Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » Возвращение на Восток: Марокко - страна, которая не напрягает


Возвращение на Восток: Марокко - страна, которая не напрягает

Сообщений 31 страница 40 из 112

31

Про еду и про транспорт будут отдельные блоки: про транспорт - подробнее, про еду - покороче.

Что касается отелей - Вас же не конкретные названия, видимо, интересуют ? В своих путешествиях при выборе отеля у меня 2 основных критерия: правильное расположение (что особенно важно как раз при путешествии на общественном транспорте) и цена (разумеется, при достаточном минимуме комфорта). В Марокко я поступал также. При этом получился удачный баланс (к которому специально не стремился): 2 отеля - риады и 2 - "обычные". В основном, выбором остался доволен. Самое большое разочарование от марокканских отелей - завтрак, сранимый разве что с самым слабым из французских континентальных.

0

32

<<<<< ==================== САЛЕ ==================== >>>>>

   Ну а нам здесь куда-то улетать ещё рано: я хочу немного рассказать о Сале, расположенном напротив Рабата на другой стороне реки Бу-Регрег. Туда можно быстро, дёшево и комфортно доехать на любом номере (напомню, их всего 2) городского трамвая, а выходить надо на первой же остановке после длинного моста через реку.

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2120q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2121q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2122.JPG

   Остановка находится как раз напротив монументального портала 13 века в стене, окружающей медину Сале - Bab Mrisa  (Морские ворота). Такой размер ворот и их название объясняются очень интересно: когда-то через них проходил канал, соединённый с рекой Бу-Регрег,  через который корабли могли проплыть прямо в город к морскому арсеналу, основанному ещё аль-Мансуром !

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2123q.jpg

   Правее Bab Mrisa распложены ещё несколько ворот, вплоть до самых маленьких, "на одну персону":

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2127q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2129q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2130q.jpg

    Находящийся сегодня в тени Рабата, Сале знавал более яркие периоды в своей истории. После смерти аль-Мансура, когда Рабат утратил своё прежнее значение и быстро пришёл в упадок и обезлюдел, Сале был известен на на многие сотни километров вокруг - основанный ещё при финикийцах и считающийся самым старым городом на побережье Атлантического океана, он быстро вырос в мощный и влиятельный центр морского пиратства и работорговли, и одно время был даже столицей пиратской республики Бу-Регрег. Рабат в те времена на несколько столетий превратился в жалкую малонаселённую деревушку, которая даже не имела своего имени - после того, как он начал возрождаться с приходом сюда андалусских беженцев, город назывался всего лишь Новым Сале ! А вот "настоящий" Сале, великий и ужасный, наводил страх на всех мореплавателей, пути которых пролегали в этой части Атлантики. Кстати, именно в Сале провёл 2 года в плену главный герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо ("Нас отвезли в качестве пленников в морской порт Салех, принадлежавший маврам").

   Интересным фактом в истории Сале является то, что в 1260 году он в течение двух недель находился в руках кастильского (т.е. по нынешнему - испанского) войска короля Альфонса X (Мудрого). Воодушевлённый военными успехами в деле реконкисты на юго-западе Пиренейского полуострова, король задумал развить успех на территории неприятеля и на 37 кораблях высадился в устье реки Бу-Регрег. Местные жители, праздновавшие окончание месяца рамадан, были захвачены врасплох, и город пал без боя.  Как обычно это бывает, "правое дело" вылилось в грабежи и насилие: достаточно сказать, что около 3000 женщин, детей и пожилых людей были схвачены, увезены в Севилью и проданы в рабство. Однако, как только на помощь Сале подошли превосходящие силы мусульман, кастильцы ретировались, напоследок поджёгши город.

