Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Швейцария » Швейцария: полстраны за 3 дня


Швейцария: полстраны за 3 дня

Сообщений 1 страница 10 из 19

1

Ну насчёт полстраны - это, конечно, сказано для красного словца, не спорю  :D. Но почти всё, что я вообще хотел бы увидеть в Швейцарии, что меня априорно заинтересовало, я увидел (за исключением Шильонского замка и городка Сион). Маршрут был таким:  Цюрих (база) - Рапперсвиль - Беллинцона - Локарно - Айнзиделн - Фрибург - Берн - Тун - Золотурн - Люцерн. За помощь в подготовке поездки не могу не выразить благодарность сайту http://www.myzurich.org за качественный информационный и наглядный материал.

   Идея поездки в Швейцарию родилась совершенно спонтанно благодаря испанскому мультишенгену (дай Бог им здоровья за доброе дело! :flag:). Понимая, что второй такой возможности может и не быть (кто их знает, что они надумают в будущем году), захотелось использовать его максимально полно. Конкретно Швейцария была выбрана как страна, представляющая относительный (хоть и не первостепенный) интерес (ну не на поляков же тратить мультивизу :canthearyou:) и где в конце июня шансы расплавиться на летней жаре будут минимальными (северная Европа исключалась по определению, поскольку от любого контекста прилагательного "северный" мне сразу же хочется убежать куда-нибудь в центр Сахары :mybb:).

   Регламент поездки, исходя из ряда жизненных обстоятельств, изначально определялся в 3-4 дня. Поэтому, поиграв датами авиарейсов и примерно ознакомившись со своими потенциальными интересами в стране будущего пребывания, я остановился на варианте чуть менее 3.5 дней "чистыми". К тому же я поймал небольшую акцию на Swiss air до Цюриха.

   Несколько слов о самой Swiss air. Ничем особенным она не запомнилась. Летают без серьёзных задержек, но сверять часы по ним я бы не советовал. Кормят скудновато, но горячие блюда очень вкусные. Кофе и чай просто отвратительные, даже на наших чартерах иногда попадаются получше (в очередной раз вспомнили добрым словом замечательный кофе португальских авиалиний). Но вино в порционных бутылочках (а в ещё меньших - и что-то покрепче) имело место быть.

   Маршруты поездки разрабатывались очень скрупулёзно, но недолго. Этому во многом способствовала система швейцарских железных дорог: как сами маршруты, так и организация получения информации о расписаниях и стыковках :cool: . Делается это очень просто: на сайте http://www.sbb.ch (по желанию можно перейти в английскую версию - http://www.sbb.ch/en/index.htm) указываются начальный и конечный пункты поездки, далее (Search connection) рекомендую выбрать "Timetable Booklet", вписать желаемые временные диапозоны отправления и (если нужно) возвращения, при необходимости ограничить виды транспортных средств (Travel with) и нажать Create. Потом 2 раза нажимаем на выделенную ссылку - и получаем удобное, наглядное и подробное расписание (Personal Timetable) в формате PDF. Если какие-то маршруты не допускают возможности прямого переезда, то указываются все стыковки - где, время прибытия, время отправления.

   Поезда в Швейцарии бывают нескольких видов (например, межрегиональные IR, междугородние IC, региональные RE, электрички S). Но они практически не различаются по уровню комфортности, и для вас, по сути, абсолютно неважно, на каком именно вы поедете, главное, чтобы устраивало расписание. Во всех поездах мягкие сиденья, туалеты, кондиционеры (только один раз в региональном поезде Тун-Золотурн их роль - кондиционеров, не туалетов!  :crazy: -  выполняли открытые окна). Часто попадаются двухэтажные поезда, причём намного чаще такими бывают  именно электрички (Sxx). Единственное, за чем нужно следить - это не оказаться в вагоне (или отсеке) 1 класса, если у вас куплены билеты во 2-й. Классы в виде крупных цифр 1 или 2 указываются на вагоне около входов (иногда бывает, что разные этажи относятся к разным классам), а иногда (но не всегда) - и внутри вагона. Во 2 классе (за очень редким исключением) вы просто садитесь на любые свободные места.

   Все платформы делятся на сектора, как правило - от A до D. Для чего? Главным образом - опять-таки для того, чтобы облегчить посадку в нужный вам класс. На информационном табло перед соответствующей платформой написано, вагоны каких классов останавливаются в том или ином секторе. То есть если у вас 2-й класс, а на табло указано, что, скажем, сектор A - для 1 класса, сектор В - для 1 и 2 (может и так быть), а C и D - только для 2-го, то перед прибытием поезда желательно сразу расположиться где-то примерно в районе секторов C и D, чтобы не бегать по перрону в поисках нужных вам вагонов.

   По швейцарским поездам, как и по самолётам, трудно сверять часы. Задержки на несколько минут вполне в порядке вещей. Но на стыковку, даже если она занимает всего несколько минут, вы, скорее всего, успеете - поезд вас подождёт, правда, в разумных пределах. Например, из Цюриха в Берн мы выехали с опозданием в 12 минут (были технические проблемы с локомотивом), при этом в вагонах сразу же сообщили по "громкой", что увязанные под этот рейс стыковки в Лозанне не гарантируются. Но это всё-таки скорее исключение, чем правило.

   Однако за всё надо платить. Бесплатно, как известно, бывает только дизентерия в Дели или Каире. Удобство и комфорт швейцарских поездов обходятся пассажирам очень дорого (как и почти всё в Швейцарии) %-) . Поэтому тем, кто собирается много ездить на общественном транспорте (прежде всего - на поездах и автобусах), желательно озаботиться выбором соответствующего проездного из серии Swiss pass. Эти проездные продаются только иностранцам (они именные, при покупке нужны паспорта, которые могут спросить и контролёры в поездах). Всё многообразие вариантов представлено здесь: http://www.swisstravelsystem.ch/en/cont … er/tickets . Нам идеально подошли Swiss Saver Pass на 4 дня, которые мы купили сразу же после прилёта. Обошлось это удовольствие в 221 франк на человека. Бешеные деньги, но в итоге мы наездили на много большую сумму.

   Как я уже написал, Швейцария - ОЧЕНЬ дорогая страна. На какие ценники ни глянуть - это просто шокирует. К вещам не приценивались, но всё, что кладётся в рот, продаётся по немыслимым (для нас) ценам. Впрочем, одно исключение всё-таки есть, и оно намного облегчает (в том числе и для кошелька) путешествия по стране. Это вода. В Швейцарии она питьевая практически везде - как в кранах отелей, так и в уличных фонтанах. В тех редких случаях, когда это не так, возле краника есть табличка с перечёркнутым стаканом (например, в туалетах поездов). Вода, кстати, ещё и вкусная. Так что на чём мы точно сэкономили - так это на круговороте воды через организм: как на туалетах (спасибо поездам), так и на питье. Просто имейте с собой пластиковую бутылочку - и у вас всегда будет возможность пополнить её :cool:.

   С погодой нам очень повезло. В последние годы вообще всё перевернулось, ничего святого не осталось :shock:. Снегопады и половодья в начале мая в Испании и Франции уже почти не удивляют. А Швейцария - вообще страна негарантированной погоды, даже в разгар лета. Ещё за несколько дней до нашего прилёта здесь вовсю лили дожди, а температура была 6-10 градусов ночью и 12-16 днём (и это в середине июня! :sceptic:). Однако в очередной раз мои ангелы, слегка укорив меня за маловерность, расстарались, и в Швейцарии, как и чуть ранее в Португалии, нас сопровождала тёплая (местами жаркая) солнечная погода, а отдельные редкие пушистые облачка только временами создавали приятную тень. Ещё раз спасибо вам, родные мои, за вашу благосклонность к моим путешествиям !  :-P

   Пару слов об общении. Швейцария - многоязычная страна, в которой в зависимости от региона превалирует немецкий, французский или итальянский языки, ну а на английском вы найдёте понимание практически повсеместно. Так что любые ваши "мерси", "бон джорно" и "битте шён" найдут применение.

