел ко двору Артакса Армянского (Арташэс первый), которому дал множество полезных советов и наставлений. Между прочим он приметил местность, чрезвычайно удачно расположенную и красивую, но лежавшую в запустении, и, сделав предварительные наметки для будущего города, позвал Артакса, показал ему эту местность и убедил застроить ее. Царь остался доволен и попросил Ганнибала, чтобы тот сам взял на себя надзор над строительством. Возник большой и очень красивый город, которому царь дал свое имя и провозгласил его столицей Армении". Плутарх

Все окрестные холмы числом 9 и есть бывший Арташат, когда-то на холмах и расположенный. Каждый холм был огорожен собственной стеной, все вместе они образовывали единую оборонительную систему укреплений. Когда-то здесь стояли ряды красивых домов из красного и белого камня под черепичными крышами, стены внутри домов украшались фресками и мозаикой. Один из холмов занимала цитадель. Был в городе и водопровод, и акведук, и бани наподобие римских, возможно, поэтому Арташат и называли армянским Карфагеном. В период наивысшего расцвета столица занимала площадь 400 гектар, длина стен-фортификаций составляла 10 тыс. метров, а население — 150 тыс. чел. Всего этого город достиг за счет того, что тогда он являлся важнейшим транзитным центром международной торговли (он стоял на Великом Шёлковом Пути).

К несчастью, город активно подвергался нападениям и разрушениям. В первый раз он был повержен в на стыке II—I веков до н. э., когда в Армению вторглись парфяне. Затем, в 34 г. до н.э. римляне ограбили город, в том числе вынесли подчистую все из языческих храмов. В 58 г. н.э. армянскую столицу снова заняли римляне, которые город сожгли, не желая оставять укрепления наступающим парфянам. Правда, через несколько лет Армения заключила с Римской империей мирный договор и император Нерон в качестве компенсации за разрушение Арташата передал армянскому царю Трдату деньги для восстановления и даже специально прислал для этих работ ремесленников. Восстановленный Арташат после этого какое-то время назывался Неронией. Через 100 лет - в 163 г. город снова разрушили римляне, а в 164 г. столицей был объявлен Вагаршапат, и бывшая столица постепенно приходит в упадок. Свой вклад в разрушение еще существующего города внес и Георгий Просветитель, который вошел в город во главе армянских войск и разрушил массу языческих храмов. Наконец, в 369 г. город снова разрушили парфяне. К VII веку на месте огромного города сохранились крепость и деревенька у ее стен, жители которой занимались изготовлением кошенили (пурпурной краски). А в XIII веке на месте крепости возникает монастырский комплекс со школой, которой руководил Вардан Аравелци (один из крупнейших учёных средневековой Армении).

За монастырем можно влезть на один из холмов, откуда он весь как на ладони. Стоишь тут, смотришь на Арарат, потом поворачиваешься - и смотришь на руины Арташат, и понимаешь, насколько все преходяще перед лицом вечности...
http://s3.uploads.ru/YLS5n.jpg

http://s3.uploads.ru/xs7lP.jpg

http://s3.uploads.ru/HFujg.jpg

Совет-просьба: мы не сообразили полазать по холмам и поискать, где там в 2007 г. раскопали бани с мозаичными полами. Если вы их видели и сняли - покажите, пожалуйста:) А совет - нужно полазить и поглядеть. Наверное:)

0

26

talusha написал(а):

Юль, а вы были в Нораванке? там у одной из церквей лестница ведет на второй этаж: шириной меньше полуметра, без поручней

не, не доехали, хотя это моя мечта. Но про лестницу знаю, хотелось бы попробовать влезть. вверх я могу, я в глубину и темноту боюсь

talusha написал(а):

из них напридумывать свои теории

ну, это уже другое дело, это уже не факты :)

0

27

Giulia написал(а):

это уже не факты

так факты рисуют нормальную такую картину:
- Георгий воспитывался в Риме и был военачальником
- его отец убил отца царя, отчего Г. долгое время скрывался
- когда царь узнал, кто есть Г., его кинули в темницу
- выпустили его только в 313г., когда персы пошли в наступление, а царь был не в себе
- Армения на тот момент - союзник Рима
- через год после того, как х-во стало офиц. религией Рима, оно стало офиц. религией и Армении тоже
а остальное - так, легенды и мифы - видения, царь уверовал и пр.))

