Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Ломбардия: города и озера. Для тех, у кого есть сердце и рубашка)


Ломбардия: города и озера. Для тех, у кого есть сердце и рубашка)

Сообщений 1 страница 10 из 75

1

В этой части моего повествования о последнем итальянском вояже будет все, что касается Ломбардской части, а именно впечатления от Милана, Бергамо, Мантуи, озер Комо, Маджоре и Гарда.

1. Очень коротко о Милане.

К труду Алины совместно с Леной ГМ о Милане очень сложно что-то добавить.  До его прочтения мне казалось, что Милан может оказаться для меня чем-то совершенно непостижимым, непроходимым и чуждым, но так не произошло. Несмотря на то, что я провела там всего каких-то 5-6 часов и город «замкнулся» для меня в несколько объектов, благодаря знанию о том, что Милан – это нечто большее, чем Дуомо-галерея-Ла Скала, во мне родилось восприятие его как чего-то большого и целостного, открывающегося постепенно.  Полюбить его за такое короткое время, а тем более с первого взгляда невозможно, вероятно это город, понимание и ощущение которого приходит пропорционально  пройденным километрам улиц, количеству посещенных исторических уголков и проведенному в нем времени. Но основное, что я для себя уяснила – Милан  меня не отталкивает, не давит, не возмущает, и главное – не оставляет абсолютно равнодушной. Его можно пытаться понимать, открывать, чувствовать и даже где-то восхищаться. Сюда следует возвращаться.   

Опыт путешествующих этого форума уже не раз доказывал следующую истину - если вы посещаете Милан набегом (и даже если основательно), самым главным местом, куда стоит непременно попасть – это крыша Дуомо. Крыша - это то, что поможет немного раскрасить ваши впечатления от Милана, придать им яркость и форму. Попасть туда можно двумя путями – пешком и на лифте за 8 евро. Я выбираю последнее и сразу же попадаю в невероятный каменный лес из 135 шпилей, огромного количества статуй и десятков  кружевных аркбутанов. Час времени пролетает незаметно.

http://s40.radikal.ru/i088/1009/88/7244bf5bdb73.jpg

http://s61.radikal.ru/i172/1009/9d/05cb751a1db3.jpg

http://s60.radikal.ru/i168/1009/f6/bc1b27aec75a.jpg

http://s39.radikal.ru/i083/1009/90/053f2c48f526.jpg

http://i077.radikal.ru/1009/f5/4d72c3927b26.jpg

http://s60.radikal.ru/i170/1009/f8/2134d03c223c.jpg

http://s57.radikal.ru/i158/1009/4f/9284d7953e91.jpg

http://s003.radikal.ru/i202/1009/bb/e4ccbe5c64b3.jpg

http://s47.radikal.ru/i115/1009/30/b8f6a5472774.jpg

http://s44.radikal.ru/i103/1009/e5/67405d2a64cf.jpg

http://s48.radikal.ru/i121/1009/d6/48eff4ca8474.jpg

Внутри собор производит гнетущее впечатление – огромные темные массивные колонны словно давят сверху. Ну и ободранный святой Бартоломео – просто ужас. И только спуск в крипту базилики Санта-Текла и взгляд на хоры Джемале сглаживает впечатление.

Настало время оглянуться вокруг на площади, на внешний фасад Дуомо. Ну что же, он прекрасен и со стороны, особенно когда только что спустился сверху)

http://s006.radikal.ru/i215/1010/12/28115f94afab.jpg

Перед Дуомо памятник Виктору Эммануилу II.

http://s41.radikal.ru/i094/1010/1b/1730f8aa2770.jpg

Королевский дворец я как-то сразу и не приметила)  На мой взгляд, главная его архитектурная функция сейчас, также как и двух других дворцов – Северного и Южного – не высовываться выделяться, но при этом создавать законченный органичный ансамбль площади.

