Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Суздаль с головы до пят. Лики, лица и валенки


Суздаль с головы до пят. Лики, лица и валенки

Сообщений 1 страница 10 из 51

1

Суздаль с головы до пят. Лики, лица и валенки.

За два дня до праздника я вдруг поняла, что напрасно не позаботилась заранее о билетах куда-нибудь в Европу, и, что купить их в предпраздничные дни за вразумительную цену уже невозможно. Пришлось срочно задействовать запасной суздальский вариант и звонить в гостиницу, впрочем, не сильно надеясь, что ещё есть места («праздник» и «аншлаг» - суздальские синонимы). О, счастье, фортуна преподнесла мне в подарок на 8-е марта последний свободный номер в «Пушкарской слободе».
230 км, отделяющих Суздаль от Москвы, мы преодолели за три часа и вот:

Снова Суздаль лучезарная
И молитвенна краса.
В тех лучах надежды зарево,
Устремленья в небеса…

«Суздаль лучезарная», - написала поэтесса. Хм, а я всегда считала, что Суздаль – он. Он мой Суздаль.
Ну, вот, это же здорово, нам будет, чем заняться в Суздале(ли). Итак, проводим городское гендерное исследование по лицам. Или проще – опять выбираем лицо города. Кого выберем, такого рода и будет наш Суздаль. :)

http://s019.radikal.ru/i627/1203/05/92e206642f2f.jpg

Отредактировано CosMary (2012-03-11 21:54:37)

0

2

Но, прежде, чем перейдём к лицам, кое-что про лики.

http://s57.radikal.ru/i156/1203/d9/aba868f9e57f.jpg

Как вы думаете, можно ли увидеть в Суздале что-то новое и удивительное, приезжая сюда в двадцать пятый раз? Суздаль – не Флоренция, все его достопримечательности известны наперечёт, а музеи, церкви и монастыри обойдены не по одному кругу.

Оказалось, можно. И для этого даже не нужно далеко отходить от Кремля. Потому что Никольская церковь с иконописной мастерской настоятеля иерея Андрея (Давыдова) находится рядом с той частью крепостного вала, что тянется от Кремля к улице Ленина.
Собственно, мастерская находится в зимнем Христорождественском храме.

http://s017.radikal.ru/i419/1203/f0/1dc17bcfaf94.jpg

Это старинное здание, внутри разделённое перегородками на несколько помещений. Службу отец Андрей и его матушка служат вот здесь. Иконы написаны отцом Андреем.

http://s019.radikal.ru/i606/1203/98/6c2259860ec8.jpg

А в соседней комнате располагается его мастерская. К сожалению, во время нашего визита, в храме была только матушка, которая живо и толково рассказала обо всех этапах создания иконы. Во всех кадрах её руки.

http://s018.radikal.ru/i528/1203/f7/f02ffc5b18f2.jpg

Отредактировано CosMary (2012-03-11 22:34:56)

0

3

Говорят, иконописец, создавая икону, подобен Богу-творцу при создании мира. Я всё же вижу некоторую разницу. Бог мог бы сотворить мир в один присест, но решил не спешить и растянул удовольствие на неделю. Отцу Андрею на одну икону требуется не меньше месяца и тщательное соблюдение подготовительных и творческих этапов.

Начинается всё с доски, в которую загоняют шпонки, чтобы в дальнейшем доска держала форму.

http://s019.radikal.ru/i616/1203/f1/f935a1e1f4c0.jpg

Затем доску проклеивают тканью и грунтуют. Грунтовки требуется не менее десяти слоёв.

http://s019.radikal.ru/i632/1203/90/1e3fd41f1de3.jpg

Следующий этап шлифовка и можно приступать к росписи.

0

4

Есть два метода станковой иконной живописи – темперная (с яйцом) и энкаустика, где в качестве связующего вещества для пигмента используется воск.  Как писать воском, сегодня знают, увы, немногие. Энкаустика – метод древний, но античные рецепты или потеряны, или неприменимы в современных условиях.

