Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Усадьба Салтыковых -Центральный Дом Российской Армии.


Усадьба Салтыковых -Центральный Дом Российской Армии.

Сообщений 1 страница 10 из 132

1

Усадьба Салтыковых -Центральный Дом Российской Армии

Начинаю большую подробную тему, где будет много истории и красоты. Вынесла ее из темы "Москва - открываем закрытые двери", потому что тема будет " в долгую".

Источники информации
https://cdra.ru
https://ru.wikipedia.org/wiki/Центральн … _В._Фрунзе
https://ru.wikipedia.org/wiki/Московско … _Екатерины
https://www.personalhistory.ru/images/
https://forum.vgd.ru/40/6968/0.htm
https://www.miloserdie.ru/article/
https://otzyv.ru/info/13910/
https://duchesselisa.livejournal.com/249448.html
https://senar.ru/memoirs/Ellanskaya/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Steinway_&_Sons
https://www.classicalmusicnews.ru/artic … ons-story/ е

Здание, о котором  я начинаю повествование находится на Суворовской площади, это адрес
Суворовская площадь, 2, стр. 1,

Сейчас в  этом старинном некогда усадебном доме, расположенном немного в глубине от проезжей части, находится Центральный Дом Российской Армии.

https://i.postimg.cc/FRf5Xy0f/000-IMG-4531.jpg

Официальное название и назначение этого заведения такое :
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Центральный Дом Российской Армии имени М.В.Фрунзе» Министерства обороны Российской Федерации (далее –ЦДРА) – некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере культурно-досуговой и социальной деятельности.
Основная цель деятельности Учреждения – удовлетворение духовных потребностей, воспитание, организация культурного досуга военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил и членов их семей.
ЦДРА был основан по решению РВС СССР в 1927 году и открыт 23 февраля 1928 года.

Кто бы мог подумать, что здание такого предназначения скрывает столько красоты ?!  :rolleyes:  Я думала, что там большой зал для мероприятий, какие-то помпезные фойе, наверное, парадная лестница... Все это так, вот только  главного я не знала. Но все по порядку... :writing:

История.
История у этого здания длинная и очень интересная,  оно побывало в 4-х разных ипостасях.

Начну издалека.

1. Что это за место и почему здесь возникла усадьба.

По мнению историков, первое поселение — село Сущёво — появилось на месте Суворовской площади в XII—XIII веках.
Вдоль площади протекал приток Неглинной — речка Напрудная, именуемая также Самотёкой или Синичкой. Была система прудов. Освоение местности началось в XV веке, когда в верхнем течении реки возникло Царское село и в 1492 г была возведена церковь святого Трифона.
Князья и цари выезжали на охоту из Кремля, и их "сокольничий путь" проходил мимо села Сущево (по нынешней Сущевской улице), потом по Перуновскому переулку, через площадь, которая в настоящее время называется Суворовской, и далее прямиком к церкви святого Трифона. Эта лесная дорога проходила по краю возвышенности, окружавшей низкие и болотистые поймы рек Неглинки и Напрудной.
В 1630 году, когда село уже входило в состав города, здесь был воздвигнут храм Иоанна Воина на Убогих домах .

https://i.postimg.cc/cLdpLyQG/01.jpg

В то время село Сущёво разделялось на Старую и Новую Сущёвские слободы.
В XVIII столетии на месте Новой Сущёвской слободы образовалась площадь, которая долгое время называлась Екатерининская.

Местность вокруг площади называлась Божедомка. Многие наверняка слышали это название, даже можно вспомнить фильм "Место встречи изменить нельзя", "Ира Соболевская на Божедомке". А все ли знают, что такие божедомка ? Вы ж пишите, что много нового узнаете из моих рассказов.
Вот и сейчас расскажу вам подробно про  Божедомку, а точнее про божедомки, ведь их было несколько.

