Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » По «Королевской дороге» Ленинградской области


По «Королевской дороге» Ленинградской области

Сообщений 1 страница 10 из 36

1

http://semenidos.com/?fin_marijoki
https://novate.ru/blogs/120119/49081/
https://anashina.com/mikael-agricola/
https://anashina.com/kirxa-marii-magdaliny-v-kojvisto/

В конце мая 2021 мы совершили небольшое 2-х дневное путешествие по т.н. «Королевской дороге».
«Королевской» (фин. Kuninkaantie, швед. Kungsvägen) дорога была названа в те далёкие времена, когда эти земли принадлежали Швеции. Дорога входила в сеть старинных дорог королевства и связывала Швецию с городами и замками её восточной провинции. По ней гонцы короля доставляли его указы в восточные пределы страны, а состояние дороги поддерживалось за счет королевской казны Швеции.
Мы проехали по  одному из участков этого древнего пути, который в настоящее время проходит по  территории Ленинградской области.

Маршрут: Петербург – Сестрорецк (Siestarjoki) – Зеленогорск (Terijoki)  – усадьба Мариоки (Metsäkylä) – Мыс Кюрённиеми (Кurenniemi) – Приморск (Koivisto)– Выборг (Viipuri) – Петербург.
Ночевали между Приморском и Выборгом в небольшом гостевом доме «Березки» в Прибылово (Makslahti).
Время поездки: 24-25 мая 2021.
Ездили на своем авто, 2 пары (с нашими спутниками по зарубежным поездкам).

Итак, 24 мая утром выехали из Петербурга. Перед этим несколько дней шли дожди. Утро 24 мая тоже было пасмурным, висели черные тучи. Но к обеду тучи разбежались, потеплело, выглянуло солнце и светило нам все эти 2 дня! 

Едем по Приморскому шоссе. Первая остановка запланирована в Сестрорецке. Там мы бывали неоднократно, поэтому для осмотра в Сестрорецке выбрали только те два объекта, которые не видели ранее.

0

2

Оля, :flag:

0

3

«Потаенное судно» Ефима Никонова

На берегу Сестрорецкого Разлива возле церкви св. апостолов Петра и Павла установлен памятник-макет «Потаённого судна», ставшего прообразом первой российской подводной лодки.
https://i.postimg.cc/8zPgwyyW/IMG-20210524-111402.jpg

В 1719 г. 29-летний безграмотный крепостной крестьянин Ефим Никонов подал письменное прошение на имя Петра I. Челобитную составил местный писарь за символическую плату. В прошении Ефим указал, что хочет создать «потаенное судно», которое могло бы незаметно подкрасться к вражескому кораблю и потопить его.
Идея настолько приглянулась царю, что тот немедленно вызвал Никонова в Петербург. Сперва царь предложил Никонову сделать уменьшенную версию подводной лодки: «не в такую меру, которым бы в море подойтить под корабль, но ради показания и в реке испытания».
31 января 1720 г. был подписан официальный указ на строительство «Модели». При написании названия судна писарь допустил ошибку в одной букве - судно стало назваться «Морель». Никонов получил неофициальное звание «мастер потаенного судна». В помощь Ефим мог взять лучших мастеров с петербургской верфи.

Точного описания лодки нет, однако по имеющимся данным можно создать общую картину. Субмарина была сделана из дерева и внешне походила на большую бочку. В длину она была 3,5 м, а в высоту около 2 м. Для погружения под воду на днище лодки имелись кожаные мешки, в которые поступала забортная вода. Для того, чтобы судно могло всплыть на верх, вода откачивалась с помощью ножного насоса. Сверху субмарины имелось отверстие для выхода водолаза. В качестве движителя использовались обычные весла. Для поражения вражеского корабля в носу лодки планировалось установить огнемет. Подводная лодка должна была незаметно подойти к цели и всплыть. Далее применялся либо огнемет, который бы поджег деревянный корабль, либо спускался водолаз для повреждения днища вражеского судна. Параллельно с «потаенным судном» Никонов также разработал первый прототип водолазного костюма.

