Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Подмосковье. Нахабино. Икона, написанная св. Лукой из Русского музея.


Подмосковье. Нахабино. Икона, написанная св. Лукой из Русского музея.

Сообщений 1 страница 10 из 14

1

Наш вояж  начинался от железнодорожной станции Нахабино (курский вокзал, рижский вокзал, метро Тушино), от станции ехали мы на автобусе "Нахабино-Дачная Слободка"  прямо до храма святого благоверного князя Александра Невского. До храма также можно доехать от ст. м. Щукинская, маршрутка № 480. расписание маршрутки можно найти на сайте храма.
https://preview.ibb.co/g4Wfr9/DSC05465.jpg

немножко об истории храма, с его сайта:
11 апреля 2009 года, в Лазареву субботу, старец и духовник Оптиной пустыни схиархимандрит  Илий совершил чин малого освящения Храма. В Богослужении приняли участие Благочинный Истринского церковного округа священник  Димитрий  Подорванов и настоятель Храма Святого благоверного князя Александра Невского иерей Максим Сычев
Подъём крестов и куполов Храма

15 сентября 2009 купола и кресты были водружены на Храм святого благоверного князя Александра Невского. Общее количество глав с крестами – девять. Диаметр центрального купола — 7,4 метра, а высота креста – 5,2 метра. Все купола и кресты изготовлены и смонтированы специалистами ЗАО Инженерный центр «ГРАНТ» города Волгодонска, позолотные работы выполнили сотрудники «Творческой мастерской «Изограф», расположенной в Сергиевом Посаде.
Во время торжественного Богослужения были освящены кресты и купола.  В Богослужении приняли участие настоятель храма  иерей Максим Сычев и священник храма  иерей Виталий Пелешенко. На этом знаменательном событии присутствовали прихожане храма, жители поселка «Княжье озеро» и сотрудники Холдинга «ГК Сапсан».

Возращение\Введение в Храм иконы Божией Матери «Одигитрия»

Осенью 2009 произошло одно из важнейших событий как в приходской жизни Храма Святого благоверного князя Александра Невского, так и в современной истории церковно-государственных отношений в России в целом.
В ответ на обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Министерством культуры Российской Федерации и Государственным Русским музеем было принято решение о перемещении чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница») Эфесской-Корсунской-Полоцкой-Торопецкой из фондов ГРМ в Храм Святого благоверного князя Александра Невского.

С просьбой поддержать обращение Святейшего Патриарха Кирилла в адрес Министерства культуры и Государственного Русского музея о возвращении святыни для поклонения верующим обратились авторы открытого письма Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву, под которым поставлено более 20 000 подписей.

Утром 3 декабря 2009 года икона Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница») Эфесская-Корсунская-Полоцкая-Торопецкая в специальном киоте была доставлена в Храм.
По проекту Храм состоит из 8 приделов: Святого благоверного князя Александра Невского; Пророка, предтечи и Крестителя Господня Иоанна; Святых первоверховных апостолов Петра и Павла; Всех Святых; Святых Жен-Мироносиц; Святого преподобного Сергия Радонежского; Тихвинской иконы Божией Матери; Корсунской иконы Божией Матери. Интерьер центрального Храма и приделов объединяется многоярусным иконостасом, проходящим через все три объема.
Верхний ярус церкви в настоящее время расписывается художниками.
в нижнем ярусе и расположена чудотворная древнейшая икона .

Около ворот в ограду храма имеется плакат, на котором рассказывается об истории иконы.