   Но перейдём непосредственно к поездке. Цюрих встретил нас ярким солнцем, в меру приятным для прогулок теплом и запахом лип и платанов (которые иногда называют чинарами). Купив на аэропортовской станции (называется Flughafen) заветные Swiss Pass, мы уже через полчаса были в зарезервированном отеле Arlette в 5 минутах ходьбы от главного вокзала Цюриха, а ещё минут через 20 отправились смотреть город. Прямо у вокзала расположен музей (Landesmuseum, от него отходят прогулочные катерки на 50-минутную прогулку по реке Лиммат, на которой стоит город), внешне похожий на замок или церковь:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2776.jpg

   Почти все основные городские достопримечательности расположены так или иначе вдоль реки между вокзалом и Цюрихским озером. Поэтому наш путь и лежал по реке - вот туда, прямо (фото):

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6230001.JPG

   Слева виден шпиль протестантской церкви Предигер, а справа - шпили-купола главного собора Цюриха - Гроссмюнстер.

   А это уже вид на другую сторону Лиммата. Справа видна церковь Святого Петра - старейшая церковь Цюриха, впервые упомянутая ещё в документах 857 года, но за это время несколько раз перестраивавшаяся. Церковную башню украшают часы 16 века, циферблат которых считается самым большим в Европе (диаметр - 8.7 м, длина минутной стрелки - 4 м, высота цифр - около 1 м). Слева - церковь Фраумюнстер.

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2720.jpg

Вот церковь Предигер вблизи. Внутри неё нет не только икон, но и алтаря, что типично для протестантизма, но очень непривычно для нас.

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2722.jpg

А это просто весёленькое кафе и Бурёнка - один из символов Швейцарии:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2724.jpg

Идём дальше, иногда переходим с одного берега на другой:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2725.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2728.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2730.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2736.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2739.jpg

Рядом с Фраумюнстер:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6230028.JPG

Вот Гроссмюнстер во всей красе:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2734.jpg

Лебеди хоть и не считаются символами страны, но их можно встретить почти в каждом озере или речке:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6230045.JPG

   А это уже Цюрихское озеро в том месте, где в него впадает Лиммат. Хотя, судя по течению, наоборот - вытекает. Здесь от причалов Burkliplatz отправляются во всевозможные круизы кораблики. Варианты морских прогулок можно посмотреть тут: http://www.zsg.ch/index.php?en_summer-round-trips-1 .

   Отсюда наш путь лежал в Рапперсвиль. Конечно, до него быстрее и проще можно доехать прямой электричкой минут за 40. Но мы никуда не спешили, да и лёгких путей не искали. К тому же прокатиться во воде приятным тёплым вечером с видом на швейцарские берега - что может быть лучше после многочасовой дороги ? Тем более за бесплатно по нашим "пассам" :smile:.

   Вот озеро, каким оно видится из Цюриха:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2745.jpg

   А это уже оглядываемся в сторону города:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2746.jpg

   После рабочего дня жизнь на озере просто кипит. На воде белым-бело от парусов многочисленных яхт, а в небе над горами парят стаи (очень похожие на птеродактилей) дельтапланеристов.

   К вечеру выбор водных маршрутов уже очень ограничен, поэтому мы сели на катер, совершающий 1.5-часовой круговой круиз и доплыли до самой удалённой от Цюриха пристани Эрленбах (Erlenbach):

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2747.jpg

По пути к станции повстречали вот таких господ совсем не швейцарского вида:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2748.jpg

И доехали на электричке до Рапперсвиля (правда, пришлось сделать одну необременяющую пересадку). Солнце уже склонилось к горизонту и начинало смеркаться.

Город известен прежде своим замком (Schloss Rapperswill) 13 века:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2753.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2750.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2752.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6230069.JPG

В замок ведёт красивая лестница:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6230057.JPG

поскольку он (как и подобает приличной крепости) стоит на холме, откуда город и окрестности видны как на ладони:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2764.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2770.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6230079.JPG

   Рядом с замком расположена приходская церковь Св. Иоанна, и вместе они и создают те неповторимые очертания города, которые являются визитной карточкой Рапперсвиля. Вот сама церковь:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6230074.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2771.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6230067.jpg

   На склоне холма уже многие века живут олени:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2768.jpg

Совершенно неожиданно получили вот такое напоминание о прекрасной Мальте:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2759.jpg

А в этом доме недавно случилось прибавление. С днём рождения, Майкл ! :-P

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6230066.JPG

На крепостном холме под огромными липами, наполняющими непередаваемыми ароматами всё вокруг, мы и встретили первый швейцарский закат:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6230082.JPG

Назад возвращались уже в густых сумерках. На лестнице, ведущей к замку, горели фонарики:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2773.jpg

Вернувшись в Цюрих, мы обнаружили, что приехали в Швейцарию в самое полнолуние:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2775.jpg
 

День 2 - итальянская Швейцария (Беллинцона, Локарно) и аббатство Айнзиделн

   Для меня как любителя разного рода крепостей побывать в Беллинцоне было давнишней мечтой. Пожалуй, именно она и стала последней каплей, перевесившей чашу весов при выборе поездки в сторону Швейцарии. И я лишний раз убедился, что мысли и желания имеют свойство воплощаться и материализовываться. Так было с Тадж-Махалом, так было с Сеговией, так было с Синтрой...

   Беллинцона расположена на юге страны в кантоне Тичино и входит в итальянскую часть Швейцарии. Поэтому вместо "хелло" или "гутен так" вас встречает постоянное "бон джорно". Прямой поезд из Цюриха идёт чуть больше двух часов, причём бОльшая часть дороги весьма живописная, а участок вдоль Фирвальдштетского озера от Бруннена до Флюэлена - просто очень красивый. Но и дальше поезд эффектно пробирается между гор, а иногда и карабкается на них. На обратном пути сидящий напротив швейцарец рассказал очень интересный факт. "Эту церковь, - сказал он, показывая в окно, - мы видим 3 раза: один раз - снизу, другой раз - напротив и с другой стороны, а третий раз - вверху". После чего стало понятно, что означают маленькие петли на отмеченной на карте трассе поезда - что-то вроде железнодорожного серпантина.

   Конечно, фото, сделанные любительским аппаратом из окна быстро двигающегося поезда, никогда не станут эталоном качества, но для общего представления о пейзажах за окном я позволю себе выложить несколько фотографий:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2780.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2786.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2790.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6240102.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2792.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2793.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2794.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2864.jpg

   Основной достопримечательностью Беллинцоны являются 3 крепости, занесённые в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. Две из них (Кастелгранде и Монтебелло) расположены практически напротив друг друга по разные стороны железной дороги, а третья, самая маленькая (Сассо-Корбаро), находится в некотором отдалении и на изрядной (для пешего передвижения) высоте прямо над крепостью Монтебелло.

