Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Москва –открываем закрытые двери


Москва –открываем закрытые двери

Сообщений 691 страница 700 из 999

691

Спасибо! Ждем !

0

692

Городская усадьба Демидовых в Гороховском переулке.

Источники информации
http://demidovj.narod.ru/cpalnia.html
http://liveinmsk.ru/places/a-847.html
http://progulkipomoskve.ru/publ/doma/go … 9-1-0-1799
http://ecology-mef.narod.ru/mos/villa/dom_demidova.htm
http://www.indf.ru/demidoff.asp?m=1&sm=14&t=26
http://um.mos.ru/houses/demidovskiy_dvorets/
http://www.miigaik.ru/about/history/muzeum/
https://readtiger.com/asm.rusk.ru/06/asm4/asm4_8.htm

В ряду имен, оставивших яркий след в истории градостроительства Москвы, научного и культурного развития города, особое место принадлежит роду российских промышленников и меценатов Демидовых.
Родоначальником Демидовых являлся крестьянин из села Павшино, Тульской губернии, Демид Григорьевич Антуфьев. Богатством и известностью род прославился благодаря старшему сыну Никите Демидову.
Никита Демидович Антуфьев благодаря своему характеру обратил на себя внимание Петра I, который доверил Никите строительство меде- и чугуноплавильных заводов и наблюдая за ним щедро поощрял за хорошую работу. Позже Пётр I жалует Никите звание царского комиссара и возводит в дворянское достоинство под фамилией «Демидов» .
К концу жизни Никита Демидов имеет доход около 100 тыс. рублей и становится одним из самых богатых людей России. После кончины Никиты Демидова его состояние было унаследовано его тремя сыновьями: Григорием, Никитой  и Акинфием. Акинфий Никитич, изучив горнозаводское дело открывает заводы  в Сибири, на Алтае и в Забайкалье. Он является основателем асбестовой промышленности, а затем открывает богатейшие золотые и серебряные рудники, где ему была разрешена добыча и переработка металла.
Династия Демидовых очень большая, разветвленная.

В Москве во всей полноте представлено архитектурное наследие Демидовых. Московские дома и дворцы, созданные для различных представителей этого рода выдающимися русскими архитекторами П.Иестом, Ф.Аргуновым, М.Казаковым, О. Бове, признаны архитектурными шедеврами.

В этом сюжете я расскажу о прекрасном памятнике гражданской архитектуры Москвы XVIII века, которое находится по адресу по Гороховский переулок, 4. Это известный  Дом Демидовых в Басманной слободе», построенный по проекту М.Ф. Казакова. Ныне в этом здании находится Университет геодезии и картографии.

Дом Демидовых расположен  по Гороховскому переулку, там, где переулок под косым углом подходит к Старой Басманной улице, огибая открытый участок, принадлежащий церкви Никиты Мученика.

https://img-fotki.yandex.ru/get/16121/140132613.230/0_1b1128_2a22126a_XL.jpg

В 18 веке усадьба в Гороховском переулке была приобретёна богатым заводчиком Иваном Никитичем Демидовым. Усадьба состояла из небольших палат во дворе и пристроенного к ним по линии переулка одноэтажного корпуса. Территория усадьбы была значительно расширена до линии, образуемой современным Гороховским и М.Демидовским переулками и улицей Казакова. На территории разбили регулярный и пейзажный парк с пруд с круглым островом , тут же были каменные оранжереи, среди которых был специальный «ананасник».
Еще при жизни Ивана Никитича огромная усадьба перешла в собственность его сына - Ивана Ивановича, который не особо хотел заниматься бизнесом отца и к 1789 году распродал практически все демидовские заводы. На вырученные деньги он решает возвести для себя роскошную резиденцию в бывшем отцовском владении, пригласив для этого знаменитого архитектора Матвея Фёдоровича Казакова.
О хозяине усадьбы Иване Ивановиче Демидове известно, что начал он свою службу в 1763 г. в Киевском кирасирском полку, а ушел в отставку в 1783 г. в чине бригадира. В 1798 г. он был пожалован из бригадиров в чин действительного статского советника. Принимал участие в войне 1812 г. «За преданность и любовь к Царю и Отечеству, наипаче же ныне изъяснившее беспримерную ревность щедрым пожертвованием не токмо имуществ, но и самой крови и жизни своей» пожалован бронзовой медалью на Владимирской ленте.

