Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Памяти Ариала, навигатор по его рассказам » Прованс. Часть 1-я. От Марселя до Систерона


Прованс. Часть 1-я. От Марселя до Систерона

Сообщений 1 страница 10 из 94

1

Прованс. Часть 1-я. От Марселя до Систерона
.
.

Марсель: бульябес, мистраль, танцы в богадельне
.
.

     Марсель... "Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось!"      
.
.

И что же именно отзывается в русском сердце на этот звук? Несчастный сиделец Эдмон Дантес в замке Иф, "Марсельеза" и Занедин Зидан! Более продвинутый путешественник (типа мну))) вспомнит ещё марсельскую уху, бульвар Ла Канбьер и базилику Нотр-Дам де ла Гард над городом. Вот с этим богатейшим запасом знаний о Марселе мы и отправились в сей город...

20 июня с.г. в половине восьмого утра мы выехали из Ниццы и уже в 10 часов прибыли на марсельский вокзал Сен-Шарль, безостановично миновали перрон А, где находится вербовочный пункт Иностранного легиона, спустились по украшенной аллегорическими фигурами широкой монументальной лестнице и неспешно покатили свои чумаданы вниз. Сначала по бульвару д'Атен Дюгомье, где араб на арабе арабом погоняет, а затем - по знаменитой Ла Канбьер в направлении маячившего впереди Старого порта.

Эстетствующие знатоки уверяют, что в Старом порту нужно съесть в "Мирамаре" тарелку bouillabaisse, лениво глянуть на торчащую над городом Нотр-Дам де ла Гард и... отправиться обратно на Сен-Шарль, чтобы уехать отсюда прочь и навсегда. Уезжать из Марселя мы собирались на следующее утро, а потому у Старого порта завернули на боковую улочку, где у нас на ночь была забронирована гостиница. Собственно, этот снимок и сделан на знаменитом бульваре у поворота к отелю. И что уж такого удивительного в Ла Канбьер я, право, не ведаю: улица как улица, ни шика, ни атмосферы...

http://photos.streamphoto.ru/f/1/d/801b564879b65d524a191e96399acd1f.jpg

В отеле наш ждал приятный сюрприз: чек-ин был с 12:00, однако пристанище нам дали сразу. Так что забросив чемоданы, мы тотчас же отправились знакомиться с городом. Естественно, в первую очередь - со Старым портом.

Он действительно огромен. Гигантский квадрат акватории буквально набит яхтами,  корабликами и рыбацкими лодками. Здесь не стоят многоэтажные круизные гиганты - они швартуются в другом порту, но без них старый марсельский порт только выигрывает. Базилика Нотр-Дам де ла Гард была на месте - туда мы собирались пойти несколько позже, а пока же решили прогуляться по левой стороне Старого порта.

http://photos.streamphoto.ru/7/9/1/02f8149aee4d739d2b99f780859cd197.jpg

Мимо бесчисленных ресторанчиков, зазывающих на bouillabaisse, мы медленно двигались по набережной Quai du Port. Этой части города в годы II Мировой войны сильно не повезло - бомбили её порядочно, каким-то чудом уцелело барочное здание мэрии, а вокруг и в особенности на самой набережной - некрасивые в общем-то современные здания. Около форта Сен-Жан, прикрывающего узкий вход в Старый порт с севера, повернули к Кафедралу Ла Мажор...