   Как и большинство туристов, сначала мы пошли в Кастелгранде, поскольку она расположена со стороны привокзальной площади буквально в 7-8 минутах ходьбы. Крепость стоит на скалистой возвышенности с почти отвесными склонами:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6240117.JPG

В крепость можно подняться на лифте, находящемся в расщелине скалы. Мы прошли вдоль стен:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2805.jpg

Полюбовались окрестностями:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2810.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2829.jpg

Взобрались на одну из крепостных башен:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2809.jpg

Увидели крепости Монтебелло:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6240126.JPG

и Сассо-Корбаро:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2812.jpg

А также главный собор города - церковь Свв. Петра и Стефана:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2803.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2828.jpg

   Самым колоритным местом внутри Кастелгранде является участок на крепостной стене с салатовым "английским" газончиком, по которому можно пройти весьма далеко:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2813.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2815.jpg

Вдоль стен растут виноградники:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6240141.JPG

   Спустившись из крепости по старой каменной лестнице, поросшей травой и мхом, мы вышли в центр города, зашли в собор (внутри - ничего примечательного) и сделали несколько фото на улицах:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2834.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6240155.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6240160.JPG

Церковь Свв. Петра и Стефана:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6240152.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6240157.JPG

   Слегка перекусив местным розовым вином и пирогом со шпинатом, мы взяли курс на замок Монтебелло. Однако сразу выяснилось, что направление курса является величиной Х (т.е. неопределённой, если кто уже не помнит математику). Сама-то крепость вот она, рукой практически подать, но с какой стороны туда карабкаться, на картах отмечено не слишком внятно, а приметных указателей на улице нет :tired:. На всякий случай (вдруг кому пригодится!) - кратчайший путь наверх начинается от собора; если стоять лицом к нему, надо обойти его справа прямо вдоль стены и сразу после этого (там уже будет маааленькая полуржавая табличка с пиктограммой крепости) повернуть направо на лестницу, ведущую вверх. Но таким образом мы спустились, а вверх поднимались совсем по-другому, по дальней дороге, которую нам любезно показал (проводил!) местный житель (оно и понятно, на фига ему эти замки, если они и так рядом). Дорога долго и нудно шла наверх и вот наконец-то мы поравнялись с крепостными стенами Монтебелло:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6240164.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2835.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6240166.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2837.jpg

   Внутри крепость Монтебелло, пожалуй, интереснее, чем Кастелгранде. Но что их объединяет - это красивые виды:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2844.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2852.jpg

   Особенно эффектно отсюда смотрится Кастелгранде:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2847.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6240177.JPG

   Крепостные стены и башня  замка со стороны спуска:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2851.jpg

   Будучи любителями всяких-разных фортификаций, мы, естественно, намеревались побывать во всех трёх крепостях. Однако подъёмы на башню первого замка и "тягун" во второй уже изрядно истощили наши силы и натоптали ноги :(. К тому же этот день в Тичино выдался очень жарким (по разным прогнозам - 26-30), да и время было полудним, солнце палило по-июньски. А Сассо-Корбаро нависал над нами совсем не рядом. Поэтому после непродолжительного совещания было принято единогласное решение: избежать излишнего и ненужного фанатизма и ограничиться уже увиденным, тем более, что оставшийся замок виделся маленьким (уже потом прочитал, что его размеры - всего 25 на 25 метров) и незатейливым и вряд ли в нём мы увидели бы что-то новое по сравнению с двумя предыдущими. Это решение было отмечено допитием вина, оставшегося от "шпинатного" ланча ;-)  и спуском (про который я уже писал) в центр города к собору.

   В наших планах после Беллинцоны стоял Локарно. Ничего особенного от этого городка мы не ожидали, так, в общем-то, и получилось. Пожалуй, основная достопримечательность Локарно - это вид на город, озеро и горы с холма, на котором стоит церковь Мадонна Дель Сассо. В церковь можно подняться на фуникулёре, расположенном совсем недалеко от вокзала:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2854.jpg

   А вот такими видятся местные окрестности с церковной террасы:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2857.jpg

   Назад мы спускались пешком по живописному ущелью, утопающему в различной зелени, из которой особенно выделялась голубая гортензия:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2860.jpg

А это (оглядываясь назад) - сама церковь:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6240201.JPG

   Ещё одной достопримечательностью Локарно является замок Висконти (Castello Visconteo). В отличие от многих других крепостей, он расположен не на возвышении и прямо в центре города. Правда, он очень небольшой и в красивом ракурсе предстаёт только с одной стороны:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6240204.JPG

   А вот чем Локарно захватывает - так это своей природой. Интересно, что хотя от неё до Беллинцоны всего км 20, климат здесь совершенно иной, ярко выраженный субтропический, напоминающий мне практически родную Абхазию. Здесь и множество пальм, и магнолии, и цветущие гранаты, и инжир, и заросли уже упомянутой гортензии, и самшиты... Кстати, самшиты, источающие сногсшибательные запахи, мы встречали в Швейцарии почти везде.

   В Локарно мы задержались недолго и взяли курс на возвращение. Попутно замечу, что поезд Беллинцона-Локарно идёт всего 19-30 минут в зависимости от его типа.

   На обратном пути мы заехали в городок Айнзиделн (Einsiedeln) для того, чтобы посмореть местное аббатство. Ранее я ничего не знал о нём и увидел на фото совершенно случайно при подготовке к поездке. Здание местного монастыря показалось красивым и величественным, а кроме того, очень походило на фасад церкви в Сент Галене, которую тоже хотелось увидеть, но в которую мы никак не попадали. И сразу скажу, что эта поездка себя оправдала.

   Аббатство Айнзиделн - это не просто большой и красивый монастырь, это самое известное место паломничества в Швейцарии. Оно даже отмечено в числе наиболее священных в мире мест на уважаемом мной (и просто интересном) сайте http://www.sacred-destinations.com. Легенда его создания примерно такова. Само название Айнзиделн означает "прибежище отшельника". В IX веке здесь поселился некий местный святой, посвящая свое время молитвам и кормясь тем, что приносили ему два лесных ворона. Через 30 лет отшельник был убит двумя разбойниками, но вороны последовали за ними, кружа над их головами и каркая так громко, что привлекли к ним внимание. Убийц арестовали, они сознались в своем преступлении и были казнены. На том месте, где молился святой, его последователи и ученики со временем построили небольшую часовню.
   В X веке настоятель собора в Страсбурге приехал сюда и убедил отшельников организовать бенедиктинскую общину. Он сам стал их первым аббатом и приказал заложить здесь церковь. Легенда гласит, что во время церемонии освящения храма с небес раздался голос, который трижды прокричал, что Христос уже освятил его сам. Папа Лев VIII объявил произошедшее чудом и издал буллу, в которой благословлял паломничество в Айнзиделн. С тех пор бенедиктинский монастырь и церковь пользовались особыми привилегиями и получали денежную помощь и защиту от королей. В течение некоторого времени по популярности Айнзиделн соперничал с Римом и Сантьяго-де-Компостела и являлся промежуточным пунктом для верующих, следующих по пути Сантьяго. Но и сейчас монастырь не утратил своего значения и его ежегодно посещают около четверти миллиона человек  :-| .

   Эффектнее всего аббатство выглядит со стороны большой площади перед его фасадом. На площади расположен фонтан Непорочной Девы.

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2866.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6240218.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6240221.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6240219.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2870.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2871.jpg

   Внутри монастыря запрещено фотографировать, но интерьер настолько поразительно красив, что я, каюсь, нарушил людские (надеюсь, что не Божественные) запреты...

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2875.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2876.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2877.jpg

   В оформлении интерьера доминируют розово-коралловые цвета, которые великолепно смотрятся на белом фоне. Никогда бы не подумал, что такое сочетание будет выглядеть не аляповато, а красиво и изысканно.

А это гербы на полу:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2872.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2873.jpg

   С другой стороны площади расположена городская ратуша:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2879.jpg

недалеко от которой мы подкрепились очень неплохой пиццей с пивом (не слишком монастырская трапеза, конечно) и отбыли на "базу" в Цюрих. Поскольку время ещё было детское, а наши пассы открывали большую свободу действий, мы в качестве отдыха успели прокатиться на катерке по реке Лиммат (поездка длится 50 мин., последний катер отправляется от Landesmuseum в 21.05), где и встретили очередной швейцарский закат.

+1

2

День 3 - Берн и окрестности (Фрибург, Берн, Тун, Золотурн)

  Дорога от Цюриха до Берна и далее до Фрибурга совсем не такая красивая, как в Беллинцону. Зато у нас сложилось представление о структуре промышленности и сельского хозяйства в Швейцарии, так как именно эти объекты в основном и пробегали за окном.

