Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Усадьба Салтыковых -Центральный Дом Российской Армии.


Усадьба Салтыковых -Центральный Дом Российской Армии.

Сообщений 41 страница 50 из 132

41

После промежуточной площадки лестница двумя маршами приводит на второй этаж.

https://i.postimg.cc/3x7Tbv1j/24-IMG-4932.jpg

https://i.postimg.cc/d0Nc1SYn/25-IMG-4930.jpg

За балюстрадой зеркальные звери отражают противоположные такие же

https://i.postimg.cc/KzKSgrcb/26-IMG-20220522-173243.jpg

https://i.postimg.cc/XJTMKGXC/27-IMG-4901.jpg

https://i.postimg.cc/FzcMTrJn/28-IMG-20220522-173302.jpg

Вид на лестницу с фойе второго этажа
https://i.postimg.cc/wxmYqVbc/29-IMG-4899.jpg

На втором этаже в центре здания  анфилада из нескольких фойе, отделенных друг от друга арочными проходами. Сюда попадают зрители, когда приходят сюда на концерты или торжественные мероприятия.

https://i.postimg.cc/tCGQYxK0/30-IMG-20220522-173253.jpg https://i.postimg.cc/fbRhMQ6J/31-IMG-20220522-173259.jpg

Люстра центрального фойе

https://i.postimg.cc/RZRBrZpk/32-IMG-4551.jpg

0

42

https://i.postimg.cc/0N88X1XV/33-IMG-4552.jpg

https://i.postimg.cc/q7jp9D94/34-IMG-4900.jpg

https://i.postimg.cc/0jJxKkry/35-IMG-5669.jpg

https://i.postimg.cc/59ZQ7jBp/36-IMG-4553.jpg

https://i.postimg.cc/Qx19RsSD/37-IMG-5671-IMG-5672.jpg

Вот и второе зеркало, подобное тому, что на лестнице

https://i.postimg.cc/c6yWQp8M/38-IMG-5672.jpg

А в этом фойе устраивают фуршеты или тут во время концертов буфет. И по всем стенам картины

https://i.postimg.cc/hjYcGzDY/39-IMG-4898.jpg

Вот большое полотно “Альпийский марш”. народного художника  РФ Евгения Корнеева, на нем Суворов и его солдаты возле Чертова моста в Швейцарии.

https://i.postimg.cc/056J07wb/40-IMG-5674.jpg

Суворов тут и в принципе, как полководец, отвечающий за военную тематику, и вспомним, что именно суворовские ветераны жили здесь в бытность усадьбы Инвалидным домом, и сама площадь перед домом сейчас называется Суворовской.

https://i.postimg.cc/L5BMJHXj/41.jpg

Пройдя по этим фойе, зрители , как правило, попадают на мероприятие или концерт в Краснознаменный зал, но его я покажу ближе к концу, а сейчас я приглашаю вас туда, куда обычные зрители  не попадают а именно в  Историко-мемориальные залы, которые по сути являются прекрасным музеем.

0

43

Часто, бывая  в сохранившихся или частично сохранившихся усадьбах, испытываю ощущение пустоты: не хватает обжитости, что ли... Здесь то же чувство...

0

44

Ксения написал(а):

не хватает обжитости, что ли... Здесь то же чувство...

Здесь то тем более не усадьба, и пока я показывала всего лишь холлы. Можно только представить,  как по ним проходили девушки -институтки. Может быть, глядя на следующие залы, это чувство уменьшится.

Историко-мемориальные залы, куда я вас приглашаю, находятся в противоположном от концертных залов  крыле здания.

Это музейный отдел ЦДРА работает с 1993 года. Создателем и первым руководителем историко-мемориального зала была заслуженный работник культуры Российской Федерации Наумова Лариса Александровна.

