Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Необычные церкви ближнего Подмосковья


Необычные церкви ближнего Подмосковья

Сообщений 1 страница 10 из 66

1

Необычные церкви ближнего Подмосковья

   Да, конечно, само понятие "необычного" очень условно и крайне субъективно, что в жизни вообще, что в архитектуре в частности. Разумеется, есть и обратные примеры - барселонская Саграда Фамилия, парижский Центр Помпиду, Храм Лотоса в Дели, да и многое другое - интернет заполнен номинациями типа "самые необычные сооружения (храмы, соборы и т.п.) в мире", но всё равно, в большинстве случаев необычное - это то, что не слишком типично для данного региона, конкретной эпохи или просто для строений того или иного назначения. Вот именно по последним критериям я и выбрал несколько церквей (естественно, их намного больше), которые покажу в этом небольшом рассказе.


<<<<<<<<<<<< =========== Церковь Преображения в Острове =========== >>>>>>>>>>>>

   Храм Преображения Господня расположен на окраине села Остров, одного из древнейших в Подмосковье, упомянутого в духовной грамоте великого князя московского Ивана Калиты ещё в 1328 году (находится здесь: 55°35'26''  37°51'12''). Летом здешние окрестности выглядят вполне живописно, хотя зимой они наверняка превращаются в типично среднерусское "белое безмолвие", глядя на которое трудно почувствовать что-то, кроме уныния, душевной точки и желания сбежать от него куда-нибудь подальше или хотя бы к тёплой печке. Но летом (по крайней мере тогда, когда оно действительно является таковым), всё выглядит очень даже душевно, почти лубочно:

https://img-fotki.yandex.ru/get/875526/161473258.7d/0_1ad248_fa90411d_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/878590/161473258.7e/0_1ad25a_aa355f72_orig

   Самое необычное в этой церкви - её колокольня. Согласитесь, не так часто на просторах центральной России можно встретить настоящую готику, пусть даже с приставкой "нео". А уж в религиозной архитектуре - тем паче.

https://img-fotki.yandex.ru/get/898391/161473258.7d/0_1ad249_783b684e_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/483127/161473258.7e/0_1ad255_d8598b17_orig https://img-fotki.yandex.ru/get/896349/161473258.7f/0_1adb0e_f246dc35_orig

   По какой причине колокольня приобрела именно такой вид (случилось это в начале 19 века), сейчас уже сказать сложно. Зато личность её "заказчика" (и, видимо, главного "спонсора") хорошо известна - это Анна Орлова-Чесменская, дочь знаменитого графа и героя  Чесменского морского сражения Алексея Орлова (не того, что был фаворитом императрицы Екатерины II, а его младшего брата). А при чём тут она? Дело в том, что в 1765 году бывшее до этого дворцовым, то есть принадлежавшим непосредственно царским особам, село Остров было пожаловано Орлову, тогда ещё "всего лишь" лейб-гвардии Преображенского полка майору, по личному указу Екатерины II и превратилось в графскую усадьбу (кстати, нечто подобное уже имело место быть за пару столетий до этого, когда Петр I подарил село А. Д. Меншикову, но после опалы последнего Остров возвратился в царское владение). Именно здесь Орлов основал свой конный завод, на котором, правда уже после "переезда" в Воронежскую область, где он стал известен как Хреновской, была выведена ставшая знаменитой порода орловских рысаков.

   До переустройства церкви у Орлова руки не дошли, а вот унаследовавшая Остров после его смерти Анна реконструкцию произвела, прежде всего, заменив прежнюю колокольню на новую, которую мы и видим сейчас. Сегодня отношение к ней очень неоднозначное: кто-то чуть ли не с грязью её смешивает, а кто-то говорит, что готика колокольни ещё больше подчёркивает устремление к небесам, выраженное высоким шатром храма...

https://img-fotki.yandex.ru/get/509063/161473258.7d/0_1ad24a_43d13f2_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/373630/161473258.7d/0_1ad252_138f90f_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/765007/161473258.7d/0_1ad253_f50e62ba_orig

   Декор арок входных порталов (они расположены со всех сторон колокольни, за исключением той, где расположен ведущий в церковь проход):

https://img-fotki.yandex.ru/get/769132/161473258.7d/0_1ad24f_de83de51_orig

...

