Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » Возвращение на Восток: Марокко - страна, которая не напрягает


Возвращение на Восток: Марокко - страна, которая не напрягает

Сообщений 11 страница 20 из 112

11

< =============== первые впечатления =============== >

   Первыми впечатлениями, уже не от поездки в целом, а от самого Марокко, были: "И это Африка ?" :huh:  Когда самолёт вынырнул из-под облаков, нависших над Алжиром и Тунисом, и начал снижение, открывшиеся внизу пейзажи больше всего напоминали среднюю Европу: равнинные светло-зелёные поля - и ничего, хоть в малейшей степени напоминавшего Африку, точнее - наши стереотипы о ней. То ли дело жёлтые пески пустыни при подлёте к Египту, будь то Каир, Шарм или Хургада - вот это мы понимаем, вот это по-нашему, "по-африкански" ! :crazyfun:

   Посадка, автобус, паспортный контроль - после европейского (не считая немецкого, конечно :dontknow: ) "раз-два-шлёп !" показавшийся долгим и нудным, первый обмен денег (этой теме я уделю внимание ниже) - и буквально за первой же дверью - железнодорожная станция "Аэропорт Мохаммед V".

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1878.JPG

   Про поезда и прочий транспорт - опять-таки чуть дальше, мне просто не хочется сваливать в одну большую кучу всю информацию "без картинок", так что я буду перемежать ею рассказы о городах. Вот из окна вагона - одна из небольших станций, мимо которой мы проезжаем:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1879.JPG

   Африканского антуража по-прежнему не видно :suspicious: . Поезд едет вдоль зелёных полей, окружённых совсем не южной растительностью, обочины пестрят жёлтыми цветочками, напоминающие среднерусские одуванчики (уже потом при более близком взгляде понимаешь, что сходство между ними только в цвете и есть). Где-то мелькнула верхушка одинокого средиземноморского "ушастого" кактуса, кое-где встретилось несколько облезлых пальм в стиле "пристрелите меня, чтоб не мучиться". Однако заросли кактусов встречаются всё чаще и гуще, пальм тоже становится всё больше, и потихоньку начинаешь понимать: да, это действительно реальные юга, причём явно не черноморские ! :cool:

   Мой марокканский маршрут начинается в Рабате, и именно туда я направляюсь из аэропорта. Прямого поезда до Рабата нет, поэтому приходится делать пересадку на одной из двух станций: либо на главном вокзале Касабланки Casa Voyageurs, либо на станции Ain Sebaa. Обе пересадки недолгие и несложные, но мой график лучше вписывается под Ain Sebaa:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1880.JPG

   
<<<<< ============================ РАБАТ ============================ >>>>>

   Рабат, достаточно большой город, население которого уже давно перевалило за 1.5 миллиона - столица современного Марокко. Таковой он стал 100 лет назад сразу же после установления протектората Франции над Марокко "с подачи" первого главы местной французской администрации генерала (будущего маршала Франции, между прочим) Юбера Лиотэ. Нет-нет, я не собираюсь заваливать уважаемых читателей бесконечными именами, датами и даже историческими фактами, мне, если честно, и самому это не очень интересно :canthearyou: . Но два имени, благодаря которым Рабат стал именно тем и таким, чем и каким он сегодня является, не назвать просто несправедливо. К имени генерала Лиотэ я ещё вернусь (вы поймёте, почему именно), а вот второй значимой персоной в истории Рабата является некто Якуб аль-Мансур - халиф династии альмохадов конца 12 века (не надо путать его с другим Аль-Мансуром - знаменитым военачальником Кордовского халифата, наводившего ужас на всех христианских правителей Пиренейского полуострова). Именно он, придя к власти, впервые сделал Рабат столицей, и именно ему обязаны своим появлением многие известнейшие архитектурные памятники, причём не только на территории Марокко (не удержусь и скажу, что имею в виду севильскую Хиральду, но об этой - чуть позже).