Эта громадина в нео-византийском стиле выстроена во 2-й пол. XIX века. Она, конечно, впечатляет больше своими размерами, но внутри - ничего выдающегося. Вплотную к ней примыкает старый кафедрал, начатый ещё в V в., но он был закрыт. На фоне Ла Мажор эта древность кажется просто маленькой.

http://photos.streamphoto.ru/f/1/a/d2f1c89d27d5801861935b1fe94e8a1f.jpg

Следующей нашей целью была богадельня Вьёй-Шарите - она неподалёку. Огромное здание, выстроенное в XVII в. как приют для нищих и бомжей, занимает целый квартал и имеет уже довольно старое прозвище "Эскориала для бедных". Всё очень аскетично: гигантский квадрат серо-розового двора замыкают трехэтажные арочные галереи, посередине - барочная капелла. В богадельне ныне размещаются два музея - Средиземноморской археологии и Музей искусства стран Африки, Океании и Америки, где можно полюбоваться, к примеру, высушенными головами индейцев, но мы оба музея проигнорировали, а вот в капеллу заглянули. И не зря.

http://photos.streamphoto.ru/b/6/0/0b7079a58924b004bc91ce1ea13e006b.jpg

Под куполом старой капеллы танцевали... платья. Зрелище было на редкость завораживающее. Тихая музыка, два ярко освещенных белых платья, сцепившись рукавами и подгоняемые вентиляторами на полу, бесшумно кружили в воздухе. Назывался перформанс так: "100% polyester, objet dansant №47", придумали - Christian Rizzo и Caty Olive.

Я не большой любитель современных арт-объектов в древних стенах. Помню, как совершенно дико смотрелись в настоящем Эскориале какие-то уродские конструкции из дощатых ящиков, приколоченные на дворцово-монастырские стены, но танцы в марсельский богадельне глаз не резали. Идея - блестящая, исполнение - деликатно...

http://photos.streamphoto.ru/b/8/c/2a6950bb7a64ef3bcdefd693b2999c8b.jpg

От богадельни мы свернули в старый квартал Ле Панье. Пишут, что в лабиринты его хитросплетённых улочек лучше не соваться - дескать, криминальный райончик. Не знаю, ничего такого не заметили. 

http://photos.streamphoto.ru/a/d/1/71d98f6cb66d1f36eee38999631181da.jpg

Местами очень напоминает парижский Монмартр. Только менее ухоженный и менее туристский.

http://photos.streamphoto.ru/c/7/f/ab62cf2a9642249018b0794753850f7c.jpg

Спустившись с Ле Панье, мимо знаменитого Бриллиантового дома (слабое подобие Грановитой палаты Кремля))) в районе мэрии снова вырулили к Старому порту. Время - час дня. Это значит - пора в ресторан. На юге Франции с этим строго: хочешь пообедать, не позднее часа дня садись за столик - иначе рискуешь остаться голодным. Но быть в Марселе и не отведать бульябеса...

/* Продолжение следует...

Отредактировано Arial (2016-03-17 15:24:58)

+2

2

Ух ты! Какой своевременный рассказ! В следующем мае как раз собираемся в те края.

Arial написал(а):

Марсель... "Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось!"     
     И что же именно отзывается в русском сердце на этот звук? Несчастный сиделец Эдмон Дантес в замке Иф, "Марсельеза" и Занедин Зидан! Более продвинутый путешественник (типа мну))) вспомнит ещё марсельскую уху, бульвар Ла Канбьер и базилику Нотр-Дам де ла Гард над городом

А на мою невзыскательную память (скромно потупив глаза), окромя Эдмона Дантеса и Зидана приходит сразу в голову фильм Люка Бессона "Такси" :blush:

0

3

/* продолжение повествования

     Как там у Саши Чёрного – "А что такое бульябес?" )))
     Буйабес - как его на современный манер называют (а я уж, простите, буду придерживаться традиции Куприна - и не надо нам тут разводить многостраничных "историко-семантических" межсайтных дискуссий ))), это самое дорогое блюдо Москвы. В одноимённом ресторане на Ленинском проспекте за него заламывают 20 000 (двадцать тысяч!) рублей. Вы были в ресторане "Буйабес"? Я - нет. Но я был в Марселе. И тамошний бульябес - на порядок дешевле. И готовят его не на доставленной самолётом невесть откуда рыбе, а на том улове, что продают марсельские рыбаки рано утром в Старом порту - как раз неподалёку от культового ресторана "Мирамар".
     Почему - культового? Потому что именно в "Мирамаре", отмеченном мишленовским путеводом для гурманов мира, делают самый-самый-самый "правильный" буйабес. Кто решил, что именно мирамарская похлёбка самая что ни на есть правильная"? "Да сам "Мирамар" и ещё кучка крутых марсельских ресторанов и решили: в 1980 г. ими была подписана специальная Хартия. Застолбив бренд, подписанты как бы на весь мир заявили: всё - что вы съели под видом "буйабеса" в любом другом заведении, не входящим в нашу Ассоциацию, настоящим буйабесом не является, а является подделкой. "Настоящий" буйабес "Мирамар" предлагает своим посетителям за 58 евро. Причём, одну порцию вам не приготовят. Минимальный заказ - на две персоны, тчк! Впрочем, это отнюдь не мешает соседствующему с "Мирамаром" ресторану предлагать бульябес за 32 евро.

http://photos.streamphoto.ru/d/8/6/f7222724a6a63b66aba4835f3961768d.jpg

     И вообще в ресторанах на набережных Старого порта бульябес предлагается почти везде! И чем дальше от "Мирамара" - тем он дешевле. Ну-ка, гляньте на этот рекламный щит: меню-туристик "Bouillabaisse" за 25 евро! Любо-дорого: закусочка на выбор – мидии под белым вином или сардинка под оливковым маслицем и лимончиком, буйабесик и – на десерт, пожалуйста, крем-карамель или мороженое! 

http://photos.streamphoto.ru/c/9/a/df878b5e72827b847b4310103f888a9c.jpg

     Скажу честно: лично я буйабес есть не собирался. Я не настолько гурмэ, чтобы в середине дня отдавать 60 евро за тарелку ухи. Так и заявил своим друзьям: вы как хотите, а я в "Мирамар" не пойду! Я и в сам Марсель-то не особенно жаждал, а вот друзям Марсель приглянулся именно этим самым пресловутым буйабесом. Ну как же, быть в Провансе – и миновать Марсель, быть в Марселе – и не похлебать буйабесу! ))) И всё-таки любопытство взяло верх. Ещё бы не взять: в "Локомотиве" бульябес стоил всего 28 - вдвое дешевле "мирамаровского" )))
     
http://photos.streamphoto.ru/c/6/0/a9d62db9e2199210b3e0b44bdd32706c.jpg

     – Ну что, попробуем бульябесику что ле? – предложил я, задумчиво почитав меню у заведения.
     Друзья о "Мирамаре", что маячил через пару едален в отдалении, благоразумно не заикнулись. И мы дружно опустили свои задницы в кресла "Локомотива". Здесь тоже принимали заказ на бульябес числом от двух персон, но нас было трое, заказ был принят, тотчас же были принесены орешки, холодное белое вино и огромный графин воды (что приятно - без обычного напоминания) - весьма актуально по марсельской-то жаре.
     И мы стали долго-долго-долго ждать нашего бульябесу...

