Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Из детства.

Сообщений 1 страница 10 из 34

1

Москва 1945 г.  Мой первый класс.

"Но родился и жил я и выжил
Дом на Первой Мещанской в конце"

Москва. 1945 год... Теплая, искристая осень. Мой обычный утренний путь от Орлово-Давыдовского переулка вдоль длиннющего забора по Капельскому к Первой Мещанской. У большого гастронома я переходил улицу, еще немного и сворачивал в Первый Переяславский переулок на небольшой пришкольный двор, усыпанный каменистым углем с островками асфальта. Это моя 273 школа.

Со страхом я шел в нее. Ну, думаю, никогда не смогу научиться читать, а, уж, считать и подавно потому,что не знал ни букв, ни цифр.
Обычный по тем временам класс. Моя парта - вторая у стены, сижу справа, хорошо вижу доску потому, что впереди место свободно. Рядом сидит Игорь, крупный, полноватый, круглолицый и спокойный, как все богатыри и хвастуны. Часто мы провожаем друг друга после уроков, потому как живем в разных краях. Иногда Игорь идет на хитрость тащит, тянет меня к ларьку, что притулился за его домом. Покупает мармелад и мы тут же пируем.
- Откуда у тебя деньги? - спрашиваю его. Долго он молчал, лишь много позже, когда выпал снег, как-то сказал:
- У отца из кармана беру, у него их целая пачка, не заметит...
- А-а-а, - только и ответил я и не увидел в этом ничего необычного.
Я же - воспитанник двора, в котором детские души находили куда больше свободы, чем давали переполненные коммуналки. У каждого московского мальчишки был свой, огромный двор, где в раздолье можно было побегать, поиграть в "казаки-разбойники",в "пристенок", в "биток" на металлические шашки, которые мы находили утром после салюта; с подвалами, где есть во множестве места схронов, чердаки с пустыми помещениями, вполне годные для "штабов". Здесь старшие ребята собирали в непогоду всю малышню и доходчиво разъясняли, учили нас воровским приемам "охоты" на уличные прилавки:"работу в цепочке","шакалиный зов" и многое другое.
Прошел сентябрь. И однажды чья-то голова заслонила от меня доску. Я внимательно рассматривал новенького, к ним всегда, почему-то, был повышенный интерес. Володя, так звали щупленького, аккуратно одетого пришельца, пояснил:
- Из первого "А", там не понравилось...
Когда мы познакомились ближе, помню улыбку и легкость, которую вызывал этот непоседа, вертун. Вечно он что-то искал в портфеле, что-то у него падало на пол. Тогда он говорил сам с собою, видимо, спрашивал, ругал,- я не слышал. Рассказывал он увлеченно, эмоционально, как-то гармонично работая телом, руками, лицом. Что? Кинофильмы, на которых мы все были вскормлены. А голос у него был с небольшой хрипотцой.
Так и шла учеба в послевоенной Москве, готовила к взрослой жизни будущих мужчин и не видно было ничего особенного в каждом из нас, все - ровное, жадно впитывающее, поле...
Наступил день, когда это произошло. Наша учительница Татьяна Николаевна, женщина немолодая, очень спокойная и, главное, добрая, вдруг вспылила да так...
Прозвенел звонок на перемену, все задвигались, уставшие от покоя и сидения.
К выходу пошла и Татьяна Николаевна, вдруг тряпка, обычная тряпка, брошенная кем-то с последних парт, полетела в сторону доски и, надо же! впечаталась в голову учительницы. Я не мог себе представить, что так может измениться милое лицо женщины - оно перекосилось от гнева, в глазах вспыхнули огни недоумения, она развернулась, готовая схватить, но...
- Кто бросил? - раздался в наступившей тишине ее возглас. Все молчали. Даже, если бы и хотел кто-то признаться, то от одного вида и голоса учителя у него язык должен был прилипнуть к небу.
- Хорошо, - с этим угрожающим звуком Татьяна Николаевна покинула класс.
Закончились уроки, мы засобирались домой.
- Никто не уходит! - тоном приказа сказала учительница.
И началось. В класс друг за другом заходили какие-то тети и дяди, каждый из них что-то требовал, кидал в нас обвинения, угрожал... Почти тридцать ребят семи-восьми лет молча и не понимая,что от них хотят, выслушивали,
опускали головы и молчали. Прошло часа три. В коридоре стали скапливаться родители, заглядывают в двери... И руководство школы решило сделать еще один шаг. Всем раздали белые листки бумаги.
- Каждый из вас, - жестко сказала Татьяна Николаевна должен написать на листке фамилию мальчика, который, как он считает, кинул тряпку. Вот здесь и начались мучения. Я, выполняя установку, пытался воспроизвести путь тряпки, которую я видел летящей. Исполнительным, знать был, что делать? Не получилось. Я стал оглядывать класс, почти все, закрыв руками бумагу и низко опустив голову,что-то писали. Поразил меня Володя. Он и не думал закрывать лист рукой, он стучал на нем восемьдесят шестым пером точки и, показалось мне, будто он, слышит и выстукивает какую-то мелодию, а, может быть, песню. Так он и положил лист, испещренный точками, на стол учителю. Что написал я, не помню, память напрочь забыла. Не помню, пришла ли за мной мама или я сам дошел.
Но на всю жизнь остался в памяти этот пример иезуитско-инквизиторского принципа нашего тогдашнего существования.
А учебные дни снова понеслись,стегая месяцы нашего детства. Однажды на перемене мы стояли у окна и Володя сказал как-то просто, почти отрешенно, наверное свыкся с этой переменой :
- Скоро я уеду в Германию.
- Не может быть, она же вся разбомблена,- налетел на него Игорь, - мой папа - летчик, он сам мне говорил.
- Да, - подтвердил я.- Ты бы посмотрел фотографии, которые присылал мой отец - одни развалины...
Резко врезалась в память фраза Игоря-"она разбомблена"...Спасибо ей!
Вскоре мы все разбежались. Я перешел в 286 школу, Володя уехал в Германию, чтобы потом вернувшись продолжить обучение, но я уже буду в Ленинграде, а Игорь где-то в Прибалтике. Потерялись, чтобы больше никогда не встретиться.
Через пятнадцать лет я услышал хриплый голос, певший со всех ленинградских окон о "чуде-юде" и он не тронул меня... Лишь, однажды поразил динамизм песни о "Большом Каретном", что-то шевельнулось в моей памяти, я кинулся и нашел его автобиографию, мне обязательно надо было убедиться, что он из 273 московской школы!