   Вообще Рабат - не слишком туристический город. Приведу такой пример: когда вечером следующего дня я вылетал в Уарзазат, туристов в самолёте было намного больше, нежели я видел за весь прошедщий день во всём Рабате %-) . В общем-то, такую тенденцию подтверждают даже маршруты, выкладываемые на форумах для обсуждения: Рабат присутствует далеко не в каждом из них. На мой взгляд, это совершенно не правильно, и я, во-первых, постараюсь ниже это обосновать, а во-вторых, хочу буквально призвать: Рабат определённо стоит посещения, причём даже в большей степени, чем раскрученный Марракеш, и уж во всяком разе, несравненно больше, чем Касабланка, вообще не заслуживающая большего, чем пересадка с одного поезда на другой или ночёвка перед вылетом.

   Среди достопримечательностей Рабата, пожалуй, выделяются 4 основных: медина, крепость Касба Удайя, минарет Хассана и некрополь Шелла. В последний после долгих размышлений я не пошёл, а вот о первых трёх с удовольствием расскажу. И начну, возможно, с не самого интересного, но уж точно с самого характерного места.

-------------------- медина --------------------

   Ядром любого современного арабского города является медина. Что это такое, думаю, объяснять не надо. Но я хочу отметить, что медина - совсем не синоним того, что в Европе называют историческим центром. То есть некое смысловое сходство между ними есть, но только до определённых пределов. Дело в том, что если европейский "старый город" - это архитектурный антураж, внутри которого люди живут вполне по-современному, то медина - это прежде всего среда обитания, можно сказать, образ жизни, во многом отличный от того, что находится за её пределами. Медина сохранила не просто улицы и строения, но те устои, то мироустройство, которое существовало в ней на протяжении многих веков. Это не просто атмосфера "старого Востока" - это никоим образом не выставленная напоказ реальная жизнь реальных людей. Здесь живут и работают, продают и покупают, кормят и едят - я не удивлюсь, если многие жители медины даже не выходят за её пределы, а, возможно, так оно и есть - объективно острой необходимости для этого просто нет, по крайней мере, у какой-то части здешних обитателей.

   Как правило, главные улицы медины - и Рабат здесь не исключение - отданы под торговлю. И выглядят они, честно говоря, точно также, как знакомые нам вещевые рынки - только ассортимент, если приглядеться, порой несколько отличается, да фрукты и пряности продают вперемешку с одеждой, обувью и коврами.

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2088.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1934.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1937.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1941.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1945q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2081q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2095q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1889q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2097q.jpg

   Клубника, кстати, несмотря на очень товарный внешний вид, весьма так себе - ни вкуса, ни практически запаха... :dontcare:  А вот апельсины - ооо, друзья, дурят нас... :mad:  Я теперь знаю, какого размера должны быть настоящие марокканские апельсины - с полтора кулака ! :crazy:

   Боковые и периферийные улочки - практически пустынные:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1910.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1906q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1938.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1904.JPG http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1907.JPG

   Немножко специфических восточных прилавков:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2086.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2089.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2091.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2080.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1936.JPG

   А этот "девайс" - традиционный для многих азиатских стран аппарат для получения сока из стеблей тростника. Сырьё - "палки" самого тростника - торчат слева, их засовывают в отверстие в верхней части агрегата, а из краника внизу льётся самог... простите, сок. Говорят, что очень полезный :cool: .

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2092q.jpg

0

12

Современный магазинчик, можно сказать - салон, оформленный в традиционном стиле:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1890.JPG

   К слову, мой отель тоже находился в медине - таковые здесь в основном называются риадами:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2104.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1886.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1948.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1949.JPG

   В одном из своих рассказов об Испании я выделил в отдельный раздел фотографии андалусских двориков. А здесь моё внимание привлекли декоративные ворота и уличные фонтаны:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2078.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2103.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2101.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1897.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2115.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1905.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1911.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1939q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1952.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2074q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2096.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2100.JPG

   Распространённое здесь оформление многих дверей:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1909.JPG

   А вот так выглядит медина со стороны, из-за её пределов:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2070q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2046q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2065q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2075q.jpg

0

13

Живописный переулок с мечетью в глубине:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1964.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1965.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1967.JPG