   Медина Сале довольно большая, пожалуй, если и меньше, чем в Рабате, то ненамного. Но она значительно менее путанная и многолюдная, равно как и, прямо скажу, менее интересная.

http://foto.awd.ru/data/media/116/Sale-medina.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2206.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2125q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2210q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2133.JPG

   И всё же моя коллекция восточных порталов и ворот (фонтанов здесь как-то не встретилось) тут пополнилась:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2204q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2214.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2215.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2208.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2213.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2209.JPG

0

33

   В центре медины расположена самая настоящая достопримечательность: медресе Абу аль-Хасана, построенная в 14 веке и названная в честь её основателя - султана из династии меренидов. На всякий случай напомню, что медресе - это название исламской светской или религиозной школы, как вариант - духовной семинарии. Попасть в неё можно вот с этой небольшой площади (через дальние ворота с левой стороны):

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2134q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2153q.jpg

   Сегодня медресе (кстати, одно из самых маленьких в Марокко) является музеем, и для её посещения не обязательно быть мусульманином - достаточно уплатить при входе 10 дирхам (около 1 евро-доллара). Главным "экспонатом" музея является внутренний двор, в центре которого находится фонтан для омовения.

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2136.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2152.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2138.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2150.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2142.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2143.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2147.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2148.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2144.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2149.JPG

   В соседнем помещении можно увидеть непременный атрибут всех религиозных мусульманских заведений: михраб - это специальная ниша  (чаще всего декорированная) в стене, указывающая направление на Мекку.

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2141.JPG

   Поднявшись наверх, можно увидеть помещения, в которых проживали ученики медресе (ничего особо интересного):

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2155.JPG

   Отсюда же можно посмотреть на Сале с высоты, правда, небольшой:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2157q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2154q.jpg

   Рядом с медресе находится ещё одно специфическое исламское заведение: завия, названная по имени одного из трёх самых почитаемых в Сале святых Абдаллы Бен Хассана (Zaouia Sidi Abdallah Ben Hassoun), считающегося покровителем города и, кстати, "патроном" путешественников наподобие католического св. Христофора. Определение завии несколько различается в разных арабских странах, но в Марокко таковыми, как правило, являются сооружения, в которых установлена гробница мусульманских святых или просто чтимых людей, и (в отличие от мавзолеев) проводятся некие мероприятия: например, при завии может быть небольшая мечеть, приют для странников или школа. Через открытое окно было видно, сколь роскошные интерьеры скрываются внутри завии, но, к сожалению, вход в неё, как и в мечети, для немусульман воспрещается :'( . Так что мне удалось (с разрешения местного служителя) всего лишь сфотографировать с улицы фрагмент холла:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2203.JPG

0

34

Медина неожиданно заканчивается вот такими воротами:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2159q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2202q.jpg

после которых открывается большой пустырь - вплоть до внешней оборонительной стены, когда-то защищавший город со стороны моря. Здесь же находится небольшой мавзолей-кубба ещё одного местного святого - марабута (за этим словом кроется одна из разновидностей мусульманских святых, главным образом - отшельников-аскетов) сиди Бен Ашира, известного как "эль-табиб" (доктор), прибывшего сюда из Андалусии в 14 веке. Я зашёл внутрь мавзолея - никаких запретительных знаков рядом не было, и при входе меня никто не остановил, но его интерьер был лишь бледной тенью завии Абдаллы Бен Хассана. Впрочем, в духовных вопросах внешняя роскошь не важна: те, для кого такие места имеют значение, приходят туда совершенно за другим.

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2161q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2160.JPG

    Здесь же, на самой окраине Сале, находится одно из самых интересных и живописных мест города, ради которого стоит проделать немаленький путь через всю медину :cool: . Это небольшая крепость, бурдж (Borj) по-арабски, прозванная Бастионом слёз (Borj Adoumoue), или Бастионом сиди Бен Ашира (Borj Sidi Benacher) в силу соседства с мавзолеем этого святого.