Сначала о том, что такое божедомка в принципе.
О таком явлении, как «убогие дома» или «божедомки» сейчас не вспоминают. А ещё лет 300 назад подобные заведения располагались в каждом уездном городе. В одной Москве их насчитывалось не менее четырёх. И это отнюдь не старые ветшалые здания, какое значение вкладывают сейчас в это понятие. В старину на Руси убогими домами называли нечто среднее между трупохранилищем и братской могилой.
Убогий дом ещё называли божьим домом, божедомкой, скудельницей, гноищем, ямником, жальником. Устраивали его за околицей села или на подъездах к городу. Представлял он собой вырытую яму, огороженную кольями и небольшим забором. Сюда свозились тела умерших в дороге, самоубийц, утопленников, не имевших родственников, погибших от несчастного случая, скитальцев, иноверцев, нищих, невостребованных покойников.
Служители Убогого дома отыскивали на улицах тела неизвестных и выставляли трупы в открытых гробах на перекрестках улиц для опознания. Служителей, выполнявших эту работу звали «божедомами», а улицы, которые вели к Убогому дому — Божедомками.
Невостребованные останки пересыпались льдом для большей сохранности.

Божедомки бывали двух видов: временные и постоянные. Первые устраивались в случае моровой язвы или других массовых смертей. В этом случае могильник после наполнения попросту забрасывали землёй. В устроенном на постоянной основе убогом доме трупы сохранялись до весны. По прошествии всех посевных работ, а позднее в Семик (четверг накануне Троицы), из города к ямнику организовывали крестный ход. Приходили добровольцы и помогали соборовать тела, облачать в саваны, укладывать в общую могилу без гроба. Одежды и ткань приносили в качестве пожертвования жители близлежащих селений. Священники читали над останками последнюю молитву и затем уже их хоронили. Весь день над этим местом слышались жалобные стоны и плач. Сверху постоянного ямника устанавливали соломенную крышу. Рядом находилась небольшая сторожка, в которой проживал божедом. На его попечении были не только тела усопших. Сюда же, к гноищу приносили матери нежелательных младенцев. Отсюда бездетные пары забирали себе детей, нарекая их Богданами.
Жальники (от старорусского – жалеть, умирать) часто создавались в местах выработки глины. Отсюда и название «скидельница» – от слова «скидель», обозначающего глиняную посуду или «скидельник» – гончар. Позже оно трансформировалось в «скудельницу», созвучную слову «скудость». Ибо в убогие дома свозили бедные люди своих родных, поскольку не имели денег предать их земле за собственные средства.
Точное время возникновения убогих домов не известно. Однако все сопутствующие моменты указывают на языческие корни подобной традиции. Это и одинаковое отношение к мёртвым телам, и неумение определить причину смерти, и, как следствие, боязнь заразиться, традиция откладывать окончательное захоронение до после весенних заморозков. Даже христианские храмы возле подобных мест стали воздвигать уже в позднее время – чаще всего ограничивались крестом над воротами, ведущими к ямнику-убогому дому.

Самое раннее упоминание о божедомках можно встретить в Новгородской летописи начала 13-го века. В то время случился большой голод на Руси, и тела умерших от истощения перевозили в одну яму. Когда жальник наполнялся – рыли новый. Количество трупов в одном ямнике доходило до 3-4 тыс. Из того же документа становится известно, что число тел в 4-х смоленских убогих домах составило 32 тыс.
Позднее церковь ввела запрет на погребение свезённых в ямники останков. Так, Патриарх Филарет в 1619 году повелел не отпевать самоубийц, умерших в пьяном угаре, погибших в следствие несчастного случая. Патриарх Адриан наказывал поповским старостам тела наложивших на себя руки и грабителей с большой дороги вывозить в лес – на растерзание хищным животным и птицам.

Начиная с прихода на царствование дома Романовых убогие дома постепенно начинали изживать себя. С одной стороны, города разрастались и божедомки начинали мешать их развитию. С другой – антисанитария, неприятный запах и прочие негативные факторы служили причиной их закрытия. Анна Иоановна издала указ об упразднении ямников, но тогда его не спешили исполнять. Более разумно поступила Екатерина II, выделив для погребения указанных выше лиц дополнительные кладбищенские земли.

0

2

Какие же божедомки были в Москве ?