И сегодня мне кажется, что каждому человеку, желательно иметь прочувствованый опыт личных ощущений, которые испытываешь много лет спустя после общения, а не в момент, когда ты находишься рядом с талантом в его далеком детстве, когда даже проблесков чего-то значительного не видно. Тогда отношение к каждой детской личности станет совсем другим.

Отредактировано Norkin (2015-04-12 16:50:42)

+1

2

Класс!

0

3

Упс, Феликс -вам, что минимум 77 лет ?! На вид на десятку меньше.

0

4

0

5

Лена ГМ написал(а):

Упс, Феликс -вам, что минимум 77 лет ?! На вид на десятку меньше.

Спасибо, Лена.

0

6

Феликс -вы давно были в Москве в этих самых местах на Б.Каретном ?

0

7

Лена ГМ написал(а):

Феликс -вы давно были в Москве в этих самых местах на Б.Каретном ?

Лет 10 тому назад. У нас была коммунальная квартира на 3 семьи. Сейчас там все изменилось. И школы давно нет. Её снесли, много лет тому назад, наверное, во время очередной реконструкции Москвы

0

8

Школа, в которой учился Высоцкий после возвращения семьи из Германии, стоит на месте на Б.Каретном. Я там не так давно гуляла.

0

9

Лена ГМ написал(а):

Школа, в которой учился Высоцкий после возвращения семьи из Германии, стоит на месте на Б.Каретном. Я там не так давно гуляла.

Вы меня извините, возможно это школа  c тем же номером. Я учился в трехэтажном здании и выглядело оно по другому. Я не буду утверждать, но я много лет тому назад слышал, что нашу школу снесли .

Отредактировано Norkin (2015-04-10 18:11:18)

0

10

Феликс, я просто говорю о другом месте -не о Первом Переяславском пер, а о Большом Каретном, который у нас больше связан с именем Высоцкого. Там его дом, его школа, которую он заканчивал.

0