   Стыдно признаться, но, клюнув исключительно на свою любимую готику (даже такую, "не настоящую"), которой мне так не хватает в России, я далеко не сразу сумел отдать должное самой церкви. А ведь именно она, как выяснилось, считается сооружением исключительной исторической и художественной ценности, настоящим шедевром древнерусской архитектуры, которую специалисты ставят в один ряд с церковью Вознесения в Коломенском и собором Покрова на Рву (более известным как Храм Василия Блаженного), без упоминания о которой не обходится ни один учебник по русскому зодчеству, и которая по ряду архитектурных особенностей (правда, многие из них могут увидеть и оценить только знатоки, но сути это не меняет) является уникальной в истории русской религиозной архитектуры. Вот только некоторые из высказываний людей, знающих толк в том, что они говорят:

"Все выработанные историей русской архитектуры за последние сто лет понятия и приемы рассуждений в случае с Преображенской церковью теряют свою силу: в отличие от большинства памятников древнерусского зодчества, она выходит за пределы цехового мастерства, выстроена вне традиции, вне навыков и школы. По идее, любой памятник должен рассматриваться в хронологических рамках некого архитектурного стиля, некой манеры, в неком ряду. Но у церкви Преображения в Острове нет ряда. Когда бы она ни была построена, – она совершенно уникальна" (Кавельмахер В.В., историк древнерусской архитектуры, архитектор-реставратор)

"Едва ли не самый красивый храм во всём Подмосковье" (Кузнецов И.Н., директор издательства "Памятники исторической мысли")

"Храм в Острове по-прежнему представляется одним из самых загадочных произведений древнерусского зодчества", "В наборе архитектурных деталей Спасо-Преображенской церкви мы не обнаружим, пожалуй, ни одного профиля, имеющего аналогии в архитектуре того времени" (Баталов А.Л., доктор искусствоведения, профессор, специалист по древнерусской архитектуре (к слову сказать, сын главного архитектора Останкинской телебашни Л. И. Баталова)

0

2

***

   Основной загадкой Преображенской церкви является то, что несмотря на многолетние исследования с участием самых авторитетных специалистов - архитекторов, историков, археологов, до сих пор не ясно, когда, кем и по какому поводу она была сооружена. Некоторые причисляют её к середине или даже первой половине 16 века - к эпохе Ивана Грозного, другие же называют церковь одной из первых годуновских (то есть времён Бориса Годунова) построек и датируют её первыми годами 17 столетия. Соответственно, неизвестной остаётся и то, какое событие послужило причиной её постройки. Мне лично самой красивой представляется гипотеза, высказанная А. Баталовым: выступив из Москвы в Казанский поход, царь Иоанн IV, он же Иван Грозный, провёл первую ночь именно в Острове. А после успешного завершения сего мероприятия и взятия Казани началось сооружение церквей в городах и монастырях, где царь останавливался и молился во время похода. И тогда вполне возможно, что возведение Преображенского храма стало частью этой обетной программы. Но, повторюсь, это лишь одна из многих, порой сильно противоречащих друг другу теорий. Которая, естественно, рассыпается в пух и прах в версиях о более поздней датировке церкви.

   Касательно авторства строительства полного единообразия мнений также нет, хотя многие сходятся на том, что главным  зодчим "проекта" был европеец, скорее всего - итальянец ("фрязин", как называли на Руси франков, объединяя под этим именем всех выходцев из средиземноморской Европы. Интересно, что в приведённом в Википедии списке самых известных итальянских архитекторов, работавших в Московской Руси, под своим родным именем числится один лишь знаменитый Аристотель Фьораванти, а остальные имеют русские "фамилии" Фрязин), а непосредственными исполнителями - мастера из Пскова (по словам А. Баталова, Преображенскую церковь называли "самым псковским архитектурным произведением на московской земле" и даже "единственной в среднерусских землях, построенной псковичами") и, возможно, из Москвы.

   "Взгляд исследователя увидит в его облике три основных компонента, формы которых значительно отличаются по своему происхождению. Первый - это центральный столпообразный объем, вызывающий зрительные ассоциации с итальянскими постройками на Руси начала XVI в. Второй - казалось бы, совершенно несогласованная с «итальянским» основанием, абсолютно «местная» горка кокошников с шатром над ней, - напротив, заставляет вспомнить московские церкви эпохи Ивана Грозного. Третий - приделы, облик которых отсылает зрителя к псковской архитектурной традиции" (Баталов А.Л.).