Вот что никак нельзя не заметить, это галерею Виктора Эммануила II с 48-метровым стеклянным куполом, построенную в честь объединения Италии. В центре – гербы главных городов Италии, в том числе герб с бедным туринским бычком)

http://s49.radikal.ru/i124/1010/ef/474f7271cf0a.jpg

http://s59.radikal.ru/i163/1010/8c/c09e2a2b41f0.jpg

http://s46.radikal.ru/i114/1010/33/cb5aa8f68257.jpg

Впечатление от галереи мне прилично подпортило присутствие в самом ее центре  женщины, которая ходить могла только на четырех конечностях и при этом яростно бросалась ко всем, прося милостыню. Потому я поспешила выскочить наружу, на piazza della Scala.

Ну что вам сказать о театре la Scala? Очень хочется верить, что внутреннее содержание с лихвой окупает более чем бледный внешний вид.

http://s06.radikal.ru/i179/1010/11/fac04c298fb3.jpg

Памятник Леонардо в крайней задумчивости.

http://s45.radikal.ru/i109/1010/c4/41a991b7e03d.jpg

По несложному переплетению улиц, параллельных и перпендикулярных центральной via Dante  добираюсь до замка Сфорцеско, бывшей резиденции герцогов Милана, построенной в 14веке по приказу герцога Галеаццо II Висконти. К созданию и оформлению замка  в разное время имели отношение Ф.Брунеллески, Джованни да Милано, Филарете, Г.де Кремона,Д.Броманте и Леонардо да Винчи.  Замок ни раз перестраивали и достраивали и какое-то время даже был под угрозой полного сноса, но все же пережил плохие времена и по сей день остается на месте. Сейчас в его стенах находится несколько музеев.

http://i076.radikal.ru/1010/4a/7bbc8efd0943.jpg

http://s006.radikal.ru/i213/1010/4b/f9381038b736.jpg

Перед входом внутрь замка красуется фонтан, прозванный «свадебным тортиком» из-за своей формы и из-за того, что является местом паломничества многих миланских молодоженов.

http://s46.radikal.ru/i111/1010/b0/fe7a9d512069.jpg

Над центральным входом высится башня Филарете, названная так по имени архитектора, спроектировавшего её.   

http://s004.radikal.ru/i206/1010/34/e7e9f8ae2791.jpg

За замком манит своим покоем и уже пожелтевшими листьями парк Семпионе, но я прохожу мимо и направляюсь в сторону вокзала Кадорна. 

Пока шла до Сан-Амброджо, рассматривала местную застройку, которая на мой взгляд оказалась очень достойной, если принимать во внимание размеры и деловой характер города. Что особенно понравилось – обилие зелени – на окнах, на балконах, на крыше, везде, где только можно.

http://s02.radikal.ru/i175/1010/98/756c4c3d7f1c.jpg

http://s53.radikal.ru/i141/1010/f6/2328e36576f6.jpg

http://s56.radikal.ru/i152/1010/46/6f8cb54bb4b4.jpg

На подходе к Сан-Амброджо внимание привлек вот этот интересный домик. Лена ГМ, кажется, тоже его выделяла.

http://s004.radikal.ru/i206/1010/10/73f4c613af8c.jpg

Общее впечатление о городе формирует множество деталей и мелочей. На мое общее впечатление от Милана помимо всего прочего повлияла умиротворяющая тишина Сан-Амброджио, сохраняющаяся внутри несмотря на присутствие небольшого количества туристов.

