Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Ближний Восток, Турция и Африка » В двух словах об иудаизме.


В двух словах об иудаизме.

Сообщений 21 страница 30 из 74

21

levinel написал(а):

Когда составлялась Галаха не было иных евреев, кроме религиозных. Если зашла речь о законе о возвращении, то снова вернемся к противоречиям. По Галахе еврей, принявший другую религию не потерян для иудаизма и остается евреем, а по закону о возвращении- на гражданство теряет право.По Галахе- еврейство передается по материнской линии, а по закону- до определенного поколения- по отцовской...Да по Галахе , мужчина ценен для еврейства, если его мать была еврейкой, но стоит ему жениться на нееврейке, его дети становяться неевреями, хотя и имеют право на репатриацию.

Лена, еще раз говорю не спорьте. И еще раз повторюсь. В Законе о возвращении написано что право на репатриацию имеют евреи и члены их семей, а так же их дети и внуки с семьями, а так же вдовец или вдова не состоящие в повторном браке. Далее идет формулировка того, кто с точки зрения закона является евреем, и эта формулировка идентична галахической..

0

22

Dotsik написал(а):

еще раз говорю не спорьте.

Стоп!  Пожалуйста, одергивания в духе "не спорьте" в отдельную тему-свою, личную, поскольку  было написано

levinel написал(а):

Только прошу принять во внимание, что тема не дискуссионная,

тем более, проработав несколько лет в Сохнуте, я прекрасно знаю, что написано в законе о Возвращении и на чем базируется оговоренное в нем право на возращение только до поколения внуков евреЯ (включительно).

0

23

vicont-m написал(а):

Это понятно... право на гражданство - более широкий вопрос, чем принадлежность евреям...
Любопытно вот что: получается что более важно не принадлежность нации, а принадлежность вере... Значит для понимания этого народа скорее надо изучать не историю народа, а историю его религии...

не хотел вмешиваться в тему, так как тема интересная и, скорее, информативная.
Есть один аспект, существовал классический иудаизм, который несколько отличался от современного (полигамия, принадлежность к народу по отцу и др.). Достаточно сложный вопрос с караимами - кто они? Не евреи по крови, но иудаисты (не уверен, что правильный термин)
Насчёт принятия в израильское гражданство достаточно большого числа людей, которых может даже не приняли бы в общину, достаточно прост - кто-то должен воевать и работать. Здесь уже не до религиозных сантиментов, государство должно выжить.

Отредактировано DM (2010-07-20 10:51:41)

0

24

DM написал(а):

Достаточно сложный вопрос с караимами - кто они? Не евреи по крови, но иудаисты (не уверен, что правильный термин)

А есть еще и крымчаки и субботники...

DM написал(а):

Насчёт принятия в израильское гражданство достаточно большого числа людей, которых может даже не приняли бы в общину, достаточно прост - кто-то должен воевать и работать. Здесь уже не до религиозных сантиментов, государство должно выжить.

Мысль,конечно, очень рациональная, но основа закона о возращении несколько другая.

Отредактировано levinel (2010-07-20 20:26:27)

0

25

DM написал(а):

караимами - кто они? Не евреи по крови, но иудаисты (не уверен, что правильный термин)

Караимы - евреи по крови (они потомки Авраама, Исаака и Якова). Просто в определенный момент они отделились как секта в иудаизме, а потом произошел окончательный раскол. Караимы так же, как и иудеи, верят в единого бога и соблюдают его заповеди. От классического иудаизма их отличает то, что они признают только Пятикнижие Моисея и не признают Шулхан Арух (Устную Тору) и Талмуд.

levinel написал(а):

А есть еще и крымачаки и субботники...

Крымчаки, если я не ошибаюсь - это и есть караимы.

Субботники, по определению, не евреи - это христианская секта, правда наиболее приближенная к иудаизму. Они соблюдают субботние заповеди, их законы питания приближены к законам кашрута, но они не делаю брит милу, не надевают тфилин и не соблюдают многих других заповедей. Плюс они верят в Христа, что правда им не очень мешает стремиться жить в Эрец Исраэль и молиться в синагогах.
В истории есть немало случаев, когда субботники целыми общинами принимали иудаизм.