Первые упоминания о постоянных скудельнях на территории Москвы датируют 16 веком. Посетивший Россию иностранец Принтц сообщает о них в своих записях. Веком позже свидетельства находят в письменах Флетчера, Маржерета, антиохийского патриарха Макария и прочих путешественников. В числе погребённых в столичных божедомках и Лжедмитрий. Его захоронение проводилось в 1606 году.
Прежде чем отвезти останки в ямник, их везли в Китай-город. Там тело выставляли на всеобщее обозрении в часовнях, где публично читались мирские и патриаршие указы. На протяжении 3-4 дней жители столицы могли прийти в Никольскую, Ильинскую или Варварскую часовню и признать своего близкого. Если труп оставался неузнанным – его отправляли в одну из действующих божедомок.

Достоверно известно о пяти убогих домах в Москве:

На Самотеке (эта как раз та, о которой идет речь в моем рассказе) . Рядом расположена была церковь Иоанна Воина, а позднее – Крестовоздвиженский монастырь. Считается первой столичной скудельницей, которая простояла вплоть до 1771 года. Крестный ход к ней начинали от самого Высоко-Петровского монастыря. Была закрыта после случившейся в Москве эпидемии чумы.
На Пречистенке. Ориентир: Мёртвый переулок ведущий к Храму Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах. Сейчас на месте прежней божедомки выстроена церковь Мученицы Параскевы Пятницы.
За Серпуховскими воротами. Ныне там находится Храм Вознесения Господня.
За Таганкой. После упразднения жальника царь Алексей Михайлович основал на том самом месте Божедомский (ныне Покровский) монастырь.
Близ Марьиной рощи. Представлял собой небольшой амбар для складирования мёртвых тел. Расположенной рядом церкви не было. Эта божедомка, куда перевели божедомку с Самотеки.
Установить наличие ямников в иных городах России можно по основанным на их месте церковным храмам.

Убогие дома часто они находились при монастырях. Божедомка на Самотеке была устроена возле мужского Воздвиженского Божедомского монастыря. Две улицы, которые вели к Божьему дому и назывались Божедомками были переименованы. В 1927 году улица Старая Божедомка была переименована в улицу Дурова. В 1954 году улица Новая Божедомка стала называться улицей Достоевского. Также переименовали Божедомский (Делегатская улица) и Волконские переулки.
В монастыре стояла деревянная Воздвиженская церковь, упоминаемая около 1539 года. Монастырь упразднили в XVIII веке, а его главную церковь Иоанна Воина на Убогих домах  обратили в приходскую, и выстроили заново в барочном стиле.
Как раз около этой церкви собирали в ямы и хоронили покойников, но поскольку по обычаям это делалось один раз в году зловоние распространялось далеко вокруг.
Сердобольные москвичи в эти дни приносили саваны и угощения к «Божьему дому», чтобы достойно отправить покойников в последний путь. Зловоние на Божедомке стояло круглый год. Крысы, болезни, грязь... и, чтобы избавиться от этого, в 1732 году «Божьи дома» перенесли чуть дальше, в район Марьиной рощи. Там возникал Новая Божедомка и как раз там и могла проживать Ира Соболевская.
В 1763 году указом Синода было велено хоронить поступивших туда умерших сразу же, а не дожидаясь традиционных для их погребения дней. После этого божедомки и прекратили свое существование.

Вот в таком мягко сказать непрезентабельном районе и возникла усадьба Салтыковых, о которой дальше и пойдет речь. Но сначала все-таки расскажу в следующем посте  что сейчас непосредственно на месте Сущевской или же Самотечной  Божедомки.

0

3

Вернусь немного к истории вышеупомянутой церкви. В Воздвиженском Божедомском монастыре стояла деревянная Воздвиженская церковь, упоминаемая около 1539 г. Известно, что в 1635 г. к колоколу этой церкви "кузнец Ивашка делал колокольный язык". В 1685 году деревянная церковь сгорела от забытой после службы свечи, не редкая история. Восстанавливать ее не стали, а на ее месте в 1692-93 годах  построили новую каменную барочную церковь.
В документах 1693 г. она записана как каменная: "Церковь Воздвижения Честнаго Креста Господня, за Петровскими вороты, на убогих домах".