Историко-мемориальные залы ЦДРА располагают богатейшей коллекцией экспонатов. Здесь гармонично сочетаются несколько архитектурных стилей: модерн, ампир, рококо, дающие представление о внутреннем убранстве, интерьере, быте дворянской усадьбы, и уникальной коллекции декоративно-прикладного искусства. Среди эксклюзивных предметов, например, изысканные каминные часы «Клятва Князя Пожарского», уникальная ваза «Охота», созданная на знаменитой севрской фарфоровой мануфактуре во Франции. В экспозиции изобразительного искусства – произведения выдающихся русских художников, живописцев XVIII-XIX веков: Левитана И.И., Коровина К.А., Айвазовского И.К., Поленова В.Д., Саврасова А.К., Перова В.Г., Шишкина И.И.

Возникает вопрос - откуда все это богатство ?

Много мебели было изначально , она осталась еще со времен института. Мебель была распихана по разным кабинетам, ее не ценили, эксплуатировали как вздумается.  Лариса Александровна Наумова не могла спокойно смотреть на такое обращение с произведениями искусства и стала собирать антикварную мебель в отдельные комнаты. Так и получился музей. Многие предметы покупали, что-то поступало из закрывающихся домов офицеров разных гарнизонов по всей России. Ведь после революции конфискованное богатство дворянских усадеб свозили в Гохран, а оттуда распределяли по разным ведомствам.  Вот так и попадали предметы искусства в дома офицеров.
В итоге сформировался этот музей, который мало кто видел.

Начну с "Золотой гостиной". Она  и раньше имела такое же название . Вообще, в ЦДРА постарались сохранить исторические названия гостиных, если о них имелась информация.
Сюда собрали побольше мебели из карельской березы, чтоб  гостиная действительное была золотой.

https://i.postimg.cc/FzSt8Jj1/01-IMG-4576-IMG-4578.jpg

В бытность  здесь Инвалидного дома в этом помещении была церковь. Первая домовая церковь Великомученицы Екатерины была устроена здесь в 1779 г.

https://i.postimg.cc/L8TccSZk/04-IMG-20220505-170656.jpg

https://i.postimg.cc/g2Y5q7Bx/06-IMG-20220505-170731.jpg

В гостиной особая атмосфера. Когда в здании был ремонт и посрезали батареи, то в этой гостиной все равно было тепло. 

https://i.postimg.cc/qRtW6CDQ/07-IMG-20220505-170702.jpg

Мебель российская.

https://i.postimg.cc/65xFTqrL/09-IMG-4563.jpg

https://i.postimg.cc/ZKP2Nmjk/10-IMG-4570.jpg

https://i.postimg.cc/0NXLNCnb/11-IMG-4578.jpg

0

45

https://i.postimg.cc/CMqWFkqx/12-IMG-4566.jpg

https://i.postimg.cc/G2ZVFhZR/13-IMG-20220505-170952.jpg

https://i.postimg.cc/J0ZgPCLk/14-IMG-20220505-170708.jpg

https://i.postimg.cc/W1Xy97QX/15-IMG-4564.jpg

https://i.postimg.cc/hGv5Ndng/16-IMG-4565.jpg

На спинках стульев вставки темные из дуба и бронзовые накладки , вот они французские.

https://i.postimg.cc/YSPs7C2F/17-IMG-20220505-170718.jpg

0

46

Все картины, все предметы декоративно-прикладного искусства, которые есть в ЦДРА, всё подлинное, не копии.

Н.А.Клодт "Озеро" 1916г.

https://i.postimg.cc/Kzgs8h4H/18-IMG-20220505-171006.jpg

В.К.Менк "Дорога во ржи" 1880г.

https://i.postimg.cc/yxmQ0hmh/19-IMG-4567.jpg

Лепной фриз по периметру Золотой гостиной

https://i.postimg.cc/8cQXFX6P/20-IMG-4568.jpg

https://i.postimg.cc/7P0Wv4FC/21-IMG-4569.jpg

Если  "Золотая Гостиная" выходит окнами в парк, то следующая комната открывает анфиладу залов, идущих вдоль парадного фасада.
Это комната почти без предметов антиквариата, в ней посетителей знакомят с историей здания, на стенах гравюры, портреты исторических персонажей. связанных с домом -Салтыковы, императрицы -патронессы сначала Инвалидного дома, потом  Института. В витринах фотографии, я их вам уже показывала.