http://photos.streamphoto.ru/b/a/a/feaa613372bac1864b24c3134c852aab.jpg

     Прошло, наверное, не менее часа, прежде чем возглас "Ничегосебе!" не потревожил мою сладкую полудрёму. Возле нашего столика нарисовалась официантка с большим овальным серебряным блюдом - длиной эдак сантиметров в 70, не преувеличиваю ни капли!, на котором красовались разного рода рыбины. Рыба была целая. Отлично помню какую-то красную страхину, что таращила свои вываренные глаза прямо на меня. Другие были посимпатичнее. Количество рыбы было таково, что съесть её всю возможным не представлялось.
     Между тем официатка чем-то у нас явно интересовалась. Общими усилиями мы сообразили, что она спрашивает примерно следующее – оставить ли сие блюдо у нас на столе и будем ли мы разделывать рыбу сами или же мы поручаем разделку рыбы ресторанным умельцам? Отрывать бОшку этой красной морской страхиндейке, пусть и вареной, равно как и её сотоваркам, самостоятельно - удовольствие ещё то, так что мы дружно замахали руками. В смысле - спасибо за доверие, но сделайте уж это, пожалуйста, сами!
     – Хорошо! – Ответствовала официантка и, грациозно развернувшись с гигантским подносом, величаво подалась в сторону кухни.
     И вот тут-то меня шандарахнули две умные мысли. Первая мысль была слишком запоздалой - я просто не успел сфотографировать это безобразие. Когда рука дёрнулась к фотоаппарату, дёргаться было уже в принципе поздно. А вторая мысль была чисто философическая: в тот самый момент, когда официантка унесла нашу рыбу от столика, стало совершенно ясно – ресторан "Локомотив" не подписывал буйабесную Хартию, членом буйабесной Ассоциации не является, а значит буйабес наш абсолютно "неправильный". Почему? Потому что Великая Буйабесная Хартия предписывает разделывать рыбу непосредственно на глазах у клиента! Потому что рыбу подают отдельно от супа. И в "настоящий" марсельский буйабес никогда не кладут картофель! Картофель кладут исключительно в тулонский вариант буйабеса! Правда, гурмэ Луизианны вообще считают, что настоящий буйабес умеют готовить только в Луизианне - но этот снобизм на совести чисто заокеанских поваров )))

http://photos.streamphoto.ru/8/2/7/0781c2f121cad8e0bf8c20faef581728.jpg

     Прошло ещё минут десять и наконец нам принесли наш "неправильный", тулонский бульябес. Ещё принесли слегка поджаренный хлеб, соус руй и чеплашку с тёртым сыром. Хлеб нужно мазать руем, вываливать в сыре и топить в супе. Впрочем, не возбраняется и просто макать. Этим я как раз, как можно видеть, и занимаюсь. Валять хлеб, намазанный соусом, мне было как-то не с руки, а потому я пытаюсь посыпать бутербродик этим самым сыром...
     Самый главный вопрос – вкусно ли? Ответ будет имховым. Очень вкусно. Хлеб в соусе руй и сыром - божественно! Мой друг, который, собственно, затащил меня на бульябес, ограничился двумя-тремя ложками, после чего целиком и полностью переключился на бутерброды, коих умял числом немало. Наша подруга свою порцию почти осилила. Я же съел и ту тарелку, что видна под моим носом, а потом ещё и добавочки подлил из супницы.

http://photos.streamphoto.ru/8/f/b/a90c90dd3bf9150e46e193fbd6feabf8.jpg

Так что своим посещением Марселя я остался вполне доволен. Вон видите какая сытая рожа... )))

http://photos.streamphoto.ru/7/b/b/a76874bfcba6040bf97d9c3a8417cbb7.jpg

/* продолжение следует.

+1

4

Какое красивое обжорство!!!!! Пусть их с их хартией и без картошки, главное же-вкусно!

0

5

*жалобно* А в замок Иф вы съездили? Монте-Кристо - мой любимый герой :)))))).

Arial написал(а):

базилику Нотр-Дам де ла Гард над городом.

А про неё что-нибудь будет?  :rolleyes:

Танцы двух связанных рубашек - потрясающе!

Какой-то твой буйабес не слишком страшный! :))). Приятельнице в Сен-Тропе подали гораздо более жуткий, со всякими раковинами и торчащими клешнями!  %-) До сих пор нахожусь под впечатлением, хорошо, что в ночных кошмарах не снится :)))).

