Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Остия-Антика


Остия-Антика

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Латинские авторы приписывали основание Остии четвертому римскому царю Анку Марцию, правившему в VII в. до Р.Х.. Тит Ливий писал: «Отобрав у вейян Месийский лес, римляне распространили свою власть до самого моря, и при устье Тибра был основан город Остия; вокруг него стали добывать соль».  Однако археологические изыскания не обнаружили следов каких-либо сооружений, построенных ранее IV в. до Р.Х., времени, когда римляне в результате победоносных войн распространили свою власть почти на весь Лациум и Южную Этрурию.
Город имел форму типичного военного лагеря, называемого «castrum». Прямоугольное пространство 194 на 126 метров располагалось параллельно берегу Тибра, и было окружено стеной, выстроенной из больших блоков фиденского туфа (Фидены – место на Тибре, севернее Рима).
Первые подлинно исторические известия о городе относятся к III в до Р.Х, когда значение Остии возросло в период завоевания римлянами южной Италии. Свидетельством усиления роли города служит тот факт, что, когда в Риме в 267 г до Р.Х. были выбраны четыре специальных квестора, ответственных за содержание флота, была организована специальная магистратура «Provincia Quaestoria Ostiensis”, а Остия стала постоянной резиденцией одного из этих квесторов.
Чуть ранее, в 279 г., в Остию прибыл карфагенский флот из 120 судов для заключения договора против Пирра, с которым в то время воевал Рим.
Во время Пунических войн Остия становится основной базой военного флота, жители города даже освобождаются от военной службы. В 211 г. до Р.Х. Публий Корнелий Сципион отплывает отсюда в Испанию во главе большого флота.
В течении II-I вв. город постепенно разрастается за пределы каструма.
В 87 г до Р.Х. , когда Рим был охвачен гражданской войной, Остия перешла под контроль сторонников Мария.  Спустя пять лет Сулла взял город штурмом и отдал его на разграбление солдатам. Вскоре после своей победы Сулла восстанавливает город и строит вокруг него новые стены, которые охватывают площадь уже в 69 га.
В 67 г. до Р.Х. Остия подверглась нападению сицилийских пиратов, которые разрушили порт и уничтожили флот, стоявший в гавани, и даже захватили в плен двух сенаторов. Цены на хлеб в Риме резко выросли, и народ потребовал чрезвычайных мер. Их исполнение было возложено на Помпея, который за пару месяцев очистил Средиземное море от пиратов.
В 63 г. Цицерон начинает строительство новых, более мощных стен, оно было завершено Клодием Пульхром в 58 г. до Р.Х. В этот же период город, до этого управлявшийся из Рима, получает собственные магистратуры.
В имперский период Остия приобретает значение крупного торгового порта. Из-за того, что устье реки постоянно заносилось  песком и илом, большие корабли не могли приставать к берегу, и товары необходимо было перегружать в лодки. К тому же, гавань не была защищена от штормов со стороны моря. Еще Цезарь задумывал построить искусственную гавань в Остии, но только Клавдий приступил к осуществлению этого плана. В 41-54 гг. был построен новый порт в 3 км к северу от города. Вырыт был огромный бассейн, Portus Augusti, защищенный со стороны моря двумя молами, и соединенный каналами с Тибром. Новое поселение получило название Портус. Траян еще больше расширил новый порт, вырыв по соседству с гаванью Клавдия, новый шестиугольный бассейн, получивший название Portus Traiani Felicis.

http://www.ostia-antica.org/map/plan1.gif

В эпоху Адрианов Остия достигла наивысшего расцвета. В то время в ней проживало около 50 тыс. человек.
Последняя значительная строительная активность в городе относится к периоду правления династии Северов. В последующую эпоху Остия начинает медленно угасать. После перемещения столицы Западной империи в Равенну, город теряет какое-либо значение. В 410 г. он был разграблен вестоготами, а в 455 г. – вандалами. Население начинает покидать город, в конце V в. перестает работать водопровод. В IX в. Остия была захвачена и разграблена сарацинами, после чего город был заброшен, и папа Григорий IV основывал новый город к востоку от старого, и называл его Григориополь. В период средневековья Остия служит, главным образом, каменоломней, где добывают мрамор, который затем пережигают в печах для получения извести. Речные наносы постепенно отодвигают береговую линию все дальше от городских стен: к 1450 г. она отступила уже почти на 2 км. Кардинал Джулио дела Ровере (будущий папа Юлий II) строит в конце XV в. мощную крепость на берегу Тибра для защиты от вторжений с моря. Однако в 1557 г. произошло сильное наводнение, в результате которого Тибр изменил течение, русло реки спрямилось, и излучина, вдоль которой была построена древняя Остия, исчезла. Крепость, от которой отступила река, потеряла свое оборонительное значение.

Первые, спорадические раскопки в Остии начались в конце XVIII в. Папа Пий VII организовал систематические археологические работы в 1805 г., которые были продолжены Пием IX в 1855 г.  Свое продолжение  археологические изыскания получили затем в 1870 и в 1909 гг. В период 1938 – 1942 гг. Муссолини инициировал обширные раскопки, желая представить их результаты на Всемирной выставке, которая должна была проходить в Риме.  После войны работы были продолжены, и ведутся по настоящее время, чему я сам был свидетелем.
Доехать до Остии очень просто: на метро до станции «Пирамида», там, по выходе из вагона, перейти на соседний перрон, сесть в любой поезд, посмотрев на табло, какой из них отправляется раньше. Примерно через полчаса, выйдя на станции «Остия-Антика», перейти через мостик, миновав один перекресток, на следующем повернуть налево. По правую сторону можно увидеть замок Юлия II. К раскопкам – налево.
Как уже было указано выше, Остия была построена по образцу типичного римского военного лагеря, называемого castrum. Каструм являл собой прямоугольное в плане пространство, разделенное на четыре части двумя главными улицами: с севера на юг пролегает улица называемая Cardo, с востока на запад тянется Decumanus. На их пересечении расположен Форум. Все остальные улицы параллельны двум главным. С разрастанием города главные улицы слегка отклонились от первоначальных направлений: западнее Форума Декуманус сворачивает на юго-запад, в месте поворота от него отходит Виа делла Фоче, а Кардо к югу от Форума отклоняется в сторону юго-востока.