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2162q.jpg

   Помните, я говорил о том, что в 1260 году Сале подвергся нападению и кратковременной оккупации кастильского флота ? Так вот - высадка испанских воинов, после чего была вырезана большая часть жителей города, а 3000 человек (я об этом тоже уже писал) захвачены и проданы в рабство, произошла именно на этом месте. Через год после нападения по распоряжению султана (имя которого не столь важно) здесь была построена фортификационная система: бастион (его название как раз и связано с печальной памятью кровавых событий годичной давности) и длинная оборонительная каменная стена, изнутри кажущаяся невысокой:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2165q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2175q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2167.JPG

   Однако со стороны моря, а именно оттуда ожидалось нападение врага, стены, стоящие на скалистом берегу, выглядят, согласитесь, уже намного более неприступными:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2190q.jpg

   Смотрите, стена будто вырастает из прибрежных скал:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2196q.jpg

   К тому же естественная каменная гряда, почти повторяющая очертания береговой линии на расстоянии пары десятков метров от неё, образует как бы ещё одну, уже естественную линию обороны, препятствуя кораблям подойти к самому берегу.

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2198q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2179q.jpg

   Кстати, сегодня небольшая песчаная полоса между этой грядой и берегом является очень живописной и приятной зоной отдыха (разумеется, когда нет приливов, если они вообще здесь бывают). Вот, к примеру, одна из местных семей проводит тут свободное время (суббота же, выходной ! :flag: ):

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2168q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2170q.jpg

0

35

Уже в конце 18 века бурдж был перестроен, модернизирован и вооружён батареей бронзовых пушек, которые остаются "на боевом посту" (хотя правильнее сказать - "в почётном карауле") и сегодня:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2191q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2172.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2193.JPG

   Нет, что ни говорите, а очень атмосферное и живописное место - этот Бастион слёз и его окрестности ! :cool:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2186q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2177q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2182q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2184q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2200q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2195.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2178q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2174.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2199.JPG

   Отсюда хорошо виден и Рабат - как раз напротив, через реку Бу-Регрег, возвышается другая крепость - Касба Удайя. Но лучше всего её фото получилось не с высоты бурджа, а через находящиеся неподалёку городские ворота:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2176q.jpg

   Обратно к остановке трамвая я возвращаюсь вдоль стен, окружающих медину. Они выглядят очень внушительно и красиво, вот только давно пересохшие и заброшенные фонтаны говорят о том, что в городском хозяйстве Сале ситуация совсем не блестящая... :suspicious:  Впрочем, вспомним, что даже в королевском мавзолее Мохаммеда V дела с водным антуражем обстоят не намного лучше...

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2219q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2220.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2218q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2221q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2223q.jpg

0

36

Очень живописные крепости :yep:

0

37

Надо же, какая немноголюдная медина в Сале !

0

38

Лена ГМ написал(а):

Надо же, какая немноголюдная медина в Сале !

Нет, в самом центре она достаточно многолюдная, и рынки там тоже есть, просто мне это уже было неинтересно фотографировать.
Хотя всё равно масштаб "людности" не тот, что в Рабате.

0

39

savl написал(а):

вот только давно пересохшие и заброшенные фонтаны

:dontknow: , с ними бы было более органично и (на мой взгляд) сказочно.
Хорошая прогулка, карта опять-таки присутствует (отдельное спасибо).

0

40

=============== транспорт ===============

   Мой маршрут сложился так, что во время своей поездки по Марокко мне удалось "отведать" почти все мыслимые средства местного общественного транспорта: поезда, автобусы, гран-такси, городские трамваи и даже - впервые в практике моих путешествий - внутренний перелёт. Так что мне есть, что сказать по этому вопросу :flag: .

-------------------- поезд --------------------

   В конечном счёте, поезда из всех видов марокканского транспорта мне понравились больше всего :cool: . Они удобны, достаточно комфортны и максимально надёжны с точки зрения соответствия расписанию реального трафика. К тому же вокзалы в крупных городах в основном находятся в центре (в небольших часто бывает наоборот).