Как я уже сказала выше, божедомку возле монастыря в 1732 году перевели в Марину Рощу.
Монастырь упразднили в середине XVIII в., а его главную церковь обратили в приходскую. Тогда же была построена колокольня и большая трапезная. 15 июня 1744 года храм вновь  освятили во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Как церковь выглядела я показала на фото выше.

В 1812 году храм был разграблен и лишен многих украшений. После 1812 года вновь украшен.В 1813 году здесь значится Церковь Воздвижения Креста Господня, на Убогих Домах (под именем Иоанна Воина) с приделами, освященными в 1812 году: Николая Чудотворца  и Иоанна. Придел во имя Ионана Воина сооружен московским купцом над могилой своей жены, доведенной сумасшествием до самоубийства.
В 1908 году некий господин Веденеев выиграл (видим в карты) огромную по тем временам сумму в 200 тысяч рублей. И широким жестом пожертвовал немало денег церкви Иоанна Воина. На эти средства решили полностью перестроить колокольню храма. Пригласили архитекторов С.Вознесенского и  Н.С.Курдюкова и вот что получилось. Вместо барочной колокольни построили шатровую в псевдо-русском стиле, что не вязалось с основным зданием храма.

Вот так храм и колокольня выглядели в 1910-11гг.

https://i.postimg.cc/wB32FgKz/02.jpg

Большевики не пожалели эту колокольню-свечу, и в начале 30-х годов снесли и ее и самую церковь св. Иоанна Воина и на их месте по Старой Божедомке выстроили военную гостиницу.
Там, где сейчас вход в нее, находился юго-западный угол церкви Иоанна Воина, а ее алтари были позади нынешней гостиницы. Неприветливое, серое здание гостиницы выстроено по проекту архитектора Г. Г. Козлова в 1937 - 1941 гг., сметная стоимость составляла три миллиона рублей. Архитектурно это какой-то неудачный переход от конструктивизма к сталинскому ампиру.  С нависающим карнизом, с непропорциональными колоннами, отмечающими вход, оно производит неприятное впечатление. Никак не украшают этот советский шедевр две белые статуи между темными колоннами, изображающие что-то военное...

https://i.postimg.cc/DzDgMHFX/03.jpg

В годы войны в гостинице формировались  концертные бригады для армии, здесь ожидали отправки на фронты Утесов , Русланова и многие другие.
Сейчас это гостиница "Славянка". Если смотреть на усадьбу Салтыковых, то отель этот  справа метрах в 90 .

https://i.postimg.cc/qR3LVwMZ/04-2.jpg

По краям к ней примыкают два жилых здания, одно их них угловое и весь этот комплекс образует двор, где и находился раньше монастырь, церковь и  божедомка. В закрытом от посторонних дворе дома на средства жильцов сделаны небольшой памятный знак в виде арки, по бокам которой укреплены доски в память о бывшем монастыре и храме.

0

4

Лена ГМ написал(а):

Вы ж пишите, что много нового узнаете из моих рассказов.
Вот и сейчас расскажу вам подробно про  Божедомку, а точнее про божедомки, ведь их было несколько.

Лена, это истинно так... :)
Вот например...

Лена ГМ написал(а):

Представлял он собой вырытую яму, огороженную кольями и небольшим забором. Сюда свозились тела умерших в дороге, самоубийц, утопленников, не имевших родственников, погибших от несчастного случая, скитальцев, иноверцев, нищих, невостребованных покойников.

О чем-то таком я читал в какой-то художественной литературе... возможно не раз...
А вот подробная история с фактами довольно новое знание для меня. И это всегда интересно.
В усадебный дом я тоже заходил во время каких-то съемок... но не дальше вестибюля и ничего уже не помню. А вот по Екатерининскому парку погулял довольно много.

0

5

vicont-m написал(а):

И это всегда интересно.

Обещаю, что и дальше в теме будет много всего интересного.

Салтыковы.

Теперь уже можно перейти к усадьбе Салтыковых. Сначала разберемся, кто такие  Салтыковы.