http://ostia.free.fr/images/plans/carte_ville.jpg

Вход в раскопки находится у восточной окраины города, где располагался некрополь. Так что, осмотр города начинается с кладбища. По соображениям гигиены римляне располагали некрополь вне городских стен. Это одно из трех остийских кладбищ. Большинство колумбариев датируются I в.
Гробница Джемелли, названная так за симметричность ее пространства (gemelli – близнецы. ит.)

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/04/14/55/5553d573f2690ca154206dfecf5b3238.jpg

Здесь нужно иметь в виду, что большинство объектов в Остии имеют названия новейшего происхождения, в соответствии с какими-то их особенностями или атрибутами. Как их называли римляне, и называли ли каким-нибудь специальным образом, покрыто мраком веков.

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/04/21/76/76173d877fc43cd793e87dc7544a3d92.jpg

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/04/21/39/392c5afad2f3564239c510be1230445a.jpg

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/04/21/64/640273b3c4f82efd0591a36744c92ead.jpg

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/04/21/47/47c84064fd9d226a319c48424af4d789.jpg

На последней картинке хорошо видно, что Гробницы декорировались сочетанием красного кирпича и пемзового камня.

Надо сказать, что остийский некрополь куда менее роскошен, нежели помпейский. От сравнения Остии и Помпей, разумеется, никуда не уйти. Остия в годы своего расцвета превосходила Помпеи, в эпоху Адрианов в ней обитало 50 тыс. человек; относительно Помпей, исследователи сходятся на средней цифре в 20 тыс. Остию, наверно, можно определить как город-функцию: порт, главной задачей которого было принять товары, доставляемые морем, и переправить их далее, в Рим. Морские ворота Рима, короче. Помпеи были одним из центров богатого сельскохозяйственного района. Это и определяет различия двух городов. В Помпеях основным типом жилого здания является Domus – традиционный жилой дом, пространство которого формируется вокруг внутреннего двора. В Остии преобладает тип многоэтажного здания, именуемый Insula, состоящий из квартир, сдаваемых внаем. Наверно, исходя из этого, можно сделать вывод, что в Помпеях городское пространство формировалось богатой земельной аристократией. В Остии, судя по всему, преобладал разночинный элемент, обеспечивавший функционирование многочисленных торговых компаний и государственных учреждений, надзирающих за их деятельностью и обеспечивающих работу портовых служб.  Вообще, Помпеи кажутся городом более богатым и полноценным: там есть амфитеатр, коего нет в Остии, помпейский театр больше остийского – 5 тыс. против 3 тыс. Живопись и мозаики в Остии выполнены с меньшим мастерством, нежели в Помпеях.
Что касается сохранности, то Помпеи, будучи, по сути дела, законсервированными, сохранились гораздо лучше.

0

2

Впрочем, в путь. Сразу хочу сказать, что обзор будет далеко не полон и фрагментарен, ибо за несколько часов невозможно объять все.
Прямо за некрополем находились городские ворота, Порта Романа, от которых ныне почти ничего не сохранилось.
Остатки мраморной облицовки времен Домициана:

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/04/23/f0/f004d334b118b6699fe599397a708f5c.jpg

Надпись сообщающая о том, что по повелению сената и народа римского возведены стены в Остии: «Senatus Populusque coloniae Ostiensium muros dedit”.

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/04/23/31/3110d0cb8877faf59ba5039876517963.jpg

Прямо за городскими воротами расположена площадь, называемая Пьяццале дела Витториа, из-за находящейся на ней статуи крылатой богини Виктории. Статуя датируется концом I в., и возможно, в числе еще нескольких, ей подобных, украшала городские ворота.

http://ib1.keep4u.ru/b/2011/04/23/60/60d1348e8b7be002882fd72da0d69510.jpg

Далее начинается Декуманус. Сразу же, по правую сторону находятся остатки торговых помещений еше республиканских времен. От самих зданий остались лишь основания стен, зато хорошо сохранились мозаичные полы.