Дворец для Ивана Ивановича Демидова был построен в период с 1789 по 1791 годы и стал одним из шедевров московского классицизма и лучшим образцом архитектуры городской усадьбы.

https://img-fotki.yandex.ru/get/5642/140132613.230/0_1b1129_e6b7226e_XL.jpg

Немного про М.Казакова.
Казаков Матвей Федорович (1738, Москва - 1812, Рязань) - архитектор, один из основоположников русского классицизма. Родился  в семье мелкого чиновника. В 1751- 1760 обучался в архитектурной школе московского зодчего Д.В. Ухтомского. В 1775 Казаков получил звание архитектора.
В 1780—90-е Казаков создал ряд типовых жилых и общественных зданий, которые определили облик Москвы того времени, которую по праву называют “казаковской”. Среди московских построек Казакова, по-новому организовавших городское пространство, — здания университета (1786 — 1793) на Моховой (после пожара 1812 перестроены Д. И. Жилярди), Благородное собрание (1775), Голицынская больница (1802 — 1807), дом-усадьба Демидова (1779 — 1791) и др.
Во внешнем облике зданий Казаков стремился к простоте и лаконичности форм; строгие гладкие стены фасадов он дополнял графически четко проработанными немногочисленными деталями. Усадьба в Гороховском переулке создавалась на пике творчества Матвея Федоровича.
М. Ф. Казаковым фактически были созданы два типа особняков. Первый - это когда центральный дом усадьбы выдвигался на красную линию и фасад  органично вписывался в облик улицы, и второй - когда здание сдвигалось в глубину двора, создавая эффект торжественности при приближении к парадному подъезду.

Дом Демидовых в Басманной слободе сделан по первому типу и это одно из самых лучших его творений.

https://img-fotki.yandex.ru/get/3605/140132613.230/0_1b112a_fac354f3_XL.jpg

0

693

Усадьба Демидова представляла собой не отдельное здание, а целый ансамбль: архитектура главного дома и симметрично расположенные флигели органично вписаны в застройку улицы, все хозяйственные строения отнесены вглубь участка. Территория усадьбы тщательно спланирована: есть все - регулярный парк, пруд, цветники.
При создании нового дворца Казаков  умело вплетает в новое здание уже стоявшие здесь одноэтажные палаты.
Демидовский дворец к моменту окончания строительства представлял собой архитектурный ансамбль, который состоял из главного трехэтажного дома с арочными воротами и боковых флигелей,  связанных с главным зданием оградами.
Вот на этой схеме можно увидеть весь ансамбль целиком

https://img-fotki.yandex.ru/get/3800/140132613.230/0_1b112b_18da7087_XL.jpg

Для исполнения проекта, таким образом, архитектором был выбран классический вид с фронтальной композицией. Центральная ось фасада, выходящего на красную линию переулка, ориентирована на колокольню церкви Никиты Мученика (середина XVIII века), находящуюся напротив.

В центральной части была устроена коринфская колоннада, которая придавала основному зданию некую торжественность относительно простому дому.

https://img-fotki.yandex.ru/get/6211/140132613.230/0_1b112c_58682b0a_XL.jpg

В плоских круглых углублениях размещены типичные для классицизма лепные розетки.

https://img-fotki.yandex.ru/get/6744/140132613.230/0_1b112d_8d0779d2_XL.jpg

Арочные ворота были с массивными деревянными створками и чугунными фонарями, за ними располагался крытый вестибюль, который приводил к главной лестнице, расположенной в выступе дома со стороны двора.
Впоследствии за два с лишним столетия творение Казакова неоднократно перестраивалось. Так, проездную арку в центре дома переделали  в парадный вход и вестибюль.
Вот главный вход -бывшая арка

https://img-fotki.yandex.ru/get/15554/140132613.230/0_1b112e_381cd873_XL.jpg

Сильно перестроены и боковые флигели.
Переустройству подверглось и внутреннее пространство, но, к счастью, до наших дней удалось сохранить и великолепно отреставрировать парадную анфиладу, которую я вам и покажу.