0

6

FLORENS написал(а):

окромя Эдмона Дантеса и Зидана приходит сразу в голову фильм Люка Бессона "Такси"

ага! )) склероз-с))

levinel написал(а):

Пусть их с их хартией и без картошки

Известный гурмэ Питер Мейл в своём словаре "Прованс от А до Z" пишет: "Один из самых известных ресторанов Марселя, "Миамар" на Кэ-дю-Пор, разумеется принял эту Хартию. Вы заказываете здесь то, что называется в меню La vrais bouillabaisse Miramar (разновидность La vrais bouillabaisse Marseillaise), и к вам в тарелку попадает следующее: морской скорпион, рыба-солнечник, морской угорь, морской петух, рыба-удильщик, пинагор, томаты, картофель, лук репчатый, чеснок (!!!), шафран, тмин, фенхель, оливковое масло, петрушка, перец, соль". Картошечка фигурирует и в "официальном" рецепте бульябеса, что на сайте ресторана. А вот в рецепте Хартии картофель напрочь отсутствует - что непорядок для "Мирамара" и подрывает евойную репутацию как законодателя бульябеса и главного подписанта! ))

AlinaT написал(а):

Приятельнице в Сен-Тропе подали гораздо более жуткий, со всякими раковинами и торчащими клешнями!

Твоя приятельница ела тоже "неправильный" бульябес, ибо в Сен-Тропе нету подписанта Великой Буйабесной Хартии. Но опционально Хартия дозволяет лангустов в бульябесе. Это очень нравится американцам )) Видимо, таково их представление о похлёбке марсельской бедноты )) Изначально бульябес ведь готовился из неблагородной рыбы, оставшейся у рыбаков нераспроданной.

0

7

Не, ну в Марсель стоит поехать хотя бы только ради бульябеса - люблю я такого рода блюда, ох как люблю. Глядя на фотки глотала слюну.

0

8

А у меня вот (к своему стыду) с Марселем не было никаких устойчивых ассоциаций. Но вот тепеееерь... про словах Марсель неизменно будет возникать так шикарно описанная процедура поглощения буйабеса! ;)

Arial написал(а):

я просто не успел сфотографировать это безобразие.

Непростительная ошибка! Чуть-чуть исправляет ситуацию обалденное фото рыбного супчика в голубой тарелочке! Какие сочетания цветов! :love:

И узкие улочки старого города очень симпатичные! ;)

0

9

Arial написал(а):

Эстетствующие знатоки уверяют, что в Старом порту нужно съесть в "Мирамаре" тарелку bouillabaisse, лениво глянуть на торчащую над городом Нотр-Дам де ла Гард и... отправиться обратно на Сен-Шарль, чтобы уехать отсюда прочь и навсегда

Готова даже на такое, до того вкусно Вы описали буйабес! :love:

0

10

/* Продолжение повествования

     Сытые и довольные путники решили ещё пройтись по городу. У короткой Бельгийской набережной заманчиво покачивались на волнах кораблики, отправлявшиеся в знаменитые каланки и на не менее знаменитый о. Иф. Однако желающих отправиться на экскурсию в эти места не нашлось, так что мы без всякого сожаления кораблики миновали и по южной стороне Старого порта направились к форту Св. Николая, что сторожит вход в гавань с юга.

http://photos.streamphoto.ru/8/d/1/2d146a09bdbf8991a0fb4e0986bde1d8.jpg

     Оттуда открывается широкая панорама Старого порта.

http://photos.streamphoto.ru/e/d/8/0834d847795dee4354efa7c0dab008de.jpg

     От форта Св. Николая направились к Музею сантонов. Сантоны - это такие крошечные местные святые. Поначалу марсельский рождественский пантеон включал в себя Марию, Иосифа и пастухов, но уже с конца XVIII века список действующих лиц разросся: в классических прованских яслях помещается 55 фигурок, изображающих самых обычных людей – рыбаков, их жён, торговок чесноком, кузнецов, точильщиков ножей. Музей – частный, его держит потомственный сантоньер Марсель Карбонель. Пр музее – довольно большая лавка, где можно купить реплики практически всех сантонов, которые мало уступают музейным оригиналам. Дорого. Впрочем, всякая мелочёвка тут тоже имеется - ею и ограничились.
     Совсем рядом - церковь-крепость Св. Виктора, одна из старейших на юге Франции. В церкви шла свадьба. Мы не стали мешать молодожёнам и  направились на самую высокую точку города - холм, где стоит символ Марселя, церковь Нотр-Дам де ла Гард.