            История иконы. Автор — Александр Трофимов
http://alexandrtrofimov.ru/?p=134

По преданию святой евангелист Лука написал еще при жизни Божией Матери три иконы Ее с Предвечным Богомладенцем, и когда Пресвятая Дева увидела Свое изображение, то сказала: «благодать Рождшагося от Меня и Моя да будет с сими иконами».
Одна из этих икон и находится сейчас в Храме Святого Благоверного князя Александра Невского.
История иконы сложна и увлекательна: сначала она находилась в Малой Азии, в Эфесе, куда была принесена самим апостолом Лукою;
потом, по одним сказаниям, она была перенесена в Херсон, а оттуда 9 октября 988 года св. князем Владимиром – в Киев, а по другим, более известным, она была перенесена в XII веке из Эфеса в Полоцк преподобною Евфросиниею во вторник на пасхальной неделе. Впрочем, сказания эти не противоречат друг другу, а названия, данные этой иконе (Эфесская – Полоцкая – Корсунская – Торопецкая), показывают, что она действительно была и в Херсоне, и в Эфесе.
Есть данные, что эту заветную святыню при распространении христианства носили по городам Руси, и св. Владимир при истреблении идолов показывал новым христианам, кому они должны молиться и как должны изображать Божию Матерь с Богомладенцем.
Из жития преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, видно, что она жила спустя примерно сто лет после просвящения нашего отечества светом христианской веры и происходила из рода святого князя Владимира. Преподобная Евфросиния, кроме Спасской женской обители (1125), основала в Полоцке Богородицкий мужской монастырь (1155), для которого и была принесена икона Эфесской Божией Матери. Из Эфеса в Полоцк икону везли через город Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив название Корсунской.
Эта икона находилась в Полоцке до 1239 года, когда великий князь Ярослав Всеволодович благословил сына своего Александра (через год, после знаменитой битвы он станет Невским) вступить в брак в Торопце с дочерью полоцкого князя Брячислава – Параскевою (которая была родственницей преподобной  Евфросинии). Княжна принесла с собою этот образ Божией Матери и оставила его в Торопецком соборе под именем Корсунского и чудотворного.
Чудотворною икона эта называется издревле, ибо благодать Богоматери от нее открылась во многих чудесных заступничествах Царицы Небесной: Торопца при нападении врагов и при других, постигших его, бедствиях. В 1611 году жители Торопца одержали знаменательную победу надо Львом Сапегою, который с двадцатитысячным войском двинулся к нему, опустошая все на пути огнем и мечом, и ни в каком случае не рассчитывая получить отпор в Торопце. Но отпор был дан. Торопчане, не рассчитывая на свое тысячное войско, искали защиты в иконе Богоматери, посему проливая горькие слезы, только и взывали: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Действительно, благодаря единственно чудотворной помощи Божией Матери, Лев Сапега, потеряв множество своего войска, должен был отступить от Торопца. Есть предания, что чудотворный образ несколько раз спасал город от набегов литовцев и эпидемий. В 1812 г., когда приблизились французы, торопчане вынесли икону на окраину города. Вскоре пришла весть о том, что войска Наполеона неожиданно изменили маршрут и обошли город стороной.
В 1920-х гг. храм в Торопце был закрыт, колокольня и главы церкви разрушены, а чудотворная Корсунская — Торопецкая икона Богоматери («Эфесская – Полоцкая») была изъята в новообразованный в 1924 г. Торопецкий краеведческий музей. В 1936 г. святыня была передана из Торопецкого краеведческого музея Русскому музею в Санкт-Петербурге, в фондах которого она пребывала до 2009 года.
Размеры иконы — 82,5 х 60,5 х 3,0 мм. Несмотря на то, что живопись от времени потемнела, в начале XX века цвета красок были легко различимы. Цвет верхней одежды Богоматери — красный, а нижней — темно-синий. У Младенца одежда темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение св. Николая Чудотворца, которое утеряно.

Фотографию торопецкой иконы можно увидеть на сайте Википедия
https://ru.wikipedia.org/wiki/Торопецкая_икона_Божией_Матери

От себя :
Интересно, что на иконе таки , на мой непрофессиональный взгяд , приписана в более поздние времена ручка, указывающая на младенца (признак иконы Одигитрии). Рука несоизмерима лицу по размеру и цвету - это мое имхо.

Отредактировано senegalka (2018-10-14 15:33:36)

0

2

По пути к храму А. Невского из окон автобуса мы увидели Павловскую слободу. Сейчас слобода отреставрирована и выглядит потрясающе интересно. ехать можно той же маршруткой №480 от Щукинской или маршруткой, атобусом от станции Нахабино , маршрут "Нахабино- Павловская слобода".
В Павловской слободе находился старинный промышленный центр, Морозов перерабатывал руду, Юсупов построил хрустальный завод, суконную фабрику. В 1662 на боярском дворе Морозова построена Благовещенская церковь. В Павловской слободе часто гостил царь Алексей Михайлович, чьим дядькой является боярин Морозов. Царь Алексей использовал слободу, как место соколиной охоты. Место замечательное и колоритное, мои фотки не отражают всю красоту , но  очень рекомендую для посещения.
https://preview.ibb.co/d9X9jU/100-0042.jpg
https://preview.ibb.co/fM0ZJp/100-0029.jpg
https://preview.ibb.co/hDVZJp/100-0025.jpg
https://preview.ibb.co/hcFejU/100-0026.jpg
https://preview.ibb.co/fhjYB9/100-0032.jpg