  Фрибург относится к тем двуязычным городам Швейцарии, у которых названия звучат по-разному в зависимости от того, правилами какого языка пользоваться при произношении. Если уж быть совсем корректным, то правильно город Fribourg надо называть либо Фрайбург по-немецки, либо Фрибур на французском прононсе. Но я уж, простите, сохраню почему-то легшее на язык Фрибург. В конце концов, коверкаем же мы при переводе, скажем, Флоренцию (Firenze) или Хорватию (Croatia), а Монтенегро вообще на русский перевели (никто ж не переводит Белоруссию как WhiteRussia), так что мою маленькую вольность и подавно можно простить  :tomato:.

  Старый город Фрибурга считается самым хорошо сохранившимся средневековым городом в Швейцарии. Не буду утверждать или опровергать прилагательное «самый», но то, что он достоин посещения и осмотра – несомненно.

  Выйдя из вокзала Фрибурга, берите сразу налево по улице Avenue de la Gare, переходящую в Rue de Romont, а потом - чуть правее на пешеходную Rue de Lausanne. И далее можно сразу идти по ней до конца к собору Св. Николая, а можно, как это сделали мы, свернуть налево к Иезуитской церкви колледжа Св. Михаила:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250238.JPG

Со смотровой площадки рядом с церковью открываются панорамы старого города:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2889.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2890.jpg

Фрибург вообще город панорамных видов. Вы можете увидеть их и с башни собора, и с мостов и просто из разных точек города.

Ядром верхнего старого города является площадь Нотр-Дам, на которую выходят одноимённая церковь

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250247.JPG

и главный храм Фрибурга - Кафедральный собор Св. Николая, построенный в 13-15 веках:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2892.jpg

Собор явственно доминирует над городом, он, как и крепость Сао Жоржи в Лиссабоне, как и Эйфелева башня в Париже,  виден практически отовсюду.

А рядом - вот такой фонтанчик:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2893.jpg

Высота башни собора - 76 метров. Но на неё надо обязательно взобраться (подъём платный даже по Swiss pass), потому что именно отсюда лучше всего виден полуостров нижнего старого города:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2896.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250253.JPG

  Вообще подъёмы на башни соборов (а кроме этого, мы поднимались на Мюнстер в Берне и Гроссмюнстер в Цюрихе) в Швейцарии происходят по очень узким (2 человека расходятся с трудом) винтовым лестницам. На мой взгляд, намного легче карабкаться по каменистой тропинке в стоящий на холме замок. Так что соизмеряйте свои силы, не пытайтесь преодолеть высоту одним марш-броском  :mad: !

  Спустившись вниз (спуск, естественно, происходит намного быстрее, но от монотонности и малого радиуса вращения начинает кружиться голова, так что и здесь очень спешить тоже не надо), мы обогнули собор

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2900.jpg

и вышли на мост PONT DE ZAEHRINGEN (по карте легко отследить маршрут, а карты можно не менее легко найти в инете, желающим могу, как и путеводители по Швейцарии, выслать по мэйлу), откуда тоже открываются панорамы:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250259.JPG

  От моста вниз ведёт лесенка, спускаться по которой намного приятнее, чем по "серпантину" соборной башни. По мере спуска мы снимали, в общем-то, один и тот же вид, но, во-первых, он безумно красив, а, во-вторых, с изменением расстояния и высоты он приоткрывался новыми и новыми гранями:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2906.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2907.jpg

  Справа на фото виден Ponte de Berne - крытый деревянный мост, построенный в 1580 г. На него мы ещё придём.

  Вот мы и внизу, у самой реки:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2908.jpg

  Взгляд назад - на мост ZAEHRINGEN, августинскую церковь и башню собора:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2912.jpg

  А вот и Ponte de Berne - Бернский мост. В отличие от подобных мостов в Люцерне, через него открыто автомобильное и даже автобусное (при нас проехал автобус, вот было зрелище) движение.

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250270.JPG

  Мы перешли через мост и у самого его "подножия" увидели небольшой нависающий над водой ресторанчик. Хотя обеденное время ещё не настало, нас прельстила возможность наконец-то отведать, пожалуй, самое швейцарское блюдо - фондю, которое, кстати, попадается здесь не в каждом месте. Ну что можно сказать о нём ? В число таких хитовых для меня яств, как, скажем, хумус, мусака или лазанья, фондю не вошло. Попробовать интересно, но не более. Может, ещё сказалось то, что я люблю сыры вообще без запаха. От фондю, конечно, не разит, как из многих сырных отделов, например, Франции, но резковатый запах всё же имеет место присутствовать. А вот в чём этому блюду не откажешь - это в сытности. Так что сразу 2 полезных дела мы сделали: наелись и поставили большую галочку в одном из гастрономических разделов.

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2915.jpg

  Подкрепившись таким образом, мы продолжили наш путь, пересекая нижний город в сторону другого моста - Pont du Milieu, что в переводе означает Средний мост. Такое название не случайно, поскольку, если посмотреть на карту Фрибурга, он действительно расположен между двумя другими мостами нижнего старого города - Бернским, про который я уже писал, и PONT DE ST-JEAN - мостом Св. Иоанна, перейти который нам ещё предстоит.

  Pont du Milieu является очень старым, он был построен ещё в 13 веке и тогда, как и многие мосты в Швейцарии, был крытым и деревянным. В 1720 году мост перестроили из  кирпича. Однако он является частью культурного наследия национального значения.

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250275.JPG

  По мере продвижения фотографируем:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250278.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250281.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250283.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250272.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2922.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2923.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2925.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2929.jpg

  По дороге я планировал ещё посмотреть несколько монастырей, которые значились на карте как бы по пути, однако выяснилось, что они действительно недалеко, но…в горизонтальной проекции, поскольку находятся на самом верху вертикального обрыва. Воооон они где  :glasses::

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250271.JPG

  Прикинув, что наши паломнические стремления не находится на уровне таких преодолений, мы пожертвовали сиими обителями и направились дальше, в очередной раз перейдя реку (которая буквально вьётся по территории города) по мосту Св. Иоанна.

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2931.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250284.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250286.JPG

  Далее нам предстоял подъём в верхний город и, предательски откинув романтичную дорогу по каменным аутентичным ступенькам, мы выбрали не менее романтичный, но намного более лёгкий путь на фуникулёре. Фрибургский фуникулёр, кстати, не простой. Это последний в Швейцарии (запущен в самом конце 19-го века) подъёмник с водным балластом, и он внесён в список национального наследия страны. Принцип работы таких механизмов очень любопытен, вот что я про них прочитал: оба вагона связаны тросом и оборудованы баком для воды. Для приведения вагонов в действие бак нижнего вагончика опустошается, а бак верхнего, наоборот, наполняется. Таким образом нарушается равновесие, верхний вагон перевешивает, и фуникулёр приводится в движение. Количество воды может достигать 80 литров на пассажира. Уж не знаю, так ли это и сейчас или механизм уже заменён на что-то более современное.

  Наверху готовится отправиться в нашу сторону встречный вагончик:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2932.jpg

  А это уже взгляд сверху туда, где мы были всего пару минут назад:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2933.jpg

  Поднявшись наверх на столь почётно-историческом агрегате (бесплатного по Swiss Pass в отличие от фуникулёра в Локарно), мы оказались буквально в нескольких минутах от вокзала, куда и направились, сделав ещё несколько снимков:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2934.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2935.jpg

  Совсем скоро поезд уже увозил нас в сторону Берна, куда от Фрибурга рукой подать - через полчаса мы уже выходили на площадь перед главным вокзалом Берна - столицы Швейцарии (хотя мне как-то попалась информация, что исходя из структуры и принципов объединения страны понятия столицы там не может быть в принципе. Но мы не будем копать столь уж глубоко) и одноимённого кантона.