http://s1.uploads.ru/i/KsZOU.jpg

http://s1.uploads.ru/i/Ofdyi.jpg

За магазинами находятся термы.
Всего я насчитал десять терм, обозначенных на карте. Наверно, были еще и небольшие, общественные и частные. В Риме, в эпоху Траяна, насчитывалось 11 больших терм и почти тысяча общественных бань (balnea). Термы были изобретены в I в. до Р.Х. В местах вулканической активности, возле Везувия, люди давно использовали горячие термальные воды в лечебных целях. Некий римлянин Гай Сергий Ората решил устроить подземные топки для нагрева воды и пускать образовавшееся тепло под полом и внутри стен. Сердцевиной терм была связка терпидарий (теплое помещение) – кальдарий (горячая парная) – фригидарий (холодное помещение). В таком порядке было принято проходить всю процедуру. В принципе, наиболее близким подобием римских терм является турецкая баня.
Об открытии бань возвещал колокол. Час открытия изменялся в зависимости от времени года и каприза императора. Адриан, к примеру, указал, чтобы никто не являлся в термы раньше 8 часов утра и после захода солнца. Что касается оплаты, то источники, которые мне попались, разнятся. В одном утверждается, что входной платы не было, приходилось платить лишь за услуги; другой называет плату за вход в четверть асса (полтора асса стоила буханка хлеба и кувшин простого вина). Термы были доступны всем без исключения, от императора до раба. Женщины тоже посещали бани, но обыкновенно купались в отдельных помещениях. Впрочем, это правило не всегда соблюдалось, что приводило к всевозможным скандалам и неприличным сценам. Дабы прекратить безобразия, Траян построил специальные термы для женщин. Адриан запретил смешение полов. После, подобные запреты повторялись не раз, что свидетельствует о том, что они постоянно нарушались. Последнее из известных нам распоряжений на этот счет – указ Гелиогабала, который разрешил женщинам входить в мужские бани везде и во всякий час.
В термах не только мылись. Они были еще и спортзалом, библиотекой и, просто, местом встреч и бесед. Римлянин, вообще, мало времени проводил дома. С утра он совершал визиты, затем проводил свое время или на форуме, или гулял в портиках, или присутствовал на всевозможных зрелищах и мероприятиях, вечером шел на какую-нибудь пьянку. Его можно понять: помимо того, что в римском обществе индивид в отрыве от общины ничего не значил, римское жилище не кажется излишне комфортным, особенно у представителей низших классов. Ну а зимой сам бог велел идти в термы, где было тепло.

Термы, о которых уже упоминалось, называют термами Cisarii, то есть Колесничих, или Извозчиков: пол фригидария покрыт мозаикой, изображающей четырехколесные конные повозки (cisia – лат.) Эти термы были построены в правление Адриана.

http://s1.uploads.ru/i/6GbH4.jpg

http://s1.uploads.ru/i/QVYU3.jpg

http://s1.uploads.ru/i/gpESa.jpg

http://s1.uploads.ru/i/Z3y4I.jpg

Декуманус был вдоль всей улицы застроен портиками, остатки коих лучше сохранились по правую сторону.

http://s1.uploads.ru/i/JmDNW.jpg

Портики Нептуна, тоже были построены при Адриане.

http://s1.uploads.ru/i/VCkHU.jpg

В портиках располагались торговые лавки.

http://s1.uploads.ru/i/qcKfN.jpg

Колодец на Декуманусе.

http://s1.uploads.ru/i/HpURC.jpg

Отредактировано штихмус (2012-07-01 00:40:48)

0

3

Прямо за ними скрываются Термы Нептуна.  Эти довольно большие бани, площадью 67 на 67 метров. То, что дошло до нас, было построено во II в. на месте терм I в. до Р.Х.. Император Адриан выделил на строительство 2 млн. сестерциев. Строительство было закончено уже при Антонине Пие.
В одном из помещений сохранился мозаичный пол, на котором изображен Нептун, правящий колесницей.

http://s1.uploads.ru/i/JgdCm.jpg

http://s1.uploads.ru/i/EWBaF.jpg

Нептуна окружают разные морские гады и прочие водные персонажи.

http://s1.uploads.ru/i/hlJ0B.jpg

http://s1.uploads.ru/i/Qu36A.jpg

http://s1.uploads.ru/i/tczfM.jpg

Свернем с Декумануса на тихую улицу.

http://s1.uploads.ru/i/c5LU1.jpg

Если пройти по ней, миновав термы Нептуна, то прямо за ними находится Казарма деи Виджили, то есть, попросту, казарма пожарной команды.

Пожарные (вигилы) несли не только пожарную, но и караульную службу. В республиканскую эпоху охраной порядка заведовали три магистрата, называемые triumviri nocturni, так как их основной обязанностью являлось наблюдение за порядком в ночное время. Под их началом находился отряд общественных рабов, снабженных орудиями для тушения пожаров, которые группами по 20-30 человек размещались около городских ворот. В 6 г. до Р.Х. Август после пожара, опустошившего Рим, образовал регулярный корпус вигилов. Семь когорт общей численностью 7 тыс. человек были расквартированы по окраинам города, таким образом, чтобы каждая когорта могла охранять два городских квартала. Когорта делилась на семь отрядов, каждый из которых возглавлял центурион. Когортой командовал трибун, а главное командование осуществлял префект, избиравшийся из всадников. Префект обязан был в случае пожара проводить следствие. Виновный в случайном пожаре подвергался наказанию палками, умышленный поджигатель предавался смерти. Префект имел право осматривать дома для проверки исправности печей, а также за тем, чтобы количество воды, доставляемое в дом, соответствовало его размерам. На него также была возложена обязанность следить за порядком в термах. Обязанности вигила были чрезвычайно тягостны – не велика радость ходить по ночам дозором, да еще пожары тушить - зато императоры предоставляли им всевозможные привилегии. Покровителями вигилов почитались Вулкан – бог огня, и Стата Матер – богиня защищающая от огня.
В Остии насчитывалось 700 вигилов, подчиненных римской префектуре.