Салтыковы принадлежали к древнейшему и знатнейшему боярскому роду. Их новгородские предки прославились ратными подвигами еще при Александре Невском. С XIV века Салтыковы – бояре московские: Ивана Калиты, Ивана Грозного и, наконец, Романовых.
Еще в XVII веке Салтыковы породнились с царской семьей: дочь боярина Федора - Прасковья Федоровна стала супругой царя Ивана Алексеевича, с которым поначалу делил трон будущий император Петр I. Их дочери Анне было суждено стать императрицей Анной Иоанновной (1730 – 1741).
Вот при ней  семейство Салтыковых и утвердилось во власти в Москве и Петербурге. В графское достоинство были возведены ею Василий Федорович Салтыков (1675 - 1751) - родной дядя императрицы, и Семен Андреевич Салтыков (1672 - 1742) – сын стольника Андрея Ивановича.
Василий Федорович находился в свите Анны Иоанновны. Он был назначен генерал-губернатором Москвы с марта по октябрь 1730 года и делал все возможное для коронации Анны, состоявшейся 20-21 февраля в Москве. .Из его потомков одиозную славу приобрел его сын, Сергей (1726-1765), тайный фаворит будущей императрицы Екатерины II. (ходили слухи, будто бы он был настоящим отцом будущего императора Павла I).

Но видную роль в истории древней столицы было суждено сыграть более дальнему родственнику императрицы Анны Иоанновны - Семену Андреевичу Салтыкову и его потомкам.
Семён Андреевич Салтыков в 1697г.  был послан Пётром I в Англию и Голландию для изучения морского дела. Однако вернулся он с недостаточными знаниями, был определён в Преображенский полк, участвовал в Северной войне. Семён Андреевич также преуспел в заговорах и исполнении щекотливых поручений царской фамилии, он помог Петру II в деле свержения А.Д. Меньшикова: объявил ему об аресте, сообщил о лишении званий и орденов. В 1730 году Семен Андреевич принял сторону Анны Иоанновны, командовал гвардией по приказу императрицы. Через два года был оставлен в Москве главнокомандующим с управлением Московской дворцовой канцелярией. В 1739 после назначения генерала Трубецкого был отстранен от должности первого лица в Москве. Умер в 1742 в Москве.

https://i.postimg.cc/4x348FWZ/05-800px-Semen-Saltykov.jpg

    Семён Андреевич Салтыков (1672-1742)

Старший сын Семена Андреевича, Петр Семенович (1698 - 1772), в 1714 также был послан во Францию для обучения мореходству. В морской службе также не преуспел, но прославился на военном поприще. В 1759 году он был назначен главнокомандующим во время Семилетней войны. Мало кто верил, что этот «седенький, маленький и простенький старичок», как отзывались о нем современники, сможет успешно противостоять войскам Фридриха II Великого. Однако 60-летний генерал разбил прусскую армию 1 августа 1759г. у деревни Кунерсдорф. Фридрих был настолько потрясен поражением, что едва не покончил с собой.
В  1762 году Екатерина II призвала его на службу и в 1764г.  назначила главнокомандующим в Москву. Он успешно разбирался с гражданскими делами, но с разразившейся в августе 1771г.  эпидемией чумы справиться был не в силах. В сентябре Петр Салтыков уехал в свое имение Марфино, а в его отсутствие по Москве прокатился чумной бунт. На следующий день он вернулся в Москву, но Екатерина II уже отстранила его от дел. В 1772г. Салтыков умер в Марфино.

https://i.postimg.cc/HL1C289J/009-412933-600.jpg

                      Петр Семенович Салтыков (1700 - 1772)

Про Марфино и создании Салтыковыми дворцово-паркового ансамбля там я уже рассказывала.Марфино -неоготическая усадьба в Подмосковье.   

Но нас  с вами больше всего интересует младший сын младший сын Семёна Салтыкова, Владимир Семенович Салтыков (1705 - 1751), ведь именно он и построил усадьбу , о которой идет речь.