Петр I часто посещал Ефима, вносил корректировки и всячески подбадривал. Строительство было окончено в марте 1721 г., но первое испытание прошло только весной 1724 г. Никонов являлся командиром экипажа из четырёх человек. К сожалению, первая попытка прошла неудачно. Лодка слишком резко пошла на дно, повредила днище и дала сильную течь. Хорошо, что никто не погиб. Инновационная разработка не удовлетворила членов адмиралтейской коллегии, но царь продолжал верить в идею Ефима. Он приказал мастеру укрепить корпус для последующих испытаний и повелел, чтобы ему «никто конфуза в вину не ставил».
Субмарину достали со дна, и Никонов приступил к доработке проекта. Из-за ухудшения самочувствия Петр I стал редко появляться на верфи, но до самой смерти верил, что у «потаённого судна» есть будущее.
Повторные испытания прошли уже после смерти царя. Три раза «Морель» погружалась под воду и все три раза неудачно. Корпус субмарины неизменно давало течь.
В 1728 г. Адмиралтейская коллегия приказала закрыть проект, а Никонов был разжалован из мастеров в обычные плотники и отправлен в Астраханское адмиралтейство.
"Потаённое судно" многие годы хранилось «от чужого глазу» в закрытом сарае, пока совсем не истлело.

Существуют материалы, в которых утверждается, что испытания модели проходили на Сестрорецком озере. Именно поэтому в 2009 г. здесь был установлен этот памятник.
https://i.postimg.cc/L8CKWz7W/IMG-20210524-111539.jpg

Рядом поставили камень с надписью: «Испытание «потаенного судна» Ефима Никонова в присутствии Петра I, 1721 г."
https://i.postimg.cc/jjD0YDYS/IMG-20210524-111557.jpg

А в 2007 г. в поселке Пионерский (бывш. Покровское-Рубцово) в Истринском районе Московской области, был поставлен памятник Ефиму Никонову, который был родом из тех мест. Автор монумента известный московский скульптор Алексей Викулов. Может быть, кто-нибудь из вас там был и видел этот памятник.

0

4

Сестрорецк, храм св. апостолов Петра и Павла

История церкви Петра и Павла в Сестрорецке началась ещё в 1722 г.
Сначала была построена деревянная церковь Петра и Павла (1722-1725 гг.) Она сгорела в 1730 г.
Затем была построена каменная церковь (1781 г.),  она сгорела в 1868 г.
Практически сразу после пожара, в 1871 г., в центре города была заложена новая каменная Петропавловская церковь. В 1924 г. она получила статус собора.
Но уже в 1931 г. собор был закрыт и разобран.

Тот современный храм Петра и Павла, который мы видим сейчас,  был построен в 2009 г. Он стоит на месте, где по легенде, в 1721 г. крестьянин Ефим Никонов продемонстрировал императору Петру I своё «Потаённое судно». Каменный храм построен с лёгкой стилизацией под древнерусскую церковную архитектуру.
https://i.postimg.cc/59LJtQYH/IMG-20210524-111940.jpg

Святыни храма: ковчег с частицами мощей святых апостолов Петра и Павла; список иконы Порт-Артурской Божией Матери и образ праведного Федора Ушакова – подарки Патриарха;
образ св. апостолов Петра и Павла работы второй половины XVIII в., поднесённый С. В. Медведевой;
икона святого Николая Чудотворца, подарок В. И. Матвиенко.

12 июля 2013 г.  в день св. апостолов Петра и Павла над входом в церковь установлены мозаичные образы небесных покровителей храма. В руках они держат храм, вознося его под покровительство Спасителя.