https://i.postimg.cc/63nV2WKF/01-IMG-5425-IMG-5427.jpg

Про наряды у окна скоро расскажу.

https://i.postimg.cc/28zdyNKX/02-IMG-5418.jpg

https://i.postimg.cc/SQL7mxDM/03-IMG-5425.jpg

0

47

Из антикварного здесь часы,

https://i.postimg.cc/6qKrCk5q/04-IMG-20220505-172249.jpg

вот эта девочка

https://i.postimg.cc/X7GjwpmZ/06-IMG-4596.jpg

и люстра. Вообще, люстры в здании все разные, все антикварные.

https://i.postimg.cc/L5VzDxnT/05-IMG-4573.jpg

У окна на манекенах два наряда -женский и мужской. Это точные копии венчального платья 1745 года великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины II),  и камзол ее супруга Петра III.

https://i.postimg.cc/2jsBPR4K/07-IMG-4572.jpg

Это подарок выпускников Школы-студии МХАТА , факультета сценографии. Трудно сказать подарок постоянный или временный, пока его не забирают. 

https://i.postimg.cc/J4jB86x4/08-IMG-20220505-172811.jpg

Можно в деталях рассмотреть тонкое кружево, вышивку

https://i.postimg.cc/QMdBpX3H/10-IMG-4609.jpg

https://i.postimg.cc/fRZSRcq7/11-IMG-4610.jpg https://i.postimg.cc/vZzgg4CJ/12-IMG-4611.jpg

0

48

На платье мы видим орден Св.Екатерины. У него весьма любопытная история.

https://i.postimg.cc/63VkZ2vj/13-IMG-20220505-172827.jpg

В 1713 году Пётр I в честь достойного поведения своей супруги Екатерины Алексеевны во время неудачного для него Прутского похода 1711 года учредил орден по имени мученицы Святой Екатерины. Первоначально он назывался орденом Освобождения и предназначался только Екатерине ( !!!)
В том походе русская армия была окружена турецким войском, и Екатерина, по легенде, пожертвовала все свои драгоценности на подкуп турецкого командующего Мехмед-паши, в результате чего русские смогли заключить перемирие и вырваться. Екатерина Алексеевна получила знаки из рук государя 24 ноября 1714 года.
Очевидцы и участники Прутского похода не подтверждают такой заслуги Екатерины Алексеевны, тем более, что на взятку великому визирю было выделено 150 тыс. казённых рублей, однако отмечают достойное поведение царицы в походе, бывшей в то время на седьмом месяце беременности.
Больше награждений этим орденом  при Петре I не было.
Вступив на престол, Екатерина Алексеевна пожаловала знаками ордена дочерей Петра — Анну и Елизавету (впоследствии императрица). Всего во время её царствования было выдано восемь наград.
Орден стал высшей наградой для дам, а также для поощрения заслуг их мужей. В 1797 году Павел I законодательно закрепил обычай, по которому каждая родившаяся великая княжна получала орден Святой Екатерины, за счёт этого количество награждений резко возросло.

Число награждаемых ограничивалось 12 дамами для ордена 1-й ст. и 94 — для ордена 2-й ст., исключая из этого числа членов царской семьи.

Орден имел две степени:
«большой крест» — для особ царской (королевской) крови, высших чинов придворных дам, жён особо отличившихся военных и чиновников;
«малый крест», или кавалерственный — для лиц женского пола из высшего дворянского сословия и жён отличившихся военных и чиновников, состоящих, как правило, в 1-м или 2-м классе Табели о рангах, а также военных, имеющих звание генерал-адъютанта. Награждённые именовались соответственно «дамами большого креста» и «кавалерственными дамами».
Орденские  знаки Большого и Малого креста отличались размером и отделкой драгоценными камнями.