Есть еще община соблюдающая заповеди торы. Не знаю есть ли у них название в русском языке. На иврите они называются "Кушим ивриим". Я затрудняюсь литературно перевести это название, дословно это "иудействующие негры" (да простят меня американцы за не политкорректность). Это община афроамериканцев, принявшая не так давно заповеди Торы. Основное отличие от традиционного иудаизма - это законы кашрута. Представители этой общины не едят мясо вообще, в тот момент когда в Торе есть заповедь есть мясо. Вероятнее всего есть еще какие-то существенные отличия. Кроме этого, они не молятся традиционным для иудеев образом. Молитвы они ложат на мелодии и поют хором так же, как поют госпелы их христианские собратья в южных штатах США. Не знаю каким образом, но в 60х - 70х годах прошлого столетия вся эта община коллективно перебралась на ПМЖ в Израиль. Под закон о возвращении они не попадают, поэтому у них есть какой-то особый статус. Члены общины, даже те, которые родились в Израиле, имеют особый вид на жительство и их не призывают служить в армии.
Если кто помнит израильского певца Тэди Батлера, который выиграл приз зрительских симпатий на первом конкурсе "Новая волна" в Юрмале, может себе представить как выглядят представители общины Кушим Ивриим.

Отредактировано Dotsik (2010-07-20 20:41:13)

0

26

Dotsik написал(а):

Караимы - евреи по крови

Я выше не совсем конкретно выразился, вопрос был не информативный (в том смысле кто они есть). Вопрос был в контексте "миссионерства", караимы, насколько я понимаю, если к евреям и относятся по крови, то достаточно отдалённо. Во всяком случае смогли доказать нацистам, что евреями они не являются, хоть и исповедуют иудаизм. С субботниками вопрос сложный (в плане, что русские), читал, что они вполне нормально живут в Израиле.
Ещё к вопросу миссионерства, припоминаю один случай:

В 1738 году в Петербурге за переход из православия в иудаизм был сожжён дворянин А. Возницын. Также был сожжён еврей Борох Лейбов, склонивший его к переходу в иудаизм.

0

27

Dotsik написал(а):

Крымчаки, если я не ошибаюсь - это и есть караимы.

Недаром в законе о возвращении говорится, что право на репатриацию имеют караимы  и крымчаки( а не или). Это две разные ветви. Караимы исповедуют неталмудический иудаизм, а крымчаки -раввинатский. Одним из  регионов компактного проживания и тех, и других был Крым, о том, как развивались общины, можно посмотреть здесь:
http://www.crimeagold.com.ua/peoples/krimhaks.htm
http://www.crimeagold.com.ua/peoples/karaims.htm
Вполне возможно некоторые и не слышали о караимах, как представителях иудаизма, но отдельные представители этой общины известны  очень многим:

Все знают про Институт Вишневского, тем паче про мазь Вишневского. Но почти никто не ведает, что вся династия великих российских хирургов - караимы. Отдавая последнюю дань усопшему ближнему, мы и не догадываемся, что кремацию в России укоренил караим Федор Бурче. Все помнят, что всемирно известный глазной институт в Одессе создал Филатов, но мало кто знает, что его ближайшим сподвижником был караим Семен Кальфа.

При всем богатстве выбора на рынке наручных часов многие из нас по-прежнему любят старый добрый "Полет". Первый Московский часовой завод сто с лишним лет назад основали братья Иосиф и Абрам Катыки. Караимы. Основали они его как Первый гильзовый. Был он крупнейшим производителем гильзовых мундштуков в Европе. Во время Великой Отечественной войны делал папиросы "Красная звезда" и лишь после войны занялся часами.

Зачитываясь томиком Булгакова, мы и вообразить не можем, что всем известный дом на Большой Садовой - и не Булгакова дом вовсе! Это дом караима Ильи Давыдовича Пигита - основателя и владельца табачной фабрики "Дукат". Кстати, "Яву" тоже создали караимы - Абрам Зурна, Самуил Габай и Абрам Капон. Последний советский министр обороны, при котором в армии не было дедовщины, тоже был караимом. Это был Родион Малиновский, маршал Советского Союза. Нина Воронина, автор архитектурных проектов велотрека в Крылатском и онкоцентра на Каширке, в девичестве была Арабаджи. И она из караимов.

