Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Московская мозаика-6


Московская мозаика-6

Сообщений 111 страница 120 из 710

111

Музей архитектуры им. Щусева (МУАР) - усадьба Талызина.

Источники информации
http://muar.ru/
https://shagau.ru/2014/11/02/usadba-tal … m-shhuseva
http://archsovet.msk.ru/article/gorod/v … biley-muar
http://archsovet.msk.ru/article/gorod/v … biley-muar фото фасада
Я не раз рассказывала о новых музеях Москвы, да и уже многие из ранее существовавших музеев в последние годы обрели новое дыхание. Экспозиции стали современней, здания отреставрированы. Но вот Музей архитектуры (МУАР) среди всех  других пока представляет весьма грустную картину. Его судьба в последние годы  сложилась  неудачно и каких-то значимых изменений в лучшую сторону нет и не предвидится.
История самого музея подробно написана тут, можно почитать.
http://muar.ru/o-muzee/istoriya
Если коротко, то музей был учрежден 1 января 1934 г., одновременно с учреждением Академии архитектуры СССР, подразделением которой он являлся. В нем работали крупнейшие отечественные специалисты по истории и теории архитектуры. В 1935 г. ему были переданы территория и постройки Донского монастыря.
В 1945 г. В.М. Молотов подписал Указ о создании в Москве Республиканского музея русской архитектуры. Для этих целей была выделена городская Усадьба Талызиных на Воздвиженке . Новый музей архитектуры был создан по инициативе выдающегося архитектора А.В. Щусева, ставшего его первым директором. В отличие от Музея Академии архитектуры СССР, он предназначался не только специалистам, но самым широким кругам населения. Фактически он должен был выполнить те же функции в отношении архитектуры, что Третьяковская галерея в области искусства.
Предметом музейного собирания впервые стали произведения советской архитектуры. И сам Щусев, и его коллеги-архитекторы дарили музею свои проекты, модели, фотографии. Одним из главных объектов показа стала сама усадьба Талызиных - выдающийся памятник русского классицизма XVIII в., построенная по проекту великого русского зодчего Матвея Казакова. Ее научную реставрацию осуществила возглавляемая Щусевым архитектурно-проектная мастерская.
В 1964 г. был создан Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, аккумулировавший фонды обоих музеев и унаследовавший их владения в Донском монастыре и на Воздвиженке. В Донском, получившим статус филиала, разместились экспозиция и фонды по истории русской архитектуры, на Воздвиженке – по советской.Музей имел постоянную экспозицию и в основном здании, и в филиале .
В 1991 г. решением московских городских властей Донской монастырь был возвращен РПЦ. Музейные экспонаты в срочном порядке были эвакуированы на Воздвиженку, в неприспособленные и без того затесненные помещения, к тому же, нуждающиеся в капитальном ремонте. Последние ремонтно-реставрационные работы проходили в середине 1960-х гг. Из-за дефицита пространства постоянная музейная экспозиция была закрыта, а богатейший музейный фонд оказался на многие годы фактически изъят из культурного оборота. Первый в истории музей архитектуры сегодня требует решения множества проблем, которые накапливались десятилетиями. Удивительно, что он вообще не закрылся  вопреки отсутствию регулярного финансирования в течение продолжительного времени, вопреки обещанной, но так и не состоявшейся реконструкции.
На данный момент постоянной экспозиции в музее практически нет, ее только планирует создать. А в помещениях музея проходят временные выставки, и  они по большей части на "любителя".
Какими пространствами располагает сейчас музей ?
На территории современного МУАРа находятся несколько зданий разных веков: здание трапезной Аптекарского приказа 17 в., полукруглый Домик садовника 18в. , современный флигель Руина (бывшее здание конюшен 18в.) и сам главный дом Усадьбы Талызина с флигелями 19в..
Эти здания объединяет Скульптурный  дворик , созданный на месте бывшей автостоянки.
Его создало  бюро «Народные архитекторы» .  Скульптурный дворик – своеобразное фойе главного входа в музей, откуда посетители смогут попасть во все пространства музейного комплекса. Его экспозицию составят уникальные произведения городской и садово-парковой скульптуры. Попасть в него можно из Староваганьковского переулка. что начинается сразу за Библиотекой им Ленина.
Вид дворика из окна корпуса "Руина"

https://i.yapx.ru/Ck6Nwl.jpg

А это "Руина"  уже снизу , это здание конюшен XVIII–XIX века.