За собором  стоит беседка с «иорданью», построенная в 2011 г.  Говорят, что на Крещение собирается очень много желающих окунуться в Святую воду именно здесь.

https://i.postimg.cc/65KX46nM/IMG-20210524-111930.jpg

0

5

Музей под открытым небом «Сестрорецкий рубеж»

Сначала немного вводной информации об оборонительных сооружениях в Советском Союзе.
«Линия Сталина» (которая официально в СССР так никогда не называлась) представляла из себя цепь укрепрайонов, протянувшихся вдоль западных границ СССР. 
Она включала в себя 23 укрепленных района (УР).
Один из них – это Карельский укрепленный район (КаУР).
Строительство КаУРа велось с 1928 по 1939 гг. В КаУРе были отстроены артиллерийские огневые точки, подземные коммуникации, мастерские, госпитали и целая электростанция.
Это единственный укрепрайон, который в годы Великой Отечественной войны устоял перед натиском неприятеля.
Он состоял из 15 батальонных районов обороны (БРО). Каждый БРО включал в себя 10-15 пулеметных и 1-3 артиллерийских ДОТов и перекрывал 3-5 км по фронту.
Первый батальонный район обороны (БРО) КаУРа - это Сестрорецкий рубеж.

https://i.postimg.cc/Gp60LbbJ/IMG-20210524-115017.jpg

Территория музея большая, любители военной истории могут там провести несколько часов, а то и целый день. При нас там было несколько групп школьников, которым устроили что-то типа «Зарницы». Были детские группы с экскурсоводами. Одиночных посетителей было мало, но мы были в будний день.

Вдоль центральной аллеи установлены информационные стенды.

https://i.postimg.cc/HnCfM3cr/IMG-20210524-115337.jpg

Основу военно-исторической экспозиции составляют многочисленные экспонаты, найденные на Карельском перешейке и перевезенные сюда энтузиастами, восстанавливающими мемориал.
Все экспонаты настоящие, они были найдены, восстановлены и доставлены под Сестрорецк из различных мест проведения боев на северо-западе СССР.
Рядом с каждым экспонатом расположены информационные стенды, на которых подробно описано для чего использовался тот или иной предмет, кем и когда был найден и доставлен на территорию мемориала.

https://i.postimg.cc/DfrVhVHL/IMG-20210524-115219.jpg

https://i.postimg.cc/g2BQsGLF/IMG-20210524-115556.jpg

https://i.postimg.cc/W14x0d3w/IMG-20210524-120231.jpg

https://i.postimg.cc/mD7nTMXB/IMG-20210524-120332.jpg

https://i.postimg.cc/vmJjRXv0/IMG-20210524-120431.jpg

Примечательно, что мастерские укрепрайонов самостоятельно выпускали несложные защитные приспособления: бронещитки, стрелковые бронеколпаки, бронеползунки.
Более сложные сооружения – железобетонные огневые точки (ЖБОТы) - изготавливались промышленным способом. Хотя и тут не обошлось без смекалки – под огневые точки приспосабливались в том числе кольца канализационных колодцев с вырубленными вручную амбразурами.
Практиковалось также создание огневых точек, вооруженных орудиями и совмещенными с ними пулеметам на базе башен танков КВ-1, ИС-4. Конечно же, это требовало строительства соответствующих фундаментов, погребов хранения боезапаса, систем заряжания орудий.
Интересно, что под долговременные огневые точки приспосабливали не только башни, но и сами корпуса танков. В стенах трехбашенного Т-28, например, прорезали отверстия под амбразуры для стрельбы и наблюдения, переворачивали корпус вверх дном на заранее подготовленный фундамент с подземными сооружениями.
Всё это в большом количестве представлено на территории музея. Я фотографировала далеко не всё.

