Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Эмилия-Романья вдоль и немного поперёк (Болонья и окрестности)


Эмилия-Романья вдоль и немного поперёк (Болонья и окрестности)

Сообщений 41 страница 50 из 65

41

Крестильная чаша:

https://lh3.googleusercontent.com/-8Pj_yv29c_k/Vkgo2ViqxFI/AAAAAAAACvU/EKxMMldEbV4/s760-Ic42/IMG_1198.JPG

   Под полом церкви находится крипта, в которой установлена гробница с мощами св. Колумбана:

https://lh3.googleusercontent.com/-_zd1ev02sSU/Vkgo1qnie9I/AAAAAAAACrs/b-wJi2m-0s4/s760-Ic42/IMG_1187.JPG

   Здесь же обратили на себя внимание ещё 2 вещи - узор пола вокруг саркофага:

https://lh3.googleusercontent.com/-gRDxDQIrJF0/Vkgo18ejWWI/AAAAAAAACvE/5I-LlmCWOf0/s760-Ic42/IMG_1188.JPG

и оригинально выполненный аналой (я так понимаю, что это именно он - подставка для церковных книг или икон) в виде целой стаи взлетающих птиц:

https://lh3.googleusercontent.com/-q6RFYuAPEJQ/Vkgo1yOyPKI/AAAAAAAACr0/tPEgzMUecAs/s640-Ic42/IMG_1190.JPG

   Если обойти монастырь с другой стороны, мы попадаем на большую вытянутую площадь Santa Fara, на которой, куда ни глянь - везде красиво 8-) :

https://lh3.googleusercontent.com/-VLmy31tgwyc/Vkgo21cavfI/AAAAAAAACuE/iwlbVJYIinY/s760-Ic42/IMG_1204q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-zL4GZPCS9Yg/Vkgo24uu4aI/AAAAAAAACsg/uq51Ejj-ZO0/s760-Ic42/IMG_1212q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-nKj3IioSoSo/Vkgo3LgQ5KI/AAAAAAAACvk/UJCOaescISI/s760-Ic42/IMG_1218q.jpg

   Очень эффектно смотрится длинный портик аббатства:

https://lh3.googleusercontent.com/-VtDXci8cDL0/Vkgo3A7KTFI/AAAAAAAACvg/0J3jCvHbygc/s760-Ic42/IMG_1213q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-R-ivLYt9baE/Vkgo2-TbKpI/AAAAAAAACvc/K7LEBUW-Z7o/s760-Ic42/IMG_1208q.jpg

   В самом конце площади видна возвышающаяся на домами колокольня церкви св. Лаврентия:

https://lh3.googleusercontent.com/-GeoDwZHBSHw/Vkgo49lHXOI/AAAAAAAACuY/ppFBH4gAhoc/s760-Ic42/IMG_1232q.jpg

   Собор Боббио за свою историю претерпел многократные перестройки, и это заметно по его облику, представляющему собой "поппури" разных веков и стилей:

https://lh3.googleusercontent.com/-nRdZS70ssr4/Vkgo4XXuxOI/AAAAAAAACvw/u3VVDtOxvXU/s760-Ic42/IMG_1228q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-RftwjzSZqo8/Vkgozc-ndWI/AAAAAAAACqg/VY8fjKVOikY/s640-Ic42/IMG_1157.JPG

   Как и почему мы не попали внутрь собора, для меня остаётся загадкой. То есть, по сути-то, всё ясно - банальные недоработки "предсезонной подготовки", но легче от этого не становится. Я вынужден только с грустью признать, что насколько открытие самого Боббио могу записать в свой актив, настолько же промах с собором - в свой несомненный пассив :tired: ... Потому что интерьеры местного Дуомо, судя по фото, одни из самых прекрасных, что я когда-либо видел: http://www.marcostucchi.com/Panoramiche … mo_01.html . Уууууу..... :dontcare:  :(  :'(

0

42

Чтоб хоть немного забыться от фиаско с собором, давайте вернёмся на уютные и атмосферные улочки Боббио:

https://lh3.googleusercontent.com/-1EX5l2-Ai8k/VkgoxHUQheI/AAAAAAAACpc/CryCyMBNW3A/s760-Ic42/IMG_1102q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-n04lJum5hjE/Vkgozgn7ETI/AAAAAAAACqo/tpeCyO0ufOg/s760-Ic42/IMG_1160q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-xN6UrF2jKoE/VkgoxtOi4AI/AAAAAAAACpo/v8WICKJXfzU/s760-Ic42/IMG_1110q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-TxWSHI88UnQ/Vkgo0tTPUaI/AAAAAAAACuk/9CrxagwS4NE/s760-Ic42/IMG_1171q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-ldZbPim67JM/Vkgo3cVvp2I/AAAAAAAACug/t__w4rp6Eyw/s760-Ic42/IMG_1221q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-j3G6H7Jrn1k/Vkgo0_78jFI/AAAAAAAACrQ/yQbN6DbjIiY/s760-Ic42/IMG_1173q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-9kenYj0ii4Y/VkgoxtxaucI/AAAAAAAACps/q_G6GFTugSY/s760-Ic42/IMG_1112.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-qxZpjTOfmjQ/Vkgo4aXltLI/AAAAAAAACu8/xgFwn9tbdt0/s760-Ic42/IMG_1230q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-aDACgjkAFmU/Vkgo0xctREI/AAAAAAAACrY/OTQkBIg_TC0/s760-Ic42/IMG_1175q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-AP6NfiWKrQ8/Vkgo4KV68QI/AAAAAAAACs0/lxb-ckD8Rx0/s760-Ic42/IMG_1226.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-Y3dfV8JnCeg/Vkgoz3i43XI/AAAAAAAACqw/GoGxb7QyXcI/s640-Ic42/IMG_1163q.jpg https://lh3.googleusercontent.com/-ujFbJ75klfY/Vkgoz7TzyoI/AAAAAAAACqs/-0sYuRmYj64/s640-Ic42/IMG_1161q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-qewTcS4I5Zw/Vkgox5FgfeI/AAAAAAAACpw/1sDFcU3yWWk/s640-Ic42/IMG_1115q.jpg https://lh3.googleusercontent.com/-s7REGqE8BFM/Vkgo4bfME7I/AAAAAAAACuM/s_lGaPNgPEQ/s640-Ic42/IMG_1229q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-475DHI4i10U/Vkgo48l1O2I/AAAAAAAACvI/txQ1NhEkHUQ/s640-Ic42/IMG_1233q.jpg https://lh3.googleusercontent.com/-8HN91_TcdJQ/Vkgo5Ts5w4I/AAAAAAAACuo/YWE_VoF6FDg/s640-Ic42/IMG_1238q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-zAqHnItAOmo/Vkgo5qpKRfI/AAAAAAAACv8/8VNqgGC2bfg/s640-Ic42/IMG_1239q.jpg https://lh3.googleusercontent.com/-mPRYNAHnGW4/Vkgo5FwriGI/AAAAAAAACts/PF08UPba0ro/s640-Ic42/IMG_1235q.jpg

   Боббио - городок, мягко говоря, немного холмистый, поэтому местное градостроительство часто ведётся на нескольких ярусах:

https://lh3.googleusercontent.com/-WovSScxi5OQ/Vkgo0KtJZFI/AAAAAAAACq4/_XyOH90fxlo/s760-Ic42/IMG_1165.JPG

   Отойдя на несколько шагов в сторону от центра, сразу оказываешься не просто на окраине, а буквально "за городом":

https://lh3.googleusercontent.com/-0zGjO0CohFY/Vkgo0NIPErI/AAAAAAAACq0/5OqPE0VUgMw/s760-Ic42/IMG_1166q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-OjyLXKk9pnI/Vkgo0RPc7KI/AAAAAAAACuc/6n1ASKNfHz8/s760-Ic42/IMG_1167.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-iEXDIp9ORqQ/Vkgo0Y6C63I/AAAAAAAACrA/a0AV9JydAIk/s760-Ic42/IMG_1168q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-5kRM59I16t4/Vkgo0u_VC1I/AAAAAAAACrE/Fh7Wa4P6dRc/s760-Ic42/IMG_1170q.jpg

   Кстати сказать, Боббио входит в ассоциацию "самых красивых малых городов Италии" ( https://en.wikipedia.org/wiki/The_most_ … s_in_Italy ).