   Железнодорожным сообщением в Марокко "рулит" национальная компания ONCF (Оffice National des Chemins de Fer), имеющая сайт http://www.oncf.ma (на французском языке). На титульной странице сайта можно ввести данные для поиска расписания между интересующими вас городами (ОТКУДА - Gare départ, КУДА - Gare d'arrivé) на указанную дату. Впрочем, с датой можно особо не заморачиваться, поскольку график поездов практически (а может, и абсолютно) не зависит от дня недели и, как пишут, вообще почти не меняется из года в год.

   Почему-то сайт устроен так, что посмотреть стоимость проезда в этом режиме нелья - для этого надо пройти по ссылке "Billets normaux" в разделе "Prix & Réservation" на страничку http://www.oncf.ma/PrixEtReservation/Pa … rmaux.aspx . По сути, для туриста, который 99% своих поездок совершает в вагонах 2-го класса, никаких новых вводных там не будет.

   Собственно, на этом полезность сайта для вас исчерпывается, поскольку купить билет на нём нельзя. Но в этом и нет необходимости: билеты на поезда в Марокко продаются без мест и без привязки к конкретному поезду (но на определённую дату, то есть "на сегодня", поскольку предварительной продажи в кассах нет). Фактически поезд (время отправления) на билете указан, но вы не обязаны ехать именно на нём (проверено, уточнял в кассе).

   На вокзале билеты можно купить в кассе или в автоматах. Автоматы были бы всем хороши (поскольку в кассах можно столкнуться с очередью, которая, впрочем, идёт довольно быстро), они имеют удобный и понятный интерфейс общения, в том числе, и на английском. Но вот незадача - для оплаты они требуют точную сумму (не выдают сдачи), а это, как вы понимаете, не всегда бывает выполнимо :'( . В целом я бы не назвал марокканские поезда дорогими: например, трёх-с-половиной-часовая поезда из Марракеша в Касабланку стоит 90 дирхам, то есть около 9 евро-долларов (520-550 рублей).

   Компостировать (валидировать) билеты не нужно, за вас это сделает контроллёр уже в поезде - вероятность того, что он будет проходить, близка к 100%. Не забудьте перед посадкой убедиться, что вы садитесь в вагон нужного вам класса (даже в коротком "аэропортовском" поезде половина первого вагона отведена под 1 класс). Двери вагонов, снаружи и изнутри, открываются, как в Европе, нажатием кнопки. Внимание: если кнопка после остановки поезда так и не открыла двери - не ждите чуда, сразу бегите к соседнему вагону, 1 раз я с такой ситуацией столкнулся, хотя не думаю, что она встречается часто.

   Поезда в Марокко, как ни банально это прозвучит, бывают разные. Я ездил на трёх типах: с классическими сидячими местами "по 2 через проход" (вагоны могут быть простыми или двухэтажными в зависимости от поезда) и с "купе-образной" компоновкой а-ля "сардины в банке", напоминающей итальянские "интерсити", только в Италии в каждом купе размещаются 6 человек (трое напротив трёх), а здесь - 8 (соответственно, "4 на 4"). Когда купе заполнено примерно наполовину, это ещё не так страшно (хотя мне любой вариант "лицом к лицу" не слишком нравится :tired: ), но вот восьми человекам будет тесновато (прежде всего - с точки зрения морального комфорта, с физическим-то проблем там нет - места мягкие, кондиционер работает :) ).

   В целом поезда ходят примерно по графику, если и опаздывают - то незначительно (я сталкивался с задержкой максимум на 10-15 минут), по сравнению с автобусами, о чём я ещё скажу, это можно считать абсолютной точностью. Номер платформы можно посмотреть на большом вокзальном табло (информация на арабском и французском), а уже потом - не маленьких экранах на каждом перроне. Как правило, номер пути отправления не меняется, хотя 1 раз я столкнулся с обратным, так что на всякий случай будьте бдительными и поглядывайте на табло на своей платформе: пока там "горит" нужный вам поезд, беспокоиться не о чем. Но если на табло появилась общая информация - ONCF и бла-бла-бла - скорее всего, путь изменился - тогда побыстрее смотрите на табло на соседних платформах. Впрочем, вскоре здесь пробежит местный служитель, перепроваживая всех на новый перрон, но если вы не понимаете ни по-арабски, ни по-французски, он мало чем вам поможет :confused: .