0

6

«Слон» и «Моська»

Но, конечно, Сестрорецкий рубеж в первую очередь силен был стационарными долговременными огневыми точками (ДОТами), построенными заблаговременно.
Основное сооружение – это артиллерийский полукапонир (АПК)  "Слон".
Это крупнейший артиллерийский ДОТ укрепрайона. Он расположен в 1200 м от старой советско-финской границы. Строительство  АПК началось в 1938 г., но к началу войны он не был вооружен и оборудован. Орудия и пулеметы появились в АПК только в 1942 г. Нынешние 85-мм орудия ЗИФ-26 – результат модернизации укрепления в начале 1950-х годов.
Полукапонир предназначался для прострела подступов к реке Сестре и предотвращения захода противника в тыл гарнизона Белоостровского района обороны. Он представлял собой автономную крепость с гарнизоном от 13 до 36 человек. Личный состав был защищен полутораметровыми стенами и перекрытием, способным выдержать прямое попадание 305-мм снаряда. Основное вооружение АПК – два артиллерийских орудия, установленных в отдельных боевых казематах. Во время стрельбы все двери, соединяющие внутренние помещения, задраивались. Переговоры между бойцами полукапонира велись по телефонам и переговорным трубам. Снаряды подавались в каземат из снарядной через герметичный перегрузочный лоток. Стрелянные гильзы по специальным каналам выбрасывались в погреба, оборудованные вентиляцией для удаления пороховых газов. Для ближнего боя предназначался станковый пулемет Максим, оснащенный газоотводами и системой подачи охлаждающей воды для ствола. Металлические балки под потолком – это противоосколочная защита. Она предотвращала поражение бойцов в случае разрушения бетонного перекрытия в результате попадания снарядов или авиабомб. С этой же целью в стены, открытые для обстрела, была вмурована металлическая сетка.
Командир расчета наблюдал за обстановкой через 10-кратный перископ. Связь с другими ДОТами и командованием БРО осуществлялась из радиорубки при помощи телефонов и радиостанции. В обычном режиме питание поступало от внешней электростанции. Но, в случае прекращения подачи электроэнергии извне, работу всех систем полукапонира обеспечивал автономный генератор. Запасов дизтоплива хватало на трое суток работы. Сооружение также имеет колодцы с запасами питьевой и технической воды.
АПК «Слон» оказался в стороне от наиболее «жарких» боев за Ленинград, но длительное время после войны находился в составе оборонительных комплексов наших Вооруженных Сил, неоднократно модернизировался. В 1985 г. был оставлен военными.

Сейчас весь этот комплекс воссоздан добровольцами при некоторой поддержке заинтересованных лиц. В нём организован музей.

https://i.postimg.cc/8cHn6GgY/IMG-20210524-120726.jpg

0

7

Ещё одним экспонатом выставочного комплекса «Сестрорецкий рубеж» является вспомогательный артиллерийский капонир с забавным позывным «Моська».
Он прикрывал важнейшие дороги, ведущие к Ленинграду, а также тыл основного артиллерийского капонира «Слон».
Большую часть блокады Ленинграда ДЗОТ «Моська» в паре со «Слоном» и системой более мелких огневых точек защищали Сестрорецк от финнов, оказавшись для них неприступной преградой.
В качестве вооружения в «Моське» использовалась артиллерийская установка ДОТ-4, также были установлены прицел КТ-1 и перископ ТЧ-1. В ДЗОТе была установлена система вентиляции, подведено внешнее электропитание. Водопровод отсутствовал.
«Моська» была введена в эксплуатацию 1 августа 1942 года, а в мае 1945 года была списана, вооружение было демонтировано, после чего о ней надолго забыли.