Святой Амброджо (Амвросий) родился в IV веке в Риме. Существует несколько изложений и трактовок становления его епископом. Одна из них, более правдоподобная, изложена Леной ГМ в рассказе Алины о Милане. Существует и другая, более чудесная и чудная. Согласно ей становиться епископом Амбвросий  не собирался и вообще никакого отношения к религии не имел, занимая должность консульского префекта провинций Лигурия и Эмилия. Однажды он пришел в храм во время выборов нового епископа  для наведения порядка (в то время процветало арианство и велись яростные споры между христианами и арианцами), как вдруг какой-то голос прозвучал: "Амвросий - епископ." Народ и сам император Валентин увидели в этом божий знак. Амвросий, будучи еще оглашенным (не крещеным) поначалу испугался, стал  отнекиваться и пытался даже бежать из Милана, дабы не принимать сан, но его поймали и уговорили. За восемь дней Амвросий был крещен и прошел все церковные степени как полагалось, после чего был посвящен в епископы. После посвящения он раздал все свое имущество бедным. Уже будучи  епископом, стал изучать священное писание и вникать в религиозные тонкости.
Святой Амвросий  боролся против арианской ереси, которой покровительствовала императрица Юстина. В память победы над арианством он составил гимн "Тебе Бога хвалим," который до сих пор поется на благодарственных богослужениях. По его настоянию вычеркнуто было из императорского титула языческое звание верховного священника (Pоntifеx mаximus), жрецы и идольские капища были лишены казенного содержания, был погашен так называемый священный огонь весталок и вынесена из сената статуя Победы.
Однажды Святой Амвросий решился не допустить в храм императора Феодосия, после кровавого избиения возмутившихся против него фессалоникийцев. Амвросий сказал императору: "Человек, проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира." Император возразил: "И Давид согрешил, но не лишился милости Божией." На что Амвросий ответил: "Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в раскаянии," и наложил на него епитимью для примирения с Богом и церковью.
В 387-ом году под влиянием его проповедей уверовал и принял крещение блаженный Августин.
Последние годы жизни Амвросий провел в постоянной молитве, спокойно и радостно ожидая своей кончины, которая наступила в 397-ом году. После смерти и канонизации и по сей день он считается покровителем Милана. Его мощи  покоятся в базилике Сан-Амброджо.
Романская базилика была построена в Милане в 4 веке и была освящена самим Святым Амвросием.  То, что мы видим сегодня – это результат перестройки в 9-10вв. Тогда же построили четырехколонный портик и возвели две колокольни – «Монахи» и «Канонники».

http://s41.radikal.ru/i091/1010/a0/7f04829c8275.jpg

http://s41.radikal.ru/i094/1010/09/615d501c5c97.jpg

http://s55.radikal.ru/i147/1010/25/8c3664cce03a.jpg

http://s41.radikal.ru/i091/1010/6f/a1372134c0ae.jpg

Внутри мое внимание привлекает  колонна со змеем. Надпись на табличке рядом гласит, что это медный змей Моисея, находящийся на этом месте вероятно еще с IV века.  Однако данная колонна относится к византийскому периоду – X веку.

http://s46.radikal.ru/i114/1010/23/3f1ac0500955.jpg

«От горы Ор отправились они (народ Израильский) путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути,
И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.
И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых.
И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе.
И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив.
И сделал Моисей медного змея, и выставил его на знамя, и, когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив».
(Числа. Глава 21, стихи 4-9).

http://s56.radikal.ru/i151/1010/48/3a43162021de.jpg

Любопытно, что медный змей или Нехуштан  согласно исламским толкованиям изображал имя Аллаха. Может быть поэтому позднее прямо напротив колонны со змеем была установлена колонна с крестом, сопоставляя  змея с этим христианским символом.

Еще одна древность– это основание одной из 26 колонн древней базилики IV века. Оно было обнаружено в XIX веке при проведении реставрационных работ. 

http://s40.radikal.ru/i087/1010/0f/bc660a28d573.jpg

На входе в капеллу к алтарю Santissimo Sacramento предупреждающая табличка – «туристам внутрь не входить». Как человек почти законопослушный входить не вхожу, но издалека фотографирую)

http://s53.radikal.ru/i141/1010/bf/b71c0702e0b1.jpg

Центральный алтарь находится под балдахином за которым  в абсиде византийская мозайка.

http://s54.radikal.ru/i143/1010/35/e1e72260e574.jpg

http://s49.radikal.ru/i125/1010/b1/cc1d7e73882a.jpg

http://s57.radikal.ru/i157/1010/55/dfa855e27464.jpg

http://s44.radikal.ru/i104/1010/6d/10678de8fba6.jpg

http://s005.radikal.ru/i212/1010/ee/90bf66e5b769.jpg

Покинув базилику Сан-Амброджо, спешу к церкви Санта Мария делле Грацие смотреть «Тайную вечерю». 

Продолжение следует.