   В случае пересадки (чаще всего вы оказываетесь в такой ситуации, если едете в аэропорт или из него) вы просто высаживаетесь на нужной станции и переходите на платформу к новому поезду. Правда, в подземном переходе табло нет, так что лучший способ узнать, куда именно вам надо - это спросить у станционного смотрителя, который, как правило, есть на каждой платформе. Ну и, если станция небольшая, быстренько просмотреть табло на соседних перронах. Если ваш поезд опаздывает, а стыковка сопряжена с аэропортовским направлением, то особо переживать не нужно: "второй" поезд подождёт, по крайней мере - некоторое время (в моём опыте - 10 минут), даже ценой соответствующего опоздания на прибытие в аэропорт.

-------------------- автобус --------------------

   Туриста в Марокко могут интересовать две основные автобусные компании: CTM и "Супратурс" (Supratours). Формально говоря, "Супратурс" входит в состав железнодорожной системы ONCF и интегрирован в их структуру. Отдельного сайта у него нет, расписание можно посмотреть на том же http://www.oncf.ma, просто если в нужный вам пункт отправления или прибытия не ходят поезда, вы всё равно увидите его название с пометкой "(Supratours)" - если, конечно, данный город вообще обслуживается автобусами этой фирмы. Соответственно, возможности купить билеты через сайт также не имеется. Сам я на "Супрах" не ездил, но со стороны их видел: большие серебристые автобусы, явно комфортабельные, а на некоторых даже была табличка, что на борту имеется Wi-Fi (соответствует ли это действительности, я, естественно, сказать не могу). Если в нужном вам городе есть железнодорожный вокзал, то терминал "Супратурс" с огромной вероятностью будет находиться рядом с ним.

   Об автобусах CTM я могу рассказать поподробнее, поскольку пользовался ими неоднократно (точнее - 4 раза). На сайте http://ctm.ma/ можно не только посмотреть расписания и цены, но и приобрести билет (даже с "ручным" выбором места). Который, правда, нужно будет уже на месте (в кассе автостанции) перед отправлением поменять на "обычный" - при этом выбранное вами место сохранится. Интересно, что если вы едете с большим багажом, который не возьмёте с собой в салон, то вы его не ставите сами в боковой багажник автобуса, а сдаёте при покупке билета (потом весь багаж централизованно повезут на тележке в автобус, как в аэропорту), получая при этом соответствующую бумажку, которую по прибытии, вынимая свои вещи, надо будет предъявить водителю: принцип "доверяй, но проверяй" в действии :crazy: .

   CTMовские автобусы тоже довольно удобные, с кондиционером (водители им не злоупотребляют и не вымораживают салон, как это часто бывает в Европе) и откидывающимися креслами и подставками для ног. Изначально народ в основном садится по местам, указанным в билетах (и если ваше место занято, вы смело можете заявить свои права на него), но потом, если автобус не переполнен (а я ни разу не сталкивался с автобусом, заполненным больше, чем наполовину), можно уйти куда-нибудь  подальше назад, если перспектива занять одному 2 рядом стоящих кресла при отсутствии желающих откинуться на вас спереди прельщает вас больше места впереди автобуса, но рядом с соседом. Честно говоря, я именно так и поступал: для дальнего переезда (а 3-5 часов - это всё же не 20 минут) возможность удобно расположиться на двух креслах оказывается совсем не лишней. И хотя при покупке билета на сайте я выбирал якобы "козырные" места в 1-ом ряду с прекрасным передним обзором, через какое-то время покидал их и переходил вглубь салона. Кстати, риск того, что вы сядете на чьи-то места, с которых вас потом "попросят", минимален: даже на 3-4-часовых маршрутах автобус делал всего 1 остановку, и то в большей степени техническую, на которой почти никто не подсаживался. Маленькая деталь: туалетов в автобусе нет, так что, если что, именно эту остановку и надо использовать по необходимости.