   Там, где даже "мастодонты" архитектуры не могут найти общего понимания, мне, дилетанту, "подвякнуть" уж тем более нечего, так что я просто покажу фрагменты этой замечательной церкви.

https://img-fotki.yandex.ru/get/361460/161473258.7e/0_1ad257_669d453b_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/484172/161473258.7e/0_1ad256_bad36c62_orig

   Вот именно в этой резной окантовке, по-умному называемой бегунцом, учёные увидели характерный "фирменный" стиль псковских мастеров.

https://img-fotki.yandex.ru/get/878955/161473258.7e/0_1ad258_2b96e4e7_orig

   А вот обрамляющие нижнюю часть шатра и приделы кокошники в несколько рядов, стрельчатые на шатре и округлые на приделах (всего их насчитывается более 200!) - уже отличительный "знак" московской архитектуры времён Ивана Грозного:

https://img-fotki.yandex.ru/get/896349/161473258.7d/0_1ad251_ba8c886c_orig

   Уникальной деталью декора боковых приделов являются круглые окна-розетки. Специалисты называют их готицизмами - отголосками готического стиля (некоторые добавляют - в ренессансной интерпретации). Ну им виднее, в конце концов, дело не в названии...

https://img-fotki.yandex.ru/get/370294/161473258.7e/0_1ad254_bb0d6188_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/518060/161473258.7f/0_1adae0_2a81fda8_orig

   Ещё одна интересная особенность Преображенского храма заимствована из "арсенала" крепостной архитектуры: если вглядеться, видно, что его шатровая часть завершается расширением с радиальными раструбами - ложными машикулями, немного напоминающими чашечку лотоса на египетских колоннах:

https://img-fotki.yandex.ru/get/9091/161473258.7f/0_1adae1_7ccb2178_orig

...

   В целом церковь Преображения избежала радикальных перестроек и сохранилась до наших дней практически в первоначальном виде. Однако совсем без потерь всё же не обошлось. Правда, большинство из них являются сравнительно небольшими (например, "потерявшееся" окно-розетка на западном фасаде с апсидной стороны), но вот утрата столь интересного как в конструктивном, так и декоративном плане элемента, как паперть храма, вызывает огромное сожаление. Учёные считают, что когда-то с трёх сторон церковь окружало открытое с боков, но крытое сверху гульбище -  галерея, похожая, возможно, на ту, что мы можем видеть в коломенской церкви Вознесения. Из неё внутрь церкви вели пять дверей: три – в главный храм, а ещё две – в боковые приделы. А на саму паперть можно было подняться по трём каменным лестницам, обрамлённым крыльцами.

   Уже в начале 19 века, во время переустройства храма Анной Орловой, крыльца и лестницы были снесены, гульбище стало полностью закрытым, а из трёх ведущих в главный церковный зал ворот остались лишь одни - главный (западный) портал:

https://img-fotki.yandex.ru/get/872132/161473258.7d/0_1ad24b_ef305faf_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/962386/161473258.7d/0_1ad24e_a5ca9e52_orig

   Из двух порталов боковых приделов тоже сохранился только один - северный. Предположительно так же выглядели и разрушенные по причине сооружения тёплой трапезной ворота южного придела:

https://img-fotki.yandex.ru/get/893194/161473258.7d/0_1ad24c_2b339c3b_orig

   Древний фрагмент одного из столбов внутри храма:

https://img-fotki.yandex.ru/get/876523/161473258.7d/0_1ad24d_b0855e60_orig


   И уже совсем недавно, в конце 1990-х годов рядом с церковью была поставлена часовня преподобного Серафима Саровского:

https://img-fotki.yandex.ru/get/898391/161473258.7d/0_1ad250_b0235e94_orig

...

   Говоря об архитектурной, культурной и художественной значимости Преображенской церкви в Острове нельзя забывать тот факт, что она является шатровой. Конечно, в этом она не уникальна, но надо учитывать, что таковых на территории бывшей Руси осталось не так уж и много - всего чуть более 40 (чаще всего встречается цифра 43, хотя некоторые источники увеличивают её до 47, что, согласитесь, мало что меняет в общей картине). Вопреки сложившемуся убеждению (признаться, и я сам был до недавнего времени подвержен ему), что якобы именно шатровое зодчество является "исконно русским", каменные шатровые храмы (деревянные действительно появились несколько раньше, хотя и ненамного) строились на Руси очень непродолжительный период времени - немногим больше столетия, с первой половины 16-го (родоначальницей этого направления считается Покровская церковь в Александровой слободе) до середины 17-го веков. А реально, учитывая, что во времена Смутного времени никакого строительства не велось - и того меньше.