https://i.yapx.ru/Ck6Nyl.jpg

Домик садовника 18в. , перед ним часть подлинных деталей убранства Триумфальной арки, той, что сейчас стоит на Кутузовском проспекте Можно пройти, посмотреть, почитать.

https://i.yapx.ru/Ck6N0l.jpg

Вот что про эту арку написано ан сайте музея.
Торжественная закладка Триумфальных ворот по проекту архитектора Осипа Бове и заказу императора Николая I состоялась 17 августа 1829 года на площади Тверской заставы. Скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев создали великолепные рельефы, выполненные по эскизам самого архитектора: это и барельефы с военными доспехами, и 44 герба российских городов, жители которых участвовали в войне с Наполеоном, и декоративные розетки, и многофигурные композиции, в аллегорической форме повествующие об освобождении Москвы и изгнании французов из России. Темный чугунный скульптурный декор, выполненный на Мышечском заводе в городе Алексин Тульской губернии, прекрасно оттенял белый камень, который добывали в подмосковном селе Татарово.
Триумфальная арка украшала площадь Тверской заставы до 1936 года. Однако после утверждения генерального плана реконструкции Москвы, в рамках которого предусматривалось расширение улицы Горького, Триумфальные ворота были разрушены. Перед этим были произведены обмеры арки и ее фотофиксация, а часть оригинальной скульптуры была передана в Музей архитектуры.
В 1962 году, в честь 150-летия Бородинского сражения, Моссовет принял решение о воссоздании Триумфальных ворот на Кутузовском проспекте. Арка восстанавливалась как часть окружающего ее мемориального комплекса: панорамы «Бородинская битва», статуи Михаила Илларионовича Кутузова и музея «Кутузовская изба». Основной массив арки: цоколь, пилоны и арочное перекрытие были воссозданы из железобетона, фасад же облицован белокаменными блоками. Скульптурный декор был восстановлен по гипсовым слепкам сохранившихся деталей. Подлинные же скульптуры и рельефы – колесница Победы, фигуры воинов, аллегории Твёрдости и Храбрости, летящие славы – после тщательной реставрации установлены на воссозданном монументе, открытом в 1968 году. Сегодня часть подлинных деталей убранства Триумфальной арки представлены в Скульптурном дворике Музея архитектуры в режиме постоянной экспозиции.

https://i.yapx.ru/Ck6N1l.jpg

https://i.yapx.ru/Ck6N2l.jpg

Трапезная палата Нового аптекарского двора. В 1676 году сюда от Троицких ворот был переведён Новый аптекарский двор, изготавливавший и хранивший лекарства и травы для царского двора, а также съестные припасы — вино, водку, мёд, соления. В 1730-х годах здесь жил со своей семьёй грузинский  царь Картли Вахтанг VI. В XVIII веке с фасада были стёсаны все архитектурные детали, и он получил вид гладкой оштукатуренной поверхности. В начале XX века трапезная была надстроена вторым этажом. В 1950-х годах под руководством архитектора И. Новикова в здании были проведены реставрационные работы, после чего оно стало филиалом Музея архитектуры имени А. В. Щусева. Здесь также проходят выставки.

https://i.yapx.ru/Ck6N4l.jpg

0

112

Одну сторону двора занимает южный фасад главного усадебного здания. Надо сразу сказать, что со двора здание смотрится гораздо лучше, чем со стороны Воздвиженки. Здесь он имеет приятный желтый цвет, а вот с улицы фасад грязно серый.