   Кстати, именно такие "технические" остановки и являются, на мой взгляд, причиной серьёзных опозданий. У меня сложилось ощущение, что расписание их просто не учитывает, но водители всё равно останавливаются - "на 20 минут", которые в реальности, сами знаете, как это бывает, превращаются в 30, а то и в 40. В итоге из Уарзазата в Марракеш мы ехали 5 часов вместо 4-х по графику, а из Марракеша в Эсуэйру - более трёх вместо положенных двух с половиной. Похоже, что автобусы "Супратурс" в этом отношении честнее: то-то я удивлялся, почему они едут (в соответствии с расписанием) в Эсуэйру 3 часа, а СТМы - 2.5. Вот они-то как раз и закладывают стоянку в свой график, в итоге, видимо, примерно и укладываясь в него.

   Что касается цен, то у обеих компаний они примерно одинаковые: "Супратурс" подороже на 3-5 %, что, как понимаете, малосущественно. Но охват дорожной сети у СТМ намного больше, что изначально в большинстве случаев определяет выбор в их пользу.

   Пара небольших подсказок по покупке билета на сайте СТМ: на главной странице, когда вы вводите названия городов "откуда-куда", в самом низу надо поставить галочку (точнее, переместить точку) на 2-ю строчку ("Carte internationale (paiement en devise)") - если, конечно, вы собираетесь платить не по местной карте в дирхамах. При покупке билета "туда и обратно" вверху выбираете "Aller+Retour" (эти пояснения, конечно, актуальны для тех, кто во французском наречии не провинулся, как и я, дальше "мерси-бонжур"). На следующей странице (после нажатия на "поиск") нажимаете на строчку с нужным вам рейсом, далее (на новой странице) - вводите свои данные и номер документа (паспорта). Кстати, есть большая вероятность (не 100%-ая), что паспорт у вас действительно спросят при обмене бумажной распечатки на "настоящий" билет (хотя у меня есть стойкая уверенность, что я где-то читал, что с этими распечатками можно садиться прямо в автобус, как, например, в Испании, но, как бы то ни было, в реальности их всё же надо менять). Потом выбираете место на схеме салона и переходите на страницу платежа, где самое главное, что надо сделать - в строке "Nom de votre banque" поставить AUTRES (прочие). Ну а далее - вводите данные карты и, если платёж прошёл успешно (у меня проходил по классическим "визам" и СБ, и "Банка Москвы", получаете ссылку, по которой можете увидеть и распечатать свой "билет". Эту же ссылку позже вам пришлют на указанный ранее адрес вашей электронной почты.

   Как правило, СТМ имеют собственные автостанции, расположение которых может не совпадать с главным автовокзалом города (Гар рутьё) и не привязано к ЖД станции, поэтому, если вы планируете пользоваться этой компанией, лучше заранее озаботиться поиском нахождения их терминала в интересующем вас городе.

-------------------- гран-такси --------------------

   В отличие от городских "petit" (маленьких), "большие" гран-такси предназначены для переездов между городами, порой - на довольно большие расстояния. Они были бы очень удобной альтернативой (как по цене, так и по регулярности трафика) автобусам, если бы не одно "НО". Гран-такси - это не маршрутки, это обычные легковушки (в основном, "Мерседесы" без кондиционера, выпущенные в 80-х годах), которые предназначены (не столько конструктивно, сколько потому, что именно так заведено в Марокко) для перевозки 6 (! o.O ) человек, не считая водителя: четверо - на заднем сиденье и двое на переднем справа от шофёра. Конечно, можно поехать и меньшим числом народа, особенно, если процесс заполнения машины грозит слишком затянуться, но в этом случае пассажиры должны заплатить за все 6 мест. Условно говоря, если едут трое - они заплатят по двойной цене, если двое - по тройной, ну а если один - за весь салон, за шестерых.