http://photos.streamphoto.ru/a/f/4/9c80c7043b7181d5079f473e9feb14fa.jpg

     Пожалуй, это самая лучшая обзорная площадка, с неё весь Марсель - воспользуюсь расхожим штампом, как на ладони. Вот - Старый порт с маячащим на втором плане Кафедралом Ла Мажор. Дальше - гигантский грузовой порт.

http://photos.streamphoto.ru/a/2/f/d646466c2d327f0f0ee5987d097a2f2a.jpg

     Налево - группа Фриульских островов, на самом маленьком из которых стоит замок Иф. Его построили в 1-й пол. XVI в. по приказу Франциска I для обороны города от атак с моря. Однако замок никогда не подвергался нападению. Однажды, правда, испанский король Карл V хотел было взять Марсель, да передумал - и есть такая версия, что испугался он именно устрашающего вида замка Иф. На самом деле неприступность крепости призрачна. "Укрепления выглядят неприступными как скала, однако построены очень грубо и небрежно, с огромным количеством дефектов. Замок построен очень плохо, без должного внимания и наспех..." – так считал Вобан, выдающийся военный инженер и маршал Франции конца XVII в. Но раз крепость не пригодилась для обороны - не пропадать же добру. Так она стала тюрьмой. Сюда сажали гугенотов, политических и религиозных диссидентов. Слава у него была весьма дурная. Хотя условия у арестантов были разные - "по кошельку". Одни сидели в темных и сырых камерах без окон, другие могли устроиться в отдельных камерах с видом на море.
     
http://photos.streamphoto.ru/a/4/c/d89a68c07882270c234bd0b0dbe8fc4a.jpg

     Замок выстроен непосредственно в скале. На поверхности острова расположено лишь квадратное строение со внутренним двориком и тремя круглыми башнями. На территории замка также расположен маяк, а крепостные стены сливаются с краями скал. Высокие бастионы венчают островные утесы, глядя в сторону моря и побережья.
     Ну а дальше... А дальше вы и сами всё прекрасно помните: "Двадцать седьмого февраля 1815 года дозорный Нотр-Дам де ла Гард дал знать о приближении трехмачтового корабля "Фараон", идущего из Смирны, Триеста и Неаполя. Как всегда, портовый лоцман тотчас же отбыл из гавани, миновал замок Иф и пристал к кораблю между мысом Моржион и островом Рион..."
     

http://photos.streamphoto.ru/6/f/4/24d52d7fc02e56dd303a896e4b1354f6.jpg

     В этом пассаже, открывающим знаменитый опус Дюма, любопытно упоминание двух топографических объектов ))) Нет, это отнюдь не замок Иф. Речь о Нотр-Дам де ла Гард и острове Рион.
     Дюма написал роман в 1844-1845 гг., а нео-византийская базилика Нотр-Дам де ла Гард была выстроена в 1853-1864 гг. Что же было на этом месте во времена прибытия "Фараона"? С XIII в. здесь была маленькая часовенка, а в XVI в. по приказу Франциска I тут поставили дозорное укрепление. И вот так оно выглядело (гравюра 1810 г.). И именно с этого бастиончика дозорный и дал знать о том, что "Фараон" встал на рейд у о. Рион.
     Остров Рион лежит у побережья в 6 милях от о. Иф. Здесь 31 июля 1944 г. разбился Экзюпери. Он вылетел с Корсики в разведывательный полёт над любимым Лионом, но долетел лишь до Марселя. Что именно здесь произошло - тайна, покрытая мраком. Сбили немцы, техническая неполадка, самоубийство - версий много. Известно лишь, что его самолёт вошёл в воду практически вертикально и на огромной скорости.
      А до 1998 г. место гибели Экзюпери было вообще неизвестно. Отсюда пошла красивая легенда, что Экзюпери не погиб, а просто "ушёл" -  как ушёл куда-то его Маленький принц. В 98-м один марсельский рыбак обнаружил в сетях, заброшенных у о. Рион, браслет Экзюпери. Это была сенсация! Некий ныряльщик тут же вспомнил, что видел в этом месте на дне массу обломков самолёта. Долгое время семья Экзюпери противилась подводным розыскам, однако в конце-концов часть обломков подняли и на одном из них обнаружился выбитый номер самолёта - того самого, на котором Сен-Экс отправился в свой последний полёт. Так что, будучи на смотровой площадке у нынешней базилики, бросьте прощальный взгляд южнее дантесовской тюрьмы.