Казарма в Остии была построена во времена Домициана, и затем перестраивалась при Адриане и Траяне. В центре здания находился окруженный портиками двор (20 на 40 м), вокруг которого располагались жилые помещения.

http://s1.uploads.ru/i/B3U64.jpg

http://s1.uploads.ru/i/soRmc.jpg

http://s1.uploads.ru/i/mrHNG.jpg

http://s1.uploads.ru/i/FSgQ4.jpg

http://s1.uploads.ru/i/Ymxhy.jpg

В западной части двора находилось святилище, в котором справлялся культ императоров – Августеум.

http://s1.uploads.ru/i/8Da34.jpg

В нем можно увидеть несколько императорских алтарей. Этот алтарь посвящен Септимию Северу.

http://s1.uploads.ru/i/yxbGo.jpg

А этот – его жене, Юлии Домне.

http://s1.uploads.ru/i/Qigv5.jpg

Выйдя из казармы через этот проход…

http://s1.uploads.ru/i/dWUSQ.jpg

Мы оказываемся на Виа дела Фонтана.

http://s1.uploads.ru/i/DQPua.jpg

http://s1.uploads.ru/i/rit2w.jpg

А вот и фонтан, служивший общественным источником воды.

http://s1.uploads.ru/i/ygjeH.jpg

Для интересующихся – схема его устройства.

http://s1.uploads.ru/i/kSVno.jpg

Отредактировано штихмус (2012-07-03 22:14:00)

0

4

Вернемся на Декуманус. И сразу же выходим к театру.

http://s1.uploads.ru/i/BqRyQ.jpg

http://s1.uploads.ru/i/Zxiul.jpg

Театр был построен Агриппой (правой рукой Августа) в конце I века до Р.Х. и вмещал 3 тыс. человек. В конце второго века он был расширен до 4 тыс. чел.
Большая надпись на стене театра сообщает, что работы были проведена Септимием Севером и Каракаллой.

http://s1.uploads.ru/i/K3JjV.jpg

Правда, работы начались еще при Коммоде. При нем Остия носила название «Colonia felix Commodiana». В одном из античных текстов приводятся слова Септимия Севера, который в числе позорных деяний Коммода приводит факт, когда тот заставил старика-консула бороться в остийском театре с проституткой, переодетой леопардом.
Рядом с театром застыли в гримасах театральные маски.

http://s1.uploads.ru/i/s1Xir.jpg

http://s1.uploads.ru/t/SYRl2.jpg

http://s1.uploads.ru/t/ocXhJ.jpg

http://s1.uploads.ru/t/y6AiI.jpg

Театр и поныне используется порой как концертная площадка. Sonic Youth, Mogwai, Патти Смит, Морриси, Jethro Tull, Горан Брегович – неплоный список тех, кто здесь выступал.

С северной стороны к театру примыкает Пьяццале деле Корпрационе (Площадь Гильдий). Площадь с трех сторон окружали портики, в которых были расположены конторы остийских торговых компаний. Ныне от портиков остались только мозаичные полы.

http://s1.uploads.ru/i/JpntX.jpg

В этом помещении располагалась контора, торговавшая льном и канатами.

http://s1.uploads.ru/t/mlkQa.jpg

В центре площади на высоком цоколе размещался храм. Какому богу он был посвящен – неизвестно.

http://s1.uploads.ru/i/TKqLj.jpg

В юго-западном углу Площади Гильдий располагался небольшое святилище размером 4,5 м на 3,5 м. От него сохранился алтарь, посвященный, согласно одному источнику – Марсу, согласно другому – Сильвану, италийскому лесному божеству. Алтарь Близнецов называется так по сохранившемуся на нем рельефу, на котором изображены Ромул и Рем, вскармливаемые волчицей. Оригинал ныне находится в Римском национальном музее, на месте – гипсовая копия.

http://s1.uploads.ru/i/QNm7z.jpg

http://s1.uploads.ru/i/G0iQb.jpg

Отправимся дальше. Мы уже почти достигли форума. Чуть не доходя, можно осмотреть термополий, довольно хорошо сохранившийся. Термополий это, попросту, харчевня. Впрочем, thermopolium это греческое слово, которое ныне употребляют в исторической литературе, в Риме не использовалось, заведения общепита назывались popinae. Попины были разного рода.  Обычное меню попины самого низкого пошиба, куда ходили подонки римского общества – рабы, матросы, палачи, воры - составляли: вареный горох, который подавали холодным; cicer – другой вид гороха, вареный или жареный; бобы, капуста, другие овощи – все это обильно приправленное уксусом; ячменная каша, вареная баранья голова, свинина, сосиски, которые римляне очень любили – все это приготовленное с массой чеснока, лука и других острых приправ. Ели эти кушанья  с грубым ячменным или ржаным хлебом, который назывался плебейским. Стоил обед два асса.
Существовали более респектабельные попины, с более разнообразным меню, в которых питалось тоже простонародье, но несколько высшего разбора. В них продавали горячие напитки, кипяченое вино, сладкое вино, мед.
Существовали также vinariae, немного напоминающие нынешние итальянские бары. В них пили вино, наскоро закусывая самой простой пищей. Все это производилось стоя и на скорую руку.

http://s1.uploads.ru/i/h5cDl.jpg

http://s1.uploads.ru/i/S40sl.jpg

http://s1.uploads.ru/i/n5wRE.jpg

http://s1.uploads.ru/i/1H5K6.jpg

Ну вот и мы и достигли форума.
Сразу бросается в глаза храм на высоком цоколе, расположенный на северной стороне площади. Размер храма 35 м на 15 м. Это, как предполагается, Капитолий – храм, посвященной капитолийской триаде главных богов Рима: Юпитеру, Юноне и Минерве. Во многих городах империи, по примеру столицы, возводили свой Капитолий. Возможно, высокий цоколь должен был символизировать римский холм. Храм был построен в правление Адриана.

http://s1.uploads.ru/i/8NdD3.jpg

http://s1.uploads.ru/i/XQjSv.jpg

Со Ступеней Капитолий открывается вид на Форум.

http://s1.uploads.ru/i/rpLX9.jpg

На Форуме трудились археологи. Занятие, я вам скажу, для очень и очень терпеливых людей.

http://s1.uploads.ru/i/JWNgw.jpg

Это археологический раскоп.

http://s1.uploads.ru/i/n2ske.jpg

Рядом с Капитолием, с юго-западной стороны стоит здание Курии, где заседал городской совет в количестве ста человек.

http://s1.uploads.ru/i/YoCM3.jpg

На южной стороне Форума находился Храм Ромы и Августа, построенный Тиберием.