   Согласитесь, что ехать вчетвером сзади, равно как и вдвоём спереди - удовольствие малоприятное :dontknow: , особенно, если поездка длится несколько часов. Зато получается дёшево: раза в 2 дешевле, чем автобус. Ну и гибкость вашей логистики заметно повысится: частота движения гран-такси в любом случае будет выше, чем у автобусов, частенько имеющих всего 2-3 рейса в день. Так что на небольшие расстояния (я так ехал из Аземмура в Эль-Джажиду) преимущества начинают перевешивать все возможные неудобства.

   Надо отметить ещё один важный момент: движение гран-такси чётко регламентируется, его нельзя "поймать" на улице, в нём нельзя "договориться" о цене. Гран-такси имеют свои "автовокзалы" (это просто небольшое выделенное им пространство на какой-то площади) в каждом городе, где специальные люди (типа "диспетчеры", хотя почему типа ? По сути так и есть) спрашивают вас, куда вам надо ехать, называют тариф (фиксированный для каждого направления) и показывают машину, которая поедет в нужное вам место. Им же вы производите оплату, с ними же договариваетесь, если не хотите ждать или не хотите ехать в заполненной машине.

------------------------------------------------------------

   И ещё раз подчеркну очень важный момент :writing: : если в Марокко вы хотите пользоваться общественным автотранспортом, надо заранее понять, откуда он будет отправляться и куда приезжать. В общем случае, в немаленьком городе имеется несколько автостанций, например, один - для СТМ, другой - для "Супратурс", третий - Гар рутьё - для прочих автобусов, а четвёртый (или больше) - стоянка гран-такси, которых может быть даже несколько - своя для разных направлений. И это не считая остановок для локальных маршрутов между недалеко расположенными городами (например, между уже упоминавшимися Аземмуром и Эль-Джажидой). Кстати, на картах моего любимого путеводителя ROUGH GUIDE все эти точки указаны очень чётко, кроме станции СТМ в Марракеше - по причине того, что там совсем недавно был построен новый автовокзал в новом месте).

-------------------- трамвай --------------------

   Городской трамвай - не самое обязательное для туриста средство транспорта, но, поскольку уж я столкнулся с ними и разобрался в "правилах" их использования, то, возможно, кому-то они тоже окажутся полезными. Тем более, что, как ни странно, в двух "трамвайных" городах Марокко - Рабате и Касабланке -  основные "алгоритмы" различаются.

   Трамвай в Рабате максимально прост для применения. Билеты продаются в "человеческих" кассах на каждой остановке и стоят 6 дирхамов за одну поездку. Билетом являются карточки, которые в самом трамвае надо завалидировать в одном из многих предназначенных для этого жёлтых "ящичков"-аппаратов. Регулярность движения составляет около 10 минут днём (вечером - больше), более точно, если надо, её можно посмотреть на сайте http://www.tram-way.ma/fr/ , там же приведена и схема маршрутов - напомню, их в Рабате 2 (скачать можно со странички http://www.tram-way.ma/site/assets/file … reseau.pdf , но точное расположение остановок лучше смотреть на интерактивной карте http://www.tram-way.ma/fr/plan-de-ligne … teractive/ ). На остановках висят электронные табло, показывающее время до прибытия ближайших трёх-четырёх трамваев.

   В Касабланке всё закручено более лихо. Сами-то трамваи здесь такие же: длинные, вместительные и комфортабельные, но вот "инструкция по применению" получится более длинной. Во-первых, касс здесь нет, и билеты надо покупать в автоматах. Автоматы, кстати, очень понятные, и английский интерфейс имеется, но, во-первых, их на каждой остановке немного, и в определённое время в людных местах (например, на вокзале) могут быть очереди, во-вторых, на ярком солнце экран становится почти невидимым :suspicious:  - сами понимаете, как это затрудняет общение с и без того не знакомым девайсом. К тому же автоматы, скорее всего, имеют верхний порог номинала принимаемых денег - но наверняка этого я не знаю.