Единственные дошедшие до нас образцы античной энкаустики – фаюмские портреты, сохранились на кладбищах Фаюма. Нарисованными при жизни их клали на лица умерших при погребении.

http://s019.radikal.ru/i606/1203/61/f470a227dbef.jpg

http://s019.radikal.ru/i632/1203/b7/487ed719d013.jpg

Выразительные лица, особенно глаза. Есть в них что-то потустороннее. Эти портреты были созданы не художниками, а ремесленниками, кем-то вроде тех, кто выбивает портреты на памятниках.
Поэтому фаюмские портреты I-III в. н. э., очевидно, отличаются от недошедших до нас шедевров древнегреческих художников, например Апеллеса.

Мне нравится представлять, как в энкаустике могла выглядеть «Афродита Анадиомена» Апеллеса, римскую копию с которой в виде фрески раскопали в Помпеях.   

http://s019.radikal.ru/i635/1203/5f/69981005f6be.jpg

Правда, я сомневаюсь, что благородный грек Апеллес мог использовать такую яркую лазурь. Скорее всего, художник, выполнивший копию, сгустил краску, чтобы угодить какому-нибудь римскому заказчику, любителю хвастливой роскоши.

Протоген, друг Аппелеса, говорил про него: «Очертания фигур у него так тонки и так правдоподобны, что кажется, будто изображает он души». Теперь понятно, у кого Леонардо списал фразу: «Надо уметь изображать 2 вещи: человека и мысли человеческой души». :)
Кстати, Протоген до того, как стать живописцем, занимался росписью кораблей на Родосе. Уж он точно мог работать в энкаустике! Ведь известно, что растопленные восковые краски применялись для росписи кораблей, потому что энкаустику не повреждает ни солёная морская вода, ни солнце, ни ветер.

Отредактировано CosMary (2012-03-12 22:46:30)

+1

5

Но вернёмся (на время) из античности в суздальскую иконную мастерскую. Отец Андрей разработал собственные методы очищения воска и изготовления восковых красок. Даже пигмент из минералов он изготавливает сам.

http://s019.radikal.ru/i629/1203/7b/c72a96e6e21a.jpg

Ультрамарин изготавливают из лазурита. Вначале, камень дробят в ступке, чтобы отделить вкрапления пустой породы. Отобранные голубые камешки растирают в порошок на стеклянной поверхности.

http://s019.radikal.ru/i613/1203/e5/2c31d731cbb7.jpg

Это киноварь – сульфид ртути. В древности киноварь использовали как лекарство при заболеваниях нервной системы, кожных болезнях и переломах. Из киновари делают все оттенки красного.

http://s019.radikal.ru/i613/1203/e1/b4003e5db69b.jpg

А на этой фотографии разноцветие охры. Оказывается, охра бывает не только жёлтой.

http://s017.radikal.ru/i431/1203/7d/e0fc496d2532.jpg

Не забыть про сусальное золото, которое, кстати, не такое уж и дорогое. Один листочек стоит 50 руб. Правда, чтобы позолотить нимб святому, нужно наложить 3-4 слоя.

http://s019.radikal.ru/i628/1203/e8/06f5015a9f5b.jpg

Наносят золотую пыль на икону с помощью вот такой кисточки.

http://i023.radikal.ru/1203/29/e335b27b1042.jpg

А этим инструментом золото полируют.

http://s019.radikal.ru/i607/1203/8c/dc2096b775c4.jpg

0

6

Как видите, красок не так много. Кстати, Апеллеса называли «однокрасочным» или «монотонным» за то, что он использовал всего четыре краски, четыре цвета охры: белую, черную, жёлтую и красную. Но, как позднее доказал Леонардо, для создания шедевра хороший художник может прекрасно обойтись всего одной краской. :)

http://s017.radikal.ru/i416/1203/b8/0ecd76e2dd52.jpg

Кстати, поздние картины Рембрандта тоже не отличаются разнообразием цветов. Но, в отличие от Леонардо, монотонность Рембрандта объясняется его бедностью: разорившемуся художнику просто не на что было купить краски.