Кто стоял у истоков отечественного звукового кино, а затем и телевидения? Тоже караим - Илья Семенович Джигит. Гораздо больше поклонников российской киношколы знают Сергея Иосифовича Юткевича. И он, представьте себе, караим. Если же говорить о кинематографе американском - президента Гильдии американских аниматоров зовут Ральф Бакши. Его мультики озвучивала даже Ким Бэсингер. А сам он, как вы можете догадаться, из караимов.

Такое вот кино...

http://www.sem40.ru/religion/narod_tori … ties/6420/

0

28

DM написал(а):

Ещё к вопросу миссионерства,

DM написал(а):

Также был сожжён еврей Борох Лейбов, склонивший его к переходу в иудаизм.

Иудаизм не закрытая религия, запрет на мисиионерство не означает запрет на общение с иноверцами на темы иудаизма, вплоть до удовлетворения их желания перейти в иудаизм пройдя процедуру, называемую гиюр.  Так что, склонение к еврейству, вполне возможно, было ничем иным, как обучением законам Торы в рамках того самого гиюра и проведение процедуры обрезания. В конце концов, даже если этот еврей был замечен в черезмерной агитации, которую можно приравнять к миссионерству, то что ж-иудеи тоже люди, могут нарушать правила своей же религии.

0

29

Вот еще один взгляд на историю крымчаков и караимов http://portalostranah.ru/view.php?id=65&page=2
Ну и конечно, Википедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/Караимы_(%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4)
Оттуда же и ответ на вопрос
Во всяком случае смогли доказать нацистам, что евреями они не являются, хоть и исповедуют иудаизм.

DM написал(а):

Во всяком случае смогли доказать нацистам, что евреями они не являются, хоть и исповедуют иудаизм.

Приход Гитлера к власти в Германии и введение антиеврейского законодательства побудили караимскую общину обратиться с просьбой о непризнании их евреями в министерство внутренних дел Третьего рейха, которое в 1939 г. поддержало их просьбу, отметив, что караимы не принадлежат к еврейской религиозной общине. В годы Второй мировой войны несколько крупных еврейских учёных — М. Балабан (1877—1942), З. Калманович (1881—1944) и И. Шипер (1884—1943) — независимо друг от друга дали немецким оккупационным властям заключение о том, что караимы не являются евреями в расовом отношении, чем спасли караимов от массового уничтожения[16][49]. В связи с тем, что в начале войны соответствующие распоряжения не успели вступить в силу, немало караимов погибло в Бабьем Яру, в Одессе и в Херсоне во время массовой ликвидации евреев[10].

Во время оккупации Крыма фашистами, когда над караимами нависла опасность быть поголовно истреблёнными, будучи причисленными фашистами к еврейской нации, С. М. Ходжаш разыскал в центральном симферопольском архиве документы о том, что караимы являются самостоятельным тюркским этносом.

В сентябре 1938 г. Семён Эзрович Дуван предпринял поездку в Берлин и обратился к министру внутренних дел по поводу определения этнического происхождения и вероисповедания караимов. Ему оказали содействие русское эмигрантское бюро и епископ Берлинский и Германский Серафим. 5 января 1939 года на имя С. Дувана из Государственного расового Бюро Германии пришло разъяснение, в соответствии с которым караимский этнос не отождествлялся с евреями

.

Можно спуститься еще дальше

В дореволюционной России караимы были уравнены в правах с православными, тогда как на евреев из западных губерний налагался ряд ограничений. Так, в «Правительственном вестнике» № 24 за 1881 год указано, что

…караимы считаются совершенно различного вероисповедания от евреев, пользуются всеми правами, предоставленными русским, вследствие этого не могут быть взяты в армию взамен евреев. Замена евреев караимами является незаконной.

0

30

Еще раз вернемся к Галахе-

евреем является человек, рождённый матерью-еврейкой или обращённый в еврейство в соответствии с религиозным каноном.

То есть мама-еврейка в данном случае представительница религиозной еврейской общины.
В Законе о возвращении о религии речь не идет, основанием считается запись в документах,в том числе и не имеющих отношения к религиозным документам.
На формулировку Закона о возвращении повлияло в том числе и решение еврейского вопроса в  Германии- документы, определяющие национальный
вопрос .