Отредактировано senegalka (2018-10-14 15:16:22)

0

3

А мы, а этот раз, продолжаем ехать своим автобусом.
Итак, выходим на автобусе маршрута "Нахабино-дачная слободка" на остановке "Дачная слободка".
идем немного дальше, за забором высится огромный храм благоверного князя Александра Невского. пока мы фотографировали, вышла приятельница, бросила "новодел"...
https://preview.ibb.co/i1624U/DSC05467.jpg
проходим ворота, среди березок вырастает храм, удивительно большой для загородного местечка.
https://preview.ibb.co/gQVvPU/DSC05468.jpg
https://preview.ibb.co/mifUjU/DSC05470.jpg
https://preview.ibb.co/c25qr9/DSC05474.jpg
Мы зашли в церковь, оставили записочки, зашли в придел к Корсунской иконе. Фотографировать нельзя, икона лежит в бронированом ящике, и осмотреть ее  (как предмет византийского искусства) сквозь толстое темное стекло практически невозможно.
Название храма, наличие коттежного поселка за 5 метровым забором поблизости, наличие охраны в избыточном количестве натолкнуло меня на мысль , что кто-то из топов-варягов, решил построить храм поблизости с соответствующим петербургским посвящением, а заодно , чтобы недалеко от дачи была чудотворная икона. Икона действительно чудотворная- если спасала от войск Сапеги, наполеоновских войн и т.д. Только у меня возникает вопрос- почему икону не вернули верующим в Храм корсунской иконы в городе Торопец, где она находилась изначально? Этот храм есть на карте города Торопец. Одна из походниц сказала мне, что икону привозили ненадолго на 9 месяцев для освящения храма в 2009 году, и так она задержалась здесь надолго.
мозаика на фасаде:
https://preview.ibb.co/ioObW9/DSC05478.jpg
https://preview.ibb.co/caEByp/DSC05480.jpg
прошли леском, увидели среди дачных коттеджей- удивительный огромный дворец- то ли санаторий , то ли частный домик, но очень огромный, в старорусском стиле.
https://preview.ibb.co/cv4Tdp/DSC05484.jpg

проходим лесом, потом вдоль асфальтовой автомобильной дороги и доходим до деревни Рождествено, где  на круче стоит  чудесная маленькая церковь Рождества , в стиле московского классицизма, построена в 1830г. Фото в контровом свете, немного затемнено к сожалению, но снято в режимное время.
https://preview.ibb.co/iCtJB9/DSC05507.jpg
https://preview.ibb.co/bxrS4U/DSC05510.jpg
Далее можно доехать маршруткой или автобусом до железнодорожной платформы Снегири, откуда добраться до Рижского или Курского вокзала, или даже до Комсомольской площади.

Отредактировано senegalka (2018-10-14 15:22:01)

0

4

Интересно детективное  исследование  Википедии о приключениях иконы в  21 веке:

В популярной литературе встречается и более романтичный рассказ о происхождении иконы.
В начале XXI века образ попал в подмосковную церковь Александра Невского, где рядом с ним вывесили пояснение, связывающее её появление в городе Торопец со свадьбой Александра Невского и дочери полоцкого князя Брячислава. Икона якобы стала отцовским благословением невесты на брак. Обычно эту легенду приводят в связи с Феодоровской чудотворной иконой из Костромы. По мнению Шалиной, это «антилитургическое предание… явно придумано с целью удревнить торопецкую икону»[1].
в музее:
По словам начальника отдела древнерусской живописи Ирины Соловьевой, музейные реставраторы «немного „увлеклись“ — счищая, как они думали, копоть с ладони Богоматери и ноги Младенца, они удалили первоначальный слой краски и доскребли до первоосновы».[2] Живопись и художественные особенности иконы позволяют сделать вывод, что древний образ XII века не сохранился. В XIV веке при неизвестных обстоятельствах он был заменен новым памятником, причем написанным псковским мастером[3].

По мнению экспертов Музея имени Андрея Рублёва, «отставания паволоки, грунта и красочного слоя от основы» являются элементарными огрехами реставрационного вмешательства. Оплошности реставрационного вмешательства 1937 и 1957 годов (расчистка Н. В. Перцева) признают и сотрудники Русского музея — И. В. Соловьева и И. А. Шалина[4]. По словам последней, «утраты слоев на руке и ноге младенца… относятся к невосполнимым фрагментам»[1]

Приключение иконы- перемещение иконы из музея, настоящий детектив:
Оригинал иконы до 3 декабря 2009 года находился в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге[5].