   Мечети, конечно же, неотъемлемый и, наверное, самый главный атрибут мусульманского востока. Мне они очень нравятся, как и нравятся азаны (призывы к молитве), раздающиеся в любом исламском городе 5 раз в день. Правда, как и в Дамаске (не считая, конечно, известной мечети Омейядов), большинство марокканских мечетей довольно невзрачные, многие из них не стоят отдельно, а "встроены" в кварталы медины, а потому порой их можно просто не заметить - если только не поднять взгляд на минарет. В отличии от Турции, Сирии и Египта, вход для немусульман в мечети Марокко закрыт :'( . Сначала я сильно сожалел об этом (мне нравится побыть некоторое время в мечети, многие из них действительно дают ощущение "божьего дома" - намного больше, чем утонувшие в роскоши и иконах в нарушение 2-ой библейской Заповеди православные церкви), но потом, заглянув мельком внутрь некоторых из тех, чьи двери были открыты, я успокоился и перестал расстраиваться: да, это всё же не Каир, с шедеврами исламской архитектуры которого не может соперничать ни один город на земле, здесь всё намного проще, приземлённее и, не побоюсь этого слова, утилитарнее.

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2077q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1901.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2083.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2068.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1891q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2094.JPG

   Немного удивило, что мои любимые азаны я слышал в Марокко не так много и не так часто :( . Почему - так и осталось для меня загадкой. В Стамбуле, Каире и Дамаске их просто невозможно не заметить: в назначенное время город наполняется мощной полифонией звуков, раздающихся буквально отовсюду - потрясающее впечатление ! :cool:  А тут - ну да, слышал, конечно... кое-где и иногда... :sceptic:

   Но вернёмся к медине Рабата. Как и большинство медин других городов, она отделена от более новых кварталов стенами. С западной стороны - древней стеной 12 века, выстроенной ещё во времена правления династии альмохадов при халифе Аль-Мансуре, коего я уже упоминал (она так и называется - стена альмохадов):

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1951q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1959.JPG

   А с юга - более поздней андалусской стеной. В начале 17 века на территорию современного Марокко хлынул поток изгнанных из Испании морисков - мусульман, принявших христианство. Значительная их часть осела в Рабате и нашла приют в здешней медине, к тому времени изрядно подзапустевшей. Старая городская медина была слишком большой, чтоб можно было успешно охранять её, поэтому переселенцы из Андалусии построили новую южную стену, уменьшив размер медины примерно вдвое - именно она и дошла до наших дней, а оставшаяся за пределами новых стен территория со временем стала частью нового города.

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2072q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2073q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2109q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2110q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2118q.jpg

   После того, как в Марокко стали хозяйничать французы, они, по своему обыкновению, решили снести медину и построить на её месте новый городской район. И вот тут-то как раз и вмешался фактический правитель Марокко генерал Лиотэ, о котором я писал выше, повелевший сохранить старые мавританские кварталы. Генерал вообще уважительно относился к местным традициям и религиозным обычаям, и в знак уважения после кончины во Франции его по настоянию султана Марокко похоронили в мусульманском мавзолее - беспрецедентный случай ! - в Рабате. И только в 1961 году по личной просьбе генерала де Голля его тело перевезли в Париж и захоронили в Доме Инвалидов.

   Ещё немного самых разных уголком медины:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2098q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1950q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1966.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1968.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2082q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1942.JPG

   Вообще медина Рабата, хоть и является наименее туристической среди прочих подобных, где я побывал - очень понятная, просторная и минимально запутанная (если в какой-то медине нельзя заплутать совсем - то это и не медина вовсе :D ).

0

14

-------------------- Касба Удайя --------------------

   Самой интересной, красивой и яркой достопримечательностью Рабата является, пожалуй, Касба Удайя (Kasbah des Oudaias). Вообще слово "касба" (кстати, именно от него произошли названия испанских алькасаб), которое я в дальнейшем буду часто употреблять, в Марокко имеет 2 значения. Первое - это что-то вроде отдельно стоящей крепости или просто укреплённого дома, в котором проживали богатые и знатные люди, а вот второму лучше всего соответствует испанское выражение "recinto amurallado" - целое поселение, окружённое оборонительными стенами. Касба Удайя относится именно ко второму типу: это небольшой "город в городе", расположенный в северо-восточной части медины в месте впадения в Атлантику реки Бу-Регрег. Такое положение позволяло видеть и контролировать значительную часть водных окрестностей на многие километры вдаль и заблаговременно замечать приближение непрошенных гостей. Согласитесь, при таком обзоре ни один пират не проскользнёт к берегу незамеченным:

http://foto.awd.ru/data/media/116/pan-1q.jpg

   Своё современное название Касба Удайя получила сравнительно недавно. А построена она была в конце 12 века тем же Якубом аль-Мансуром, и называлась Мехдией (Махдией). Со всех сторон касба окружена внушительными зубчатыми стенами, которые сегодня очень красиво смотрятся на фоне окружающих их зелёных насаждений с пальмами:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2043q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2045q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2052q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1915.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1917q.jpg