В статуте не были указаны заслуги, за которые следует награждать. Основанием для награждения традиционно служило просветительство. Награждённым так же вменялось в обязанности дела благотворительности, в том числе выкуп на свои средства попавшего в варварский плен христианина, попечение об Училище ордена для воспитания благородных девиц.

На кресте ордена с лучами, украшенными драгоценными камнями, находится овальный медальон в золотой оправе, в центре изображена сидящая святая Екатерина с большим крестом (в центре его маленький бриллиантовый крестик) и пальмовой ветвью в руках.

https://i.postimg.cc/zX29T1yr/15-IMG-4612.jpg

Знак Большого креста носился через правое плечо на ленте шириной 10 см (первоначально белая с золотой каймой; с 1797 года — красная с золотой каймой), к нему полагалась восьмиконечная звезда, которая носилась на левой стороне груди.

https://i.postimg.cc/sDgkB2Dm/16-IMG-20220505-172835.jpg

Всего за два столетия орденом были награждены 734 дамы, из них более 310 удостоились 1-й степени, в том числе княгиня Е. П. Баратынская (1762); княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1762); светлейшая княгиня Варшавская, графиня Елизавета Алексеевна Паскевич-Эриванская (1846), графиня Юлия Фёдоровна Баранова (1856).
Известен также единичный случай награждения этим женским орденом мужчины.

Копия  камзола  Петра III.

https://i.postimg.cc/59gcNz1j/18-IMG-4614.jpg

На одной из фотографий видим парадный зал, украшенный к визиту императрицы

https://i.postimg.cc/Y0bTX58Q/19-IMG-4615.jpg

Еще раз покажу люстру

https://i.postimg.cc/kgRq4ynq/IMG-20220505-171825.jpg

https://i.postimg.cc/hPsRt5Fk/IMG-4619.jpg

и настенные бра

https://i.postimg.cc/QMLsWWt5/IMG-20220505-171921.jpg

https://i.postimg.cc/brHcb6Z2/IMG-4595.jpg

0

49

Лена ГМ написал(а):

Известен также единичный случай награждения этим женским орденом мужчины.

Действительно, был такой казус. Этим женским орденом Екатерина I наградила  юного Александра Меньшикова, сына Александра  Даниловича Меньшикова. Но радовался этим орденом 13-летний мальчик всего несколько месяцев. Екатерина умерла, Меньшиков попал в опалу, и его сын, как и сам отец, был лишён всех  наград.

0

50

После зала , где посетителей знакомят с историей дома, начинается анфилада залов  с предметами декоративно-прикладного искусства, коллекция этих залов и оказалась для меня полным сюрпризом. Я никак не предполагала, что здесь всего так много, и что здание, подчиненное Министерству обороны хранит  столько сокровищ !

Представленные в этих залах  интерьерные экспонаты имеют особую ценность, так как позволяют получить наиболее полное представление о культуре прошлого, происходящих изменениях художественных вкусов, стилей. Мебель, осветительные приборы, фарфор, другие предметы – памятники истории и культуры, не представленные в комплексе, являются обычными вещами, лишенными внутренних связей между собой. И наоборот: только комплексный показ декоративно-прикладного и изобразительного искусства может вернуть вещам их взаимосвязь, показать роль каждой из них в формировании интерьера. Именно  этим руководствовались создатели этого музея. В основу экспозиции положены литературные источники, публикации специалистов, а также сохранившиеся иконографические материалы по русскому интерьеру.
Итак, второй зал в анфиладе. Он тоже в основном наполнен "солнечной" мебелью из карельской березы.

https://i.postimg.cc/FspKSYzZ/01-IMG-4590-IMG-4593.jpg

В противоположном конце просматриваются идущие анфиладно другие залы.

https://i.postimg.cc/XqywJw4Q/02-IMG-4582-IMG-4583.jpg

Большая часть находящейся во этом зале мебели датируется началом XIX века, как и в последующих залах.