0

43

<<<<<<<<<<<<<<< =========== ПАРМА =========== >>>>>>>>>>>>>>>

   То, что поставил Парму в 1-ю половину рассказа, совсем не говорит о том, что она нам понравилась. Совсем наоборот: я хочу как можно скорее скинуть эту ношу и уже без оглядки на неё спокойно продолжать дальше. Парма - единственный город этой поездки, который совершенно не пришёлся по сердцу и показался практически совсем не интересным :sceptic: . По сути, я могу выделить только 3 места, реально заслуживающих внимания: собор, баптистерий и театр Фарнезе. Причём даже они, как метко подметил искусствовед П. Муратов, "показались бы интереснее, не будь они в Парме", которую чуть дальше он называет "лишённой обаяния" - и это, наверное, как раз то выражение, которым Парму можно охарактеризовать в двух словах.

   Правда, знатоки и любители живописи, возможно, найдут здесь намного больше, недаром и Г. Мортон, и тот же Муратов восхищаются произведениями "пармского гения" Корреджо -  итальянского живописца начале 16 века, которые можно увидеть в местном соборе и в Национальной галерее Пармы во дворце Пилотта.

   Сразу скажу, что не произвела впечатления и знаменитая пармская ветчина, точное название которой - прошутто ди Парма (prosciutto di Parma). По вкусу она мало чем отличается от испанского хамона, причём не самого вкусного, и уж точно уступает испанскому ломо. Что касается ещё одного местного специалитета - пармезана, то я и так никогда не был его поклонником и ел исключительно "по необходимости" с пастами и ризотто.

   Тем не менее, посещение Пармы не стало разочарованием для нас - просто потому, что мы уже знали, что тут увидим. Правда, когда-то её название непонятно почему рождало ассоциации чего-то очень "итальянского", то есть красивого, романтичного, возвышенного, и, видимо, не у меня одного: П. Муратов написал, что "Парма разочаровала уже многих своим мелодическим именем, столь мало вяжущимся с прозаическим и будничным видом современного города". Кстати, именно эта фраза и стала для меня первым "звоночком" при подготовке к поездке, очень быстро обретя фактическое наполнение. Мы даже изначально решили, что пожертвуем именно Пармой в случае плохой погоды (кандидатом N1 "на дождь" была Равенна, но она представляет собой особый случай, поскольку всё самое интересное там находится под крышей).

   Собственно, так всё и произошло. После двух солнечных дней прогноз одарил нас двумя днями откровенно плохой (никаких "местами" и "с  прояснениями") погоды, в первый из которых мы поехали в Равенну и ходили там под зонтиком, а вот во второй поехали в Парму, где нам очень повезло: при точно таком же прогнозе, как и накануне, на нас с небес не упало ни единой капли ! Да, было пасмурно, серо, мрачновато - но дождя не случилось. И единственными, кто пострадал в этот день, стали фотографии, качество которых получилось чуть выше ужасного... :dontcare:

   Две из трёх главных достопримечательности Пармы - собор и баптистерий - расположены рядом на Пьяцца дель Дуомо (piazza del Duomo). Посмотрев их снаружи и изнутри, мы поняли, что уже этим посещение Пармы было оправдано, тем более, что "цена вопроса" составляла всего лишь 55 минут на "иль трено реджинале".

   Фасад собора - классический романский стиль "по-итальянски". Львы подколонные, опять же, присутствуют. Абсолютный "зачёт" ! :cool:

https://lh3.googleusercontent.com/-vz10zPYocEg/Vk3tTwl4zYI/AAAAAAAAC4Q/PQWKjIpCgy8/s760-Ic42/IMG_0727q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-5A4DNEgMvZ0/Vk3tT6-AKDI/AAAAAAAAC4Q/qxsB5zRvJNI/s760-Ic42/IMG_0726q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-dqZEG8t3Hvs/Vk3tWH4FOcI/AAAAAAAAC4g/NtADTL3dd08/s760-Ic42/IMG_0744.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-47hFPCbWyQs/Vk3tWd00p6I/AAAAAAAAC4g/PWyNCM7QzL4/s760-Ic42/IMG_0745.JPG

   Внутри собор понравился даже мне, а для любителей живописи тут и вовсе настоящий рай. Ни одного свободного места не осталось, ни на стенах, ни на потолке, ни на перекрытиях - ходи и любуйся, притом - совершенно бесплатно :rolleyes: .

https://lh3.googleusercontent.com/-BJSYrFGy7Qo/Vk3tWc0SaAI/AAAAAAAAC4g/2DtmxPxWcsk/s760-Ic42/IMG_0747.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-y1wyP_Xmttc/Vk3tWwyNO7I/AAAAAAAAC4g/bt3h5Q5PcbY/s760-Ic42/IMG_0750.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-p7UpqcG0T3s/Vk3tYTv4-FI/AAAAAAAAC4c/h8jTtx3dgNc/s760-Ic42/IMG_0768.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-b8mS9RL1xIY/Vk3tYGhsHUI/AAAAAAAAC4c/ag6JdRL9TaA/s760-Ic42/IMG_0763.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-l1AcGiJc3yM/Vk3tYln_n_I/AAAAAAAAC4c/xkiCCoTJjgw/s760-Ic42/IMG_0769.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-dT8tjtaNcJc/Vk3tWSHiQZI/AAAAAAAAC4g/qDjvQa2TS5E/s640-Ic42/IMG_0748.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-5oDH5QL4vq4/Vk3tXECQ6uI/AAAAAAAAC4g/yXci46EgPgc/s640-Ic42/IMG_0751.JPG https://lh3.googleusercontent.com/-aOESlmNYrHU/Vk3tWtOCyOI/AAAAAAAAC4g/B4cJFkFFH2o/s640-Ic42/IMG_0749.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-LuV4eLFy5b4/Vk3tYfPaC9I/AAAAAAAAC4c/RZZp7sbMF7Y/s640-Ic42/IMG_0766.JPG

   Мне больше всего хотелось глянуть на купол с росписями Корреджо. Не то что я в этом что-то понимаю, даже наоборот, но очень уж "аппетитно" пишут про него, одна оценка Тициана чего стоит: «Переверните купол и заполните его золотом, даже тогда вы не сможете в полной мере оценить картину».

https://lh3.googleusercontent.com/-4vS9sifyNtM/Vk3tYNbmWZI/AAAAAAAAC4c/Bf6Q6cO9tXs/s760-Ic42/IMG_0764.JPG

   Посмотрел :glasses: . Проникнуться, к сожалению, не смог :suspicious: . Во-первых, высоковато, не знаю даже, на чьи глаза рассчитано - неужели в те времена люди видели лучше ? Ну а во-вторых, лишний раз убедился, что не моё это - живопись, ну не моё :dontknow: ... Вот чуть выше, рассказывая про Боббио, упомянул я Джоконду и по случаю в очередной раз глянул на неё - ну как может ЭТО нравиться ? Хоть бы женщина была красивая или обаятельная, а так... по некоторым версиям там и не женщина вовсе... :unsure:

   Намного больше меня поразило то, как умер Корреджо, которого всё же большинство считает гениальным, а многие и вовсе ставят в один ряд с "самыми-самыми". Г. Мортон описал это очень пронзительно: "Главной же несправедливостью в его жизни стала ранняя смерть. Умер он в расцвете сил: ему было сорок. Вазари рассказывает любопытную историю о смерти Корреджо. Он говорит, будто художник нес в родную деревню Корреджо (настоящее имя художника — Антонио Аллегри) тяжелый мешок с деньгами. За картину заплатили медными монетами, специально, чтобы унизить художника. Корреджо надорвался, заболел и умер от осложнения — плеврита".