   Среди нескольких ворот, ведших сквозь стену внутрь касбы, особого внимания заслуживает одноимённый касбе главный крепостной портал Bab Oudaia, который называют одним из самых значительных памятников средневековой мусульманской архитектуры в Марокко. Считается, что эти ворота не были предназначены для оборонительных функций и имели исключительно декоративное и церемониальное значение.

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1975q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1976q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2047q.jpg

   После смерти аль-Мансура касба, как и медина Рабата, стали приходить в запустение и обрели "вторую жизнь" уже в 17 столетии, когда сюда хлынул поток беженцев из Испании (я уже упоминал выше этот исторический факт). Андалусцы не только отстроили сооружения внутри касбы, но и укрепили её периметр, соорудив несколько оборонительных башен, которые мы можем видеть и сегодня. С этого времени касбу стали называть андалусской.

   В 1833 году некое племя удайя, выходцы из Сахары, проживавшие в Фесе, были изгнаны оттуда тогдашним султаном Марокко (почему именно, я понять не старался) и в конце концов нашли своё пристанище в Рабате, поселившись в касбе в обмен на участие в защите города от набегов кочевников. Вот с того времени касба и получила новое имя, сохранившееся до наших дней.

0

15

   Что делает Касбу Удайя привлекательной для посещения ? Прежде всего - это внутренние кварталы, выкрашенные в бело-голубые тона, и прекрасные виды с крепостных стен и бастионов. Давайте всё это посмотрим более внимательно.

   Для тех, кто не был в "синем городе" Шефшауэне, голубые улочки Касбы Удайя могут служить небольшой компенсацией, хотя и не совсем полноценной. Вполовину, пожалуй - настолько, насколько голубые тона тут разбавлены белым (или наоборот). Но как бы то ни было, выглядят они всё равно красиво и необычно, порождая в душе некое ощущение умиротворения и окружающей гармонии. Чему в ещё большей степени способствует отсутствие народа и рыночной суеты. Справедливости ради отметим, что сегодняшний облик внутренних кварталов сформировался уже в 19-20 столетиях.

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1977q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1988q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1978q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1991q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2017q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2015q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2009q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2012q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2018.JPG http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2011.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1980q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1983q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2016q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1985.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1987q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2014q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1989q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2019q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2020q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2022q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2023q.jpg

0

16

  Пройдя через весь "городок", мы оказываемся перед воротами, ведущими на большую смотровую площадку - мирадор, как сказали бы испанцы:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1992q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1995q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1993q.jpg

   Какие красивые виды побережья, правда ? :rolleyes:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2024q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1997q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2005q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1994q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2036q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2040q.jpg

   Каменные лестницы ведут вниз к самой воде:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2033q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2034q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2032q.jpg

   Молодая поросль инжира. А как пахнут их листья ! :cool:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2042q.jpg

   При большом увеличении вдали видны крепостные стены Сале - нынешнего города-спутника Рабата, составляющего вместе с ним, по-умному выражаясь, городскую агломерацию, а когда-то имевшего даже большее значение (одно время Рабат, потерявший столичный статус, был известен как Новый Сале).

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2007q.jpg

   Впрочем, в Сале мы с вами ещё побываем, а сейчас покинем Касбу Удайя и посмотрим на неё со стороны. Честно говоря, я даже не знаю, каким видам отдать предпочтение: с касбы на окрестности или с городской набережной реки Бу-Регрег на неё саму... :smoke:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2057q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2064q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2062q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2063q.jpg