0

694

Следующим владельцем Демидовского дворца и всего владения по Гороховскому переулку стал сын Ивана Ивановича - Николай Иванович Демидов, полностью отошедший от семейного бизнеса и ставший военным. Он дослужился до звания генерала от инфантерии, получив этот чин во времена правления Николая I. Н.И.Демидов был директором Пажеского корпуса и всех военных заведений России.
После его смерти за неимением прямых наследников усадьбу выставили на продажу, о чем есть упоминание в газете «Московские ведомости», датированной 18 ноября 1833 года.
"Продается старинный, негорелой, каменный трехэтажный дом, вновь роскошною рукою отделанный со всею полною принадлежностию, все каменное, железом крытое, обширный итальянский и английский сады с фруктовыми деревьями, 4 оранжереи и грунтовый с итальянскими вишнями сарай, все каменное же, в саду пруды, острова, беседки, всяких цветов в большом количестве, кадочных и фруктовых деревьев 2100 и кроме сего до 57 деревьев померанцов, лимонов и апельсинов, состоящий в старой Басманной, против церкви Великомученика Никиты, под №393; видеть можно каждый день утром от 9 до 2 часов пополудни".

Новым владельцем усадьбы Демидовых стал богач-раскольник И.А. Быков. Он был известен своими чудачествами: роскошный дворец был закрыт, тогда как сам владелец жил в каморке привратника у ворот. Так он прожил ...совершенным затворником, выходя на свет божий только для прогулки в лавочку да для того, чтобы собственноручно подмести двор и обширный роскошный сад своего демидовского дворца. И только раз в году, в Христово Воскресение (Пасха),   устраивал он сам себе редкое угощенье: брал ключ, отпирал парадные двери, поднимался по мраморной лестнице, молча обходил анфилады роскошных, богато убранных зал и, кончив обход, запирал их снова до будущего года.

Далее владения отошли к его сыну, а после к Г.С. Тамамшеву - некоему «тифлисскому гражданину».
В 1858 году демидовской усадьбой владел уже купец М.А. Степанов, который и продал всю территорию с главным домом Межевому ведомству для устройства школы гражданских межевых топографов. С тех пор принадлежность здания к геодезической науке более не менялась.

С 1867 г. здесь помещался Константиновский межевой институт, переехавший из куракинского дворца на Старой Басманной. Институт был преобразован из Константиновского землемерного училища, которое было основано в 1779 г. – эта дата и изображена на здании института.

https://img-fotki.yandex.ru/get/16177/140132613.230/0_1b112f_18f8b34a_XL.jpg

Землемерное училище названо Константиновским в честь родившегося тогда внука императрицы Екатерины II цесаревича Константина . Константиновский межевой институт был широко известен в России, так как, например, именно там появился подробный план Москвы. Долгое время институт не имел аналогов ни в России, ни за рубежом.

В России до 1917 года в каждом учебном заведении должна была быть церковь, поэтому в 1873 году началась перестройка дома Демидова для устройства церкви. Под церковь отвели бывший Большой зал парадной анфилады второго этажа.
Церковь была освящена 24 марта 1874 г. в честь Святых равноправных Константина и Елены. Над третьим окном второго слева этажа на главном фасаде был укреплён небольшой крест. После революции церковь была закрыта, а интерьер уничтожен. Вот такой был церковь (фото отсюда https://pastvu.com )

https://img-fotki.yandex.ru/get/6741/140132613.230/0_1b1145_ac2c8af5_XL.jpg

Преподаватели жили здесь же при институте на казенных квартирах. Одну из них неоднократно посещал Достоевский: его родная сестра была замужем за преподавателем А. Ивановым.
А сейчас в усадьбе Демидовых находится  наследник Константиновского межевого института— «Московский Государственный университет инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии» (МИИГАиК), созданный в 1930 году на базе геодезического факультета Межевого института.

https://img-fotki.yandex.ru/get/5607/140132613.230/0_1b1130_829fa124_XL.jpg

Константиновский межевой институт имел свой музей, который сохранился в МИИГАиКе и по сей день. Музей вмещает в себя большую коллекцию старинных астрономических и геодезических инструментов XVII-XX вв., уникальные картографические произведения того же периода и библиотеку.  А главное, к музею относятся сохранившиеся парадные интерьеры дворца, так называемые "золотые" комнаты. И вот ради них и стоит посетить музей МИИГАиКа.