http://s1.uploads.ru/i/2Jzau.jpg

Статуя богини Ромы, которая считалась олицетворением Рима.

http://s1.uploads.ru/i/fjoBN.jpg

Капитель колонны.

http://s1.uploads.ru/i/Nt517.jpg

Интерьер одного из зданий рядом с Форумом.

http://s1.uploads.ru/i/g4Ptf.jpg

Отредактировано штихмус (2012-07-03 22:49:34)

0

5

С юго-восточной стороны к Форуму примыкают самые большие в Остии термы. Их общая площадь составляет 3200 кв. м. Помимо традиционных для всех бань помещений, эти термы включали в себя: восьмиугольный зал с южной стороны, который служил для принятия солнечных ванн; и зал овальной формы, который был чем-то вроде сауны.

http://s1.uploads.ru/i/ZTQdN.jpg

http://s1.uploads.ru/i/0Pdl7.jpg

http://s1.uploads.ru/i/DTlAB.jpg

Это латрина, общественный туалет. Для нас, конечно, необычно то, что одно очко от другого отделяет столь малое расстояние. Никакой приватности. Наверно, у римлян были об этом другие представления. К тому же, латрины как и любые общественные сооружения, кроме прямых надобностей, служили еще и местом общения: римляне любили, сидя в таких сортирах, попукивая, вести долгие разговоры об умном и не очень. Вертикальная прорезь под очком служила для того, чтобы было можно подтираться: подтирались губкой, насаженной на палку, которую и совали в прорезь. Губка смачивалась проточной водой, которая текла по желобу, тому, который расположен по периметру в центре помещения. Отходы жизнедеятельности смывались тоже проточной водой.

http://s1.uploads.ru/i/ZxVpd.jpg

Отправимся дальше на юг, вдоль Кардо, в сторону Порта Лаурентина.

http://s1.uploads.ru/i/c4j2m.jpg

По пути нам попадется очень важное для городского жизнеобеспечения здание. Можно назвать его хлебозаводом. Мельница и пекарня в одном флаконе.

http://s1.uploads.ru/i/nLWUd.jpg

Образцы мельниц. Принцип работы ясен: сверху засыпают зерно, верхнюю часть вращают, мука осыпается вниз.

http://s1.uploads.ru/i/Xop8R.jpg

http://s1.uploads.ru/i/eBJ2O.jpg

http://s1.uploads.ru/i/WOjsL.jpg

В этих каменных бадьях замешивали тесто.

http://s1.uploads.ru/i/06dvY.jpg

Возле южных ворот располагался культовый комплекс – Площадь «Магна Матер», как называли богиню Кибелу. Треугольная по форме площадь, одной стороной примыкала к городской стене. На ней располагались храмы Кибелы, Аттиса и Беллоны.

http://s1.uploads.ru/i/uKsGc.jpg

Тут самое время немного поговорить о роли религии в жизни римлян. Римскую религию характеризует исключительная роль обрядности – многие историки считают, что религиозная жизнь римлян лишь к ней и сводилась. Еще одной особенностью  являлось огромное количество богов, на все случаи жизни: Partula – присутствует при первых родовых болях; Diespiter – дарует ребенку свет, Vitumnus – жизнь, Sentinus – чувства; Cinina – охраняет колыбель; Rumina – приучает его сосать грудь; Ossipaga – укрепляет его кости; Carna – мускулы; Fabulinus – учит словам и т.д.
Особые божества отвечали за брак. К примеру, Afferenda – отвечала за приданое; Domidicus – приводил новобрачную в супружеский дом; Domitius – помогал ей решится в этот дом войти.
Viriplaca – богиня, которй молились в дни супружеских размолвок, Fessona – богиня утомленных людей, Arculus – бог шкатулок.
Когда человек умирал Caeculus лишал света его глаза, а Viduus отделял душу от тела.
Множество богов отвечали за всевозможные природные явления. Seia Semonia питала посеянное в земле зерно, а Segetia – после того. Как оно пускало росток; Nodutus заведовал ростом стебля, Patelana помогала ему развернуться…Spiniensis уничтожал колючки и репейник.
Coltatina – богиня холмов, Vallonia – долин. Jana охраняла порог, Arquis – бог сводов, Forculus – дверей, Cardea – дверного крюка…
Всем этим богам поклонялись, приносили жертвы. И все это по строго определенному ритуалу. К этому нужно добавить суеверность, римляне свято верили во всевозможные приметы, знамения и придавали важное значение гаданиям. Ни к одному серьезному делу не приступали, чтобы не обратиться к гарпустикам, гадающим по внутренностям животных, или авгурам, которые гадали по полету птиц.
Можно сказать, что римская религия заботилась, в основном, о внешней стороне, и мало обращала внимание на душевное состояние верующего. Нет ничего удивительного в том, что Рим оказался столь восприимчив к восточным культам, которые были способны удовлетворить глубокие потребности души. Они обещали своим последователям за их веру благополучие в этом мире и спасение в мире ином и были откровенно мистичны, чего не хватало формалистической римской религии. В числе восточных богов, обосновавшихся в Риме, были и Кибела с Аттисом.
Культ Кибелы вел свое происхождение из Фригии. Мать всех богов и всего сущего на свете, возрождающая умершую природу и дарующая плодородие. Культ Кибелы был введен в Риме во время войны с Ганнибалом, когда могущество традиционных божеств показалось недостаточным, и полезным показался контакт с оргиастическими силами – культ Кибелы носил откровенно такой характер: жрецы евнухи впадали в экстаз во время своих священных танцев, наносили себе раны кнутом и кинжалом, проливая кровь.
С культом Кибелы был тесно связано почитание Аттиса, божества так же пришедшего из Фригии. Согласно римским представлениям, Аттис произошел от бога неба и матери земли, пройдя целый ряд превращений - гермафродита и миндального дерева, от которого его родила наконец дочь ручья. Он был возлюбленным Кибелы, которая, приревновав к нимфе, наслала на Аттиса безумие, и тот, оскопив себя, умер.
Беллона была богиней сабинского происхождения, и считалась богиней войны, матерью (иногда, сестрой) Марса, а также, богиней подземного царства. Однако, уже в I в. до Р.Х. культ Беллоны сливается с культом капподокийской богини Ма, и становится откровенно оргиастическим и жестоким. В связи с чем, римским гражданам запрещалось в нем участвовать.
И вот такой островок восточных культов существовал на южной окраине Остии. От храмов Кибелы и Беллоны мало что осталось. Зато неплохо сохранилось святилище Аттиса. Оно расположено на юго-западной стороне площади, размером 10 на 11, без крыши. Построено в III в. Вход обрамляют две статуи, изображающие бога Пана. В апсиде святилища находится статуя Аттиса (оригинал в Ватиканском музее), изображающая бога лежащим, после оскопления. В правой руке он держит плоды граната. Голову украшают бронзовые лучи солнца, а также, фригийский колпак – неотъемлемый атрибут этого божества, от колпака ныне осталась только часть. Аттис опирается на голову, которая, вероятно, олицетворяет реку Галлос, где, как считалось, он умер.

