Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Франция » Этюд в бордовых тонах, или Гойя в Бордо


Этюд в бордовых тонах, или Гойя в Бордо

Сообщений 1 страница 10 из 11

1

Этюд в бордовых тонах, или Гойя в Бордо

На днях позвонила подруга. Она вернулась из Парижа, где навещала неизлечимо больного товарища. Это грустная история, но накануне ему сделали облегчающую процедуру, и больной встретил визитёршу, распевая весёлую песенку о том, что он самый счастливый человек на свете, потому что у него ничего не болит.
Это присказка. А сказка будет про Бордо, куда я собираюсь в сентябре, и про Гойю, который последние 4 года своей жизни прожил в этом городе.

От скромного начала в маленькой деревне близ Сарагосы Франсиско Гойя Лусиентес поднялся на вершину Испанской Королевской Академии. Как первый художник двора Карла IV он сделал карьеру, рисуя портреты испанской королевской семьи и знати. Хотя сам Гойя не считал эту карьеру лестной, он наслаждался всеми её благами и мирился с издержками.

В годы французской оккупации (1808-1814 гг.) Гойя сохранял свою должность придворного художника. За что и подвергся резкой критике, когда преемник Карла IV, король Фердинанд VII, вернулся в Испанию.

Гойя по-прежнему оставался первым художником королевского двора, но тучи над ним сгущались.
И в 1824 году под видом поправки здоровья на радоновых водах Plombières-les-Bains  Гойя уехал в Бордо, место, которое прославила совсем иная жидкость.

http://se.uploads.ru/k5Qu1.jpg

Фото Романа Ломакина "Русский гид в Бордо"

********************************************************************************************

Может ли художник быть вне политики? Наверное, может, но тогда ему не следует служить  монархам. Гойя позволял себе свободомыслие, не будучи свободным. Он писал королей по долгу службы. Но его картины показывали правителей такими, какими они были, со всеми слабостями, недостатками и пороками. Как ни странно, многое сходило ему с рук.  К слову: Фердинанд VII до конца жизни платил Гойе пенсию в 50 тыс. реалов в год, которую тот получал  в эмиграции в Бордо.

А вот как Гойя «отблагодарил» монарха  :huh:
Мантия шикарная, видно, что Фердинанд от себя без ума. Но как же художник его презирает.

http://sd.uploads.ru/Wyjh7.jpg

http://sf.uploads.ru/OYoad.jpg

Следующие картины нужно смотреть попарно, чтобы стало ясно без слов, где истинное лицо модели, а где художественная лесть.

Мама Фердинанда VII Мария-Луиза Пармская, жена Карла IV
Портрет кисти Гойи 1800 года

http://sf.uploads.ru/CKNHO.jpg

Портрет кисти Mariano Salvador Maella 1789-1792 годы. Как говорится, ищите отличия :)

http://se.uploads.ru/BOaSm.jpg

Фаворит Марии-Луизы Пармской Мануэль Годой.
Сначала как его изобразил Гойя 1801 год

http://se.uploads.ru/iXlBy.jpg

А таким - Agustín Esteve, год неизвестен.  Любил Годой жёлтые штаны, но и штаны можно изобразить по-разному.  Мне кажется, Гойя даже штаны презирает не меньше, чем обладателя оных.

http://sd.uploads.ru/Fr6qW.jpg

+2

2

Что касается причины эмиграции в Бордо, она была двойственной. С одной стороны, художник не мог мириться с политикой Фердинанда, с другой - опасался преследования инквизиции.

Итак: 1824 год, 78-и летний Гойя приезжает в Бордо, где ему предстоит прожить последние 4 года жизни.  Он болен и глух,  он устал от политических потрясений, но его сопровождают близкие и любящие люди – служанка и гражданская жена Леокадия Вайсс и их дочь Росарита.

Ла Леокадия, 1819-1823, одна из 14-и «чёрных» картин Гойи, написанных во время приступа болезни на стенах «Дома глухого», где он жил в то время.
Одетая в траурные одежды женщина стоит,  непринуждённо опираясь на земляной холм, который венчает могильная ограда. Точно так же она могла опираться на что-то другое, например, на каминную полку, что и показало исследование в рентгеновских лучах. Кто и когда поменял камин на могилу, не известно.
Любил ли Гойя Леокадию? Глядя на картину, это трудно понять.  Женщина грустит, или предаётся ностальгическим воспоминаниям. Горе её не кажется мне безысходным,  оно развеется вскоре, так же, как облака на голубом небе за её спиной. Запомните эту работу, мы к ней  вернёмся позже.

http://sf.uploads.ru/AHPvb.jpg

Для сравнения ещё один портрет, на этот раз чувства Гойи к модели известны. Картина называется «Стиль причёски герцогини Альба» (1796-1797) / «Duquesa de Alba peinandose»1796-1797 by Francisco Goya"

http://sd.uploads.ru/4QscY.jpg

**********************************************************************************************************

Почему же Бордо? Дело в том, что к тому времени в Бордо уже создалась колония гуманистов, бежавших из Испании, спасаясь от тирании Фердинанда VII. Так что, Гойя воссоединился с друзьями, которые помогли ему обосноваться на новом месте.