   Кто-нибудь удивлён ? Я почему-то нет... Мир хоть и держится на любви, да правят им зачастую зависть и ненависть - к тем, кто богаче нас, кто талантливее нас, кто красивее нас... А уж если кто ещё и думает не так, как мы - так тех вообще на костёр сразу - за правое дело, разумеется, за истинную веру...

   Есть в соборе и крипта, причём очень большая и очень интересная. Здесь можно увидеть и старые колонны с романскими капителями, и более поздние, уже пышно-барочные часовни.

https://lh3.googleusercontent.com/-s_Rs8JkaQAc/Vk3tXYRF4HI/AAAAAAAAC4g/2ezmgKGWG0Y/s760-Ic42/IMG_0757.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-vPhenoNM_Zw/Vk3tXHS4jxI/AAAAAAAAC4g/zxqugIdvBF4/s760-Ic42/IMG_0752.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-VwymjrVv-sc/Vk3tX4FfK9I/AAAAAAAAC4c/i776HvlLMb8/s760-Ic42/IMG_0760.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-wNDnrQQdPU8/Vk3tXVQ0AYI/AAAAAAAAC4g/69NVkP9mcsE/s760-Ic42/IMG_0758.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-O5BRV_0sSyg/Vk3tXYc6jiI/AAAAAAAAC4g/N9RFgwCqI64/s760-Ic42/IMG_0756.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-9ukq1hWdaw0/Vk3tXkB9UwI/AAAAAAAAC4g/MsH8YVgTiwU/s760-Ic42/IMG_0759.JPG

0

44

Пармский баптистерий был построен "в то время, когда Ричард Львиное Сердце был королем Англии и когда был еще жив Робин Гуд" (Г. Мортон), а именно - в 13 веке. Он хорошо гармонирует с фасадом собора - прежде всего, из-за большого числа внешних аркад с тонкими колоннами. Благодаря своей высоте он похож на усечённую башню - возможно, это самый высокий из всех итальянских баптистериев (наверняка утверждать это я не могу, поскольку не "копал" глубоко в этом направлении). Интересно, что на всех восьми его сторонах (баптистерий Пармы имеет 8-гранную форму) расположены порталы, но только через 3 из них можно было войти внутрь, а остальные являются ложными и предназначены для симметричного декора сооружения.

https://lh3.googleusercontent.com/-Mh-CtxhrUJA/Vk3tUG4WE7I/AAAAAAAAC4Q/gUy1bn3vN9Q/s760-Ic42/IMG_0730q.jpg

   В наши дни для входа открыт только один портал со стороны Соборной площади:

https://lh3.googleusercontent.com/-QRpUk5dGs_w/Vk3tYtW91HI/AAAAAAAAC4c/1OqfFLIOEvA/s640-Ic42/IMG_0771.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-pvjE1t5EJv4/Vk3tZaFlEfI/AAAAAAAAC4c/avPAwTCUzAQ/s760-Ic42/IMG_0776.JPG

   По всем сторонам, за исключением "реальных" порталов, примерно на высоте человеческого роста баптистерий украшен фризом, состоящим из более семидесяти небольших скульптурных рельефов, изображающих животных, мифологических персонажей и прочих представителей типичных средневековых бестиариев. Этот "цикл" венчают ещё 4 более крупные скульптуры, представляющие целомудрие, милосердие, веру и надежду. Общий символизм всей этой композиции (которая называется Zooforo) таков, что человеческие страсти и пороки делают людей подобными животным, а иногда и монстрам, и только Спасение через крещение может сделать их жизнь добродетельной (те, кому интересно узнать, какими мы можем представляться в тех или иных ситуациях, может ознакомиться со всем перечнем - любопытным, кстати, я начал смотреть и даже зачитался - "фауны" фриза на https://it.wikipedia.org/wiki/Zooforo - к сожалению, на итальянском, но для Гугл-переводчика эта задача не столь сложна).

https://lh3.googleusercontent.com/-0B2zBtRlzWc/Vk3tZDY5dmI/AAAAAAAACy8/eRmxkmPgy6M/s720-Ic42/IMG_0773.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-LAc2q1sQ1WI/Vk3tZQNOSsI/AAAAAAAAC4c/0-6d5cwChH4/s720-Ic42/IMG_0774.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-N2ZQjYZ_UTg/Vk3tZ-hXaiI/AAAAAAAAC4c/aP883EZ1MQs/s720-Ic42/IMG_0778.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-Ol3Ok4J4qQY/Vk3tZ77HTII/AAAAAAAAC4c/DUmU0gHr-Dc/s720-Ic42/IMG_0777.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-uPMTFEqMYT8/Vk3tYnq3x1I/AAAAAAAAC4c/p2AYaJrpvao/s720-Ic42/IMG_0772.JPG

   А теперь, посмотрев на себя со стороны, зайдём внутрь баптистериям (открыт, кстати, каждый день, часы работы - на http://www.cattedralediparma.it/orari_biglietti.php ), заплатив на входе 6 (или 7, если с музеем Дуомо) евро с человека:

https://lh3.googleusercontent.com/-FS2yNXkFG7U/Vk3tVp7eScI/AAAAAAAAC4g/RkzRBjZq-Bc/s760-Ic42/IMG_0740.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-cnTQVxiTo5Q/Vk3tVtIPm0I/AAAAAAAACxs/I7kUHuruChU/s760-Ic42/IMG_0739.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-GtXQSzXFZRU/Vk3tUT3xAwI/AAAAAAAACxE/aLD82rO6xTI/s760-Ic42/IMG_0733.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-QWz-RhmO9nc/Vk3tURvdoTI/AAAAAAAAC4Q/WC0EzOopzXI/s760-Ic42/IMG_0735.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/---ll90GFrK0/Vk3tWDTJLxI/AAAAAAAAC4g/r_fEO3lYUsk/s760-Ic42/IMG_0743.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-WQMNFggszok/Vk3tUboohCI/AAAAAAAAC4Q/EPkgoGfb_pQ/s640-Ic42/IMG_0734.JPG https://lh3.googleusercontent.com/-Aqt4np8T5h8/Vk3tVD4JygI/AAAAAAAAC4g/jeZCIP6kRv0/s640-Ic42/IMG_0738.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-XeFLglDhQBs/Vk3tU08SCGI/AAAAAAAAC0Q/Q-W-DI2_PiM/s640-Ic42/IMG_0737.JPG

   Хорош интерьер "крестильни", действительно хорош :cool: . Тут и росписи, и галереи с колоннами, и скульптуры, и прекрасный купол... Кстати, о назначении галерей Мортон выдвигает интересную гипотезу: "Возможно ли, что люди специально собирались там, чтобы наблюдать обряд массового крещения ?"

https://lh3.googleusercontent.com/-SW4Rqhj_3pI/Vk3tUoZ6H_I/AAAAAAAAC4g/Co6SCi1hv8U/s760-Ic42/IMG_0736.JPG

   А это - совсем не монстры, а евангелисты, изображённые в своём традиционном символическом обличии: Лука - бык, или телец, Марк - лев, Матфей - человек, ну а Иоанн-орёл, видимо, просто не попал в кадр:

https://lh3.googleusercontent.com/-5zYf3PmPg6Y/Vk3tVw1qKII/AAAAAAAAC4g/gx9IusNgiXA/s760-Ic42/IMG_0742.JPG

   Баптистерий, конечно, настоящая "жемчужина" Пармы, и я вслед за Г. Мортоном готов повторить, что его интерьер «самый красивый из тех, что мне привелось увидеть». Ибо внутреннее оформление "крестилен" в Пизе и Флоренции, скорее, монументально и торжественно, а вот здесь, в Парме, именно красиво и, думаю, намного больше "адаптированно" для простого, зачастую деревенского, народа.