Принятие решения о передаче иконы в храм

Княжьеозерский храм, куда была передана икона
В ноябре 2009 года Министерство культуры Российской Федерации решило временно передать икону из Государственного Русского музея (ГРМ) в церковь Александра Невского в Княжьем Озере, только что построенную в Истринском районе Московской области[6]

Письмо Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на имя министра культуры Александра Авдеева, датированное 24 ноября 2009 года, было рассмотрено министром в тот же день, прошло все инстанции и уже в полдень[7] 25 ноября 2009 года в адрес Русского музея факсом отправлено руководящее письмо директора департамента культурного наследия и изобразительного искусства Р. Х. Колоева, который этим письмом информировал директора ГРМ, что возглавляемый им департамент «считает возможным передачу иконы „Богоматерь Одигитрия“ в религиозную организацию сроком на один год». В размещённом на сайте министерства официальном «Комментарии Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Минкультуры России по вопросу временного экспонирования иконы „Богоматерь Одигитрия“ — Корсунская» заявлено, что «30 ноября Реставрационный совет музея и экспертная фондово-закупочная комиссия приняли решение о возможности временного экспонирования иконы при обеспечении её оптимальных условий хранения и возможность её транспортировки в специальном киоте, обеспечивающим должный уровень температуры и влажности»[6].

27 ноября 2009 года группа сотрудников ГРМ, не согласных с решением министерства, направила письмо Президенту России Дмитрию Медведеву, что «любое нарушение существующего режима хранения может привести икону к гибели, которая станет настоящей национальной трагедией»[4]. Возражали против транспортировки иконы и некоторые сотрудники отдела древнерусского искусства Института искусствознания[8].

Транспортировка иконы

В ночь со 2 на 3 декабря 2009 года икона была тайно[9] перевезена в церковь Александра Невского в Княжьем Озере[10]. По словам директора Русского музея Владимира Гусева, дата перевозки держалась в тайне во избежание возможных провокаций и с целью соблюдения необходимых предосторожностей[9]. По словам заместителя директора Русского музея Ивана Карлова, перевозка прошла успешно. В самом храме созданы идеальные условия для хранения иконы. Смонтировано оборудование, при помощи которого в режиме онлайн сотрудники Русского музея имеют возможность круглые сутки получать видеокартинку святыни, данные о влажности и температуре[11]. В храме икона находится в специальной полностью герметичной витрине-киоте («валиокассете») с собственной установкой микроклимата стоимостью более 300 тысяч долларов США, созданной на средства Сергея Шмакова[12].

Состояние иконы во время нахождения в храме
17 декабря 2009 года директор ГРМ Владимир Гусев заявил, что «все условия хранения соблюдены. Наши сотрудники будут два раза в месяц ездить в подмосковный храм, а если будет надо, то и чаще»[13].

23 декабря 2009 года, по данным сотрудников музея Андрея Рублёва, экспертиза авторитетной комиссии пришла к заключению, что «условия экспонирования Торопецкой иконы Богородицы соответствуют нормативным требованиям. Все пункты договора временной передачи принимающей стороной соблюдаются. Система безопасности нижнего придела храма, где расположена икона, соответствует музейным нормам»[14][15]

По словам Владимира Гусева, около 30 тыс. человек смогли увидеть Торопецкую икону Богородицы за время её хранения в храме Александра Невского в Княжьем Озере[16].

21 сентября 2010 года было принято решение о продлении срока нахождения иконы в храме Александра Невского на полгода — до 22 марта 2011 года[17].

14 января 2011 года министр культуры Александр Авдеев высказал мнение, что возможна временная передача иконы в Корсунско-Богородицкий собор в Торопце, откуда её изъяли в 1933 году, и который даёт прекрасные гарантии для временного хранения иконы[/b]. Он отметил, что, по мнению специалистов, во время хранения в храме Александра Невского икона стала «выздоравливать»[18]

В апреле 2011 года Владимир Гусев заявил о необходимости возвращения иконы в собрание музея и предъявления её специалистам-реставраторам, поскольку есть основания беспокоиться за сохранность иконы[20]. Владимир Гусев считал, что заявления об улучшении состояния иконы после её размещения в подмосковном храме не имеют под собой реальных оснований[21]. При этом представители общественности выражали сомнение, что икона когда-либо вернётся в музей[22][23].