Владимир Семенович   в военную службу вступил в 1735 году, через короткое время имел чин гвардии капитана. В январе 1741 года был пожалован в бригадиры и назначен московским обер-комендантом с присутствием в Московской военной конторе. С 21 января 1742 года возглавил Московскую губернскую канцелярию. 25 апреля 1742 года, в день коронования Елизаветы Петровны, был пожалован чином генерал-майора. C 31 декабря 1741 года по 5 января 1751 года был в должности московского вице-губернатора.
В его бытность на посту одного из правителей столицы началось строительство Сената в Лефортово, открылась Архитектурная школа, из которой вышли великие русские архитекторы В.И.Баженов и М.Ф.Казаков. В годы его правления были заложены основы будущего архитектурного облика города. Он посвятил себя работе по упорядочению хаотически разросшегося к началу 18 века города. В 1744 году на руководстве губернии лежали обязанности по приему прибывшей принцессы Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской (будущей императрицы Екатерины II), организации мероприятий, связанных с принятием ею православия и обручением с великим князем Петром Федоровичем.

Владимир Семёнович Салтыков был женат на княгине Екатерине Алексеевне Троекуровой. Фамилию князей Троекуровых использовал А. С. Пушкин для одного из главных героев своей повести «Дубровский» — «старинного русского барина» Кирилы Петровича Троекурова. А само село Троекурово возможно, было прообразом пушкинского Троекурова в «Капитанской дочке»
После смерти отца Екатерины, Алексея Ивановича Троекурова, его огромное поместье «Троекурово» ( село Хорошово) и «палаты Троекурова» перешли Салтыковым в 1745 г.
Брак Екатерины Алексеевны и Владимира Семеновича был счастливым. у них в семье родилось пятеро мальчишек. ставших впоследствии тоже военными деятелями-офицерами Российской армии и дослужившихся до высоких воинских званий.

В 7144г. Сенат своим указом начал  интенсивную  раздачу пустующих участков, что способствовало быстрой застройке города. Вероятно в связи с этим указом, граф Салтыков и прикупил себе пустующий участок. Хотя, казалось бы, место странное, но вспомним, что  божедомку оттуда вывели к этому моменту. Возможно, это был благородный поступок градоначальника , и он специально выбрал этот участок, чтобы помочь родному городу и превратить это место в цветущий парк, что им и было сделано.

0

6

Для строительства усадьбы был приглашен архитектор  Д. В. Ухтомский (1719-1767).

Князь Дмитрий Васильевич Ухтомский  — русский архитектор, реставратор, главный архитектор Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны, мастер елизаветинского барокко. Он с 1745 года занимал пост главного архитектора Москвы и понятно, что вице-губернатор Владимир Салтыков ему покровительствовал.
Ухтомский выполнил чертежи регулярной усадебной застройки Москвы и представил их в 1753 в Сенат (уже после смерти Салтыкова в 1751).Одной из последних работ (1759) Ухтомского был проект Госпитального дома и Дома Инвалидов. Мысль о создании казенного дома для инвалидов и сирот в духе прославленного Дома Инвалидов в Париже возникла в ходе Семилетней войны и после отказа монастырей содержать у себя ветеранов войн. Он никогда не был построен, но эта идея роковым образом повлияла на судьбу особняка.
Ухтомский строил и культовые сооружения: церковь на Лазаревском кладбище (1748–1750), колокольню церкви Параскевы Пятницы (1740-е годы) и др. Лучшее среди них — прославленная колокольня Успенского собора в Троице-Сергиевой лавре (1741–1770). Композицию жилых усадеб Москвы Ухтомский применил в подмосковной Трубецких усадьбе  (1750–1753), расположенной на высоком берегу Москвы-реки близ Нескучного.

Строительство усадебного дома на Божедомке датируется 1745 -1751 годом. Был построен особняк в стиле барокко, не имеющий с нынешним обликом  здания  ничего общего. При усадьбе был разбит большой парк. Но пожить в новом доме Владимир Семенович не успел, он скоропостижно скончался   в 1751 году. и был похоронен в московском Никитском монастыре.