Вновь вспомнили о «Моське» лишь в 2015-2016 годах, когда во время создания экспозиции «Сестрорецкого рубежа» на архивных военных картах было обнаружено упоминание и бывшее место расположения огневой точки.
За прошедшее время все деревянные блиндажные постройки полностью разрушились, и «Моська» представляла собой непримечательный лесной холм. После проведённых поисковых работ были найдены остатки «Моськи». В сентябре 2018 года по сохранившимся чертежам блиндаж «Моськи» был воссоздан.

https://i.postimg.cc/Fsp2fy9K/IMG-20210524-115810.jpg

Вокруг леса, болота...

https://i.postimg.cc/2yFg7vh2/IMG-20210524-114900.jpg

https://i.postimg.cc/HW4NKw8t/IMG-20210524-120713.jpg

Мы провели в музее "Сестрорецкий рубеж" около 40-50 минут. Но, повторюсь, любители военной истории там проводят целые дни. На территории есть столы и скамейки, где можно перекусить своими бутербродами, это не возбраняется.

А мы едем дальше.

0

8

Следующая наша остановка будет в Зеленогорске. Там мы тоже изредка бываем, любим гулять там и летом, и осенью. Но в этой поездке мы решили остановиться возле лютеранской кирхи, т.к. это было связано с темой нашего путешествия.

Несколько слов об истории города.
Зеленогорск  (до 1948 года — Терио́ки, Терийо́ки, от швед. Terijoki — Смоляная река).

Шведский период (до 1721 г.)
Небольшой рыбацкий посёлок Териоки  у места впадения Жемчужного ручья (реки Жемчужной) в Финский залив известен ещё с XVIII в. В письменных источниках поселение впервые упоминается в 1548 г. в связи с указом шведского короля Густава Вазы о казни нескольких местных контрабандистов. Среди казнённых оказался некий Антти из Териок. В XVI в. деревня Териоки состояла из 3-х налогооблагаемых крестьянских дворов.
В первой половине XVII в. в Териоках было 29 дворов.

Российский период (1721—1918)
В 1721 г. после подписания Ништадтского мира земли Старой Финляндии, где находились Териоки, отошли к Российской Империи и были включены в состав Выборгской губернии. В 1848 г. в Териоках было 36 дворов и небольшой мыловаренный заводик, который обслуживался четырьмя рабочими. В 1870 г., после открытия Финляндской железной дороги и строительства первого деревянного вокзала, в этих местах стали появляться многочисленные дачи. Посёлок быстро рос, летом его население доходило до 10 тысяч человек. В 1880 г. в посёлке построена первая деревянная православная церковь. В 1882 г. в посёлке открылась первая одногодичная финская школа, в 1886 — первая русская школа, в 1907 — финская пятиклассная школа совместного обучения. В 1897 г. в местности Териоки проживало 2979 человек, в т.ч. 40 % русских. В начале XX в. Териоки были самым крупным дачным посёлком на побережье Финского залива с численностью до 3500 жителей, а в летнее время сюда приезжало до 55 000 дачников.
В 1913 г.  открылись почта, телеграф,  появилось электричество, торговали 84 русских и финских магазина и лавки. С Петербургом Териоки связывала железная дорога. За день проходило 10 поездов. В 1917 г. в километре от старого деревянного вокзала построили большой каменный вокзал по проекту финского архитектора Бруно Гранхольма.
Финский период (1918—1940)
В середине мая 1918 г. в результате Первой советско-финской войны Териоки отошли к Финляндии. По Тартускому мирному договору 14 марта 1920 г. граница между РСФСР и Финляндией была закреплена по реке Сестре.
В 1930-е годы финское государство начало оказывать содействие возрождению курортной зоны на териокском побережье. Многие русские дачи были тогда восстановлены и реконструированы под пансионаты. Вскоре курорт Териоки снова завоевал популярность не только в Финляндии, но и в северных странах.
Во время Советско-финской (Зимней) войны в Териоках, в здании офицерского собрания (нынешняя Исполкомская улица, 6) располагалось «Териокское правительство» марионеточной Финляндской Демократической Республики во главе с О. В. Куусиненом.

