Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Палата №6 » Жить стало лучше, товарищи! Выставка соцреализма в Манеже


Жить стало лучше, товарищи! Выставка соцреализма в Манеже

Сообщений 11 страница 12 из 12

11

Выставка закончилась, а мой рассказ о ней продолжается. :)

Как уже написала выше, выставка мне понравилась. Хотя я не поклонница соцреализма и моё отношение к нему можно обозначить следующим образом: если выстроить российское искусство 20-ого века в линию русский авангард – соцреализм – соц-арт, всё, что «до» соцреализма – лучше, всё, что «после» - хуже. :)

А в среде отечественных искусствоведов существует альтернативное мнение, что высшим достижением русского искусства 20-ого века – является не революционный авангард, а именно соцреализм.
Повторяюсь, устроители ни «до», ни «после» не показали, видимо рассчитывая, что наши люди своё искусство знают и всё поймут без лишних слов.
Сама себя поправлю – кое-какие слова в виде текстов на стенках на выставке всё же были.
Некоторым словам хотелось возразить, некоторые понять, с некоторыми согласится.  Про возразить уже написала. Пора – про согласится. :)

Опять приведу цитату с выставки:

Но все это не было бы искусством, если бы не талант, остроумие, образованность, насмотренность и мастерство художников, которым предстояло воплощать госзаказ в жизнь.


С этой фразой я согласна, хотя ещё на выставке у меня возникло желание разделить художников на две группы: тех, кто чётко следовал задачам прославления режима и вождей. И других, назовём их художниками "с человеческим лицом". :)
Советское государство для всех художников мифотворцев устанавливало единые правила и ставило одинаковые задачи. Но некоторые картины апеллируют не только к патриотическим чувствам зрителя, но и к человеческим. Это можно увидеть на выставке, и именно это стало для меня главным её открытием.

Ко второй категории я бы отнесла Петрова-Водкина, и с некоторой натяжкой Дейнеку.

Для сравнения три картины, висевшие на выставке рядом и объединённые единой (для всего зала) темой «Сотворение мифа».

Петров-Водкин «После боя», 1923 год

http://s7.uploads.ru/BKZsn.jpg

Александр Дейнека «Оборона Петрограда», 1928 год 

http://s3.uploads.ru/X5Vyx.jpg

Исаак Бродский «В.И. Ленин в Смольном», 1930 год (через 5 лет после похоронной картины).

http://s7.uploads.ru/x69bT.jpg

Самый интересный, на мой взгляд, Петров-Водкин. Сюжет картины революционный: после боя товарищи вспоминают командира, павшего за дело партии. Я написала не «поминают», а «вспоминают», потому что как-то не по-русски поминать без водки. :)  Не знаю, может сухой закон тому причина (действовал в 1923 году)?
С другой стороны, «поставь» Петров-Водкин на стол водку, она опошлила бы аллюзию, о которой написали организаторы выставки: "не сидели бы канонической Троицей бойцы вокруг стола с чашей у Петрова-Водкина".

Конечно, здесь есть мифотворческие черты, выраженные в художественной канонизации бойцов, но Петров-Водкин не превращает миф в утопию. Реальные люди  показаны им на границе с ирреальным миром, перед лицом вечности. Художник больше философствует, чем фантазирует.

И этим «После боя» Петрова-Водкина отличается от «Ленина в Смольном» Бродского.
Как сообщает Википедия про "Ленина в Смольном", «написанная спустя шесть лет после смерти Ленина, картина призвана канонизировать образ вождя мирового пролетариата».

Что касается Дейнеки, он одновременно перекликается и с Петровым-Водкиным, и с Бродским.
С первым – композицией, со вторым лаконичностью. Картина больше похожа на плакат, но верхний ряд возвращающихся раненых её очеловечивает.

Отредактировано CosMary (2015-11-24 00:01:46)

0

12

В том же зале «Сотворения мифа» мне запомнились ещё две картины, которые висели друг против друга.

Василий Сварог «Доклад И.В. Сталина на Чрезвычайном  VIII Всесоюзном съезде Советов о проекте Конституции СССР», 1938 год.

http://s3.uploads.ru/TmfkY.jpg


Василий Сварог с 1923 года был членом самого правого объединения советских художников АХРР (Ассоциации художников революционной России).
Сталин у Сварога красавец, вещает с вдохновением! Товарищи, сидящие на верхней трибуне, заслушались. Привлекает внимание бутылка на переднем плане, накрытая перевёрнутым стаканом. В графине, понятно, - вода, а что в этой бутылке?  :question:

На противоположной стене - «наш ответ Чемберлену»  или  реакция народа на Сталинскую Конституцию. Здесь можно поискать аллюзию с Репинскими пишущими казаками. Что именно пишут старатели Сталину, непонятно, лист пустой. Надеюсь, что-то более цензурное, нежели казаки писали султану. :)

Василий Яковлев «Старатели пишут творцу Великой Конституции», 1937 год.
Василий Яковлев Член АХРР с 1922 года, лауреат двух сталинских премий.

http://s2.uploads.ru/67i1L.jpg

http://s6.uploads.ru/KWTkS.jpg

А этот рабочий с натруженными руками просто секс символ рабочего человека! Он принёс с собой рабочие инструменты, которые сложил рядом. Без инструментов кажется, что его рукам чего-то не хватает.
Несмотря на солнечную гамму и торжественность момента, картина не вызывает у (современного) зрителя каких-то положительных эмоций. Сталин на соседней стенке сказал бы: «Веселее, товарищи!» :)

Продолжение следует.

Отредактировано CosMary (2015-11-24 00:06:25)

+1


Вы здесь » Вместе по всему миру » Палата №6 » Жить стало лучше, товарищи! Выставка соцреализма в Манеже