Друг Гойи поэт Леандро Фернандес де Моратин писал, что, несмотря на трудности, связанные с эмиграцией, Гойя был счастлив в Бордо. Счастлив ли? Ответ на этот вопрос можно поискать на его картинах «бордового» периода. Гойя всегда выплёскивал на полотно свои мысли, переживания, страхи и образы, рождённые подсознанием. Может быть, и на картинах, написанных в Бордо, мы сможем обнаружить нечто, что позволит нам судить о душевном состоянии художника и об испытываемых им чувствах.

+1

3

Для начала гравюра «Old man on a swing» (Старик на качелях) 1824-1828 годы. Старик раскачивается на качелях с той же радостью и озорством, будто он ребёнок. Здесь есть какой-то подтекст, но я разглядела не более, чем (само)иронию. 

http://sd.uploads.ru/4l6VE.jpg

Ещё одна гравюра того же периода под названием  «I am Still Learning» (Я всё ещё учусь) 1824-28, Museo del Prado, Madrid
На ней Гойя изобразил себя в образе древнего старца, умудрённого сединами, который и ходит-то уже с трудом, но всё ещё учится. Мне видится здесь оптимизм, но не окрыляющий, а довольно грустный. Примерно в тех же интонациях звучит фраза «А он ещё бодрячок», хотя понятно, что заряда бодрости старику надолго уже не хватит.

http://se.uploads.ru/ZKL7J.jpg

А чему же учился Гойя?
Пишут, что в Бордо он осваивал новые техники (мастихинную живопись и литографию).

В технике литографии исполнена серия из четырёх картин «Быки Бордо». Видимо, здесь сказалось увлечение Гойи корридой, но для цели моего рассказа от «Быков» пользы как от… никакой пользы, поэтому я их показывать не буду.

А лучше сразу перейдём к картине, которая считается лучшей из тех, что Гойя написал во время жизни в Бордо.
«The Milkmaid of Bordeaux» (Молочница из Бордо) 1825-27 Museo del Prado, Madrid

http://sd.uploads.ru/dKhZu.jpg

Исследователи предполагают, что картина написана при помощи мастихина и тряпки и, что на ней Гойя изобразил свою сожительницу Леокадию,  которую я показала в предыдущих постах.

Мне нравится «Молочница». Возможно, это лучшая картина Гойи (ИМХО).
Гойя дорожил ею и завещал Леокадии не продавать картину меньше чем за унцию золота. К сожалению, я не сумела разобраться, сколько это в евро.  :dontknow:

Не знаю, верно ли предположение, что на этой картине именно Леокадия? Сравнивая с её образом из «Дома глухого», могу отметить лишь общность ауры. Ностальгия, задумчивость, но не безысходность, а лёгкая и довольно светлая грусть. И мне кажется, модель художнику очень симпатична. Он нежно касается её щёк персиковым цветом, серебрит вуаль на её голове и плечах, золотит кувшин…

Поза, в которой сидит женщина, показалась мне странной. Поэтому я набрала в поиске La Laitière и вот они, мои находки.

"La famille de la laitière", Le Nain Louis (1600), Musée de l'Ermitage

http://sf.uploads.ru/qnyDw.jpg

Jean-Baptiste Greuze (1725-1805) La Laitière Paris, Musée du Louvre

http://se.uploads.ru/v3Wde.jpg

JEAN-HAFFEN Yvonne Titre La laitière et son âne

http://sf.uploads.ru/fva0R.jpg

И, наконец, Le transport du lait : la laitière avec son âne. [1890]-[1910]

http://sd.uploads.ru/qBO2r.jpg

«Молочница из Бордо», возможно, тоже сидит верхом на осле! Только осёл остался за кадром, не вписался в картину, вероятно, по причине непикчегеничности :)
Вуаля!

0

4

Почему Гойя уехал в Бордо и как он прожил в эмиграции последние годы своей жизни - интересная тема. К сожалению, мне почти не удалось найти реальных фактов по этому поводу. Только картины, написанные там, короткие  воспоминания друзей и фильм "Гойя в Бордо".