Нюрнбергские расовые законы
Основная статья: Нюрнбергские расовые законы
В этой связи, наиболее известны «Нюрнбергские расовые законы» нацистской Германии, определявшие еврейство в качестве расы.

Согласно статье второй «Закона о гражданстве Рейха», гражданином может быть лишь тот, кто обладает «германской или родственной ей кровью и кто своим поведением доказывает желание и способность преданно служить германскому народу и рейху». Такая формулировка фактически означала лишение евреев немецкого гражданства. «Закон об охране германской крови и германской чести» среди ряда запретов запрещал как «осквернение расы» брак и внебрачное сожительство между евреями и «гражданами германской или родственной ей крови».
Так как в Нюрнбергских законах не определялось понятие «еврей», постановлением от 14 ноября того же 1935 г. была принята поправка к Закону о гражданстве Рейха:
5.1 Евреем считается тот, у кого трое из родителей его родителей были чистокровными евреями.
5.2 Евреем считается также человек, родившийся в смешанном браке, подданный государства, происходящий от двух чистокровных евреев — родителей его родителей, если он:

а) в момент издания закона принадлежит к иудейской общине или был принят в неё позднее;
б) в момент издания закона состоял в браке с евреем или вступил в такой брак позднее;
в) происходит из смешанной семьи, описанной в подпункте 1, зарегистрированной после того, как был принят Закон о защите немецкой крови и немецкой чести от 15 сентября 1935 года;
г) является внебрачным ребёнком, одним из родителей которого был еврей.
Тем самым, были установлены категории евреев и «лиц с примесью еврейской крови», введено понятие «неариец». Согласно этой директиве, евреями считались только те, кто имел, как минимум, троих еврейских дедушек-бабушек. «Половинки» считались евреями только в том случае, если исповедовали иудаизм или сами вступили в брак с евреем, то есть сделали сознательный шаг в сторону еврейского народа. «Четвертинки» же евреями не считались. Они подвергались ограничениям, но сохраняли полноценное гражданство.
Впоследствии, правила в отношении полукровок («Mischlinge») было ужесточены. В протоколе Ванзейской конференции записано:
«к этим полукровкам 1-й степени существует особое отношение со стороны высших инстанций партии и государства. Каждый подобный случай должен проверяться индивидуально, и решение должно быть максимально неблагоприятным для полукровки. Предварительным условием, учитываемым при получении ими особого разрешения, будут всегда заслуги самого полукровки — не заслуги его родителей или супруга германской крови»

В некоторых случаях (имеющие «неполноценный внешний вид с расовой точки зрения») в евреи даже зачислялись полукровки 2-й степени («четвертинки»).

То есть в этом законе особенно ярко проявилось влияние трагедии Холокоста. Закон о возвращении давал возможность гражданства тем , кто был преследуем вплоть до уничтожения в фашистской Германии, как имеющий отношение к еврейству, как нации.

Между прочим,  само принятие Закона о возвращении отразило тот клубок проблем ,который связан с тем, что есть разные мнения насчет того, как определять еврейство- как принадлежность к религиозной группе или национальность. Именно религиозные партии потребовали внести в закон галахическую установку, кого считать евреем.  Требование было отменено и до 1960 года в МВД при рассмотрении права на репатриации руководствовались внутренними директивами, вплоть до такой.

В марте 1958 года юридический советник правительства Хаим Коэн и министр внутренних дел Исраэль Бар-Иегуда издали директиву служащим регистрационного ведомства:
…Лицо, чистосердечно декларирующее своё еврейство, следует регистрировать как еврея, не требуя от него иных доказательств.

Но куда ж в Израиле без религиозных партий -уже в июне 1958г. под давлением одной из них -МАФДАЛа- формулировку меняют :

Тот, кто чистосердечно декларирует, что он является евреем и не принадлежит к иной конфессии, регистрируется как еврей.

Ну, а когда министром внутренних дел становится лидер МАФДАЛа Хаим Моше Шапира , формулировка и принимает тот вид, который был дан в Галахе. Так с 1 января 1960 года звучит и в Законе о возвращении, что: 

При записи в регистр населения сведений о вероисповедании и национальности евреем может быть зарегистрирован: (а) Тот, кто рождён от матери-еврейки и не принадлежит к иной конфессии. (б) Тот, кто принял иудаизм согласно Галахе.