0

45

Сразу за собором открывается площадь Сан-Джованни, на которой расположено аббатство Иоанна Евангелиста, или Богослова (San Giovanni Evangelista). Ещё издали хорошо видна его колокольня, а по мере приближения из-за громады собора постепенно появляется барочный фасад монастырской церкви:

https://lh3.googleusercontent.com/-9dfRdioqpuU/Vk3tagXCIPI/AAAAAAAAC4c/mWt0F8XI4hY/s640-Ic42/IMG_0781.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-FcygxYfDl_4/Vk3tam5aMOI/AAAAAAAAC4Y/Wma_3meJK8s/s760-Ic42/IMG_0782q.jpg

   Церковные интерьеры не "наши", слишком помпезные, а вот чем нас привлекало аббатство св. Иоанна - это аж тремя клуатрами, причём все нам удалось увидеть. Правда, они снова оказались не бог весть какими, да и похожи друг на друга чуть меньше, чем сиамские близнецы, но всё же клуатр есть клуатр, люблю я их, наверное, в прошлой жизни (а то и не в одной) не один десяток километров намотал по их галереям в поисках озарения и просветления 8-) ...

   Давайте вместе сосчитаем до трёх. Вот один:

https://lh3.googleusercontent.com/-Qv6glOnDwss/Vk3tbSaluuI/AAAAAAAAC4c/3QBEDcFuW2g/s760-Ic42/IMG_0804.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-bI9qTFf4PUg/Vk3tboVMrCI/AAAAAAAAC4Y/FMmH9q4iik4/s640-Ic42/IMG_0806q.jpg

   Другой:

https://lh3.googleusercontent.com/-V0E60gcFonw/Vk3tbBDZ90I/AAAAAAAAC4Y/pTb7ZPI9Akk/s760-Ic42/IMG_0794q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-iOKd2MwyhUA/Vk3taiBnD3I/AAAAAAAAC4Y/RVrY84tYuVc/s760-Ic42/IMG_0792q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-NjT2VQDGk1A/Vk3ta2NHA7I/AAAAAAAAC4c/dpZi-Yqk96k/s760-Ic42/IMG_0793.JPG

   И третий. Занавес.

https://lh3.googleusercontent.com/-KtO1YbYDZ0s/Vk3tbF3z6QI/AAAAAAAAC4c/SbaY5T9bqHE/s760-Ic42/IMG_0797.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-z0W8ukHw12w/Vk3tbSyLfZI/AAAAAAAAC4c/XxyhBADUSSY/s760-Ic42/IMG_0803.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-qszjAwE53sM/Vk3tbL86_SI/AAAAAAAAC4c/1_IPvzMCmbg/s760-Ic42/IMG_0799.JPG

***************

   Написав (случайно, признаюсь) тут невесть как подвернувшееся на язык слово "занавес", я невольно поломал предполагавшуюся сначала последовательность рассказа о Парме. Потому что занавес - это что ? Правильно, театр. А театр в Парме - это, прежде всего, Театр Фарнезе - 3-я, на мой взгляд, из топовых достопримечательностей города. Он расположен во дворце Пилотта (Palazzo della Pilotta) - мрачной серой громадине, ещё похлеще Дворца Фарнезе в Пьяченце, показать которую я даже не решаюсь, за исключением его огромных мощных сводов:

https://lh3.googleusercontent.com/-HLCGDCmw0NU/Vk3teFXZQbI/AAAAAAAAC3o/U-TGoHjDbLo/s760-Ic42/IMG_0827q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-mHgfB1SB1hI/Vk3tf9g5XlI/AAAAAAAAC4A/hNgCGWEOOtc/s760-Ic42/IMG_0852q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-aT8aZr0j-qM/Vk3teqJfghI/AAAAAAAAC3w/OVQbBRfuRSI/s760-Ic42/IMG_0832q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-isYqM9ezNGs/Vk3td-ok8uI/AAAAAAAAC3g/3ops9RCvnzY/s640-Ic42/IMG_0826q.jpg

   Кстати, если у кого-то название дворца породило единственную (на мой взгляд) возможную тут ассоциацию, то это оно и есть. Пилотта - это не имя и не очередная герцогская династия. Это искажённое название национальной баскской игры в мяч, немного напоминающей теннис - пелота (pelota). А при чём тут далёкие баски ? Дело в том, что после правления рода Фарнезе Парма несколько раз оказывалась под властью испанской Короны, а сын короля Испании Филиппа V был герцогом Пармским, передав этот титул уже своему наследнику. Ну и испанские солдаты, среди которых, видимо, были и баски, играли в одном из трёх больших дворов внутри дворца в свою родную пелоту. Самих герцогов уже никто, кроме историков и Википедии, не помнит, а вот название диковинной игры прижилось настолько, что стало именем собственным.

   Сегодня дворец Пилотта - это целый культурный центр. В нём находятся несколько музеев, среди которых особое место занимает Национальная галерея с картинами многих знаменитых художников, библиотека, Институт искусств. Но самым интересным из них мне представлялся Театр Фарнезе. Он был построен в начале 17 века по случаю прибытия в Парму великого герцога Тосканского Козимо II. Который, кстати, в пути заболел, и по этой причине так и не приехал, после чего театр пустовал ещё 10 лет. Впрочем, из-за сложности и дороговизны оформления театр повидал всего 8 представлений, последнее из которых состоялось в 1732 году в честь приезда будущего испанского короля Карла III. То есть получается, что театр использовался по назначению всего раз в 10 лет...

   Чаша театра со зрительным залом на 3000 человек была полностью построена из дерева (если точнее - из фриульской ели), покрыта штукатуркой и окрашена так, чтобы имитировать мрамор.

https://lh3.googleusercontent.com/-zUUHfMGu-TA/Vk3tfP4nCwI/AAAAAAAAC4Y/trdKqv0jUrA/s760-Ic42/IMG_0838.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-eaYGsAZF30k/Vk3tfThsl9I/AAAAAAAAC4Y/ERU5RR9R3V0/s760-Ic42/IMG_0846q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-7RdCVzqkqx4/Vk3tfdSu7XI/AAAAAAAAC34/L4fOHyNKpXw/s760-Ic42/IMG_0847q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-u31X9ooDbzk/Vk3tfZHUGjI/AAAAAAAAC30/UgN0kbn0iQE/s760-Ic42/IMG_0840.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-achQz6-wGzQ/Vk3tflumBhI/AAAAAAAAC3I/LofW8JzyDB8/s640-Ic42/IMG_0848q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-5mLgFLPUVts/Vk3tfr3a-fI/AAAAAAAAC38/bXNCN92b3QM/s640-Ic42/IMG_0849.JPG

   "Задворки" театра - так выглядят его трибуны с обратной стороны:

https://lh3.googleusercontent.com/-45iX00kjuBQ/Vk3tfJMFe5I/AAAAAAAAC28/uls6QvN8WH8/s640-Ic42/IMG_0836.JPG

   Некоторые персонажи здешних подмостков. Какая-то жутковатая композиция получилась... :huh:

https://lh3.googleusercontent.com/-PRMKpmvDzb4/Vk3tf3wV5SI/AAAAAAAAC3M/0L82vIVfAGw/s760-Ic42/IMG_0851.JPG

   "За кулисами" можно посмотреть макет зрительного зала и картину из "прошлой" жизни театра:

https://lh3.googleusercontent.com/-E8m2j-GnI4w/Vk3te6GGRjI/AAAAAAAAC4Y/5132bet8zWA/s760-Ic42/IMG_0834.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-PvUaODgSbhU/Vk3te4IlFuI/AAAAAAAAC4Y/sm1JbWd402U/s760-Ic42/IMG_0835.JPG

   К сожалению, то, что мы видим сегодня, не является оригинальным: театр был разрушен во время Второй мировой войны при бомбёжке. В 1956-1960 годах его восстановили в полном соответствии с первоначальным дизайном с использованием тех же самых материалов. Но, как бы то ни было, Театр Фарнезе произвёл очень сильное впечатление и запомнился как одно из самых интересных мест в Парме :cool: .