0

17

-------------------- минарет Хассана и мавзолей Мохаммеда V --------------------

   Самая древняя из значительных и самая значительная из древних достопримечательность Рабата - минарет Хассана (или башня Хассана - La Tour Hassan), расположенный на территории современного мавзолея короля Мохаммеда V (хотя с точки зрения исторической хронологии правильнее сказать наоборот). В самом конце 12 столетия всё тот же халиф Якуб аль-Мансур решил украсить новую столицу грандиозной мечетью с огромным минаретом. Кстати, поводом для строительства послужила победа над испанским (в то время - кастильским) войском короля Альфонса VIII, вошедшее в историю как Битва при Аларкосе, в результате которой кастильцы были отброшены к северу аж до самого Толедо. Предполагалось, что мечеть будет вмещать более 40 000 молящихся, а её площадь составит 183 на 128 метров: увлекающиеся спортом без труда сравнят это пространство с размером футбольного поля ! Если б работа была завершена, то новая мечеть стала бы второй по величине во всём исламском мире после иракской Самарры. Минарет же и вовсе должен был стать самым высоким на свете  - 86 метров. Считается, что архитектором проекта был некто Джабир, построивший также (тут, правда, исторические сведения не столь однозначны) минареты в Марракеше (Кутубия) и испанской Севилье (ставший основой будущей Хиральды).

   Столь масштабному проекту не было суждено стать явью. После смерти аль-Мансура (который правил не так уж много - всего 15 лет, стоит только удивляться, сколько он успел сделать за такой небольшой срок) финансирование строительства было прекращено. К этому времени высота минарета достигала чуть более половины от задуманной - 44 метра. Что касается мечети, то по одним сведениям, она осталась недостроенной вовсе, по другим - был построен, как минимум, крытый кедровым потолком молельный зал, долгое время использовавшийся по прямому назначению. Так или иначе, всё сооружение было полностью разрушено во время знаменитого Великого лиссабонского землетрясения 1755 года, повергшего в руины многие города Пиренейского полуострова и докатившегося даже до Италии. О масштабе "большой мечети аль-Мансура" сегодня можно судить по многочисленным (их около 200) каменным столбам - всего, что осталось от бывшей колоннады, предназначенной для  поддержки крыши здания. А вот минарет каким-то чудом не пострадал и сегодня предстоит перед нами таким же, каким он был 700 с лишним лет назад. Правда, увидеть его толком так и не удалось: минарет находился в плотном одеянии реставрационных лесов:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2240q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2225q.jpg

   Интересно название минарета: сначала может показаться, что он назван в честь некоего Хасана, но это не так - ни в одном источнике никакого упоминания такого имени в этой связи нет и в помине. Однако нелишне вспомнить, что в арабском языке (спасибо моему другу Арсену, который помог мне разобраться в этом вопросе) слово "хасан" означает "хороший, красивый", причём удвоенное "сс" (хассан,  صومعة حسان‎) усиливает этот смысл: "очень хороший или очень красивый". Так что истинное значение имени минарета становится совершенно понятным. Вот как он выглядит в своём первозданном виде:

http://foto.awd.ru/data/media/116/tour-hassan.jpg

   Напротив "очень красивого минарета" находится комплекс, центром которого является мавзолей Мохаммеда V - короля Марокко, при котором страна в 1956 году обрела независимость. Здесь же похоронены и 2 его сына. Интересно, что автором мавзолея является вьетнамский архитектор Во Тоан.

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2250q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2241q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2243q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2239q.jpg

   Вход на территорию комплекса охраняют конные королевские гвардейцы в национальных мундирах - совсем не возражающие против фотографирования и даже вполне охотно разговаривающие с местными. Обратите внимание, что лошади - какая предусмотрительность ! :cool:  - стоят на небольших специально отведённых участках (ну не знаю, как их назвать... %-) ), посыпанных землёй.

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2252q.jpg

   Сам мавзолей (как и прилегающие к нему мечеть и прочие сооружения) построен в классических традициях мусульманского искусства и, не будучи интересным с исторической точки зрения, смотрится очень красиво:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2227q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2230.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2233q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2238.JPG

   А вот воды в фонтанах нет - даже в королевском пантеоне... :x

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2229q.jpg

   Внутри мавзолея:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2246.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2247q.jpg

0

18

-----------------------------------------------------------------

   Заканчивая рассказ о Рабате (который и так получился больше, чем я предполагал), я предлагаю ещё несколько фотографий, которые не вошли в "тематические" подразделы, но, на мой взгляд, могут представлять некоторый интерес.