   Возможно, эта картина ныне была бы совершенно иной, если бы в середине 1650-х годов патриарх Никон не запретил строительство шатровых храмов, повелев возводить лишь традиционные купольные (любопытно, что при этом шатровые колокольни не были запрещены, поэтому их продолжали строить). Причина этого странного решения до сих пор не известна и, скорее всего, так и останется тайной, хотя в версиях и предположениях недостатка нет: от некоей "неканоничности" шатра до чисто утилитарных соображений: якобы все шатровые храмы были слишком холодными, а их отопление - затратным. Впрочем, психологию самодура (а как ещё назвать человека, по собственной прихоти - вы только прочитайте на досуге суть так называемых "реформ" и оцените, до какого маразма может опуститься человеческий "гений"! - фактически развязавшего настоящую гражданскую войну и инициировавшего массовые репрессии? Если уж в конце концов даже собственные "подданные" не выдержали, низложив "первого после бога" до простого монаха и отправив его в ссылку, тем не менее, оставив все "реформы" в силе...) понять трудно: кто знает, что ему взбредёт в голову после сна или на голодный желудок? Может, никакой вразумительной причины не было вовсе, а шатровые столпы просто показались ему фаллическими символами или слишком напоминали шпили католических соборов "неверных"?

   Кстати, в связи с неясностью причин этого запрета некоторые современные исследователи стали сомневаться и в самом его факте - "а был ли мальчик"? Но от очевидного отмахнуться невозможно: с середины 17 века шатровые храмы уже практически не строились, и в том, что произошло это "вдруг и сразу", причём повсеместно, по всей стране, трудно заподозрить какие-то естественные причины... К примеру, вот лишь одно из мнений на этот счёт, высказанное далеко не последним по компетентности человеком: http://www.zagraevsky.com/zapret.htm .

...

   Конечно, я рассказал о Преображенском храме в селе Остров очень поверхностно. Те же, кто захочет углубиться в тему, смогут найти много дополнительной и любопытной информации в книгах, представленных на сайте церкви http://ostrov-preobr.cerkov.ru/category/knigi-o-xrame . Правда, книга И.Н. Кузнецова показалась мне излишне эмоциональной и даже несколько "ура-патриотичной", причём в ущерб профессионализму, что особенно бросается в глаза на фоне двух других, но те, кто предпочтут остаться "над схваткой", увидят за субъективизмом (как мне кажется, неизбежным в таких вопросах!) множество интересных фактов в каждой из них.

   И совсем в заключение - церковь Преображения, какой увидеть её может не каждый:




*** Продолжение будет ***

0

3

savl
Колокольня зачетная!!!
Рассказ о церкви интересный, спасибо вам!
Буду ждать продолжения  :yep:

Обязательно заеду посмотреть, оказывается это у нас тут, почти рядом по московским меркам ;)

Отредактировано Loconte (2017-11-26 13:03:34)

0

4

Рассказ интересный, спасибо
Можно чуть подробней по поводу как подъехать к церкви ? Особенно интересно можно ли подъехать общественным транспортом, есть ли личный опыт ?

0

5

Amigossanches написал(а):

Можно чуть подробней по поводу как подъехать к церкви ? Особенно интересно можно ли подъехать общественным транспортом, есть ли личный опыт ?

К сожалению, про ОТ не подскажу...

0

6

savl
Спасибо за замечательную тему - непременно буду следить. Церковь в Острове уже показывал в своем рассказе Ариал (Путешествие в Остров)

Amigossanches написал(а):

Особенно интересно можно ли подъехать общественным транспортом, есть ли личный опыт ?

Он как раз добирался самостоятельно.
А вот меня интересует, как добираться на автомобиле, по какому шоссе. Есть у меня задумка на ближайшее лето - объехать Подмосковье...

0

7

А где ж там усадьба была? Или и следа не осталось? И соседнее Орлово  с конным комплексом не имеет ли отношения к фамилии?
Прям хоть готовь программу к весне с выездными встречами форума по Подмосковью...

0

8

Ксения написал(а):

А вот меня интересует, как добираться на автомобиле, по какому шоссе.

По Каширке. Не знаю, откуда Вы поедете, но когда свернёте на неё, дальше совсем рядом: https://www.google.ru/maps/dir/55.58841 … m2!4m1!3e0

0

9

vicont-m написал(а):

А где ж там усадьба была?

А вот где, похоже: https://www.google.ru/maps/dir/55.58884 … m2!4m1!3e2

0

10

Да, какой-то домик там виднеется... Жаль стрит вью в эту глубинку еще не добрался...

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Необычные церкви ближнего Подмосковья