http://s1.uploads.ru/i/Otbg3.jpg

http://s1.uploads.ru/i/TJPN0.jpg

http://s1.uploads.ru/i/QBNRk.jpg

http://s1.uploads.ru/i/ovMjn.jpg

http://s1.uploads.ru/i/ykjSD.jpg

Отредактировано штихмус (2012-07-04 19:43:00)

0

6

В южной части города в сохранилось несколько образцов частного жилища, домусов. Главной частью домуса являлся внутренний двор, атриум, вокруг которого располагались помещения. Основной чертой такого дома была закрытость, он весь обращен внутрь, являя наружу сплошную закрытую стену без окон.
Домус дела Фортуна Аннонария. Назван так по статуе, которую считают изображением богини, помогающей получить хороший урожай.

http://s1.uploads.ru/t/ult0s.jpg

http://s1.uploads.ru/i/o9NYq.jpg

http://s1.uploads.ru/i/457VR.jpg

В атриуме можно увидеть нишу со статуей Дианы.

http://s1.uploads.ru/t/cPtHU.jpg

Отличительной чертой здания являются полуарки, опирающиеся на колонны квадратного сечения. Предполагается, что эти элементы, позднее особо характерные для византийской архитектуры, появились в результате перестройки дома в IV в.

http://s1.uploads.ru/t/zR8Er.jpg

В одном из помещений сохранились напольные мозаики.

http://s1.uploads.ru/i/cukih.jpg

http://s1.uploads.ru/i/adky1.jpg

http://s1.uploads.ru/i/Xd9FC.jpg

http://s1.uploads.ru/i/1VCdG.jpg

Под лестницей, которая вела на второй этаж, можно увидеть небольшое помещение, знакомое каждому, у кого есть домик в деревне. За две тысячи лет в устройстве ничего не изменилось.

http://s1.uploads.ru/t/XSGr5.jpg

Улица Инвидиозо, то есть – Ревнивца. Называется она так, потому что в одном из домов на ней найдена мозаика, содержащая надпись «Inbidiosos”

http://s1.uploads.ru/i/XWUrb.jpg

Домус дель Протиро. Protiro по-итальянски – крытое крыльцо. Дом назван так из-за входа, представляющего собой фронтон, поддерживаемый колоннами.

http://s1.uploads.ru/i/FKNnE.jpg

http://s1.uploads.ru/i/8W3jn.jpg

http://s1.uploads.ru/i/KvFxi.jpg

http://s1.uploads.ru/i/9PgO6.jpg

Обнаружилось некое подземелье, назначение которого я не понял. Там довольно тесно, двигаться можно только согнувшись.

http://s1.uploads.ru/i/BcDoL.jpg

http://s1.uploads.ru/i/m27NV.jpg

Возможно это имело отношение к дренажной системе. Вот и канализационный люк рядом.

http://s1.uploads.ru/i/fzLEA.jpg

Отредактировано штихмус (2012-07-04 20:09:21)

0

7

Остия, как показалось, гораздо меньше притягивает нашего брата, туриста – никаких толп, как в Помпеях – южная часть города кажется особенно пустынной, редкий любопытствующий забредает сюда.

http://s1.uploads.ru/i/jHINQ.jpg

Трудно представить, что когда-то здесь шумел большой город. Жизнь давно покинула эти места. Остались тишина, ветер да горькие травы. Лишь ящерка порой проскользнет меж камней.

http://s1.uploads.ru/i/Dqsef.jpg

Ну а теперь отправимся на север.
Со ступеней форума можно увидеть инсулу, которую именуют Домом Юпитера и Ганимеда.