http://photos.streamphoto.ru/a/a/d/0e22a5171766ca4d00f0fbfdcc65ddaa.jpg

     Если вас, конечно, не сдует ))) В день нашего пребывания в Марселе в городе был ну просто страшный мистраль. Целый день гул ветра буквально стоял в ушах. Укрыться от него было негде. Но если внизу - в Старом порту, мистраль ещё был терпим, то на высоте 162 м - а именно таков холм, где стоит базилика, ветер буквально ревел. Разговаривать было невозможно, передвигаться по смотровой площадке приходилось на широко расставленных ногах - при этом крайне желательно было за что-нибудь ещё и зацепиться. Бедным девушкам всё время приходилось быть начеку... ))

http://photos.streamphoto.ru/7/3/9/809e6afd618f1fe1f437ce2747b5b937.jpg

     Внутри базилика роскошна. Конечно, в ней нет всемирно известных шедевров живописи, да и откуда им было взяться в церкви середины XIX века? Главное богатство базилики - удивительные мозаики со сценами из жизни Девы Марии. На одном из куполов над апсидой изображен корабль, на котором Мария прибыла в Марсель. А вот ниже мозаик – с уровня глаз и до пола, стены сплошь покрыты небольшими мраморными дощечками с надписями. Каждая из надписей – краткий рассказ о чудесном спасении, благодарность за успех, молитва за близких. "Спасшиеся во время кораблекрушения у берегов Португалии приносят свою благодарность"; "Экипаж судна "Вега" молится и припадает к стопам"; "Мать Пьера и Леона молит о милосердии"; "Уроженец Марселя благодарит за победу в гонке Тур-де-Франс"…

http://photos.streamphoto.ru/6/7/1/265924838bdeae0bef950dda35ec6176.jpg

     А поскольку у марсельцев Дева Мария считается защитницей и моряков, то под её сводами - вереница корабликов, а с некоторых пор - ещё и самолётиков. Макеты кораблей не только в церкви, но и в цокольных помещениях. Причём, некоторые старинные парусники выполнены просто мастерски.

http://photos.streamphoto.ru/7/8/2/fcbc29fcb91055acec9867a1fa77b287.jpg

     Венчает 46-метровую колокольню базилики – 11-метровая золочённая статуя Пречистой. Это - символ и главная доминанта города. Но храма чуть было не стало: в 1944 г. немцы заминировали собор, однако каким-то чудом мина не сработала. Сапёры 7-й французской армии подарили храму мраморную доску с надписью: "Спасибо Ей, которая сделала всё Сама".

http://photos.streamphoto.ru/a/f/8/dc05620dd4c4e51606d3a3bb7e00c8fa.jpg

     Спускаясь с холма, никак не минуешь этот танк. Он стоит тут в память погибшего экипажа - как гласит табличка на броне, "за освобождение Нотр-Дам де ла Гард". Французы, похоже, чтят своих героев.

http://photos.streamphoto.ru/f/c/4/60fdd79339ef351536f9ae617b8394cf.jpg

/* Продолжение следует.

+1


Вы здесь » Вместе по всему миру » Памяти Ариала, навигатор по его рассказам » Прованс. Часть 1-я. От Марселя до Систерона