Период после 1940 г.
В результате Советско-финской войны 1939—1940 гг. Териоки вместе со всем Карельским перешейком отошли СССР. Новая граница была закреплена Московским договором от 12 марта 1940 г. В ходе этой войны местное население уехало в Финляндию, посёлок был полностью разрушен и с 1940 г. начал заселяться переселенцами из разных районов СССР.
25 мая 1940 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) об организации на побережье Финского залива санаторно-курортной зоны с выделением на это специальных средств. На 21 мая 1941 г. в Териоках действовали 29 организаций, где работали 2600 человек. Были открыты также 3 дома отдыха и санаторий.

В годы Великой Отечественной войны с 31 августа 1941 года по 11 июня 1944 года город находился под контролем финнов.

11 июня 1944 г. в ходе Выборгской операции Советский Союз вновь установил контроль над городом. 
В мае 1944 г. была закрыта лютеранско-евангелистская кирха Преображения Господня.
В 1946 г. Териокам был присвоен статус города. В 1948 г. он получил своё современное название — Зеленогорск.

0

9

Мы подъехали к кирхе Преображения Господня.
Финский евангелическо-лютеранский приход в Териоках возник ещё в 1904 году.
В 1907—1908 годах по проекту архитектора Йозефа Стенбека  была построена каменная евангелическо-лютеранская церковь, освящённая в 1908 году.

https://i.postimg.cc/gkyzkStL/IMG-20210524-131949.jpg

Йозеф Стенбек (1854-1929), финский архитектор и инженер, работавший в Российской империи, а затем в независимой Финляндии. По его проектам было построено 35 лютеранских церквей на территории Финляндии и Карельского перешейка. Из 35 церквей 33 сохранились до настоящего времени. Из них 3 кирхи находятся на территории России, остальные 30 - в Финляндии. В этой поездке мы посмотрим 2 кирхи -  Преображения Господня в Зеленогорске и Святой Магдалины в Приморске.
В 1940 г. была разрушена колокольня кирхи, а в мае 1944 г. была закрыта церковь. Её помещение было переоборудовано под кинотеатр «Победа».
В 1990 г. в Зеленогорске был официально возрождён евангелическо-лютеранский приход.
В 2001—2002 гг.  здание церкви было отреставрировано с воссозданием колокольни.
В 2008 г.  было произведено новое торжественное освящение церкви.

Сейчас кирха находится под юрисдикцией Церкви Ингрии.

https://i.postimg.cc/MK5CFhr5/IMG-20210524-132259.jpg

https://i.postimg.cc/sxcNbhKx/IMG-20210524-132313.jpg

В кирхе регулярно проводятся концерты классической музыки. Так, начиная с 2004 года, каждое лето (обычно в июле — августе) по воскресным дням здесь проходит ежегодный международный музыкальный фестиваль «Лето в Терийоки».
В кирхе регулярно проводятся концерты классической музыки. Каждое лето по воскресным дням здесь проходит международный музыкальный фестиваль «Лето в Терийоки».

При кирхе есть небольшое финское кладбище.

Рядом с кирхой находится памятник всем жертвам советско-финской войны 1939-1940 гг. - памятник Примирения, который установлен в 2004 г. Он призывает к согласию и примирению между двумя странами-соседями Россией и Финляндией, поэтому его часто называют в народе «Деревом дружбы». На гранитном пьедестале на русском и финском языках высечены слова из Евангелия от Марка: "Мир имейте между собою".
Автор - скульптор Арсен Аветисян (1971-2004). Художник хотел отразить в своем творении идею примирения: из двух воткнутых в землю винтовок прорастают деревья, на одной из веток сидит птица.
В просвете между ветвями угадываются очертания христианского креста, пылающего в пламени. В праздничные дни в ветвях устанавливают свечи.

https://i.postimg.cc/3xgvhFmt/IMG-20210524-132404.jpg

Отредактировано K-Olga (2021-05-29 00:46:40)

0

10

Хороший памятник талантливого скульптора, чьи работы не раз видела на разных выставках. В Зеленогорске есть ещё две его работы - Такса и Хлеб.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » По «Королевской дороге» Ленинградской области