http://s1.uploads.ru/i/Z7S2B.jpg

Традиционный домус со временем претерпевал изменения: Хозяева стали пристраивать к основному зданию дополнительные помещения, которые сдавали внаем. Около 100 г. до Р.Х. предприимчивые люди стали скупать землю для строительства на ней жилых зданий, которые затем сдавались в аренду. Инсула уже не сосредоточена вокруг внутреннего двора, она развернута в сторону улицы, в инсуле уже нет характерного для традиционного дома атриума. Количество этажей, которое в домусе не превышало двух, начинает расти. Так в Риме, где-то между Пантеоном и колонной Марка Аврелия был построен дом называемый «Инсула Феликлес», который достигал десяти этажей, и считался самым высоким домом в городе. Власти постоянно пытались ограничить высоту зданий. Август постановил, что жилые дома не должны превышать 21 метр, Траян еще больше ужесточил регламент – не выше 18 метров. Инсулы можно также сравнить с доходными домами, характерными для XIX века. Первый этаж занимали торговые лавки, называемые tabernae. Торговцы жили в маленьких квартирах при своих лавках, квартиры эти часто представляли собой просто антресоли над магазином. Существовал «бельэтаж», который был разделен на квартиры, состоящие из многих комнат. Такие апартаменты, которые римляне называли cenacula, были доступны только очень богатым людям. Чем выше, тем проще становится жилище, тем беднее жильцы. Застройщики из жадности, как и в наше время, всячески экономили на строительстве, верхние этажи зачастую представляли собой просто деревянный каркас и стены чуть ли не из самана. Все это вело к тому, что дома часто обваливались и легко горели. Нерон после знаменитого пожара издал ряд разумных распоряжений: запретил использование дерева в стенах, повелел строить дома на некотором расстоянии друг от друга, расширил улицы. Но не стоит сомневаться в том, что потребность в жилье и жажда наживы легко преодолевали все запреты и ограничения. Инсулы приносили огромные барыши. Так Цицерон имел на аренде жилья 80 тыс. сестерциев в год. Дельцы, занимающие строительством, обычно не занимались сдачей жилья внаем. Построив дом, они целиком сдавали его в аренду главному арендатору, который занимался сбором платы с жильцов. Те, в свою очередь, часто сдавали отдельные комнаты. Получалась спекулятивная цепочка из посредников, диктовавшая высокие цены на жилье. Все очень хорошо знакомо. В Риме в период правления Септимия Севера насчитывалось 46602 инсулы.

Инсулы в Остии немного отличались от римских. Главным образом, меньшим количеством этажей, не более трех-четырех.
В доме Юпитера и Ганимеда вероятно жили довольно состоятельные граждане, учитывая стоимость земли возле Форума, а, стало быть и величину арендной платы.
Вход в дом. Лестница довольно крута, ступени высокие. Наверно, непросто было по ним карабкаться на верхние этажи. А каково было рабам таскать воду каждый день?

http://s1.uploads.ru/i/MODwW.jpg

Вместе еще с несколькими домами эта инсула образует квартал с внутренним двором. Во дворе было устроено небольшое святилище со статуей Юпитера.

http://s1.uploads.ru/i/BRjnU.jpg

Там же, во дворе, можно увидеть часть большой мозаики.

http://s1.uploads.ru/i/oOyra.jpg

http://s1.uploads.ru/i/7ypNe.jpg

http://s1.uploads.ru/i/lZwRJ.jpg

http://s1.uploads.ru/i/drfbI.jpg

http://s1.uploads.ru/i/SQz54.jpg

Рядом пролегает Виа Диана.

http://s1.uploads.ru/i/V6DXg.jpg

Название ей дал вот этот дом. Дом Дианы. Это довольно необычная для Остии инсула. Необычность в том, что  поверх ряда торговых помещений, занимающих нижний этаж, находится полуэтаж, мезонин. Мезонин венчает карниз, служивший опорой для балкона, опоясывавшего все здание. Предполагается, что инсула была выстой в четыре этажа. Имеется центральный двор с фонтаном. Наличие двора дает повод историкам спорить, к какому типу относить здание – домусу или инсуле.

http://s1.uploads.ru/i/7HpbI.jpg

На стенах домов можно встретить ниши, в которые помещались статуй богов, тех которых считали своими покровителями.

http://s1.uploads.ru/i/bcegl.jpg

Портовый город, разумеется, не мог обойтись без складских помещений. Один из таких складов Horrea Epagathiana неподалеку от Форума, к северо-западу от него. Это единственное здание в городе, о котором можно с уверенностью сказать, кому оно принадлежало: надпись на мраморной плите гласила «Horrea Epagathiana et Epahroditiana». Склад находился в собственности двух греков-вольноотпущенников, которых звали Эпагафий и Эпафродитий. Одноэтажное здание имело внутренний двор, вокруг которого располагались складские помещения.

http://s1.uploads.ru/i/8dMH2.jpg

Еще одно складское здание, построенное в эпоху Траяна.

http://s1.uploads.ru/i/yvH7W.jpg

Отредактировано штихмус (2012-07-04 20:31:13)

0

8

Домус Ауриги. Он тоже имел окруженный аркадами внутренний двор. Можно предположить, что наличие во многих многоэтажных домах внутренних дворов может свидетельствовать, что плотность застройки в Остии была не так велика как в Риме.

http://s1.uploads.ru/i/JTz0Z.jpg

http://s1.uploads.ru/i/eCv5E.jpg

http://s1.uploads.ru/i/U38XT.jpg

http://s1.uploads.ru/i/VcADi.jpg

http://s1.uploads.ru/i/GQ6ur.jpg

На стенах сохранились образцы живописи, которую можно охарактеризовать как наивную.

http://s1.uploads.ru/i/qH0vs.jpg

Кое-где сохранились остатки штукатурки со следами краски.

http://s1.uploads.ru/i/usP3c.jpg

К дому Ауриги примыкает святилище, именуемое трехнефным. Какому богу в нем покланялись, можно только гадать. Возможно, это был митреум. Митра – еше один восточный бог, пришедший в Рим из Ирана. Впрочем, среди ученых нет единого мнения, заимствовали римляне у иранцев культ Митры, или только имя, а римский митраизм был новой, особой религией. Митра был солнечным богом, приносящим победу, он был очень популярен у солдат. Благодаря тому, что митраизм провозглашал равенство среди посвященных и обещал блаженство за гробом, он был широко распространен среди социальных низов. Это был мужской бог, женщин в митреумы не допускали. Митра обычно изображался убивающим быка: когда бык умирает, извергнув семя (причем фаллос быка отгрызается скорпионом), из его мозга произрастает зерно, дающее хлеб, а из крови — виноградная лоза.