0

2

Tatiana21 написал(а):

Ну и ободранный святой Бартоломео – просто ужас. И только спуск в крипту базилики Санта-Текла и взгляд на хоры Джемале сглаживает впечатление.

Насколько похожие у нас с тобой впечатления!  Да и насчет других объектов  – тоже :).  И ты удивительно много успела за 6 часов в Милане! Жду рассказа о «Тайной вечере» :).

0

3

И я тоже :) Жду про "Тайную Вечерю". Не мой город Милан- но зато с миланцами мне везло.

0

4

С церковью Санта Мария делле Грация вышел просчет. Билеты на осмотр «Тайной вечери» были на 13.00, а с 12.00 до 15.00 в самой церкви сиеста. Не предусмотрев этого, я в церковь не попала, хотя вполне могла, когда шла недалеко в Сан-Амброджо. Ну да ладно.

2. Тайны «Тайной вечери».

Когда же настал вечер. Он возлег с двенадцатью учениками и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли. Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. И когда они сели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
(Мф. 26:20-29)

«Тайная вечеря» - одно из самых загадочных творений величайшего творца всех времен – Леонардо да Винчи. В отличие от «доступной» и оттого бесконечно одолеваемой толпами туристов Моны Лизы, доступ к этому произведению – это практический священный ритуал, четко ограниченный по времени и в пространстве, требующий хорошей теоретической подготовки и концентрации внимания и зрения. У простого обывателя, проникнувшего в святыню по заранее забронированному билету, есть ровно 15 минут, чтобы понять, оценить и запомнить увиденное. Там, внутри, кажется, что эти 15 минут длятся невероятно долго, ты подходишь близко, смотришь-смотришь, отходишь дальше, снова смотришь, пытаешься на пол минуты отвести взгляд, но не в силах терять драгоценное время снова смотришь и смотришь., то приближаясь, то удаляясь.. Твои глаза то бешено бегают по всей фреске, то останавливаются на какой-то одной детали, замерев. И ты уже вроде бы все оглядел на десять раз, но при этом чувство, будто не видел ничего, словно смотришь на иероглифы и запоминаешь их написание, но при этом смысла их понять не можешь. А когда эти 15 минут заканчиваются и звучит сигнал на выход, ты понимаешь, как эти 15 минут были ничтожно коротки и пытаешься до самого выхода, до самого того момента, как за тобой закроется стеклянная дверь, цепляться за фреску взглядом, словно можешь унести с собой.

http://s41.radikal.ru/i091/1010/db/6d540975b8c8.jpg

Фреска «Тайная вечеря», в прямом переводе «Последний ужин» была заказана Леонардо да Винчи герцогом Людовико Сфорца (Моро) и его женой Беатриче д'Эсте. Нужно было расписать трапезную недавно построенного монастыря Санта Мария делле Грация. Какой сюжет лучше всего сгодится для трапезной? Конечно последняя трапеза Христа с учениками. Чтобы каждый раз надкусив свой кусок хлеба и пригубив вина монахи чувствовали свою сопричастность к сыну Божьему, чтобы ловили его взгляд   на себе, не забывая о смысле своего служения.

Леонардо приступил к работе в 1495 году. Однако совершил роковую ошибку, применив новую технику. Предварительно обработав стены трапезной гипсом, мастикой и смолой, на сухую поверхность художник начал наносить краски – темперу, изготовленную на основе  порошковых натуральных пигментов. То есть фреска «Тайная вечеря» - это как бы даже и не фреска вовсе,  это не роспись по сырой штукатурке, которую предполагает классическая техника написания фресок. Почему он выбрал именно эту технику? Видимо, ему нужно было время. По сырой штукатурке писать нужно быстро, пока она не высохла, по сухой же стене можно это делать сколько угодно долго, обдумывая и выводя каждую мелкую деталь.

http://s59.radikal.ru/i165/1010/5f/329606a3c28f.jpg

Леонардо никуда не спешил, потому что буквально жил своей работой, фреска складывалась ежедневно из маленьких кусочков его сознания как детская мозайка.  Иногда и в дождь, и в жару он бежал в монастырь, чтобы провести одну единственную черточку, бывало, что рисовал без остановки, бывало, что целыми днями просиживал рядом в глубокой задумчивости, не прикасаясь ни к кисти, ни к воде, ни к еде, а случалось даже, что  вообще не приходил в монастырь по нескольку дней. Настоятеля монастыря это сильно раздражало, он хотел ежедневной планомерной работы, хотел быстрее получить результат, потому даже жаловался герцогу Сфорца на медлительного художника. Но Сфорца поддерживал Леонардо понимая, что  рождение картины на  стенах и холстах это уже дело второе, сначала она должна родиться в голове мастера.