Но если такая формулировка устраивает представителей религиозной части населения, то у светской есть претензии, вплоть до обращения в суд.
Два дела оказываются настолько показательными в юридической плоскости, что снова ведут к изменению закона о возвращении.

Дело брата Даниэля
В 1962 г. Освальд Руфайзен, более известный как брат Даниэль, католический монах и еврей по рождению, пожелал в соответствии с Законом о возвращении получить израильское гражданство. Когда ему было отказано на основании «процедурных распоряжений» от 1.01.1960, Руфайзен подал апелляцию в Верховный суд Израиля (дело 72/62, Освальд Руфайзен против министра внутренних дел).

В своей апелляции брат Даниэль добивался признания за ним права на репатриацию в Израиль на основании того, что он является евреем — если не по религиозной принадлежности, то по праву рождения от еврейской матери. По его словам, несмотря на то, что он является верующим христианином, в «национальном плане» он чувствует себя евреем. Галаха также видит в нём еврея.

В ходе обсуждения этого дела выяснилось, что Освальд Руфайзен родился в 1922 году в еврейской семье. Он воспитывался как еврей и был активистом молодёжного сионистского движения. Во время войны принимал участие в акциях по спасению евреев. Скрываясь от нацистов, в 1942 году он попал в монастырь, где не только добровольно крестился, но и стал монахом. Брат Даниэль не скрывал, что перешёл в христианство по искреннему и глубокому убеждению, однако настаивал на своей принадлежности к еврейскому народу.

Верховный суд признал, что Галаха считает выкрестов евреями, но не признал Галаху частью израильских законов. Верховный суд постановил, что в связи с отсутствием писанных законодательных норм и исходя из светского характера Закона о возвращении, понятие «еврей» следует толковать не в строго галахическом смысле, а ориентируясь на субъективное мнение большинства народа: согласно тому, «как это слово звучит в наши дни в устах народа» (формулировка судьи Берензона), «так, как мы, евреи, понимаем его» (формулировка судьи Зильбера), или просто в соответствии с мнением простого еврея «с улицы». Тем самым, по мнению Верховного суда,

еврей это тот, кого другие евреи считают евреем. 

Судьи также добавили, что, поскольку ни отцы сионизма, ни любой еврей никогда бы не сочли евреем верующего христианина, Закон о возвращении не распространяется на лиц, рождённых евреями, но добровольно сменивших вероисповедание. Такой человек не может считаться евреем согласно Закону о возвращении и ему не положены ни автоматическое израильское гражданство, ни права новых репатриантов. На этом основании иск брата Даниэля был отвергнут.

С мнением большинства не соглашался судья Хаим Коэн, возражая против субъективно-коллективного критерия (мнение большинства народа) в пользу субъективно-индивидуального (собственное желание истца), но остался в меньшинстве.

«Дело брата Даниэля» на долгие годы стало символом борьбы людей, не желавших соглашаться с официальным определением, кого считать евреем.

[править] Дело Шалита
В 1968 году майор израильского флота Беньямин Шалит, женатый на шотландке-атеистке, обратился в Управление регистрации населения с просьбой записать его дочь, Галю, родившуюся в Израиле, еврейкой по национальности. С точки зрения ортодоксального иудаизма, Галя еврейкой считаться не могла, поскольку была рождена не от еврейской матери, поэтому в графе «вероисповедание» был поставлен прочерк. По той же причине осталась пустой и графа «национальность». Для Шалита, однако, быть евреем означало являться гражданином и патриотом Израиля, поэтому он настаивал на том, чтобы у его дочери в графе «национальность» было указано «еврейка». Тем не менее, он был готов пойти на компромисс и записать вместо национальности — «израильтянка». Шалиту было отказано на основании «процедурных распоряжений» от 1.01.1960. После чего он подал апелляцию в Верховный суд Израиля (дело № 58/68).