https://i.postimg.cc/BZ1YtFhr/03-IMG-4582.jpg

Но есть здесь   кабинетная мебель с резными фигурами лебедей, представляющая особую ценность.  Она была изготовлена русскими крепостными мастерами из карельской березы в 1780-х годах. Это один из самых первых гарниров из карельской березы. Несмотря на некоторую тяжеловесность, мебель отличается строгостью и торжественностью.

https://i.postimg.cc/GmjSd1M9/04-IMG-20220505-171549.jpg

Мебель из карельской березы имеет богатую историю. Впервые о данной древесине, как о ценном материале, похожем внутренностью на мрамор», упоминал еще в 1766 году «лесной знатель» Фокель, которого Екатерина II направила изучать леса северо-западной части России. Такая «командировка» была связана с поиском альтернативы красному дереву, ввоз которого в страну был временно прекращен по внешнеполитическим причинам – военными походами Наполеона Бонапарта в Италию, его стремлением вступить в военное сражение с русской армией под руководством А.Суворова и установленной 26 ноября 1806 г. континентальной блокады, следствием которой явилось почти полное прекращение торговли экзотическими породами дерева. Искали замену красному дереву.
Мебельщики не только в России, но и во многих западноевропейских странах были вынуждены обратиться к поискам декоративных возможностей самых обычных, простых и доступных в местных условиях деревьев.
В Западной Европе в отделке мебели стали использовать светлые сорта древесины клена, ясеня, платана, вяза, ильма, береста, тополя, туи, сикамора, апельсинового и лимонного дерева, акации – применение светлого дерева было связано и с изменением вкуса в сторону более уютных и менее формальных интерьеров, которые требовали более естественных натуральных цветовых сочетаний в отделке мебели.
Однако все эти породы не могли сравниться по своим декоративным качествам с карельской березой, обладавшей необыкновенным разнообразием текстуры и рисунка с маленькими глазками темного тона и богатой палитрой золотистых оттенков – от янтарно-желтых до коричневато-охристых.

https://i.postimg.cc/gJxMVLG6/05-IMG-4604.jpg

В конце 80-х годов XVIII века (1780 г)  в имении князя Мещерского П.В. в Курской губернии его крепостные мастера впервые применили данную разновидность березы для изготовления мебели. С этого все началось –  «карелка» стала появляться во дворцах, поместьях.
Уже в 1790 году отдельные предметы из карельской березы были отмечены в описях убранства Павловского дворца.
В первом десятилетии XIX века карельская береза и близкий к ней по цвету тополь становятся основным поделочным материалом при изготовлении мебели. Поисками   новых отделочных материалов были озабочены не только мебельные мастера, но ведущие петербургские архитекторы, которые по установившейся еще в первой половине XVIII века имеют особую в России традиции уделяли большое внимание проектированию предметов убранства дворцовых интерьеров, и, в первую очередь, мебели. Одним из первых к разработке мебели из березы обратился архитектор Андрей Никифорович Воронихин.

https://i.postimg.cc/NGWnxD9G/06.jpg

Для своих архитектурных проектов мастер старался давать архитектурное решение в комплексе: само здание, придомовые территории и внутреннее убранство помещения (мебель).
Заложенные Воронихиным А.Н. традиции отделки мебели были подхвачены и развиты русскими мастерами. Чтобы подчеркнуть красоту текстуры дерева и формы предметов, они стали вводить в отделку узкие полоски черного дерева. Дворцовая мебель украшалась тонко прочеканенными бронзовыми накладками в виде масок, пальметт, розеток или небольших рельефов на мифологические темы. На мебели, предназначенной для жилых покоев, бронза заменялась накладной золоченой резьбой. Однако нередко встречалась мебель, украшенная резными скульптурными элементами из массива березы.
В данном гарнире это лебеди.

https://i.postimg.cc/rpFZpYbj/07-IMG-20220505-171603.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Усадьба Салтыковых -Центральный Дом Российской Армии.