Важным моментом для Леонардо были поиски образов апостолов. Он часами мог бродить по улицам, вглядываясь в лица торговцев и бедных людей. Самым сложным было подобрать образы для Иуды и Христа. Они должны были быть особенными, кричащими, отличными от всех других, это должны были быть лица Добра и Зла.  Настоятель монастыря  торопил Леонардо, на что тот отвечал «что если он не найдет ничего лучшего для головы Иуды, а его будут торопить, то он воспользуется как моделью головой этого столь навязчивого и нескромного настоятеля») 

Но позировать настоятелю  не пришлось, вскоре Леонардо нашел то, что искал – жилистый напряженный профиль с шеей, похожей на ствол векового дерева – профиль предателя.

Эскиз Иуды из виндзорской   библиотеки.

http://s41.radikal.ru/i093/1010/22/01f3e44e47f3.jpg

Насчет прообразов Иисуса и Иуды существует одна любопытная легенда.

Однажды, когда Леонардо присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов. Прошло три года. “Тайная вечеря” была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. И вот после многодневных поисков художник увидел  валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.

Когда Леонардо окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:

- Я уже видел эту картину раньше!

- Когда? - недоуменно спросил Леонардо.

- Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.

http://s57.radikal.ru/i155/1010/47/37cd05a44865.jpg

Считается, что Леонардо довольно долго сомневался в том, изображать ли Иуду среди других учеников Христа. Дело в том, что в Евангелии от Иоанна говорится о том, что Иуда не присутствовал на тайной вечере, удалившись в самом начале трапезы. "Он (Иуда), приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем". Именно поэтому у многих других художников, например у Дюрера, при изображении этого библейского эпизода присутствует лишь 11 учеников. И даже если Иуда на тайной вечери изображался, его старались каким-либо образом отделить от остальных, обособить. В окончательном варианте Леонардо Иуда остался на фреске за столом, среди других учеников, и только резкий поворот головы предателя отводит его взгляд от зрителя.

http://s49.radikal.ru/i123/1010/12/242b6ef167b7.jpg

Помимо самой фрески были нарисованы  люнеты вокруг с изображением эмблем, гербов и символов Сфорца. Однако потом по какой-то причине их просто заштукатурили. Одна из версий – плохое состояние после «разрушительной чистки». По другой версии после падения Людовико Моро, пришедший к власти король Франции приказал уничтожить все упоминания о роде Сфорца. Живопись в люнетах была раскрыта только в 1854 году после очистки четырех слоев штукатурки.

Наконец в 1498 году фреска была закончена и предстала перед взором заказчика, и его свиты. Что же герцог Сфорца там увидел? То, что никто и никогда еще не рисовал. Сюжет естественно был знаком, ни один художник до Леонардо пытался выразить его при помощи кисти, но ТАК не выражал еще никто. Пространство фрески уходя в перспективу, сливалась с пространством трапезной и казалось, что Христос и апостолы смотрят именно на тебя, будто ты присутствуешь на Тайной вечере.