Хотя дело Шалита и не имело отношения к Закону о возвращении, поскольку его жена и дети уже имели израильское гражданство,но оно оказало на будущее этого закона решающее влияние. В своей апелляции, Шалит ссылался на дело Руфайзена, как на прецедент, и утверждал, что его дети не относятся ни к какой конфессии, но «привязаны к еврейству и к Израилю и воспитываются в соответствующем духе», а следовательно «простой еврей с улицы» признает их евреями.

Верховный Суд принял к рассмотрению дело о том, «кого считать евреем». Председатель Суда, Шимон Агранат, обратился в Кнессет (Парламент Израиля) с предложением изменить Закон о регистрации, исключив из метрики графу «национальность», но оставив графу «религия». Это изменение удовлетворило бы истца и позволило бы Верховному суду вообще не рассматривать это дело. Предложение Аграната, однако, вызвало серьёзные возражения со стороны депутатов. Для религиозных партий употребление термина «еврей» в смысле, отличающемся от галахического определения, было совершенно неприемлемо. Также не подходило для них использование термина «израильтянин» для указания национальности в еврейском государстве. Лидер второй по величине партии «Херут», Менахем Бегин, также категорически возражал против разделения религии и национальности. В этот период все эти партии входили в правительственную коалицию, и принятие предложения Аграната грозило серьёзным правительственным кризисом. Поэтому кабинет министров отклонил это предложение и обязал Верховный суд рассмотреть дело Шалита и вынести по нему своё решение.

Рассмотрение дела продолжалось более года. После тщательного анализа голоса судей разделились: из девяти судей пять проголосовало «за» и четыре — «против», причём каждый из девяти судей написал своё особое мнение. Этот результат наглядно отражает глубокий раскол израильского общества по вопросу о том, «кого считать евреем».

В обосновании своей жалобы Шалит привёл три аргумента.