0

46

Ещё по нескольким - нет, даже не достопримечательностям, а просто местам, хоть как-то выделяющимся на фоне прочих - я пройдусь очень бегло. Например, "увешанная" часовнями и потому немного напоминающая виноградную гроздь церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Santissima Annunziata):

https://lh3.googleusercontent.com/-h96SRSf4b6k/Vk3thMbVFKI/AAAAAAAAC2o/9_hDe8B10f4/s760-Ic42/IMG_0868q.jpg

   Памятник художнику Пармиджанино - второму по знаменитости после Корреджо пармскому живописцу:

https://lh3.googleusercontent.com/-M4rGup3Yegc/Vk3tc38sJoI/AAAAAAAAC3Y/DyCU0_jGzKY/s640-Ic42/IMG_0821.JPG

   Герцогский дворец внутри одноимённого парка:

https://lh3.googleusercontent.com/-KgZUOtFVGog/Vk3tgDsF7AI/AAAAAAAAC4Y/pMZ9NwI59GE/s760-Ic42/IMG_0856q.jpg

   Сам парк был заложен ещё в 16 веке во времена династии Фарнезе. Ныне от герцогской роскоши не осталось почти ничего, кроме нескольких статуй (причём уже копий) и фонтана «Трианон», установленного на островке посреди небольшого пруда, да и сам фонтан в отсутствии воды выглядит сиротливо и заброшенно :suspicious: :

https://lh3.googleusercontent.com/-1y-WtCJmPH4/Vk3tggZoxCI/AAAAAAAAC4I/QRlU21gvXcQ/s760-Ic42/IMG_0862q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-Y_-cNXsa1Kk/Vk3tg-NlK2I/AAAAAAAAC2s/P6wiGFRHIxU/s760-Ic42/IMG_0863q.jpg

   Идя по главной аллее парка, мы попали в самый настоящий каштанопад - такого я никогда раньше не видел. С деревьев, растущих по обе стороны дорожки, буквально на глазах сыпались каштаны - один за другим, со стуком падая на ковёр из красных листьев под ногами. Осень... она и в Италии осень... Унылая пора... :dontcare:

https://lh3.googleusercontent.com/-xUAe-43Gdgk/Vk3tgamkYfI/AAAAAAAAC4Y/Wfudb6cyg50/s760-Ic42/IMG_0857q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-pyvbxRCuRNQ/Vk3tgXe0hZI/AAAAAAAAC4E/4lg2BA2sg6w/s760-Ic42/IMG_0859q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-o_ODLBas85s/Vk3tgVEHUTI/AAAAAAAAC3c/TXYdZ7SL5ks/s760-Ic42/IMG_0860q.jpg

   Памятник уроженцу Пармы Витторио Боттего (Vittorio Bottego) - географу и путешественнику, исследователю восточной Африки, в которой он и был убит:

https://lh3.googleusercontent.com/-zvFK6gjy1dk/Vk3tTsqto1I/AAAAAAAAC4Q/Y2GpkZZfn54/s760-Ic42/IMG_0711q.jpg

   Единственное в Парме здание с реально средневековым колоритом (кроме ансамбля на Соборной площади, естественно) - Дворец Подеста (точнее, часть его сохранившегося фасада) почти утонуло за палатками раскинувшейся на площади перед ним ярмарки:

https://lh3.googleusercontent.com/-fye8ysmdIxs/Vk3tcE254iI/AAAAAAAAC4c/Tv4Qme9pUco/s760-Ic42/IMG_0812.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-jKe6SSrjLHk/Vk3tcO7u9QI/AAAAAAAAC4Y/r-Sc26jlnL4/s760-Ic42/IMG_0815.JPG

   В отместку мы вдоволь напробовались самого разного - от красного до зелёного - сыра, предлагаемого на дегустацию в одном из лотков. А ещё в одном павильоне прямо в "он-лайне" готовили "на развес" самые разные тушёные блюда - от паэльи до ризотто - в огромных сковородках:

https://lh3.googleusercontent.com/-S4Nl2YlnPuI/Vk3tcYhVFyI/AAAAAAAAC3E/X6uiBbmI1cs/s760-Ic42/IMG_0816q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-JbJ6JNQlb84/Vk3tcT6fqtI/AAAAAAAAC4Y/MiUHxheDPXM/s760-Ic42/IMG_0817q.jpg

   На площади Гарибальди на фоне памятника ему самому находится Дворец губернатора (Palazzo del Governatore), где сейчас размещается местная префектура.

https://lh3.googleusercontent.com/-cBcBhSA3OLA/Vk3tcNco_7I/AAAAAAAAC4Y/4l3w8emxeWM/s760-Ic42/IMG_0814.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-MO7l242eDDo/Vk3tcmzHAUI/AAAAAAAAC3Q/Lh2FSuu0XAQ/s640-Ic42/IMG_0819q.jpg

   Несмотря на свой относительно современный вид, история здания отсчитывается с 13 столетия, а в Средние века его украшала так называемая Гражданская башня (Torre civica) высотой 130 метров - тогда она была самым высоким сооружением в Италии ! Доживи башня до наших дней, посмотреть на неё наверняка съезжалось бы не меньше народу, чем к Колизею. Нет, ну меньше, конечно, но вниманием она точно не была бы обделена. Но... Гражданская башня рухнула в январе 1606 года, как полагают - от конструктивных недочётов при её строительстве.

https://lh3.googleusercontent.com/-F9xW-Lu3F78/Vk3th5LPkxI/AAAAAAAAC4M/r1vi0eFS6Xw/s720-Ic42/Torre_civica_Parma.JPG

   Значительно повреждённый при падении башни дворец был отстроен заново и уже по-иному, а вскоре над ним появилась и новая башенка, конечно же, не сравнимая по размерам с прежней. В конце 19 века в её нижней части соорудили довольно сложную для того времени систему солнечных часов, определяющих не только время, но и день месяца, часы восхода и заката, текущее зодиакальное созвездие и т.п.

https://lh3.googleusercontent.com/-3AMr3k_MZq0/Vk3tcp1aS4I/AAAAAAAAC4Y/e3Fx3AcJItQ/s640-Ic42/IMG_0818q.jpg

0

47

Фонтан на одном из боковых фасадов больше ничем не примечательного Дворца коммуны (ратуши), над которым водрузили копию скульптурной композиции, изображающей Геркулеса и Антея. Сама скульптура была создана в 17 веке для Паркового герцогского дворца, но потом её перенесли во двор Дома музыки (бывшего Дворца Кузани), а вот копией почему-то решили "доукрасить" уличный фонтан.

https://lh3.googleusercontent.com/-CT2oWwaeNJ4/Vk3tb-BIqaI/AAAAAAAAC4Y/J4RCoQZ_lKE/s640-Ic42/IMG_0810q.jpg https://lh3.googleusercontent.com/-1O2A7KcoWcc/Vk3tbz-lGJI/AAAAAAAAC4c/ec6uv18njGg/s640-Ic42/IMG_0811.JPG

   Интерьеры одной из главных пармских церквей - базилики Санта-Мария-Стекката (Santa Maria della Steccata):

https://lh3.googleusercontent.com/-497BKb802j4/Vk3tdGVIWgI/AAAAAAAAC4Y/VezLU1pm1Oc/s640-Ic42/IMG_0822.JPG https://lh3.googleusercontent.com/-bK0131uDEfE/Vk3tdTHd_wI/AAAAAAAAC3k/YmAqajkUJUY/s640-Ic42/IMG_0824.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-OolXGbdkCVU/Vk3tdHS3cmI/AAAAAAAAC4Y/WaUktjd78_E/s760-Ic42/IMG_0823.JPG

   Аркады Старой больницы выглядят серо и не особо привлекательно, хотя история самого госпиталя очень древняя. Его основал рыцарь Тевтонского ордена ещё в 1201 году, и больница функционировала более 700 лет аж до 1925 года. Свой нынешний вид она получила в 15-16 столетиях.

https://lh3.googleusercontent.com/-h56U-8QQaFE/Vk3tg8mmW1I/AAAAAAAAC24/Y10Pr94VquA/s760-Ic42/IMG_0865q.jpg

   А это просто уличный сюжет, не имеющий никакого отношения к достопримечательностям, но очень характерный для сегодняшней Пармы: подобных базарчиков разного масштаба нам встретилось в одном только центре чуть ли не с десяток...