http://s60.radikal.ru/i168/1010/72/15bce51afffb.jpg

Для своей фрески да Винчи выбрал тот момент, когда Христос говорит своим ученикам: «Воистину говорю вам — один из вас предаст меня». Эти слова предваряют кульминацию чувств, высшую точку накала человеческих отношений, трагедию, когда каждый из апостолов пытается постичь смысл слов учителя.  Отшатнулся от учителя и печально поник Иоанн, отпрянул пораженный Иаков Старший. Их движения выдают то первое потрясение, когда человек еще не в состоянии разобраться в случившемся. Ближе к краям фрески это расходящееся движение замедляется, лица апостолов становятся все более сосредоточенными, их жесты — вопрошающими. Наконец, две кажущиеся особенно массивными и большими фигуры апостолов—Варфоломея (слева) и Фаддея (справа) — ритмически останавливают идущее от центра смятенное движение; в их лицах сосредоточенность осмысления случившегося перерастает в стремление высказать к нему свое отношение. Инстинкт сменяется мыслью, мысль рождает потребность действовать.
Апостол Варфоломей уже приподнялся со своего места, весь подавшись вперед. И движение в удесятеренном, уже порывистом ритме катится обратно к центру композиции, к Христу. Справа юный Филипп подался вперед, вопрошая учителя, не его ли тот подозревает, и в то же время прижимая руки к груди, как бы желая показать свою готовность отдать за него жизнь. «Если тебе грозит опасность, то вот я — пусть она обрушится на меня», — как будто говорит это исполненное чистой преданности движение. Слева виден неистово бросившийся к Христу Петр, думающий не о жертве, а о возмездии неведомому предателю.
Напряжение нарастает.
Но вокруг Христа — свободное пространство, особо заметное в этой фреске, где фигурам довольно тесно. За его спиной в просвете окна тихий, голубовато-зеленый пейзаж, сероватое, задернутое столь характерной для Ломбардии пасмурной дымкой небо, спокойная и чуть грустная гармония природы.

По мнению специалистов, в сюжете явственно просматривается намек на троицу – отца, сына и святого духа -  три окна за спиной Иисуса, все апостолы сгруппированы по трое. 

Что касается образов апостолов, то это тема, которую обсуждали, обсуждают и будут наверное еще долго обсуждать.  Среди изображенных слева направо Варфоломея, Иакова младшего, Андрея, Петра, Иуды, Иоанна, Фомы, Иакова старшего, Филиппа, Матфея, иуды Фаддея и Симона Зелота самой спорной и осуждаемой всегда была фигура юного Иоанна (шестой слева). В его лице просматриваются  явные женские черты. Но значит ли это что-либо? Леонардо, знавший все правила и каноны религиозной живописи, сам однако был человеком не очень религиозным, потому скрыто мог позволить себе любую вольность, в том числе и использование в качестве натуры женщины, что еще не говорит о том, что он хотел изобразить какой-то скрытый смысл или подтекст.   

http://i076.radikal.ru/1010/f3/fb9b8223ce07.jpg

Еще одним предметом споров является пресловутая рука, якобы не принадлежащая ни одному из апостолов. Но все же, если присмотреться, можно понять, что это правая рука Петра. О леонардовском Петре так писал Гёте: "Петр же тем временем обхватил левой рукой правое плечо прильнувшего к нему Иоанна и указывает на Христа. Он требует, чтобы любимый ученик спросил Учителя: кто предатель? Сжимая правой рукой рукоятку ножа, Петр нечаянно ударяет им Иуду в бок и тем оправдывает жест испуганного Иуды, который так резко подается вперед и опрокидывает солонку".

http://s005.radikal.ru/i210/1010/7e/5bb7e617e352.jpg

Уже через 3 года в монастыре случился потоп, стены намокли и начался процесс разрушения. А в 1517 году краска с фрески начала отслаиваться кусками. В то время в Милане случилась чума и монахам было не до сохранения шедевра. Между трапезной и кухней прорубили дверь, в результате Иисус и несколько апостолов лишились ног, а позднее над головой Христа был нарисован огромный герб, обезобразивший фреску. Дальше больше – для защиты перед фреской повесили занавеску, которая не пропускала проступающую влагу, а только карябала и все сильнее уничтожала верхний слой краски. Первая  реставрация случилась только в 1726 году. Ее осуществил Белотти, который подкрасил облупленные места масляной краской, а потом все залакировал. В 1770 году Джузеппе Мацца счистил все, что натворил Белотти и начал собственную реставрацию. Он переписал почти все лица апостолов, но вызвав негодование общественности, приостановил работу. Потом пришли французы, превратив трапезную в конюшню с навозными испарениями. Кроме того, французские и австрийские солдаты развлекались тем, что выцарапывали апостолам глаза и кидались в них кирпичами. Далее здесь была тюрьма. Дважды «Тайную вечерю» пытались снять со стены,  чтобы перенести в другое место, но, начав поднимать слои и осознав, что это не фреска, оставляли эту идею. Потому снятые слои вновь приклеивали на место.  Ну и наконец, финальный аккорд – вторая мировая война, когда во время бомбардировки трапезная была частично разрушена (слава богу, стена с фреской не пострадала). И после всего этого в 1977 году началась основная, последняя реставрация  под руководством Пинин Брамбилла Барсилон, продлившаяся  почти 22 года и закончившаяся 28.05.1999г.