Первый аргумент был историческим и напоминал об уроках самой страшной трагедии в истории еврейского народа — трагедии Холокоста. Шалит указывал, что в печально известных Нюрнбергских законах, принятых после прихода Гитлера к власти и призванных защитить «чистоту арийской крови», евреем признавался любой человек, если хотя бы двое из его дедушек или бабушек были евреями. Галахическое правило считать человека евреем, если его мать — еврейка, подчеркивал Шалит, напоминает расистские нацистские законы, а это недопустимо в демократическом государстве. Израиль, по его мнению, должен отвергнуть любой закон, который хоть в малой степени разделяет расистское мнение, что человеческая личность предопределена биологическим происхождением.
Председатель суда Агранат согласился, что в основе обоих определений лежит биологический критерий. Тем не менее, заявил Агранат, тот факт, что мы отвергаем законы нацистов, не означает, что мы автоматически должны отказаться от определения Галахи. Нюрнбергские законы основывались на расистской теории, предусматривающей деление рас на высшие и низшие. В Галахе ничего подобного нет. Галахическое правило исторически было вызвано стремлением предотвратить вымирание еврейского народа.
Судья Зильберг ещё более усилил эту позицию. Он сказал: «В Галахе нет места расизму. Иудаизм не знает концепции расовой неполноценности, и он не требует расовой чистоты. Всё, что требует иудаизм от нееврея, это обращение. Обратившийся становится сыном еврейского народа, даже если он по происхождению черный африканец или американский индеец».
Второй аргумент Шалита был психологическим. Строгое соблюдение галахического правила, заявлял Шалит, ущемляет его права человека и отца, а у ребёнка может вызвать комплекс неполноценности. Ведь Галя будет расти среди еврейских детей, говорить с ними на одном языке, играть в одни игры, но при этом она будет чувствовать себя чужой.
На второй аргумент Шалита возразить было труднее всего. Председатель суда Агранат согласился с тем, что ребёнок еврейского отца и нееврейской матери может испытывать чувство неполноценности и дискриминации своего статуса по сравнению со своими сверстниками, рождёнными еврейскими мамами.
В то же время, судья Зильберг заявил, что в подобных ситуациях виноваты, прежде всего, сами родители, «не подготовившие своим детям входной билет в еврейское общество».
Интересно, что бывший премьер-министр, один из «отцов-основателей» Израиля, Давид Бен-Гурион согласился с мнением Аграната и заявил, что ребёнок еврейского отца должен наследовать его еврейство. Тем не менее, действующий тогда премьер-министр Голда Меир поддержала судью Зильберга и возложила всю вину на мать ребенка: прими она иудаизм, никакой проблемы бы не возникло.
Третий аргумент Шалита заключался в том, что могут существовать две независимые системы определения еврейства — одна «национальная», по принадлежности к Государству Израиль, и вторая «религиозная», верная правилу Галахи. Подобно другим народам, евреи в XX веке тоже получили свою страну. И точно так же, как английские или французские атеисты остаются англичанами или французами, так и в современном еврейском государстве дочь израильтянина должна считаться еврейкой (в смысле национальности, а не религии), какой бы ни была религиозная принадлежность её матери. По мнению Шалита, тот факт, что в Израиле один и тот же термин используется для определения и национальности и религии — исторический пережиток. В современных условиях Израиль должен или выбрать другой термин для определения национальности, например, «израильтянин», или научиться жить со старым термином «еврей», допуская различные его толкования.
Опасность этой идеи заключается в том, что её реализация угрожает единству израильского народа. В израильском обществе могут образоваться два лагеря — с одной стороны, те, кто остаются верными традиции ортодоксального иудаизма, и, с другой стороны, сторонники идеи модернизации. Эта угроза заставляет многих евреев отвергать любые попытки свернуть с ортодоксального пути (такие, например, как введение процедуры гражданских браков или разводов).
Двое судей: Моше Ландау и Шимон Агранат, решили, что в народе не существует консенсусного мнения по этому вопросу, и суд не имеет права выдавать своё мнение за мнение большинства народа. А значит, следует отказаться от вынесения решения и предоставить министерству внутренних дел решить вопрос по собственному усмотрению. То есть, согласно «процедурным распоряжениям».
Ещё двое судей: Зильберг и Кистер, решили придерживаться определения Галахи. Мнение судьи Зильберга: «Всякий, кто отрывает еврейское национальное самосознание от его религиозных элементов, наносит смертельный удар нашим политическим притязаниям на Эрец-Исраэль. Такой отрыв подобен настоящему акту измены.<…> Поиск нового критерия национальной идентификации фактически равносилен полному отрицанию дальнейшего существования еврейского народа. Смысл этого поиска таков: кончено! Нет больше сионизма, нет наследия, нет истории. Есть только стремление построить новое государство, лишённое прошлого и традиций.»
В результате, суд вынес решение в пользу Шалита и обязал Управление регистрации населения зарегистрировать Галю Шалит и её брата Орена евреями по национальности. Верховный суд отметил в своём заключении, что Управление регистрации населения является аппаратом сбора информации для государства и поэтому не должно вмешиваться в вопросы национальной идентификации ребёнка.

С марта 1970 года Закон о возвращении звучит так:

евреем считается тот, кто рождён от матери-еврейки и не перешёл в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм.

Вместе с тем, Закон о возвращении был распространён на детей и внуков евреев, а также членов их семей, получающих (независимо от вероисповедания) тот же гражданский статус и пользующихся теми же правами и льготами, что и другие репатрианты.
Но! Появилась новая проблема- до сих пор не определено , имеет ли законную силу лишь такое обращение в иудаизм, которое совершается в соответствии с предписаниями Галахи в рамках ортодоксального иудаизма, или также обращение, совершённое под руководством консервативных и реформистских раввинов.
А также остается проблема - нет гражданского института брака, поэтому неевреи по Галахе вынуждены заключать браки за границей.
  И,кстати, изменение формулировки привело к парадоксу в семье Шалита.

Через некоторое время после пересмотра Закона о регистрации в семье Шалитов родился третий ребёнок, Томер. И согласно новой формулировке закона, его отказались зарегистрировать евреем. Шалит апеллировал в Верховный суд, доказывая абсурдность ситуации, когда в одной семье двое детей считаются евреями, а третий ребёнок тех же родителей таковым не считается. Но на этот раз его претензии были судом отвергнуты, поскольку существует соответствующий закон, предыдущие же дети остаются евреями, так как закон обратной силы не имеет.

Все цитаты в данном посте отсюда http://ru.wikipedia.org/wiki/Еврейство

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Ближний Восток, Турция и Африка » В двух словах об иудаизме.