О  сновной туристической и исторической артерией города, на которой находится большинство достопримечательностей, является улица, рассекающая биссектрисой полуостров старого города слева направо. Причём на своём протяжении несколько раз меняет название. От вокзала она начинается как Spitalgasse, что в переводе означает "больничная" (или "госпитальная").

  Поразительно, как эта центральная улица одновременно выполняет функции как проезжей части (причём по полной программе: трамваи, автобусы и просто машины) и пешеходной зоны. Ведь как раз посередине неё находятся одни из главных достопримечательностей и, можно сказать, символов Берна - красочные фонтаны. Поэтому многочисленные туристы, выбирая лучшие ракурсы для своих фото, так и норовят оказаться под колёсами, но гуманные супертерпеливые водители не доводят до этого, то притормаживая, то поторапливая совсем уж замершего фотографа негромким корректным гудком. В общем, пешеходам здесь хорошо, а водителям… видимо, они уже давно привыкли к этому и воспринимают людей на дороге как неотъемлемую часть своих маршрутов, без которых, наверное, и Берн уже не был бы Берном.

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2936.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250294.JPG

  Первым фонтаном, встречающимся на пути, является фонтан "Волынщик":

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2937.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2939.jpg

  Сразу за ним находится Тюремная башня. На самом деле это старинные городские ворота 17 века в форме башни, часть старой крепостной стены. Фасад башни-ворот украшен часами "Величие Берна":

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2941.jpg

  За Тюремной башней  улица меняет название и становится Marktgasse - торговой. На ней расположены фонтаны Анны Зайлер:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2943.jpg

и "Стрелок":

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2949.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2950.jpg

  А чуть в стороне (если свернуть на улицу налево и пройти метров 30) - упомянутый везде и всеми фонтан "Пожиратель детей" XVI века. Существует несколько трактовок сего кровожадного образа, но, как я понял, единый правильный так и не выявлен.

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2953.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2954.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250308.JPG

  В конце Marktgasse находится одно из наиболее известных сооружений Берна -средневековая башня с часами Zytglogge, построенная  ориентировочно в 1218- 1220 годах. Её название на бернском диалекте немецкого языка переводится как "колокол времени". Часы на башне - одни из трех самых старых часов в Швейцарии.

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250306.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2959.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250309.JPG

  Справедливости ради надо отметить, что здание было восстановлено и отреставрировано (после пожара 1405 года) в 1983 г. Каждый час башенные часы демонстрируют небольшое представление, но нам оно, честно говоря, показалось маловразумительным  :sad:.

  После Zytglogge  происходит очередная смена имени улицы - на этот раз на Rathausgasse (ратушная). Здесь мы встречаем очередной фонтан - "Церингер", названный в честь основателя Берна Бертольда фон Цэрингена. Однако его иногда называют Медвежьим, поскольку он представляет собой скульптуру медведя в шлеме, за красный пояс которого заткнуты два меча. В правой лапе медведь держит знамя, а в левой щит. Между ног большого медведя сидит медвежонок, который ест виноград.

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2960.jpg

  Через несколько десятков метров нас встречает фонтан "Самсон" - один из старейших в городе (построен в 1527 году, правда, в 1973 г. колонну и фигуру заменили на копии). Интересно, что ранее фонтан назывался фонтаном Мясника. Есть предположение, что он был построен на пожертвования гильдии мясников.

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250318.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2965.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250319.JPG

  Улица Rathausgasse заканчивается, нетрудно догадаться, у здания городской Ратуши:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250325.JPG

  А рядом с ней - неоготическая церковь Свв. Петра и Павла. Честно говоря, я думал, что это совсем новодел и очень удивился, когда узнал, что построена она в середине 19 века:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2967.jpg

  На ратушной площади - фонтан "Знаменосец" (Vennerbrunnen):

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250326.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250327.JPG

  Совсем незаметно мы пересекли старый Берн. Перед нами - церковь Nydeggkirche XIV века:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2969.jpg

  Вот мы уже и дошли до реки Ааре. С моста смотрим на старый город:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2970.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2971.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2972.jpg

  Если перейти мост, то чуть правее будет так называемая "медвежья яма", где издавна содержатся живые символы города. Не пошли мы туда, не стали тратить время. Медведей в вольере можно увидеть где угодно. А вот если от моста свернуть левее, то на некотором возвышении будет "Розовый сад", откуда, как пишут, старый город смотрится очень красиво.

  От моста по улице Junkerngasse (Дворянской) мы прошли в обратном направлении до Berner Munster - кафедрального собора Берна, посвящённому великомученику Викентию Сарагосскому. Строительство собора длилось очень долго - с 1421 до 1893 г. А в последнее время очень долго (судя по многим фото и фильмам) ведётся реставрация одной из башен, что делает вид собора очень невыразительным, даже фотографировать толком его не захотелось.

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250336.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250356.JPG

  Интерьер собора тоже весьма рядовой:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2977.jpg

  Историческую и культурную ценность представляет скульптурная композиция "Страшный суд" над главным входом в собор:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250341.JPG

  Высота собора - около 100 метров. И на почти такую высоту можно подняться за дополнительную плату (вход в сам собор, как и везде в Швейцарии, бесплатный), чтобы посмотреть на город с высоты "птичьего полёта". Мы, верные своим принципам, сделали это. Но скажу честно: виды отсюда не заслуживают трудов (поверьте, немалых), затраченных на подъём. Они, конечно, ничего, но с Фрибургскими и Цюрихскими (с соборов) не сравнятся.

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250342.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2983.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2981.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2982.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250348.JPG

  На соборной площади находится фонтан "Моисей" со скрижалями с 10 заповедями:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2987.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2988.jpg

  Интересно, что все бернские фонтаны раньше были окрашены более скромно. Яркие цвета, используемые в наше время, служат для придания улицам более нарядного вида при пасмурной и дождливой погоде, которая в Берне случается весьма часто.

  Общеизвестно, что главным символом Берна является медведь:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2986.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2958.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3005.jpg

  Но хочу сказать, что львов там мы встречали совсем не реже:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2944.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2951.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2989.jpg

  Уже на подходе к вокзалу мы посмотрели ещё один, современный, но не менее знаменитый бернский фонтан, расположенный на площади перед зданием парламента. Своеобразие этого фонтана в его простоте: он выбрасывает струи воды прямо на площадь, что называется, "из-под земли", причём делает это с перерывами. Так что теоретически, если вы не знаете об этом (во что верится с трудом), то можете получить приятно прохлаждающие (или наоборот, неприятно холодные) водные процедуры прямо в одежде. И не говорите, что вас не предупреждали !  :crazyfun:

  Впрочем, в июньское тепло (граничащее со зноем), желающих промокнуть было множество, более того, они с нетерпением ожидали начала "сеанса" (когда мы подошли, фонтан "отдыхал"). А уж потом получили колоссальное удовольствие, заражающее позитивом всех зрителей и прохожих  :cool::

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3002.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_2997.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250375.JPG

  Будучи сладкоежкой, я не смог удержаться, чтобы не запечатлеть столь яркую заманчивую витрину:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3006.jpg

  Вскоре мы уже сидели в вагоне поезда, отправляющегося в городок Тун, до которого от Берна ехать менее 20 минут.