http://s1.uploads.ru/i/4mAME.jpg

Дом Амура и Психеи – один из самых изящных в Остии. В доме был небольшой сад с нимфеем. Нимфей – святилище посвященное нимфам, представляющее собой архитектурно обработанный источник или фонтан.

http://s1.uploads.ru/i/l9oNG.jpg

Это сами Амур и Психея, давшие название дому.

http://s1.uploads.ru/i/o14t9.jpg

Сохранилась мраморная облицовка стен.

http://s1.uploads.ru/i/bBJnq.jpg

http://s1.uploads.ru/i/Iye2K.jpg

Мозаичный пол.

http://s1.uploads.ru/i/uCiOs.jpg

Такой вот красиво оформленный вход вел в кальдарий терм, называемых Bagnino Buticosus.

http://s1.uploads.ru/i/UhfoM.jpg

В одном из помещений была обнаружена мозаика, изображающего человека с ведром, возможно, банщика. Сам я прошел мимо, ее не заметив. Поэтому даю фото, найденное в интернете.

http://www.ostia-antica.org/regio1/14/14-8_1.jpg

Вертикальные элементы на фото – это остатки керамических труб, которыми был опоясан весь кальдарий, и по которым подавался горячий воздух.

http://s1.uploads.ru/i/Ctw4A.jpg

От храма Геркулеса остался только цоколь. Лишь одна статуя возвышается над ним. Надпись свидетельствует, что это изображение Картилия Попиколы, о котором еще поговорим, когда доберемся до его гробницы. Предполагается, что храм был построен его отцом.

http://s1.uploads.ru/i/ISK2b.jpg

http://s1.uploads.ru/i/mocQR.jpg

На северной окраине города нынче располагается музей. К нему ведет вот эта улица.

http://s1.uploads.ru/i/SG3Mw.jpg

Экспозиция довольно интересная, но снимать запрещено. Да еще строго предупреждают на входе – ни-ни! Отчего – непонятно. В римских музеях снимай сколько хочешь, но почему-то, чем меньше и провинциальнее музей, тем строже правила. Впрочем, вокруг музея тоже кое-что выставлено.

http://s1.uploads.ru/i/Y5pJo.jpg

http://s1.uploads.ru/i/dSXDQ.jpg

http://s1.uploads.ru/i/zLWNE.jpg

http://s1.uploads.ru/i/GtW3f.jpg

http://s1.uploads.ru/i/VxLh6.jpg

Отредактировано штихмус (2012-07-05 19:31:45)

0

9

Впрочем, вернемся к Декуманусу по этой улице. Надо же нам дойти до Порта Марина, до ворот, которые когда-то выходили к морю.

http://s1.uploads.ru/i/37rKs.jpg

К тому времени я, по правде говоря, уже изрядно запарился. И потому ряд весьма существенных вещей были упущены из виду. Так что, эта часть будет носить совсем поверхностный характер.

Неподалеку от Форума находится Taberne dei Pescivendoli. Перевести это можно, наверно, как Таверна Рыботорговца, или, просто, как Рыбный магазин. По наличию бассейна и остатков печей можно предположить, что здесь продавали рыбу вареную или жареную. Постройка датируется III веком.

http://s1.uploads.ru/i/Amniu.jpg

Чуть далее, на другой стороне улицы, находятся остатки христианской базилики, построенной в V в. Предполагается, что она носила имя Святых Петра и Павла.

http://s1.uploads.ru/i/h64mZ.jpg

http://s1.uploads.ru/i/plqEZ.jpg

Портик Фонтана с лампой был построен в эпоху Адриана. Название ему дали остатки мраморного фонтана, в центре которого небольшая колонна, имитирующая масляную лампу.

http://s1.uploads.ru/t/ZltJ2.jpg

Дом с нимфеем. В IV в, когда население города начало сокращаться, кто-то выкупил заброшенную инсулу и перестроил ее для своих нужд.

http://s1.uploads.ru/i/6OGxK.jpg

http://s1.uploads.ru/i/7IqdC.jpg

Неподалеку от того места, где когда-то находились Морские ворота, можно увидеть гробницу Картилия Попиколы, который уже упоминался в связи с его статуей в храме Геркулеса. Надпись сообщает нам, что сей Попикола жил в эпоху Августа и был лицом весьма важным: три раза он избирался цензором, и восемь раз был дуумвиром. Дуумвирами называли двух лиц, которым государство поручало исполнение какого-либо важного поручения.

http://s1.uploads.ru/i/ZAwUR.jpg

http://s1.uploads.ru/i/MvShL.jpg

http://s1.uploads.ru/i/a7FoA.jpg

http://s1.uploads.ru/i/83i2r.jpg

На этом мой поход был закончен. Возле Порта Марина я обнаружил инжирное дерево, полакомился свежими смоквами, после чего отправился в обратный путь.
На обратном пути, ежели останутся силы, можно сходить к замку Юлия II. Но у меня силы иссякли, поэтому я ограничился фотографированием издали.

http://s1.uploads.ru/i/NOrSU.jpg

http://s1.uploads.ru/i/gDOz8.jpg

http://s1.uploads.ru/i/1Te3r.jpg

http://s1.uploads.ru/i/0GAmo.jpg

Отредактировано штихмус (2012-07-05 19:49:27)

0

10

Замечательно интересный насыщенный рассказ. За один раз не одолеть.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Остия-Антика