Честно сказать, зная все предысторию, я  ожидала увидеть в трапезной нечто совершенно невнятное. Но нет, не все так плохо. Даже потрескавшаяся, облупленная, бледная фреска все же производит впечатление, эффект расширяющегося пространства, заполненного реальными живыми образами. Но можно ли сказать, что это оригинальное творение Леонардо?  Искусствоведы и реставраторы внимательно исследовали эскизы, сделанные рукой да Винчи и хранящиеся поныне в Виндзорской библиотеке (некоторые из них). Безусловно, различия, вызванные неграмотными реставрациями видны.  И вернуть все к начальному состоянию не так-то просто. А стоит ли?

http://s003.radikal.ru/i204/1010/b8/a6449ab6881b.jpg

http://s51.radikal.ru/i133/1010/42/cab48924e498.jpg

http://s57.radikal.ru/i156/1010/08/749baa47aee9.jpg

Напротив «Тайной вечери» на стене красуется еще одна фреска работы Донато Монторфано «Распятье», которая должна была стать логическим продолжением вечери. Но этого не случилось, хотя фреска сама по себе интересна и заслуживает внимания.

http://s59.radikal.ru/i165/1010/79/c3e1cfad86c1.jpg

Все фото, использованные в этом посте не мои и взяты на просторах Интернета, потому что фотографировать в трапезной строго запрещено. Хотя некоторым можно)  Это фото, кстати, вызвало отрицательный резонанс общественности в Италии. Нельзя фотографироваться на фоне святыни и портить её своим присутствием)

http://s49.radikal.ru/i123/1010/86/da9e61b8a64c.jpg

0

5

Tatiana21 написал(а):

Тайны «Тайной вечери»

Какая интереснейшая история! Татьяна, спасибо, прочитала с огромным удовольствием! ;)

0

6

Татьяна, замечательный рассказ! Спасибо :).

Tatiana21 написал(а):

но вызвав негодование общественности, приостановил работу.

А почему общественность вознегодовала?

Tatiana21 написал(а):

Это фото, кстати, вызвало отрицательный резонанс общественности в Италии. Нельзя фотографироваться на фоне святыни и портить её своим присутствием

Интересно, кто был инициатором?

0

7

AlinaT написал(а):

А почему общественность вознегодовала?

Потому что, как я поняла, он не просто восстанавливал лица апостолов, а переписывал их, немного меняя.

AlinaT написал(а):

Интересно, кто был инициатором?

Инициатором фотографии или инициатором возмущения? Сфотографироваться предложил Медведев, а Берлускони и директор музея отказать ему никак не могли) Инициатор возмущения была  оппозиционная партия. Мол, власть имущим можно то, что нельзя другим людям, в том числе нарушать строгие законы музея по защите произведений искусства от разрушения.

0

8

Tatiana21 написал(а):

Сфотографироваться предложил Медведев, а Берлускони и директор музея отказать ему никак не могли

Понятно.  :'(

0

9

Tatiana21 написал(а):

Сфотографироваться предложил Медведев

Чтобы потом в кругу товарищей похвататься - смотрите где я был?  Ничто человеческое и им не чуждо :crazyfun:

Отредактировано FLORENS (2010-10-07 13:35:43)

0

10

Татьяна, безумно интересно про фреску! Спасибо! :flag:

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Ломбардия: города и озера. Для тех, у кого есть сердце и рубашка)