  Тун (Thun) изначально привлёк моё внимание несколькими красивыми фотографиями, в частности, небольшого, но эффектного замка. Но в итоге городок оставил ещё более притяные впечатления, чем ожидалось. Тун имеет очень древнюю историю и в средние века даже был столицей кантона Оберланд. Сегодня город интересен небольшим, но очень живописным историческим центром. Как и Берн, он стоит на реке Аарэ, через которую перекинуты деревянные крытые мосты, похожие на люцернские:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3008.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3011.jpg

  На возвышенном берегу реки красиво виднеется городская церковь:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3009.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3012.jpg

  А это часы на здании ратуши:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3010.jpg

  Чтобы увидеть замок, надо подняться по крытой лестнице (на карте она обозначена как Kirchtreppe - церковная лестница). Замок (12 века) очень небольшой, но со стороны выглядит красиво и сказочно:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3013.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3015.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3017.jpg

  Внутри замка ничего особо интересного нет, сейчас там какой-то музей. Впрочем, мы вполне удовлетворились его внешним видом. Назад возвращаемся в сторону церкви:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250391.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3016.jpg

  Спустившись вниз по той же лестнице, мы перекусили в кафе у реки и ещё долго любовались местными видами:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250392.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3019.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3023.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250394.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250397.JPG

  Мы пробыли в Туне чуть меньше двух часов и не пожалели ни об одной проведённой здесь минутке  :cool:.

  Закончить путешествие этого дня мы планировали в городе Золотурн (Solothurn). Из Туна туда можно попасть с пересадкой в Берне, но мы нашли прямой региональный поезд, который ехал дольше всего минут на 10-15. Из всех попавшихся нам швейцарских поездов его можно назвать самым допотопным (исключительно по местным понятиям) хотя бы по причине отсутствия кондиционера. Впрочем, приоткрытые окна вполне справлялись с его функцией, а в остальном - мягкие сиденья, туалет, в общем, дай Бог нам всем таких подмосковных поездов с какого-нибудь Казанского вокзала !

  Примерно через 1.20 мы были уже в Золотурне. От вокзала до речки (поразительно, но это была опять Аарэ! Т.е. в этот день у нас невольно получился тур по этой реке), за которой начинается старый город, меньше 10 минут неспешным шагом. Вот таким предстаёт город со стороны:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3027.jpg

  Пройдя через мост и вступив на улицу старого Золотурна, мы обомлели: город буквально кипел  :jumping: ! Он был заполнен народом, торговыми лотками, палатками с едой и питиём, помостками, где готовились разного рода мероприятия. Впрочем, одна из причин столь активной тусовки была очевидна: через пару часов должен был начаться решающий для Швейцарии матч на чемпионате мира по футболу, в котором победа над Гондурасом позволяла местной сборной успешно выйти из отборочной группы и стать национальными героями (особенно с учётом имевшей место ранее победы над испанцами).

  Конечно, швейцарцы - явно не бразильцы, не итальянцы и даже не немцы. Можно представить, что творилось бы на ограниченном пространстве средневековых улиц, если б местный народ был более эмоционален и темпераментен. По крайней мере, наши уши не пострадали, а прославившиеся на весь мир вузувелы мы видели всего пару раз. Но спокойному осмотру и съёмке города собравшаяся здесь гулянка всё равно не способствовала. Хотя один раз повстречать такое для придания поездке дополнительного колорита - может, в этом что-то и есть.

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3049.jpg

  И всё-таки о самом городе. Во всех путеводителях Золотурн позиционируется как самый красивый город Швейцарии в стиле барокко. Причём вся старая часть города, застроенная в 16-18 веках, сохранилась почти без изменений.

  Мне очень понравились мощные Базельские ворота (первая половина 16 века):

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3029.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3030.jpg

а также здание ратуши, сочетающее романский стиль с традиционными швейцарскими куполами:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3034.jpg

  Главная церковь Золотурна - Собор Святого Урсена:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3035.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3037.jpg

Часовая башня:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3048.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250421.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3038.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3040.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250423.JPG

  Просто по сторонам посмотреть тоже красиво:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250412.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3036.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250409.JPG

  С другой (относительно Базельских ворот) стороны в старый город ведут Бильские ворота:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250428.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3043.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3047.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3044.jpg

  Не знаю, какое значение имел ранее Золотурн как форпост, но его крепостные башни впечатляют:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3045.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6250408.JPG

  Вообще мы планировали встретить в Золотурне сумерки, как парой днями раньше в Рапперсвиле, но в этот день мы шли с опережением своего же графика, и до темноты было ещё довольно много времени. Возможно, в другой ситуации мы и посидели бы часок в каком-нибудь уютном месте, но случившаяся здесь футбольная лихорадка этому не очень способствовала. К тому же до Цюриха ещё было ехать около часа, утром, как и всегда, рано вставать, а отдыхать и, страшно сказать, спать всё ж таки надо периодически. Поэтому мы не стали ничего ждать и вернулись на вокзал. Кстати, в вокзальном минимаркете мы купили белого местного (из провинции Aarau - это между Золотурном и Цюрихом) вина, которое нас привлекло прежде всего ценой - 4.90 за литровую бутылку. Так вот, это вино оказалось одним из самых вкусных, которые мы попробовали в Швейцарии  :cool:. Оно лёгкое, нетерпкое и по ощущению как бы чуть-чуть газированное (хотя явных пузырьков видно не было), чем напомнило нам португальское зелёное вино (винью верде), кто его пробовал - поймёт, что я имею в виду. Этим вином мы отлично отметили "дома" в цюрихском отеле очередной прошедший день :whistle:, а оставшуюся половину взяли с собой в Люцерн на следующий день. Впрочем, не будем забегать вперёд.

  Да, а швейцарцы, довольно примитивно сгоняв по нулям с Гондурасом, так и не вышли из группы в следующий этап. Но, судя по обстановке у экранов в Цюрихе, встретили это по-нордически спокойно. "Да, это не немцы", - опять подумали мы, вспоминая, что делалось в кафе в Рапперсвиле во время игры сборной Германии в день нашего приезда...

0

3

savl, спасибо, куча полезной информации по организации поездки! ;)
По фотографиям Фрибург показался наиболее живописным, а как по реальным впечатлениям?

0

4

Julia написал(а):

По фотографиям Фрибург показался наиболее живописным, а как по реальным впечатлениям?

Однозначно "наиболее живописным" мне трудно его назвать :confused: Понравились и Люцерн, и маленький Тун.
Самая красивая часть Фрибурга - "нижняя", но она очень небольшая.
И я очень (к сожалению, только по фото) рекомендую Сион.

0

5

Ну вот, надо было в тайничках  по маршруту оставить чего-нибудь. Мы этими же местами бродили совсем недавно :)

savl написал(а):

что они действительно недалеко, но…в горизонтальной проекции, поскольку находятся на самом верху вертикального обрыва

Они все-таки не так уж и далеко, к ним есть вполне удобный пологий подъем, дошел даже мой  муж, абсолютно не любящий ходить пешком.

savl написал(а):

Количество воды может достигать 80 литров на пассажира. Уж не знаю, так ли это и сейчас или механизм уже заменён на что-то более современное.

И не простой воды, а из сточной канавы. Судя по запаху около фуникулера и информации в инете, от добра добра не стали искать и по-прежнему катают вагончики при помощи отходов жизнедеятельности граждан города.

savl написал(а):

Однозначно "наиболее живописным" мне трудно его назвать  Понравились и Люцерн, и маленький Тун.
Самая красивая часть Фрибурга - "нижняя", но она очень небольшая.
И я очень (к сожалению, только по фото) рекомендую Сион.

Ой, а мне Фрибург показался оооочень живописным и как раз хорошо, что в нем все достаточно сконцентрированно.Вот только его крутые улочки, спуски- подъемы...Ну да Юлю этим не испугаешь. Юль, если думаешь вставлять или нет в маршрут- вставляй. Сион интересен крепостьями, ИМХО во Фрибурге на улицах больше каких-то интересных мелочей, хотя вряд ли их можно сравнивать- разные они совершенно.