https://i.yapx.ru/CnNfZl.jpg

Городская усадьба Талызиных, или дом под номером 5 по Воздвиженке, имеет богатую историю.
История этого места прослеживается в документах с 1620 года, когда этот участок был поделен между подворьем Псковского Печерского монастыря и дворянином И. Писемским. Далее хозяева стремительно менялись: в 1659 казна приобрела участок для размещения здесь Аптекарского приказа и Аптекарского огорода. Здесь склады для хранения лекарственного сырья и продуктовых припасов, предназначенных для царского двора. Владельцем этого участка в то время был боярин Милославский - родственник царя Алексея Михайловича. С тех пор и сохранилось здание трапезной. В начале 18в. этот участок и постройки на нем принадлежали В.Л. Долгорукому, но после ареста опального князя все его имущество перешло казне. В дальнейшем, дом на Воздвиженке был пожалован Вахтангу, царевичу Грузии, и перешел по наследству его сыну.
С 1785 года место прочно закрепилось за генерал-поручиком Петром Федоровичем Талызиным, а впоследствии – за его наследниками, в числе которых был и Степан Александрович Талызин – прославленный герой войны 1812 года, командир московской милиции.
В 1787 году на улице Воздвиженка было возведено по трехэтажное здание с двумя флигелями. Кто является автором проекта до сих пор неизвестно, некоторые приписывают авторство Матвею Казакову, некоторые — ученикам его школы.
Вид главного здания со стороны Воздвиженки (фото отсюда http://archsovet.msk.ru/article/gorod/v … biley-muar ). Отмечу большой размер здания, таких крупных городских усадеб у нас не много.

https://i.yapx.ru/CnNfGh.jpg

Долгое время горожане не называли адреса, точно зная, какой дом на Воздвиженке именуется «домом Талызина».  В 1805 году Талызин продает усадьбу купцам Устиновым, при которых дом опять перестраивается.
В 1845 году владение опять продается, на сей раз Министерству финансов, для размещения в этих стенах казенной палаты и уездного казначейства.
Все изменилось во времена октябрьской революции. С 1917 по 1945 годы здесь размещались разнообразные организации, в частности  с 1920г. тут был  секретариат ЦК РКП (б).
В 30-е годы в роскошной некогда усадьбе размещается общежитие, коммунальное жилье. Из-за ужасного отношения интерьеры анфилады серьезно пострадали. После 1945 года здание передают Музею Архитектуры.

https://i.yapx.ru/CnNfal.jpg

Последняя реставрация была в 1960-х годах. Несмотря на это о наступления лихих 90-х годов музей представлял собой настоящий дворец. Сейчас же от былого величия осталось совсем немного, отдельные расписные потолки.  Парадная лестница сейчас никакая, я даже снимать ее не стала,  а когда -то все ее  стены и потолок  были в лепнине и фресках.
Парадная анфилада занимала весь второй этаж.  Сейчас в двух ее залах, выходящих окнами на дворовый фасад, размещен практически единственный экспонат будущей постоянной экспозиции музея  - разъемная модель Большого Кремлевского дворца В.И. Баженова, которая, силами реставраторов музея, возвращена к жизни. Так выглядит первый из этих двух залов.

https://i.yapx.ru/CnNfcl.jpg

В нем представлен окончательный вариант центральной части дворца, с теми изменениями, которые внесла Екатерина II.