   Немного нового города буквально между вокзалом и мединой:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1881q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1882q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1883q.jpg

   Большая мечеть Рабата, хоть и имеющая 1000-летнюю (буквально !) историю, но перестроенная в 18 веке:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2254q.jpg

   Две линии городского трамвая удобно соединяют Рабат и Сале. Трамваи, как видите, вполне современные, вместительные (состоят из трёх длинных вагонов), да и остановки удобно оборудованы табло, показывающим время до прибытия очередного "поезда" (более подробно о трамваях Рабата и Касабланки я расскажу в разделе транспорта Марокко).

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2113q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2106q.jpg

   Зелёное Марокко:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2066.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2067q.jpg

   И ещё несколько фотографий Рабата, сделанных совершенно в разных местах и в разное время:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1961q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1885q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1955q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1933.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1929.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1957q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1971q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1920q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1944q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_1960q.jpg

   Наконец, прощальные фото на перроне вокзала перед отъездом в аэропорт Касабланки, откуда мне вскоре предстоит вылет на юг - в Уарзазат:

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2257q.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/116/IMG_2260q.jpg

=============== язык и общение ===============

   Можно только порадоваться за знающих французский язык: им владеют большинство жителей Марокко. Кроме того, практически все меню, вывески на вокзалах и в прочих общественных местах, равно как и марокканские интернет-сайты (прежде всего - главных национальных авиа, автобусных и ЖД перевозчиков) имеют перевод именно на французский. И вас, узнавая иностранца, поприветствуют именно словом "бонжур" - если, конечно, вы первыми не скажете "салам".

   Английский в Марокко знают, но далеко не везде и не всегда. Причём, в отличие от французского, вероятность того, что язык Шекспира поймёт человек в костюме, намного больше, чем тот, кто одет в джеллабу.

   Ну а главный местный язык - конечно, арабский. Вообще говоря, перед поездкой в Марокко достаточно (правда, оно же и желательно) выучить на нём всего несколько слов:
- шукран (в основном с не очень доминирующим ударением на 2-ом слоге, хотя иногда говорят и "шУкран") - спасибо
- салам или асалам алейкум - здравствуйте (интересно, что в отличие от ряда других стран, в ответ говорят то же самое, а не "ва-алейкум-асалам")

   По большому счёту, этого вполне достаточно, чтобы проявить вежливость (а большего от вас никто и не ждёт). Факультативно можно выучить ещё 2 слова: "афWан" (я специально пометил среднюю букву английской, которой, как известно, прямого эквивалента в русском языке нет. В данном случае произносится звук, средний между В и У, а ударение ставится на второй "А") и совсем лёгкое "сИди" - аналог мистера, синьора, месье и т.п.: к примеру, для пущей вежливости, обращаясь к кому-то, можно сказать "Салам, сиди" или "афWан, сиди".

   Да, обязательно надо знать ещё одно волшебное слово: "ля" - нет (словом "да", кстати, можно не озадачиваться). Порой, сказанное вовремя, оно оказывает поистине магическое действие. Например, в Египте, когда вам очень назойливо хотят впарить что-то, можно сколько угодно говорить "ноу" на разных наречиях - эффект будет минимальным. Но стоит вам, не поворачивая головы и не замедляя шага, сказать "ля-ля, шукран", вероятность того, что от вас тут же отстанут сразу повышается % этак до 90 :crazy: . В Марокко подобных ситуаций мне не встречалось (то, как там предлагают на рынках зайти посмотреть их товар, и близко не стоит с египетским "атакующим маркетингом"), но на всякий случай добавьте это короткое слово в свой лексикон.

   Если вы хотите спросить дорогу куда-то (главная проблема уличной ориентации в Марокко - в почти полном отсутствии табличек с названиями, так что даже обладая хорошими картами - а таковыми в очередной раз оказались карты путеводителей ROUGH GUIDE - вы вполне можете в какой-то момент заблудиться, особенно в закоулках медины), не усложняйте. Просто опять-таки начните с улыбки и приветствия, а после того, как вам ответят, всего лишь скажите место, в которое хотите выйти - по французски, если это какой-нибудь "гар рутьё" (т.е. автовокзал) или по-арабски, если название не переводится (к примеру, Джемаа-эль-Фна, имея в виду главную площадь Марракеша). Обычно после этого вам начинают подробно объяснять дорогу, скорее всего, на французском. Так что, если Вы сразу поняли, что ничего не понимаете, запомните только начальное направление, а метров через 100 спросите ещё раз (особенно актуален этот совет в кривых даже не улочках, а проходах медины), потом ещё - в конечном счёте дойдёте, куда вам надо. Или нет - иншалла ! (последняя фраза - типа шутка :playful: ).