0

6

День 4 - Люцерн и ещё немного Цюриха

  В Люцерн мы выезжали рано (8-часовым поездом), но желающих отправиться туда было очень много. Причём многие собирались явно не на лёгкую прогулку, судя по тяжёлым ботинкам и палкам (наподобие лыжным, только покороче) для форсирования очень пересечённых местностей. Возможно, сказалось, что это был первый выходной после долгого периода дождей и холодов (я уже писал, что погода здесь установилась буквально накануне нашего прилёта). А может, такой активный отдых просто в крови у швейцарцев. Ну что ж, поговорка "В здоровом теле - здоровый дух" - здесь не просто красивые слова.

  Тем не менее, длинный двухэтажный состав вместил всех с избытком. От Цюриха до Люцерна поезд идёт менее часа, и около 9 утра мы были на месте. Несмотря на столь ранее (субботнее!) время, жизнь в городе уже кипела. Вовсю работали цветочный, продуктовый и блошиный рынки, прилавки с фастфудом, волонтёры из благотворительности предлагали купить какие-то безделушки (многие покупали и крепили их на одежду),  вдоль набережной разворачивались новые и новые палатки и минисцены (в городе явно намечались народные гуляния), а в специально огороженном "загончике" были поставлены длинные столы, где всех желающих безвозмездно (т.е. даром!) угощали какими-то булочками с чаем. Мы к сей трапезе не приобщились, о чём потом пожалели: булочки очень пригодились бы для кормления лебедей, коих в Люцернском озере превеликое множество.

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3052.jpg

  Интересна легенда возникновения города. Однажды жители деревушки на берегу озера увидели в небе ангела с фонарем в руках. Люди пошли за ним, а он показывал им дорогу. На одном месте ангел остановился и указал место, где надо было построить церковь. Позже возле церквушки образовалась деревня, которая называлась "Люциария", что обозначает "светящаяся". Нетрудно догадаться, что со временем эта деревня и стала одним из самых известных городов Швейцарии.

  Перед вокзалом можно увидеть сооружение, несколько напоминающее триумфальную арку. Это фасад прежнего вокзала, который сгорел уже в наше время, в конце 20-го века. Новый вокзал был построен так, что старый портал как бы предваряет его:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6260438.JPG

  Люцерн можно назвать очень фотогеничным городом - куда ни направь объектив, получается прекрасный вид. Пожалуй, это самый живописный город Швейцарии из тех, где мы побывали. Причём начинать восторгаться можно практически сразу же, как только вы вышли из вокзала: только пройдите метров 100 по направлению к реке - и вот:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6260439.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6260462.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3053.jpg

  На последней фотографии можно увидеть 2 основных символа Люцерна: мост Каппельбрюке (Kappelbrucke) и восьмигранную башню Вассертурм (водяная), сооружённую в 1300 г. ещё до возведения моста. Каппельбрюке был построен в 1365 г. и является старейшим деревянным мостом в Европе. А по своей известности и растиражированности его можно поставить в один ряд с такими популярными и любимыми европейскими  мостами, как Карлов в Праге и Риальто в Венеции.

  На фронтоне моста по всей его длине (204 метра) размещаются 111 треугольных картин, рассказывающих о наиболее важных моментах истории Швейцарии.

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6260445.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3058.jpg

  В 1993 г. Каппельбрюке сильно пострадал в результате пожара, погибло 78 картин. После реставрации мост вновь приобрёл свой традиционный вид, часть картин были восстановлены, а некоторые оставили обугленными и почерневшими в память о том происшествии и, возможно, в назидание потомкам. Башня Вассертурм в пожаре не пострадала и сохранилась до наших дней в первозданном виде.

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3059.jpg

  Чуть дальше вниз по течению реки находится Jesuitenkirche - церковь иезуитов 17 века:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3065.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6260450.JPG

  Она считается первой церковью в стиле барокко в Швейцарии. Интерьер церкви богато украшен с преобладанием розовых и кремовых тонов, что напомнило нам аббатство в Айнзиделне:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3071.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3073.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3074.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6260459.JPG

  А это дома недалеко от церкви:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6260504.JPG

  Перейдя через реку по Каппельбрюке (вот фото с моста):

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6260451.JPG

мы оказались в центре старого, так называемого "Большого" города. Справедливости ради надо сказать, что со стороны он выглядит намного эффектнее:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3067.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3102.jpg

В самом же старом центре запомнились только несколько домов с причудиво раскрашенными фасадами:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3061.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6260448.JPG

фонтан:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3060.jpg

и старая ратуша с высокой башней, разумеется, с часами (а как же иначе, это же Швейцария!):

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3062.jpg

  В то время нам предстояло ненадолго прервать прогулку по Люцерну, поскольку на 10 часов в наших планах стоял небольшой (2-часовой) круиз по Люцернскому озеру (которое также называется Фирвальдштетским - озером Четырёх Кантонов). Вообще местная пароходная компания (http://www.lakelucerne.ch) предлагает очень большой выбор подобных прогулок - длительностью от 1 до 6 часов, благо размер озера позволяет уплыть очень далеко. Самые живописные места с видом на ледниковые вершины можно увидеть на дальних маршрутах, но стольким временем мы не располагали, поэтому остановились на поездке до местечка Кюсснахт (Kussnacht) и обратно.

  Причалы, с которых отправляются кораблики, находятся на реке буквально напротив вокзала (в зависимости от номера пристани нужно взять немного правее). Для владельцев Swiss pass такие прогулки бесплатные.

За 2 минуты до отплытия, стоим на причале напротив церкви Hofkirche:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3076.jpg

  Тронулись. Город остаётся за кормой:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3100.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3094.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3080.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3079.jpg

"Посмотрите налево, посмотрите направо":

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6260469.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3078.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3081.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3082.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3084.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3085.jpg

  Такой особнячок слева по борту здесь совсем не смотрится как что-то инородное:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6260475.JPG

  Через 50 минут прибываем в Кюсснахт. Город просто открывается навстречу озеру:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3086.jpg

  На переднем плане фото (чуть слева) - семейство велопутешественников. Папа на большом велосипеде, сынишка на маленьком (в кадр вошло только переднее колесо) и совсем козявочка на прицепе к папиному велику. Все в шлемах, всё по-взрослому. Кстати, шлемы на велосипедистах встречаются там сплошь и рядом.

  Спустя 3 минуты покидаем Кюсснахт:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3087.jpg

  И снова - вода, горы, небо, редкие облака (ну как было не прикладываться периодически к бутылочке вина из Aarau, предусмотрительно оставленному на сегодня!  ;-) ):

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3088.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3089.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3091.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3092.jpg

  На подходе к Люцерну водный трафик начинает приближаться к московскому наземному:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3093.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3095.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3097.jpg

Причаливаем:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3098.jpg

  Ага, вот где, оказывается, логово местных уток:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3099.jpg

и лежбище толстошеих лебедей:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6260486.JPG

  И вот мы опять на земле. И снова идём по набережной в сторону исторического центра. Гуляния уже в самом разгаре:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3101.jpg

А мы проходим мимо Каппельбрюке, не удержавшись, чтобы не заснять его и другой стороны:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3068.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3103.jpg

  С трудом проталкиваясь через блошиный рынок и толпы гуляющих, направляемся к ещё одному старинному деревянному мосту -   Шпроербрюкке (Spreuerbrucke - Мельничный или Мякинный мост):

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3105.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3109.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3114.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6260491.JPG

Он чуть моложе Каппельбрюке и покороче, но в целом оба моста очень схожи. Под крышей Шпроербрюкке также можно увидеть серию картин. Здесь они имеют единый аллегорический сюжет - "Пляска смерти", напоминающий о бренности и мимолётности человеческого бытия:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3111.jpg

  В реке рядом с Шпроербрюкке выстроена целая система управления, состоящая из отводных каналов и подобия шлюзов. В частности, уровень воды регулируется вот таким приспособлением из множества вертикально поставленных досочек (водные потоки зависят от соотношения поднятых и опущенных досок):