https://i.yapx.ru/CnNfel.jpg

Модель является уникальным памятником эпохи классицизма и одной из самых масштабных архитектурных моделей в мире. Ее создание связано с амбициозными планами Екатерины II: построить на месте кремлевских стен величайший дворец, свидетельствующий о силе и могуществе российской короны.
Реализация замысла была поручена молодому архитектору Василию Баженову. Разработанный проект кардинально менял весь облик кремлевского ансамбля и Красной площади. Для работы над моделью Большого Кремлевского дворца, которую под руководством архитектора вели лучшие российские и немецкие мастера, был построен специальный модельный дом. С мая 1771 года, раз в месяц, сюда стали пускать публику – так еще в процессе создания произведение Баженова стало одной из главных московских достопримечательностей.

https://i.yapx.ru/CnNfil.jpg

Модель идеально воплощает замысел архитектора и отличается точным воспроизведением всех деталей. Ее центральная часть сделана разъемной, что открывает зрителю вид на парадные залы. Это самый ранний в России проект классических дворцовых интерьеров такого масштаба и один из немногих дошедших до нас интерьеров Баженова.

https://i.yapx.ru/CnNfkl.jpg

0

113

https://i.yapx.ru/CnNfql.jpg

Красивая потолочная роспись нуждается в реставрации. Также никуда не годится освещение, закрывающее росписи, такое во всех залах.
https://i.yapx.ru/CnNfvl.jpg

https://i.yapx.ru/CnNfzl.jpg

https://i.yapx.ru/CnNf0l.jpg

https://i.yapx.ru/CnNf2l.jpg

https://i.yapx.ru/CnNf3l.jpg

https://i.yapx.ru/CnNf4l.jpg

https://i.yapx.ru/CnNf5l.jpg

0

114

Во втором зале макет целиком и еще отдельные фрагменты.
Торжественная закладка дворца состоялась 1 июня 1773 года, однако два года спустя широко развернутое строительство было остановлено императрицей. Архитектурному ансамблю Баженова не суждено было занять место на Кремлевском холме, но модель дворца осталась свидетельством грандиозных прожектов российской монархии, архитектурным символом эпохи Просвещения в России. Для постройки такого дворца пришлось бы уничтожить все другие постройки в Кремле.

https://i.postimg.cc/sXKMKmRm/26.jpg

Дальнейшая судьба баженовской модели складывалась драматично. В XIX веке она долго путешествовала, перемещаясь из модельного дома в Оружейную палату, оттуда – в Румянцевский, а затем Политехнический музей и снова на территорию Кремля, где семь лет находилась в разобранном виде в нижних помещениях колокольни Ивана Великого.

https://i.postimg.cc/LX4XqPZ1/27-IMG-7536.jpg

В 1936 году модель Большого Кремлевского дворца передали Музею архитектуры, сотрудники которого приложили много усилий для ее воссоздания и реставрации. В собранном виде она экспонировалась в Большом соборе Донского монастыря, где располагался филиал ГНИМА им. А.В. Щусева. Однако в 1991 году, после возвращения монастыря Русской православной церкви, модель была разобрана и перемещена в основное музейное здание на Воздвиженке. Двадцать лет она находилась в запаснике в разобранном виде.
Сегодня наиболее сохранившиеся фрагменты модели вновь представлены посетителям Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева в режиме постоянной экспозиции. Она напоминает нам о времени блестящих и смелых проектов, которые составляют славу российского государства.

https://i.postimg.cc/VsV66dsJ/28-IMG-7545.jpg

Фрагмент. Так должен был выглядеть парадный вестибюль.

https://i.postimg.cc/8PfCrNst/29-MG-7542.jpg

https://i.postimg.cc/rpMyb4jP/31-IMG-7544.jpg

https://i.postimg.cc/d06QK0St/33-IMG-7547.jpg

https://i.postimg.cc/XYw7QLf5/34-IMG-7549.jpg

0

115

Да, фасад усадьбы со стороны садика более приятный. Не понравилось изобилие, я бы даже сказала "натыканность" скульптур во дворе...
Музей вызвал ассоциации с нашей Академией художеств. Былая роскошь убита, все в толстом слое пыли. В Академии тоже очень много макетов зданий, в том числе не реализованных или утраченных...