https://lh3.googleusercontent.com/-CPnx4sH7gfo/Vk3tdWaSPNI/AAAAAAAAC4Y/sFeK5boyPGI/s760-Ic42/IMG_0825.JPG
 
   Ну и парочка более-менее красивых городских пейзажей:

https://lh3.googleusercontent.com/-cHciPoGCamA/Vk3tbkqftiI/AAAAAAAAC4Y/HH-L0IBTQRs/s640-Ic42/IMG_0809q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-US3k-0LTC5g/Vk3teUdyUUI/AAAAAAAAC3s/tIeQjRLI110/s760-Ic42/IMG_0828.JPG

   Рядом с дворцом Пилотта сиротливо притулились остатки мемориала, посвящённого композитору Джузеппе Верди (не путайте с могилой  композитора, находящейся в Милане). Огромный величественный монумент, изготовленный из гранита и бронзы, был открыт в феврале 1920 года на площади перед железнодорожным вокзалом и выглядел вот так:

https://lh3.googleusercontent.com/-qzoQN5724fE/Vk3thm0AobI/AAAAAAAAC3A/kESTZQFHs9Q/s760-Ic42/Munumento_a_Verdi_Parma.jpg

   Судьба памятника не сложилась: в 1944 году в него попала бомба и, хотя повреждения были не слишком сильными, после жарких дебатов было решено демонтировать его, дабы освободить место для нового строительства. При разборке мемориала особо не церемонились: достаточно сказать, что из 28 украшавших его статуй, представлявших персонажей из опер Верди, уцелело только 9, остальные были украдены (!) или просто скинуты в реку (!!!)... Сохранился только центральный алтарь, новое место которому, похоже, подбирали по принципу "чтобы не мешался"...

https://lh3.googleusercontent.com/-A_5kCqXzFpU/Vk3tT_yBReI/AAAAAAAAC4Q/oWKxgg9Podg/s760-Ic42/IMG_0712q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-VFGSEh8VjeU/Vk3teSDCXSI/AAAAAAAAC4Y/fXXmADXvQrM/s760-Ic42/IMG_0829.JPG

   Памятник Верди - не единственное канувшее в историю сооружение в Парме. Вообще с историческим наследием здесь обошлись так, будто катком по нему проехали :mad: . Старые дворцы, фонтаны, мосты - трудно перечислить всё, что было принесено в жертву "новым градостроительным веяниям". Мне попался даже отдельный сайт - "Исчезнувшие монументы Пармы" ( https://it.wikipedia.org/wiki/Monumenti … i_di_Parma ). Гляньте хотя бы одним глазом, пробегитесь по названиям, рисункам и фотографиям, чтобы понять, чего лишили себя люди своими же руками, превратив свой город в "прозаический, будничный и лишённый обаяния" (см. цитаты выше) :smoke: ...

   Кстати, о реке... В отличие от других городов (Пьяченца, Феррара) в Парме река, носящая такое же имя, протекает по самому центру города. Как поступают в таких случаях немцы или французы ? Правильно, облагораживают берега, делают красивые набережные, украшают их зеленью и вообще - превращают в такие места, где приятно и погулять, и просто полюбоваться, душой отдохнуть. Но в Парме (как и во многих городах Испании) река - это обуза. Мост построили, берега более-менее там, где надо, укрепили - и слава богу. А гулять - да господь с вами, страна и так-то - один большой полуостров, куда ни глянь - сплошные моря, какие там реки, кому они нужны :crazyfun: ...

   Г. Мортон увидел в Парме реку, "в русле которой лежали камни и росла крапива", и с тех пор мало что изменилось. А уж фотографировать здесь и вовсе нечего. Но пару снимков я всё же сделал: исключительно для того, чтобы показать, как НЕ должна выглядеть река в уважающем себя городе :no: ...

https://lh3.googleusercontent.com/-eQzDDrFkdn0/Vk3thYBBeZI/AAAAAAAAC2w/w3mcMrSQnRs/s760-Ic42/IMG_0870q.jpg

   Вот разве что мост, названный именем того же Верди, выглядит вполне достойно:

https://lh3.googleusercontent.com/-n1UgQTnBBVg/Vk3tgLx5GRI/AAAAAAAAC3U/tjYOdgbS9qM/s760-Ic42/IMG_0853q.jpg

   Да прибрежные домишки кое-где смотрятся живописно, но я не уверен, что это та "живописность", которой надо гордиться :suspicious: ...

https://lh3.googleusercontent.com/-ysKZBxrl-Do/Vk3thri1kHI/AAAAAAAAC20/AbIWLtDCK5o/s760-Ic42/IMG_0871.JPG

   Мне бы очень хотелось закончить рассказ о Парме на более мажорной ноте и показать напоследок что-нибудь красивое, но... такого не оказалось :dontcare: . Так что я просто ограничусь уголком возле монастыря св. Павла, меланхоличный и по-осеннему грустный вид которого, наверное, больше всего созвучен тому впечатлению, которое осталось у нас от города с поэтичным именем Парма.

https://lh3.googleusercontent.com/-nchCzaGKVds/Vk3tTuz0dFI/AAAAAAAACw4/C9NpDIkoIIM/s760-Ic42/IMG_0718q.jpg

0

48

<<<<<<<<<<<<<<< =========== МОДЕНА =========== >>>>>>>>>>>>>>>

   Модена (с ударением на 1-й слог, к чему я так и не смог привыкнуть) - городок светлый, аккуратный, местами обаятельный, но всё же скажем прямо: это город одной достопримечательности - собора. Правда, совершенно потрясающего. Достаточно сказать, что он единственный среди соборов Италии - в том числе, таких знаменитых, как миланский, сиенский, флорентийский, св. Петра в Риме, включённый в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО, так сказать, в "личном зачёте". Все остальные входят в знаменитый список, продолжая спортивную терминологию, в "команде", то есть либо в составе "исторического центра" или, как в Пизе, всего ансамбля Поля Чудес, либо в числе "сборной городов" (как, например, соборы Палермо, Монреале и Чефалу, объединённые одним пунктом).

   Я понимаю, что романское искусство - не предмет всеобщего обожания, но мне оно очень нравится, поэтому позвольте уж мне на правах автора повосхищаться им :cool: . "Визитная карточка" моденского собора - не главный фасад, как это бывает обычно, а боковой, выходящий на Большую площадь Пьяцца Гранде, со средневековых времён бывшей центром всех социальных и политических событий города:

https://lh3.googleusercontent.com/-k7_ZnHSnsKQ/VlCIHsBwPxI/AAAAAAAAC6E/o0R0wJvg8MM/s788-Ic42/IMG_9781q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-NaWRGfA32bw/VlCIH5aNjuI/AAAAAAAAC6M/Oyx1bbOLj0w/s788-Ic42/IMG_9783q.jpg

   С этой же стороны (опять же, не на главном фасаде) расположен главный (или Большой, как его иногда называют) портал собора Porta Regia, название которого происходит от  латинского слова "Rege", что означает основной вход в здание. Как и в соборе Пармы, он "охраняется" двумя львами, поддерживающими колонны. Такая композиция, кстати, является аллегорией, заимствованной из греческой культуры: колонны символизируют человека, находящегося в своём развитии выше животных, но ниже небесных сил, которых олицетворяет протир - небольшой портик над порталом.

https://lh3.googleusercontent.com/-P70DKnBXG2o/VlCIII34lYI/AAAAAAAAC6U/3OcQlKl2Www/s760-Ic42/IMG_9784.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-eA7bq6pc_pY/VlCIIS3Ue2I/AAAAAAAAC6Q/0NwvJ-tCi_g/s760-Ic42/IMG_9785.JPG

   Симпатичный декор в форме "узелка" на одной из колонн:

https://lh3.googleusercontent.com/-wh8T_FtQDlA/VlCIIh9AO3I/AAAAAAAAC6Y/pUS9mPM7ego/s640-Ic42/IMG_9786.JPG

   Чуть правее Porta Regia стену украшает небольшой каменный балкончик:

https://lh3.googleusercontent.com/-01JQX1rLGRA/VlCIItt7UeI/AAAAAAAAC6c/37Xg8V_cy-U/s640-Ic42/IMG_9787.JPG