А в этой мисочке высохшая чесночная паста. Рецепт следующий: взять 1 кг очищенного чеснока, пропустить через мясорубку, добавить воды и варить до полного уваривания.
Затем полученную пасту высушивают. А при использовании нужное количество разводят водой.

http://s019.radikal.ru/i605/1203/01/6c8b99d53ac7.jpg

Используют чесночную пасту в качестве клеящей основы для сусального золота при написании золотых линий. Например, для волос Спасителя на этой иконе.

http://s019.radikal.ru/i634/1203/21/fc0d72304ea8.jpg

Сначала линии наносятся мелом, затем прозрачным чесноком и с помощью хлебного мякиша золото переносят на чеснок. Возможно, этим методом пользовался сам Апеллес (был в Древней Греции чеснок?), но в Суздале он показался мне очень кстати. Ещё бы к нему суздальский солёный огурчик. :)

http://s019.radikal.ru/i642/1203/dd/47922356dcae.jpg
Продолжение следует.

Отредактировано CosMary (2012-03-11 22:34:13)

0

7

CosMary написал(а):

Используют чесночную пасту в качестве клеящей основы для сусального золота... Возможно, этим методом пользовался сам Апеллес (был в Древней Греции чеснок?)

Не, мне кажется, Апеллес скорее пользовался рыбьим клеем на охру - море в Греции точно всегда было :)
Чеснок, действительно, с Суздалем как-то больше гармонирует :)

Расшитые валенки в компании храмовой луковки классно смотрятся. Ну а хрен с горлодером - вообще улет  :D  :cool:

0

8

CosMary написал(а):

Как вы думаете, можно ли увидеть в Суздале что-то новое и удивительное, приезжая сюда в двадцать пятый раз? Суздаль – не Флоренция, все его достопримечательности известны наперечёт, а музеи, церкви и монастыри обойдены не по одному кругу.

Оказалось, можно.

Даже не сомневалась! Если бы это была не ты, тогда да, попробуй отыщи! :yep: И только ты могла из Суздаля перетащить нас в Египет, Италию, Грецию и даже Голландию!

CosMary написал(а):

Эти портреты были созданы не художниками, а ремесленниками, кем-то вроде тех, кто выбивает портреты на памятниках.
Поэтому фаюмские портреты I-III в. н. э., очевидно, отличаются от недошедших до нас шедевров древнегреческих художников, например Апеллеса.

Что-то мне эти ремесленные портреты больше пришлись по душе, чем римская копия твоего любимого Апеллеса, особенно изображение юноши. Даже не верится, что ему столько лет! Кажется, что он вот-вот что-то скажет. А девушка чем-то на тебя похожа :).  А «Анадиомена» какая-то совсем искусственная, неживая, даже если приглушить лазурь. И что-то у неё случилось со щиколоткой правой ноги… попыталась так вывернуть свою – и не смогла.  :tomato:

CosMary написал(а):

Теперь понятно, у кого Леонардо списал фразу

Протестую! Выводы слишком поспешны. Где Протоген писал про души?

CosMary написал(а):

Отец Андрей разработал собственные методы очищения воска и изготовления восковых красок. Даже пигмент из минералов он изготавливает сам.

Ух ты, как интересно! Захватывающая у вас получилась экскурсия!

0

9

интереснейший экскурс в историю иконописи! Спасибо, Марина, я хоть с твоей помощью немного приобщаюсь к прекрасному! ;)
а горлодер - это что-то вроде аджики? :question:

0

10

CosMary написал(а):

А этим инструментом золото полируют.

Это наверное кусочек янтаря?

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Суздаль с головы до пят. Лики, лица и валенки