Правда, фильм «Гойя в Бордо» - не о жизни Гойи в Бордо, а о том, как её представляет довольно добрый режиссёр.  Все ужасы остались в прошлом. Они не стёрлись из памяти Гойи, но, благодаря режиссёру, несколько сгладились и стали не такими ужасными.
Два действия постоянно меняют одно другое на протяжении всего фильма. Картины, возникающие в памяти Гойи, чередуются со сценами из его нынешней жизни.

Как я уже сказала, это фильм – интерпретация режиссёрских представлений о жизни художника. Его не следует смотреть, если вы хотите узнать какие-то факты биографии Гойи, или о том, как художник жил в городе Бордо. Бордо как города, кстати, там почти нет. Во всяком случае, я не помню никаких (внятных) уличных сцен. Жизнь Гойи показана, так сказать, inside – обитание внутри дома, семейные и дружеские отношения, воспоминания. 

ИМХО, этот фильм не для широкого просмотра, он требует определённой заинтересованности и душевного настроя. И, наверное, он будет хорош, если вы (как я) хотите пофантазировать на тему «был ли Гойя счастлив в последние годы своей жизни».

Режиссёр считает, что Гойя в Бордо был скорее счастлив, чем наоборот. Его отношения с близкими людьми (Леокадией, Росаритой, другом) непростые, но очень тёплые (с обеих сторон). Можно прийти к выводу, что близкие его любили, а он, несмотря на капризы, брюзжание и  раздражение, был привязан к ним и благодарен за заботу и любовь. На протяжении всего фильма Гойя не раз произносит фразу «Если бы не вы, я не знаю, что бы со мною было».
Любопытно, что Леокадия в фильме показана как-то вскользь. А Росарита вполне отчётливо. Много сцен общения Гойи с дочерью. Он учит её рисованию, передаёт своё мастерство и мудрость. Она заботится об отце, ухаживает, учится у него и слушает его. Отчасти воспоминания из прошлой жизни  – рассказ Гойи, адресованный дочери. В общем, после Гойи главная героиня в этом фильме – Росарита.

Любопытный кадр из фильма. Гойя и Росарита на фоне «Молочницы из Бордо». Странно, что «Молочница» повёрнута в другую сторону.

http://sd.uploads.ru/iJKFv.jpg

Кстати, по поводу прототипа «Молочницы». Мне встречалось три версии. «Молочницу» Гойя писал: с Леокадии, с Росариты, с какой-то реальной молочницы.
Если судить по тёплому чувству, проявление которого можно заметить на картине, вероятнее всего верны первые две версии.  Трудно предположить, что теплота вызвана любовью Гойи к какой-то молочнице :) или к молоку :)
Леокадию, прислонившуюся к могильному холмику, я показывала выше. Сходства образов я не заметила,  отметила только некоторое сходство ауры картин, грустной, но светлой. Насчёт Росариты подтверждений ещё меньше. Всё же в то время ей было не больше 13-15 лет. Возможно ли, чтобы Гойя слегка "повзрослел" её, как это сделал, например, Рубенс с  «Портретом камеристки»?

Да, и вообще не понятно, любил ли Гойя служанку и её дочь, как своих жену и дочь. Известно, что Гойя купил (арендовал?) для Росариты пианино и поощрял её занятия живописью. Но, в то же время, всё своё наследство он завещал сыну Хавьеру, оставив Леокадии с дочерью только предметы обстановки дома, в котором они жили в Бордо, и две картины («Молочницу» в том числе), которые находились в этом доме. Можно ли, будучи небедным человеком, не позаботиться о своей дочери, если Гойя её любил и считал своей? Всё это мне кажется  очень странным, поэтому я не слишком верю в то, что Росарита, действительно, была дочерью Гойи. 

Но, кто же тогда «Молочница», которую так «любила» рука Гойи?

Этот вопрос в Бордо прояснить вряд ли возможно, тем не менее интересно пройтись по местам, связанным с именем Гойи в этом городе.