0

28

talusha написал(а):

напридумывать свои теории

и ничё так получилось, логичненько! :D
Все фото Арарата и окрестностей - отпадные!  :love:

0

29

Монастырь Нораванк

Поскольку встали мы рано, а я с утра приняла таблетку драмины, чтобы меня не укачивало, после Хор Вирапа меня в тепле машины сморило и  проснулась я, когда мы уже подъезжали к Нораванку. Я удивилась: по программе вторым пунктом у нас значился винный завод Арени и я рассчиытвала увидеть перед собой именно его, и более того, - Лика советовала пройти часть пути по ущелью до Нораванка пешком, а мы этот совет, получается, продрыхли (справедливости ради отмечу, что пешком мы прогулялись на обратном пути). Прибыли сюда мы в районе 10.30, и первоначально по монастырю бродили только мы и еще один турист, который так же старательно обходил нас стороной, как и мы его. Полная приватность, одним словом. А вот минут через 40 в монастырь привезли пару групп и впечатление было уже не то. А пока мы просто гуляем под ярким солнцем.

http://s3.uploads.ru/o4ti1.jpg

http://s2.uploads.ru/rX8Yf.jpg

http://s2.uploads.ru/rL4ZF.jpg

http://s3.uploads.ru/FzWOX.jpg

0

30

Монастырь Нораванк (что в переводе означает "новый монастырь/храм") был основан в 1205 г. епископом Ованнесом. Предположительно на этом месте когда-то находился языческий храм, и первые монахи монастыря жили в руинах этого храма, разрушенного землетрясением. В 1216 г. по указу князя могущественного князя Липарита Орбеляна к 1227 г. здесь возводится новая церковь, Нораванк, давшая название монастырю (сейчас это церковь Сурб Карапет), затем к 1275 г. в монастыре строится родовая усыпальница князей Орбелянов, а в 1339 г. князь Буртел Орбелян выделяет средства на церковь Сурб Аствацацин. Крепостные же стены, которые сейчас выглядят с храмами очнь органично, были построены гораздо позднее - в XVII–XVIII вв. С историей монастыря связаны также и имена замечательных мастеров Смранеса и Момика - великих армянских зодчих и скульпторов.

При входе в монастырь с левой сторон вы увидите стройную двухэтажную церковь Сурб Аствацацин (Святой Богоматери, 1339). Она считается архитектурным шедевром и была последней работой мастера Момика, чья могила расположена с южной стороны церкви. Момик, получивший образование в Киликии, увлеченный готическим искусством Европы (вероятно, через крестоносцев), создавал шедевры резьбы по камню, которые признаны одними из лучших работ по камню в средние века.
http://s3.uploads.ru/k6gCo.jpg

http://s3.uploads.ru/NPUZn.jpg

http://s3.uploads.ru/YUwZ1.jpg

http://s3.uploads.ru/phIy2.jpg

http://s2.uploads.ru/O2ip6.jpg

http://s2.uploads.ru/QUTwv.jpg

Со стороны входа на второй этаж ведет узкая лестница. Денис взобрался туда достаточно быстро и без хлопот,

http://s2.uploads.ru/qY93d.jpg

я же осилила три ступеньки, после чего мне в бок впился какой-то элемент отделки и я позорно сбежала "крабиком". Нет уж, такие лестницы не для меня, когда ширина лестницы - всего-то сантиметров 40, и нет ни намека на перила, а на мне рюкзак, который не вписывается в стенные рельефы и камера, которая качается и грозит свалить меня вниз. Так и не посмотрела, что там наверху, - не кидать же фотокамеру наверх.

В подземном этаже церкви расположена родовая усыпальница князя  Буртела Орбеляна.
http://s2.uploads.ru/VTl32.jpg

http://s3.uploads.ru/yDJ3F.jpg

С правой стороны от фасада с лестницей - могила самого Момика.
http://s3.uploads.ru/2gOK9.jpg

Один из двух хачкаров с другой стороны также принадлежит резцу Момика.
http://s2.uploads.ru/5UZhm.jpg

Хачкары - это камни с изображением креста. Часто в оформлении хачкаров используется не только крест, но и резное изображение солнца - символа, идущего еще из язычества. Хачкары - не только надгробья, часто они устанавливались как посвящение семье и матери, камни с изображением Святого Геворга давали силу и смелость воинам, а изображающие Всеспасителя, по поверьям, излечивали от различных болезней.

Надпись над изображением Богоматери - дата освящения церкви, 1339 г. (это нумерация Месропа Маштоца, когда каждая буква армянского алфавита соответствует определенному числу). По бокам Богородицы различимы силуэты двух стоящих людей, один из которых держит в руках макет храма, - вероятно, это сам князь Буртел Орбелян и кто-то из членов княжеской семьи.
http://s2.uploads.ru/x0K2q.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: экс-СССР » Между солнцем и землей (Армения и Нагорный Карабах)