   Обогнув собор и пройдя вдоль его противоположной площади стены, мы оказываемся в очень необычном «арочном» антураже :rolleyes: :

https://lh3.googleusercontent.com/-NomvdECGFIU/VlCII2fcIYI/AAAAAAAAC6k/9lQHRVkQwtk/s640-Ic42/IMG_9789.JPG https://lh3.googleusercontent.com/-O0FZc9vzJhM/VlCIOPpqXFI/AAAAAAAAC9o/7BJb0fViB1g/s640-Ic42/IMG_9852q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-citAodZoObQ/VlCIOdlq37I/AAAAAAAAC9U/5uPdVqLcy6g/s760-Ic42/IMG_9853q.jpg

   Здесь расположен ещё один входной портал - Porta dei Principi (в дословном переводе - Государев, или Монарший), очень похожий на главный. На горизонтальном фризе изображены барельефы со сценами из жизни покровителя Модены св. Геминиануса, бывшего  епископом Модены в 4 веке.

https://lh3.googleusercontent.com/-vFycsJkG1nQ/VlCIKk6fHPI/AAAAAAAAC7k/RvIgWdH6amg/s760-Ic42/IMG_9813.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-eicj8WxVxUU/VlCIKvBAnII/AAAAAAAAC_E/Vp7fMTFyvEo/s760-Ic42/IMG_9812.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-LfDgWhJ0LZ4/VlCIKeibheI/AAAAAAAAC-8/ug-3Z9UNtJM/s640-Ic42/IMG_9810.JPG https://lh3.googleusercontent.com/-hsecBjPUzz0/VlCIKUI3geI/AAAAAAAAC_A/F3XyECyJSOQ/s640-Ic42/IMG_9811.JPG

   С задней стороны собора у подножия колокольни, получившей название Гирландина (Ghirlandina), установлен памятник Алессандро Тассони - итальянскому писателю, поэту и дипломату 16-17 веков, родившемуся и умершему в Модене. Его наиболее известным произведением считается юмористическая поэма "Похищенное ведро", одно время запрещённая цензурой. Основной смысл поэмы, описывающей эпизод средневековой розни между Моденой и Болоньей, я передам словами Г. Мортона, которому его знакомый пообещал показать "самое знаменитое ведро в Италии":
"Мы подошли к кампаниле, поднялись на несколько ступеней, когда приятель с изумлением поднял глаза.
— Его здесь нет! — воскликнул он. — Что случилось? Мы отыскали смотрителя, и он сказал нам, что secchia rapita — это можно перевести как «похищенное ведро» — недавно было украдено студентами университета Болоньи и только сейчас возвращено студентами Модены. Его пока еще не подвесили на обычное место в башне, но если мы пойдем с настоятелем, он нам его покажет. Он открыл комнату и протянул деревянное ведро, окованное металлическими обручами. Мне сказали, что это ведро — военный трофей: во время сражения 1325 года его захватили в Болонье воины Модены. Вот уже более шести столетий ведро то возвращается домой, в Болонью, то снова занимает свое место в башне Модены
".

https://lh3.googleusercontent.com/-tIFSRjmELwc/VlCIOeVBeRI/AAAAAAAAC-Q/JzNhMkG-two/s760-Ic42/IMG_9855q.jpg

   Сама же кампанила - колокольня собора - возвышается над всем городом и видна со многих улиц, указывая, как маяк, направление к центру:

https://lh3.googleusercontent.com/--JEGRG0g9LI/VlCII0CDSKI/AAAAAAAAC6g/E4zQAaeFIw8/s640-Ic42/IMG_9788q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-CLeEnvEpurU/VlCIPBgyBcI/AAAAAAAAC-I/n2WcqcOYxFI/s640-Ic42/IMG_9865.JPG https://lh3.googleusercontent.com/-trgk-6clUz4/VlCIL86dktI/AAAAAAAAC8E/guXOV0RpkCc/s640-Ic42/IMG_9829.JPG

0

49

Главный фасад собора с огромным окном-розой и ещё одним, очень похожим на остальные, порталом находится как бы в тени, да и расположен немного в стороне - к северо-западу от Пьяцца Гранде.

https://lh3.googleusercontent.com/-xpo5Fvl-6CY/VlCIK_ZMC7I/AAAAAAAAC7s/yQT0dRq-1rM/s760-Ic42/IMG_9816.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-qOju5nfZvvw/VlCINyT2-iI/AAAAAAAAC_I/hkKEtxkubhU/s760-Ic42/IMG_9850.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-MGVoN-LpLsI/VlCIN_2PJCI/AAAAAAAAC-U/lHF0HGuCbFM/s640-Ic42/IMG_9849q.jpg

   Собор был основан 23 мая 1099 года - столь точную дату указывает мемориальная доска на стене апсиды. Построили его в очень короткий срок - всего за несколько лет (вспомните многие знаменитые готические соборы, сооружение которых длилось столетиями). По сравнению с другими романскими соборами Италии - Кремоны, Пармы, Мантуи, Павии, Фиденцы, Пьяченцы и прочих, он считается наиболее сохранившим свой начальный облик, который был лишь минимально изменён последующими реконструкциями.

***************

   Изнутри собор поражает ещё сильнее :cool: . В этом рассказе я уже восхищался интерьерами собора Пьяченцы, но даже они не могут сравниться с тем, что можно увидеть в соборе Модены. Это настоящая средневековая аутентичность, это колорит, выходящий за рамки восхищения, захватывающий дух, а уж того, что называется "духом прошлого", тут столько, что хоть ложкой черпай прямо из воздуха 8-) . Слова здесь бессильны, да и фотографии - далеко не лучшие помощники :suspicious: . И всё же - хоть как-то:

https://lh3.googleusercontent.com/-QGS1d7AiYko/VlCIJbkNSuI/AAAAAAAAC6w/k1y97DXo-OY/s760-Ic42/IMG_9793.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-hmLdeswAnkU/VlCIJXLKZQI/AAAAAAAAC60/U0w49JcIWO0/s760-Ic42/IMG_9797.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-EeAt_oI4XO0/VlCIKLZwiYI/AAAAAAAAC7o/GRvfiI4aMGg/s760-Ic42/IMG_9808q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-QeVyFzhTTM4/VlCIJ3jJL4I/AAAAAAAAC-w/iYmjllQSTxQ/s760-Ic42/IMG_9805q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-oxklRDSONNw/VlCIKOo1_TI/AAAAAAAAC7U/q3wh7b5E9DI/s760-Ic42/IMG_9809q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-ENZmHjM_9Zs/VlCIJ82qEGI/AAAAAAAAC7M/MZwjCHdSC5I/s640-Ic42/IMG_9807.JPG

   Надо сказать, что мы оказались в соборе очень удачно: между двумя мессами, поэтому осматривать и фотографировать его можно было без всяких ограничений.