   Справедливости ради надо отметить ещё один язык, распространённый больше в южных районах Марокко - берберский. В общем-то, обычному туристу знать ни его, ни даже о нём не обязательно, и упомянул о нём я исключительно "для порядка". Кстати, берберский язык отличается от арабского принципиально - настолько, что араб и бербер, знающие только свои наречия, понять друг не смогут в принципе. Даже пишут они в разные стороны: берберы, как и мы - слева направо, а вот арабы как раз наоборот.

   Приятным моментом является то, что хоть цифры в Марокко "наши", привычные. Возможно, не все знают, что цифры, которые мы традиционно назывем арабскими, в ходу не во всей Арабии: в Египте и ряде арабских стран Азии используются так называемые индо-арабские цифры, выглядящие вот так:

http://foto.awd.ru/data/media/116/arabic-numerals.jpg


=============== деньги и цены ===============

   Денежная единица Марокко - марокканский дирхам. Понять его очень легко: делите цену в дирхамах на 10 - и получаете что-то вроде среднего между долларом и евро, а поскольку их кросс-курс в России в последнее время чуть ли не сравнялся, можно примерно считать, что 10 дирхамов - это чуть больше одного доллара и чуть меньше одного евро. Особой разницы в обменниках я не заметил, поэтому уже в аэропорту можно сразу поменять сумму, достаточную для проживания в течение 2-3 дней, а то и больше. Кстати, в 4 случаях из 5 (если не в 9 из 10) при обмене потребуется паспорт. При этом вам выдают квитанции, которые (или одну из которых) нужно сохранить. Дело в том, что марокканские деньги запрещено вывозить из страны, и все остатки надо поменять "взад" перед выездом (можно это сделать и в аэропорту уже после регистрации). Формально при этом надо предъявить квитанцию об обмене, хотя у меня по факту её не спросили).

   Типовой и распространённый вопрос - с какими деньгами лучше ехать куда-то, в данном случае, естественно, в Марокко. Несмотря на то, что боль шинство арабских стран традиционно "заточены" под доллар, Марокко полностью ориентировано на евро. Нет, в обменниках вы без проблем поменяете и то, и то, но вот если вы захотите оплатить что-то валютой (к примеру, большинство отелей допускают это), то курс евро к дирхаму будет почти официальным (сейчас - 1 к 10, т.е. каждые 10 дирхам приравниваются к 1 евро), а вот сумма в долларах получится уже совсем невыгодной. Почему марокканцы там любят именно европейские деньги - мне, честно говоря, неясно :| , но факт именно таков.

   Про оплату банковскими картами сказать ничего не могу - не пользовался. Но терминалы по продаже билетов на поезда и трамваи такую опцию имеют, распространяется ли она на все карты или только местные - опять же не знаю.

   В целом Марокко - не слишком дешёвая страна. Цены на отели и стоимость транспорта примерно соответствуют не самому дорогому европейскому уровню (если, конечно, не жить в совсем дешёвых ночлежках и не ездить на локальных автобусах с расписанием на арабском языке), хотя поездки на дальние расстояние уже получаются заметно дешевле, поскольку прямой пропорции между длиной пути и ценой проезда нет. А вот что действительно очень дёшево - так это еда. С одной оговоркой: в заведениях "для местных", где можно вкусно и сытно поесть за 30-50 дирхам, что соответствует примерно 200-300 рублям. Впрочем, тему еды я ещё подниму.

0

19

А в некрополе Chellah вы были или это я вперед забегаю ?

savl написал(а):

Если вы хотите спросить дорогу ... особенно в закоулках медины)

то вам сразу будут предлагать себя в провожатые, ессно, за небольшой бакшиш, этак в 5 дирхамов

0

20

Лена ГМ написал(а):

то вам сразу будут предлагать себя в провожатые, ессно, за небольшой бакшиш, этак в 5 дирхамов

А вот и нет - ни разу такого не было, даже намёков :)
Правда, я учитывал этот момент и спрашивал людей из лавок, продавцов, которые точно не оставят всё, чтобы побежать со мной :crazy:

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » Возвращение на Восток: Марокко - страна, которая не напрягает