   Билет здесь тоже непростой - это многоразовая карточка, стоящая 1 дирхам, которую позже можно пополнять в этих же автоматах. Таким образом, первая поездка обойдётся вам в 7 дирхамов (с карточкой), а вот каждая последующая - при наличии карты, конечно - уже в 6, как и в Рабате. Однако, купав карточку, не стоит бежать в прибывающий трамвай - вам сначала надо пройти на "платформу" через турникеты (приложив к их сканеру карту), причём на некоторых остановках сделать это можно только с одной стороны "платформы", а другая сторона предназначена для выхода. Выйдя из трамвая, вы опять же должны пройти через турникеты на остановке (опять приложив к нему карточку). И при всём этом в самом трамвае у вас вполне могут проверить билеты ! %-)  Да уж, Каса не ищет лёгких путей... :crazyfun:  Зато трамваи здесь ходят чаще, чем в Рабате: каждые 2-3 минуты.

   Схему трамвайных маршрутов Касабланки, равно как и прочую информацию о местном трамвае, можно посмотреть на сайте http://www.casatramway.ma/ (тоже на французском или арабском).

-------------------- самолёт --------------------

   С самолётом как раз всё очень просто. Билеты на внутренние перелёты можно купить на сайте http://www.royalairmaroc.com/ , там же есть возможность он-лайн регистрации. В остальном даже писать не о чем: понятный аэропорт, обычный предполётный досмотр (на воду вообще не обратили внимания, более того, товарищ передо мной и вовсе в открытую поставил на ленту с вещами только что початую 1.5-литровую (!) бутылку, которую успешно забрал вместе со своей сумкой с другой стороны сканера :disappointed: ), нормальный самолёт, стандартные процедуры. Не кормили и не поили, но это естественно, поскольку полёт продолжался чуть больше получаса.

   Один только эпизод позабавил и запомнится, видимо, надолго. Посадкой в самолёт из "рукава" уже давно, понятное дело, никого не удивить. А вот кто видел посадку через "рукав" из автобуса ?! :glasses:  Агаааа !... :playful:  А вот так всё и было: из зала вылета, пройдя через контроль на "гейте", мы сели в автобус и поехали к самолёту - тоже ничего необычного. Автобус остановился метрах в 50 от самолёта, вот только повели нас не к нему, а на отдельно стоящее рядом сооружение, нечто вроде невысокой башни, поднявшись по лестнице на которую, мы уже по ведущему из неё "рукаву" прошли в самолёт ! :unsure:  Честно говоря, глубинный смысл этого процесса я так и не понял: то ли автотрапа не было свободного, то ли режим работы водителя этого автотрапа не подразумевал ночной смены (было около 11 вечера)... :sceptic:

-------------------- уличные переходы --------------------

   Конечно, эта тема не относится напрямую к транспорту, но на отдельный раздел никак не тянет, а сказать несколько слов о правилах перехода улиц в городах Марокко следовало бы. Конечно, местный трафик нельзя сравнить ни с Каиром, ни с Дели, но и здесь перейти улицу - не самая тривиальная задача. "Зебры", даже там, где они имеются, не значат для водителей ничего (впрочем, давно ли и в России было так ?): уступать дорогу пешеходу никто не собирается :playful: . Как переходить ? А вот как получится: вертя головой во все стороны, лавируя между машинами, пропуская одну и проскакивая перед другой %-) . В отместку пешеходы и сами плюнули на бесполезные "зебры" и переходят дорогу там, где им это удобно, даже находясь в 5 метрах от светофора. В общем, обе "заинтересованные стороны" как-то приспособились к такому положению вещей и научились справляться с ней.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » Возвращение на Восток: Марокко - страна, которая не напрягает