   В центре апсиды на золотистом фоне изображено Коронование Богоматери - чисто католической сюжет, завершающий Вознесение Девы Марии (в православии этот не подкреплённый канонами эпизод отсутствует вовсе):

https://lh3.googleusercontent.com/-aklfj2mgQgw/VlCIJbgkcII/AAAAAAAAC64/7aZgTsfezrY/s640-Ic42/IMG_9798.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-K7s54Bz7DsY/VlCIJk7KpfI/AAAAAAAAC68/0qIPAdvbMjI/s760-Ic42/IMG_9801.JPG

   Потрясающей красоты кафедра, украшенная скульптурами:

https://lh3.googleusercontent.com/-d3eVk3wFQgY/VlCIJrTcrpI/AAAAAAAAC7A/z9OcwPoW82M/s760-Ic42/IMG_9802.JPG

   И не менее великолепное "ретабло" одной из боковых часовен:

https://lh3.googleusercontent.com/-O3hPmYOtvZs/VlCIJwHnNVI/AAAAAAAAC-s/qxdldUMAZ6I/s640-Ic42/IMG_9803.JPG

   Под алтарём собора находится крипта, сооружённая в самом начале 12 века для захоронения мощей св. Геминиануса. Гробница была реконструирована в 1700 году, а вот сама крипта до сих пор в основном сохраняет своё первоначальное обличие.

https://lh3.googleusercontent.com/-8WjKqfSGhOw/VlCIJGr7hMI/AAAAAAAAC6o/to_qODwupb0/s760-Ic42/IMG_9790.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-vBGQJBn9b_s/VlCIJPciwdI/AAAAAAAAC-c/TEDUEg77YJc/s760-Ic42/IMG_9792.JPG

   Ещё одно старое здание на Пьяцца Гранде - Дворец коммуны (Palazzo Comunale). Правда, вот оно-то как раз было сильно переделано в 16-18 веках, когда под одной крышей были объединены несколько административных зданий, построенных ещё в 11 столетии. А новую башню, ныне увенчанную флюгером в виде трубящего ангела, пришлось водрузить после того, как прежняя рухнула во время землетрясения 1671 года:

https://lh3.googleusercontent.com/-js28cfPwiUg/VlCILShsXLI/AAAAAAAAC_Y/Opct5nXYW5s/s760-Ic42/IMG_9826.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-iJGzSS8n3u0/VlCILTQ7peI/AAAAAAAAC_U/gnj2OGeLKRU/s640-Ic42/IMG_9827.JPG

   Перед Дворцом коммуны находится, возможно, самый любопытный и самый древний памятник прошлого Модены, на первый взгляд напоминающий обычную каменную скамейку, которые часто можно увидеть в любом старом европейском городе. Но это совсем не скамейка... Это так называемый "камень ораторов" (Pietra dell'Arringa, или Preda ringadora на моденском диалекте), начальное происхождение которого буквально теряется в тумане далёкой истории. Есть версии, что ещё в языческие времена камень использовался для проведения ритуалов, возможно, связанных с жертвоприношениями.

   Зато доподлинно известно, что в Средние века применение камня было весьма многофункциональным. Во-первых, он служил помостом, с которого глашатаи объявляли указы властей, а ораторы читали свои речи. Во-вторых, на него выкладывали трупы утопленников для опознания. И в третьих, начиная с 15 века "камень ораторов" выполнял роль позорного столба: должники и мошенники с обритыми головами и надетыми на них специальными "митрами" должны были в базарный день под звук трубы обойти вокруг площади, а потом сесть голыми, извиняюсь, задницами на смазанный скипидаром камень.

https://lh3.googleusercontent.com/-ygNjUz6gjCs/VlCe-xK-YRI/AAAAAAAADAs/AyJS2H4-_Ao/s760-Ic42/Pietra%252520Ringadora.jpg

Отредактировано savl (2015-11-25 16:51:56)

0

50

Как я уже сказал, собор - главное достояние Модены, однако здесь есть и другие, конечно, не столь масштабные, симпатичные места, на которые совсем не жалко потратить часок-другой:

https://lh3.googleusercontent.com/-hF6vCC6rFWI/VlCINjFF6nI/AAAAAAAAC84/vMZbqMjoSKU/s760-Ic42/IMG_9843.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-Jt71MrvCAek/VlCIHhm254I/AAAAAAAAC6A/cqdBI5gDDfo/s760-Ic42/IMG_9777.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-hWF1mZfjcfQ/VlCIO1p4BOI/AAAAAAAAC-E/IDghJWmyXKk/s760-Ic42/IMG_9864.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-hiLJsJ7nAC4/VlCIMY9w-zI/AAAAAAAAC8c/TeThlA-JpKM/s760-Ic42/IMG_9834.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-KSOb73tIbFs/VlCIMfQqmFI/AAAAAAAAC-g/pxN7iiLfFqE/s760-Ic42/IMG_9833.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-bt9DdMYsIk4/VlCINg2uqGI/AAAAAAAAC88/BalMEU0xTgw/s760-Ic42/IMG_9844.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-nEZg6ZCBvvE/VlCILOPTzFI/AAAAAAAAC_M/fu-zxYXrhiI/s760-Ic42/IMG_9822.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-VTE6pXz1J0g/VlCIM2KgZoI/AAAAAAAAC8g/k8A-P2WXyC4/s760-Ic42/IMG_9836q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-QHNk3jRVP3A/VlCIMp-9jrI/AAAAAAAAC8Y/6InmCCEUQxI/s760-Ic42/IMG_9835.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-8ycDQ2Fm46Y/VlCINVI010I/AAAAAAAAC-4/6QAcyRFG1e4/s760-Ic42/IMG_9841.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-ZAJUlXscLkI/VlCIN96BqRI/AAAAAAAAC9A/usARP96OOEE/s760-Ic42/IMG_9846.JPG

https://lh3.googleusercontent.com/-XOSQmOQyDe0/VlCIHYe927I/AAAAAAAAC54/FKD1qvoB0vA/s640-Ic42/IMG_9775.JPG

   Наверное, вы уже заметили, что в Модене, как и в Болонье, преобладают сочные жёлтые и красно-алые тона. Но есть между ними и ещё одно сходство: нигде больше в Эмилии-Романье нет такого количества уличных аркад. Хотя масштабность этого архитектурного явления в Модене, конечно же, не может сравниться с болонским.

https://lh3.googleusercontent.com/--8Oxyg1iUdY/VlCINJTrbiI/AAAAAAAAC-0/N34yv6rCdB0/s760-Ic42/IMG_9838q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-W74KEpfC37k/VlCINH_h6UI/AAAAAAAAC8s/LWrsSHrYwQ0/s760-Ic42/IMG_9839q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-cbhA3mVe0aQ/VlCIGdf6Y4I/AAAAAAAAC5c/zMfiCT-nVEw/s448-Ic42/IMG_9763.JPG https://lh3.googleusercontent.com/-1M8T0lV5zAk/VlCIHMzu_XI/AAAAAAAAC50/2NGCGPDEBwQ/s448-Ic42/IMG_9774q.jpg https://lh3.googleusercontent.com/-otakXdGYL9U/VlCIMxJZ4hI/AAAAAAAAC8k/G70E_XKbRMo/s448-Ic42/IMG_9837q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-h3PTYzCoZro/VlCINZmCBBI/AAAAAAAAC8w/oe22xb0Ff2M/s448-Ic42/IMG_9840q.jpg https://lh3.googleusercontent.com/-Wg0N18bqOQk/VlCIPBQX-CI/AAAAAAAAC-o/3dQ7YlFZwfQ/s448-Ic42/IMG_9866.JPG

   Самый красивый портик Модены:

https://lh3.googleusercontent.com/-zGp5L7iaojY/VlCIOeEb2TI/AAAAAAAAC_Q/I6gxpRH0ttg/s640-Ic42/IMG_9856.JPG https://lh3.googleusercontent.com/-9D9hWgS6uUM/VlCIOlT0l_I/AAAAAAAAC9g/fKoAVIOi0sI/s640-Ic42/IMG_9858.JPG

   Сравнительно новостройная (сооружённая в начале 20 века) огромная площадь имени 20 сентября (piazza XX settembre), на которой сейчас проводятся ярмарки и многие городские мероприятия:

https://lh3.googleusercontent.com/-p-SEtREiOcc/VlCIHZzD83I/AAAAAAAAC58/WrYpfo7ZNdk/s760-Ic42/IMG_9776q.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/-G6PfC3N-1lo/VlCILqlb-KI/AAAAAAAAC_c/SlKsZsyfpJ8/s760-Ic42/IMG_9828.JPG

   Кстати, как и Болонья, Модена долгое время была портовым городом: её пересекала целая сеть каналов, в том числе и сухоходных, связанных с реками Секкия и Панаро, протекающими по обе стороны от Модены. И, как и в Болонье, с середины 19 века каналы постепенно были засыпаны либо запрятаны под землю. Сегодня о них напоминают лишь названия некоторых улиц: Канал Гранде, Каналино, Каналетто и некоторые другие.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Эмилия-Романья вдоль и немного поперёк (Болонья и окрестности)