0

116

Ксения написал(а):

Былая роскошь убита, все в толстом слое пыли.


Да, все именно так. Сапожник без сапог.

https://i.yapx.ru/Cnj9Hl.jpg

https://i.yapx.ru/Cnj9Jl.jpg

Затем я перешла в ту часть парадной анфилады, что идет вдоль главного фасада. Тут  доступны пять залов.

https://i.yapx.ru/Cnj9Ol.jpg

Сейчас в них проходит выставка  графики Александра Дейнеко. В основном это наброски , эскизы к картинам.

https://i.yapx.ru/Cnj9Tl.jpg

Меня больше интересовали кое-как сохранившиеся потолки залов.

https://i.yapx.ru/Cnj9gl.jpg

https://i.yapx.ru/Cnj9rl.jpg

https://i.yapx.ru/Cnj91l.jpg

0

117

https://i.yapx.ru/Cnj93l.jpg

Саму выставку я практически не снимала, вот только несколько работ, как раз на тему "Здорового тела"

https://i.yapx.ru/Cnj94l.jpg https://i.yapx.ru/Cnj97l.jpg

https://i.yapx.ru/Cnj99l.jpg https://i.yapx.ru/CnkACl.jpg

Дейнека принимал участие в проектировании станции метро "Павелецкая".

https://i.yapx.ru/CnkADl.jpg

В следующем зале потолок совсем в жутком состоянии.

https://i.yapx.ru/CnkDSl.jpg

https://i.yapx.ru/CnkDVl.jpg

https://i.yapx.ru/CnkDXl.jpg

0

118

Почему до этого здания не так и не дошла пока реставрация сказать не могу. Понятно, что нет денег, но при этом на многие музеи они нашлись, н-р, сделали же прекрасный музей Василия Львовича Пушкина, завершается реставрация дома Тургенева на Остоженке...

https://i.yapx.ru/CnkDal.jpg

https://i.yapx.ru/CnkDcl.jpg

https://i.yapx.ru/CnkDil.jpg

В этом зале в углах сохранились печи.

https://i.yapx.ru/CnkDnl.jpg

https://i.yapx.ru/CnkDyl.jpg

Сохранились архивные фото этого зала. Видно, что до революции он также имел красивый расписной потолок.

https://i.yapx.ru/CnkD0l.jpg

А это фото 1947г., когда в нем была нормальная музейная экспозиция. Но роспись потолка уже была утрачена.

https://i.yapx.ru/CnkD1l.jpg

0

119

А люстра сейчас та же, что на фото 1947г.

https://i.yapx.ru/CnkD5l.jpg

Из декора сохранилось два круглых барельефа на печах.

https://i.yapx.ru/CnkELl.jpg

Барельеф, посвященный мифу об Амуре и Психеи ("Любовь небесная").

https://i.yapx.ru/CnkEPl.jpg

Второй барельеф  "Любовь земная". По львиной шкуре на плечах героя, можно узнать в нем древнегреческого полубога полу человека - Геракла.

https://i.yapx.ru/CnkEZl.jpg

И два горельефа, посвященные Афине и Аполлону,  над дверными проемами.

https://i.yapx.ru/CnkEjl.jpg

https://i.yapx.ru/CnkEol.jpg

https://i.yapx.ru/CnkEwl.jpg

0

120

Ксения написал(а):

Музей вызвал ассоциации с нашей Академией художеств. Былая роскошь убита, все в толстом слое пыли. В Академии тоже очень много макетов зданий

У меня тоже возникли подобные ассоциации. Но такой масштабной работы как модель Большого Кремлевского дворца у нас, пожалуй, нет.

Лена ГМ написал(а):

Почему до этого здания не так и не дошла пока реставрация сказать не могу. Понятно, что нет денег,

Да, сколько еще интересных мест нуждается в реставрации!

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Московская мозаика-6