0

695

Дом Демидова имел типичную планировку, характерную для того периода, с поэтажным размещением помещений отвечающих определенным устоявшимся требованиям. На первом этаже находились в основном хозяйственные помещения и комнаты для слуг. Помещения этого этажа были со сводами и отделаны очень просто. Помещения третьего этажа были для повседневной жизни обитателей дома,  эти были небольшие теплые, простые по отделке, уютные комнаты, здесь же были и комнаты для гостей.  Небольшие по размерам комнаты с маленькими окнами были теплые, удобные и уютные.
Самые красивые помещения были на втором этаже. Его занимала анфилада парадных комнат. Именно они призваны были показывать достаток  хозяев, здесь проводились торжественные приемы и званные обеды.
Демидовская анфилада отличалась настоящей дворцовой пышностью. Это так называемые «Золотые комнаты», получившие свое название из-за богатого резного позолоченного декора, покрывающего порталы, деревянные щиты над окнами и дверями, наличники, рамы зеркал и мебель.

Залов было 5: Большой зал, Столовая, Голубая гостиная, Малиновая гостиная, Изумрудная гостиная.
Большой зал ныне занимает вышеупомянутый музей, о нем немного расскажу в конце, там нельзя фотографировать. А вот остальные 4 комнаты покажу. Конечно, 4 комнаты, по сравнению с дворцами Петербурга, это такая малость, но для Москвы и это уже редкость, ведь это интерьеры по проекту  М.Ф. Казаковым, и это настоящий русский классицизм,  не подверженными влиянию приобретавшего в то время все большую популярность ампира.

С 18 века эти залы тоже немало пострадали. Одно время прямо в них располагалась коллекция музея, стояли шкафы-стеллажи. (фото отсюда https://pastvu.com )

https://img-fotki.yandex.ru/get/5804/140132613.230/0_1b1131_e54d72b1_XL.jpg

Тут Сергей Бондарчук снимал какие-то сцены "Войны и мира", в результате чего залы пострадали еще больше. Последние годы Университет ведет реставрацию этих залов, дело это долгое, так как деньги бюджетные и их как всегда мало. Но на данный момент все-таки полностью отреставрированы Столовая и все три гостиные. Когда я там была (а это было лето 2013г.), там ремонтировали парадную лестницу.

Ну а теперь, пора "пройти в залу"
Первое помещение, куда мы попали с лестницы -это Столовая. Она находится в центральной части второго этажа и не выходит окнами на главный фасад.  Это большой круглый зал (диаметр 6 м), который служил столовой и был удобно связан со всеми помещениями дома.
Стены круглого зала декорированы шестнадцатью попарно поставленными пилястрами ионического ордена.  (фото отсюда https://pastvu.com )

https://img-fotki.yandex.ru/get/6511/140132613.230/0_1b1132_6ef560df_XL.jpg

Эти пилястры разделили зал на 8 простенков, в которых находятся  с окна, двери и печные ниши. Лёгкий карниз отделяет стены от плоского зеркального свода с небольшой падугой (плавный переход от стены к поверхности потолка). 

https://img-fotki.yandex.ru/get/9836/140132613.230/0_1b1133_786ea5a_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/15595/140132613.230/0_1b1134_3f48def3_XL.jpg

0

696

Столовую хорошо снять не получилось, потому что она была заставлена витринами с экспозицией на тему 70 летию Президента МИИГАиК летчика-космонавта дважды Герою Советского Союза В.П. Савиных; также здесь есть кое-что по истории дворца.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15595/140132613.230/0_1b1135_fb14ae53_XL.jpg

Глобус  с СССР

https://img-fotki.yandex.ru/get/9739/140132613.230/0_1b1136_fc126c57_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/15550/140132613.230/0_1b113c_9b9b176c_XL.jpg

Макет с основным зданием и одним из флигелей

https://img-fotki.yandex.ru/get/6443/140132613.230/0_1b113d_440a439a_XL.jpg

Девиз рода Демидовых  «Делами, а не словами»

https://img-fotki.yandex.ru/get/4136/140132613.230/0_1b113e_6002588c_XL.jpg

0

697

Сколько же информации ты просматриваешь, чтобы провести для нас каждую экскурсию! :cool:

0

698

Рита, а мне самой интересно.  :rolleyes:

Теперь непосредственно про три "золотые" комнаты.
Архитектурная композиция «золотых комнат» отмечена рядом общих характерных черт:
•Все комнаты , независимо от величины и назначения, имеют одинаково большие дверные обрамления;
•Лепной орнамент сосредоточен главным образом на  карнизах и потолках  и создаёт плавный переход от стен к плафону;
•Деревянная резьба покрывает порталы дверей, наличники окон, рамы зеркал и мебель;
•Живопись обогащает и оживляет плафоны (потолок, украшенный живописным или скульптурным изображением) комнат;
•Высокие зеркала заполняют междуоконные простенки.
Стены комнат, двери, украшены ювелирной деревянной резьбой, покрытой натуральным сусальным золотом разных оттенков. Сюжеты резьбы -это легкие перистые травы, вазы, наполненные цветами, лавр, факелы, гирлянды, курильницы, разнообразного вида драпировки и ленты, завитки и розетки. Рисунки этих "ювелирных украшений" были выполнены самим М. Ф. Казаковым. Можно сказать, что это миниатюрное "чудо света" не уступает дворцовой роскоши, созданной рукой, например, Б. Растрелли. Совокупность различных приемов и видов резьбы позволило получить множество разнообразных художественных композиций для каждой парадной комнаты.
С резьбой сочетается роспись и не менее утонченная лепнина.
Каждой комнате свойственны свои особенности, и вместе с тем все они составляют органическое целое, объединенные расположенными друг против друга дверями. Двери, будучи открыты, давали возможность свободно переходить из одной комнаты в другую, любуясь красотой и изобретательностью их отделки.
Из столовой проходим в Голубую гостиную.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15494/140132613.230/0_1b1150_25fe8f2d_XL.jpg

Эта комната занимает центральное место по фасаду и выходит тремя окнами-дверьми на балкон.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15536/140132613.230/0_1b1151_5ddc3d33_XL.jpg

В оконных проемах 2 венецианских зеркала с подзеркальными мраморными столиками XVIII в.

https://img-fotki.yandex.ru/get/16156/140132613.230/0_1b1152_50a555d0_XL.jpg

В этой гостиной за исключением декоративных композиций расположенных над дверьми (дюседепортов) позолоченных элементов немного.

Главной особенностью комнаты являются три одинаковых архитектурно оформленных дверных портала. Один вел в столовую, второй в Большой зал

https://img-fotki.yandex.ru/get/15502/140132613.230/0_1b1153_b5c51419_XL.jpg

Третий портал вел в  Малиновую гостиную, через него просматривается вся анфилада до третьей комнаты.

https://img-fotki.yandex.ru/get/17840/140132613.230/0_1b1154_41bd777e_XL.jpg

0

699

Потолок обрамляет богатый лепной фриз

https://img-fotki.yandex.ru/get/15554/140132613.230/0_1b1155_8514d84c_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/15536/140132613.230/0_1b1156_34e41ef2_XL.jpg

Посмотрим на детали золотой резьбы дверных порталов

https://img-fotki.yandex.ru/get/15487/140132613.230/0_1b1157_5618b261_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/16118/140132613.230/0_1b1158_69071d7d_L.jpg

Этот элемент уже не демидовский, а времен Константиновского межевого института

https://img-fotki.yandex.ru/get/15481/140132613.230/0_1b1159_43d60462_XL.jpg

0

700

Стены всех гостиных обиты натуральным шелком, восстановленным на ручных станках XIX века.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15555/140132613.230/0_1b115a_a7fefaa_XL.jpg

Поражает великолепие наборного паркета, созданного из различных по цвету пород дерева - дуба двух видов, включая черный, березы, сосны, клена, бука, вяза и других. Каждая комната отличается напольным рисунком, который выполнялся на щитах, создававших при сборке впечатление цельности картины. Вот пол в Голубой гостиной

https://img-fotki.yandex.ru/get/15526/140132613.230/0_1b115b_43c186c9_XL.jpg

Стоит  назвать имя человека, благодаря которому потомки и могут любоваться первозданной красотой этих залов- это архитектор-реставратор Ольга Сергеевна Горбачева, приложившая немало сил в вопросе сохранности архитектурного памятника.

Продолжение следует...

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Москва –открываем закрытые двери