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6260493.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3116.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3113.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3106.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3115.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3108.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3107.jpg

  Перейдя мост, мы остановились в уличном кафе на берегу реки. В его меню мы наконец-то нашли то, что давно искали и что у нас было вторым после фондю пунктом гастрономической программы - ракле. А заодно попробовали ещё одно швейцарское блюдо - рошти (или рёшти). В отличие от фондю, оба блюда очень понравились.

http://foto.awd.ru/data/media/85/_IMG_3119.jpg

  Ракле (на фото оно на переднем плане) - это нечто вроде омлета из сыра, сыр сначала плавится, но потом застывает. Ракле традиционно подаётся с варёной картошкой, солёными огурчиками и специальным луком. Рошти тоже делается на основе картофеля, куда добавляются какие-либо жиры, в нашем случае это была грудинка и что-то там ещё, а сверху всё выложено небольшой глазуньей.  О пользе этих блюд пусть каждый сложит своё личное мнение, но они оба были ооочень вкусными !  :cool:

  После вкусного и сытного обеда мы направились к городской стене Музеггмауэр, сооруженной около 1400 года, участок которой (длиной 870 метров) с восемью башнями сохранился до нашего времени. Стена начинается прямо от реки и сразу резко уходит вверх:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3110.jpg

  Несколько башен открыты для входа и подъема на них. Мы поднялись на самую первую и самую высокую (52 метра). Эта башня была возведена еще до строительства стены (предположительно около 1291 года) в качестве караульной. С неё открываются виды на город:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3121.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3124.jpg

и на соседние башни:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3122.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3126.jpg

  На самой вершине башни установлен рыцарь со штандартом:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3125.jpg

  Со следующей башни можно подняться на саму стену и немного пройтись по ней, однако именно этот участок сейчас реставрируется и мы прикинули, что в таких условиях сие мероприятие не стоит затрат сил и времени. Тем более, что более красивых видов, чем с той башни, на которую мы поднимались, уже ожидать не приходилось. Поэтому мы просто прошлись вдоль стены и по по пути встретили пасущихся лам:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6260511.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3128.jpg

  От того места, где дорога отходит от стены, совсем рукой подать до самой известной скульптуры Люцерна - "Умирающий лев". Не сказать, что мы так уж стремились её увидеть, но раз уж оказались рядом, то для порядка подошли к ней:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3130.jpg

  И уж совсем для порядка (ещё сказалось то, что по Swiss pass вход бесплатный) зашли в находящийся напротив Льва Ледяной сад Gletschergarten. Это природный музей, где можно увидеть естественно сохранившиеся следы существования ледника в этих местах 20 000 лет назад. Сам музей мы обошли почти бегом (возможно, специалисты и знатоки найдут тут свой интерес), а вот уже на выходе обнаружили аттракцион, от которого чуть позже пришли в восторг  :cool:. Он называется "Игровой лабиринт Альгамбра" и представляет собой реальный лабиринт с зеркальными стенами, стилизованный под арабский восток с мотивами из Альгамбры (в частности, вот почти настоящий фонтан из Львиного дворика):

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3132.jpg

  Лабиринт устроен не по-детски, без дураков. Зеркала поставлены так, что абсолютно непонятно, что находится впереди или сбоку - стена или проход. Двигаться приходится с вытянутой вперёд рукой, чтоб не вписаться носом в очередное зеркало. Причём углы, под которыми расположены зеркала, рассчитаны так, что в каждом месте вы видите кучу самих себя и других, но где именно они расположены и как отличить реальных людей от их отражений, удаётся понять с большим трудом. Если вообще удаётся.

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6260515.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3133.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3136.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3137.jpg

  Мне как любителю Востока и арабской архитектуры это место пришлось особенно по сердцу. Причём в некоторых местах слегка слышится национальная музыка - не в стиле турецкой дискотеки, а настоящая арабская "музыка пустынь". Так что удовольствие, повторюсь, мы получили огромнейшее и были очень рады, что забрели сюда  :-P .

  От Ледяного сада мы уже направились к вокзалу. Вот ещё пара фото красивой Hofkirche, снятых по пути:

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6260529.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3142.jpg

  Городские мероприятия к этому времени достигли своего апогея: жизнь бурлила, бизнес продавцов уличной еды перевыполнял все мыслимые границы, на реке шло представление воднолыжников (бедные лебеди!), а по мосту пришлось буквально проталкиваться между толпами зрителей и просто вкушающих радости выходного дня и хорошей погоды. В общем, город наслаждался жизнью :whistle:  :jumping: .

  На этом программа швейцарского путешествия была практически выполнена, нам оставалось только одно: по приезду в Цюрих посмотреть на город с высоты собора Гроссмюнстер. Кстати, накануне вечером мы намеревались сделать это же в сумерках. Дело в том, что раз в месяц, в последнюю пятницу в 22 часа, там бесплатно проводятся экскурсии по собору с подъёмом на башню. Мы честно подошли к собору к назначенному времени, но уличный щит перед входом, аннонсирующий эту экскурсию, был перечёркнут объявлением на немецком языке. Как нам пояснили, оно гласило, что мероприятие отменяется  :(. Причина  так и осталась неизвестной, впрочем, значения это уже не имело.

  Ну а дневной обзор состоялся по плану. Цюрих с высоты собора смотрится действительно эффектно:

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3143.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3144.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3147.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3146.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3153.jpg

http://foto.awd.ru/data/media/85/P6260534.JPG

http://foto.awd.ru/data/media/85/IMG_3152.jpg

  И вот на этом наша поездка была уже окончательно завершена. Зайдя в отель за сумкой, мы в последний раз сели в комфортный швейцарский поезд и даже немного пожалели, что поездка в аэропорт длится всего около 10 минут. Расставаться со Швейцарией было жалко. Да, для меня это одноразовая страна, я вряд ли вернусь сюда, по крайней мере, специально. Но какое же тёплое и приятное последействие осталось от этого путешествия, несмотря на его скоротечность! После возвращения прошло уже почти 2 недели, но полученные впечатления ещё не отпускают, напоминая о красивой стране и прекрасной поездке, в которой удалось абсолютно всё. Правда, думаю, что в этом заслуга во многом принадлежит погоде. Окажись мы в Швейцарии неделю раньше - кто знает, как восприняли бы мы её в условиях пасмурного неба, дождя и холода... Впрочем, нам повезло - и это главное !  :flag:

0

7

А цветочки на Каппельбрюкке все те же... С прошлого года...

savl написал(а):

для меня это одноразовая страна

Охххх.......

0

8

savl написал(а):

Рошти тоже делается на основе картофеля, куда добавляются какие-либо жиры, в нашем случае это была грудинка и что-то там ещё, а сверху всё выложено небольшой глазуньей

Рёшти- многовариантное блюдо в основе которого картофель. Все остальные ингридиенты- согласно фантазии повара.Нам с глазуньей ни разу не попадалась, сверху был расплавленный сыр. Ох и вкусные эти рёшти.

0

9

savl написал(а):

самое швейцарское блюдо - фондю

А в Грюйере, кроме, собственно, ковшичка с сыром и хлеба, нам принесли, ой, дай Бог памяти, мисочку с маринованными огурчиками, мисочку с маринованными головками мелкого лука, чугунок сваренных в мундире мелких картофелин, тарелку вяленого мяса, какие-то нарезанные овощи...
Из-за стола мы вставали в состоянии "Щас спою..." И на десерт - меренги с мороженым - сил уже не осталось...

levinel написал(а):

Ох и вкусные эти рёшти.

Обязательно попробую!

0

10

levinel написал(а):

Юль, если думаешь вставлять или нет в маршрут- вставляй

ну да, пока все мнения в копилочку складываю... ;)

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Швейцария » Швейцария: полстраны за 3 дня