В начале ноября 2011 года Георгий Полтавченко написал, что после реставрации икону «поместят туда, откуда в своё время изъяли, — в Торопецкий монастырь»[24]. Тогда же появились сведения, что после хранения иконы в витрине-киоте на красочном слое иконы стали появляться характерные дефекты, называемые на сленге реставраторов «грядками»[1].

Отредактировано senegalka (2018-10-14 15:50:32)

0

5

Сообщили ,что икону посмотрели 30 тысяч человек. Но думается, что в Русском музее за эти 9 лет , эту икону увидело бы намного больше людей, да и реставраторы могли бы о неё позаботится, а так, возможно, что человечество потеряет эту чудесную икону.
И кстати сказать, я уже писала, что посмотреть на икону невозможно. Она лежит в бронированном ящике, ну уровне плеч, так что ты видишь сквозь тусклое серое стекло только голову богоматери и младенца, и все это расплывается.

Отредактировано senegalka (2018-10-14 15:55:08)

0

6

senegalka
Спасибо за рассказ!
В прошлое лето (2017) мы посетили этот храм во время очередного автомобильного путешествия "Из Петербурга в Москву и обратно". Ехали со стороны Звенигорода, ни Павловскую слободу, ни Рождествено не посещали (вот вам преимущества пеших маршрутов!). Зато проезжали мимо закрытого "коттеджного поселка" с мощной охраной на въезде... Для жителей этого поселка, судя по всему, и был отстроен храм,  и организовано "временное" хранение чудотворной иконы.
Храм (хоть и новодел) мне понравился и по архитектуре, и по "вписанности" в пейзаж, и по пропорциям.
Была открыта только нижняя церковь, в которой и хранится икона, верхний храм был закрыт. Мы прошли через пункт "досмотра". В предел, где хранится икона, ведут дополнительные металлические двери. Вначале мы были одни, икону рассмотрели хорошо - был солнечный день. Меня удивило, что икона лежит (простите за сравнение!) как в стеклянном гробу.
Вскоре в помещение вошел мужчина в дорогом костюме, и всячески давал нам понять, что мы лишние, он-де пришел к иконе....
И еще. В Торопце мы были, в Соборе висит список чудотворной иконы.
А в Русский музей подали новое "прошение" - отдать в частные руки шедевр древнерусской живописи - "Ангел Златые Власы"  https://topspb.tv/programs/stories/465438/   
Чем-то дело закончится?

0

7

senegalka
Спасибо за рассказ!

Надо будет как-то проехаться по этому маршруту.

0

8

Ксения написал(а):

Меня удивило, что икона лежит (простите за сравнение!) как в стеклянном гробу.


у меня  была такая же мысль, но я побоялась здесь высказать,
только не в стекляном гробу, а в бронированном гробу.

Ксения написал(а):

А в Русский музей подали новое "прошение" - отдать в частные руки шедевр древнерусской живописи - "Ангел Златые Власы"  https://topspb.tv/programs/stories/465438/


просто плакать хочется.

этот- ангел ,ну в нем же нет нисчего личного, это всечеловеческое, нет привязки ни к А.Невскому, ни к другим питерским князьям.

Я действительно помню, что на лекции по домонгольскому искусству рассказывали про каждую икону, их счет не более 1 десятка, и что, эта иконы- сокровище сокровищ.

Впечатление такое, что у нас уже все приватизировали.

удивительны метморфозы:
сначала правящая верхушка все религиозное уничтожала, теперь- приватизируют.

Для кого эти иконы спасали советские искусствоведы? - для народа и человечества, а не для личнных друзей кого-либо.

Отредактировано senegalka (2018-10-15 21:38:00)

0

9

senegalka написал(а):

По преданию святой евангелист Лука написал еще при жизни Божией Матери три иконы Ее с Предвечным Богомладенцем, и когда Пресвятая Дева увидела Свое изображение, то сказала: «благодать Рождшагося от Меня и Моя да будет с сими иконами».
Одна из этих икон и находится сейчас в Храме Святого Благоверного князя Александра Невского.

Остаётся признать, что уже в Первом веке от Рождества Христова, Святой Лука вполне владел живописными приёмами, свойственными канонической византийской иконописи.
То есть, опередил византийских художников на целое тысячелетие.

0

10

Allenatore

на сайте Википедии написано, что сотрудники Русского музей отнесли икону к более позднему периоду...
более того, исследования говорят, что судя по всему первое изображение на иконе- утрачено...
и это не считая реставраторской ошибки в 20 веке- когда стерли рукчку Богоматери и пяточку младенца.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Подмосковье. Нахабино. Икона, написанная св. Лукой из Русского музея.