Маршрут Гойи в Бордо

http://sd.uploads.ru/mFcQB.jpg

1. Place de la Bourse Бурс ярмарка, куда Гойя ходил с семьёй
2. 52, Rue Saint Remy Дом банкира Гойи
3. 58, Rue Saint-Rémi В этом доме располагалась типография, где Гойя печатал литографии «Быки Бордо»
4. 17er, Rue Vital Carles Префктура, здесь Гойя жил несколько дней по прибытии в Бордо, позже в этом здании была школа-интернат для испанской молодёжи, которой управлял друг Гойи поэт Моратин
5. 57, Cours de l’Intendance Дом Гойи, ныне институт Сервантеса. Здесь, на третьем этаже  Гойя жил с семьёй. Здесь он и умер.
6. 1 rue Mably, Церковь Богоматери, в которой был похоронен Гойя
7. rue Mably, памятник Гойе
8. 3, Cours Mably Бесплатная школа дизайна, в которую Гойя устроил Росариту.
9. 38, Cours Clemenceau Здесь Гойя жил некоторое время в начале своего приезда в Бордо.
10. 32, Rue Huguerie Шоколатерия, кафе в котором собирались испанские эмигранты. Пишут, что там подавали чуррос с какао, как в Испании.
11. 6 rue Palais Gallien Дом, в который после смерти Гойи переехали Леокадия и Росарита. Здесь они жили до 1933 года, когда вернулись в Испанию.

Подробнее о местах Гойи в Бордо на испанском и французском http://burdeos.rutascervantes.com/rutas … a/?lang=fr
Картинки, возможно, добавлю позднее, как съезжу в Бордо.

Диалог из фильма "Гойя в Бордо"

Гойя другу: Пока Фердинанд VII у власти, невежество и коррупция будут и дальше процветать. А нам свободолюбивым людям будут отравлять жизнь.
Друг: Повсюду одно и то же.
Гойя: Нет, нет, я останусь здесь. А умру, тут и похоронят. В Бордо мне хорошо. Мне нравится город, эта местность, климат, вкусная еда, приветливый народ и вино…потрясающее. И вы здесь, мои давние друзья. Единственное, чего мне не хватает, мой дом в Мадриде.

А напоследок ещё одна поздняя картина Гойи
GOYA Y LUCIENTES, Francisco de
St Peter Repentant
1823-25

http://sd.uploads.ru/kiN2o.jpg

Всё-таки работы позднего Гойи цепляют меня больше всего. Они психологичны и, мне кажется, в чём-то автобиографичны. Например, здесь святой Пётр не просто молится Богу, он будто с ним беседует и ждёт от него ответа. Петру хочется узнать, ему это необходимо, простил ли Господь его. Во взгляде застыли мольба и вопрос.
Выше всего Гойя ставил творчество Веласкеса и Рембрандта. Этих художников он считал своими учителями, и, возможно, в своём творчестве стремился достичь тех же высот, что учителя. Мне кажется, что психология «Святого Пётра» созвучна с некоторыми образами Рембрандта. Но Гойя изобразил Петра таким, каким он мог быть, родившись в Испании во времена Гойи. Боль, трагичность, экспрессия и даже экзальтация, возможно, были присущи самому художнику, и он вложил их в своего героя.

Конец.

Отредактировано CosMary (2014-08-15 23:05:40)

0

5

Марина, какое глубокое исследование! Прочитала с интересом. Посмотрим, как тебе покажется Бордо. Моя кузина там жила несколько лет, говорила - самый скучный город на свете! ;)

0

6

CosMary написал(а):

Мне нравится «Молочница». Возможно, это лучшая картина Гойи (ИМХО).
Гойя дорожил ею и завещал Леокадии не продавать картину меньше чем за унцию золота. К сожалению, я не сумела разобраться, сколько это в евро.

Это действительно хорошая картина, в вообще я Гойю не очень...
А унция золота на сегодня где-то 950 - 1000 евр :D

0

7

Всегда интересно повспоминать о творческой личности - Ф. Гойя, а, тем более, опять окунулись в  любопытное расследование. Марина, будет интересно  Ваше мнение  о Бордо - удивительно, многим не нравится город, а сколько фотографий не смотрим, город очень приятный. В Бордо Музей изящных искусств есть в планах?  И музей старейший и подборка , по-нашему, достойная. Но в  Дордони и Аквитании не были. Марина, а  в Биарриц заедете? Или в   планах Дордонь?

0

8

Интересное исследование! Спасибо, Марина!
...А мы только что побывали в Сарагосе, смотрели работы Гойи. Большинство производит очень тяжелое, гнетущее впечатление...

0

9

Спасибо, Марина, как всегда глубоко и так интересно! Те несколько часов, что мне удалось провести в Мадриде, я посвятила  Гойе в Прадо.  И  какое неимоверное впечатление! Я никак не могла уйти от  "Тонущей собаки".
Буду с нетерпением  ждать продолжения!

0

10

ANEM написал(а):

в вообще я Гойю не очень...

Ксения написал(а):

Большинство производит очень тяжелое, гнетущее впечатление...

На меня давят его картины.

Отредактировано Мирина (2014-08-21 20:22:45)

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Франция » Этюд в бордовых тонах, или Гойя в Бордо