Усадьба графа Владимира Семеновича Салтыкова перешла в наследство его сыну – камер-юнкеру Алексею Владимировичу (1735-1803). Он был настоящим воякой, все время проводил в армии, свои дни он закончил генерал-майором, камергером, правителем Тамбовского наместничества, как писатель пробовал свои силы в очерках.

Для постоянного проживания Алексею Салтыкову отцовский  дворец был без надобности. Он использовался как хозяйство для выращивания садовых культур с целью продажи. Газетная реклама сообщала: «В доме Двора Ее Императорского Величества камер юнкера графа Алексея Володимеровича Салтыкова, состоящем в приходе Ионанна Воина, что на Убогом дому, желающие покупать априкосовые, миндальные, померанцевые, апельсиновые и прочие с плодами и без плодов оранжерейные деревья и разные цветы, да порцеленовый сервиз, все оное могут видеть в означенном доме, а о цене осведомиться у самого графа Салтыкова или у служителя Егора Желыбина».
Содержать для такой цели дворец– апофеоз расточительности.  Вскоре за "порцелиновым" сервизом и "априкосовыми" деревьями с плодами и без оных в 177г году   продажу пошла и вся усадьба. Часть ее купила за 25 тысяч рублей в августе 1777 г. Коллегия экономии и разместила в ней приют для неимущих отставных офицеров.

Инвалидный дом

В 1777 г.  последовал указ Екатерины II "Об учреждении в Москве инвалидного дома для отставных неимущих штаб и обер-офицеров".
Екатерина II   устраивает в бывшей усадьбе  Инвалидный дом для старых офицеров, сподвижников Миниха, Салтыкова, а позже— Румянцева и Суворова.
Сначала здесь  содержали 26 человек,  попасть сюда могли только дворяне,  участники войн и не имевшие родственников.  Им тут платили жалованье.  Были очень хорошие условия содержания, достойное питание, на всем готовом.
Обитатели богадельни хватались перед другими ветеранами  и тогда другие желающие сюда попасть  стали  предоставлять документы , что у них тоже нет родственников.  Когда обитателей инвалидного дома  стало порядка 100 человек, то богадельню перевели  в другое место,  Екатерининскую богадельню у Матросского моста на Яузе. Случилось это в 1802 году.

А дальше начинается новая,  очень интересная,  уже третья ипостась этого дома.

0

7

Екатерининское училище.

После того,  как офицеры -инвалиды покинули здание усадьбы, власти решили разместить здесь  женское учебное заведение, ибо выяснилось, что "образование девиц столь же полезно, как и образование мужчин".
В первой половине XVIII века государство практически не развивало женское образование. Пётр I хотел основать в России женское училище, но так и не сделал это. Он ограничился указом для монахинь о воспитании и обучении грамоте «сирот обоего пола». В основном девочек учили либо на дому, либо в частных пансионах. Им преподавали языки, музыку, танцы и светские манеры. Родителей волновало не просвещение дочери: cмысл образования сводился к тому, чтобы в будущем девушка больше ценилась на «рынке невест».
В частных пансионах ситуация с предметами была чуть лучше. Воспитанниц обучали истории, географии, арифметике и «доброму домостроительству». Современники нередко критиковали эти заведения из-за того, что их содержали «невежественные иностранцы». По факту такие пансионы стали важным вкладом в развитие женского образования — аналогичных русских учебных заведений на тот момент просто не было.

К концу  18 века женское образование привлекло внимание власти. Первый значимый шаг в этой сфере сделала Екатерина II. В мае 1764 года она основала Воспитательное общество благородных девиц — первое в России среднее учебное заведение для дочерей потомственных дворян. При нём сразу открыли училище для мещанских девушек. Позднее прибавились народные училища. Благодаря Екатерине II доступ к учёбе получили девушки всех сословий. Но о высшем образовании говорить было ещё рано.
Но вот в 1802 году императрица Мария Федоровна, жена Павла I,  приобрела бывший Инвалидный дом (усадьбу Салтыковых) , подарила его новому женскому училищу и сама составила проект "заведения для малолетних благородных девиц".
Новое учебное заведение назвали Училищем ордена святой Екатерины и открыли его 10 февраля 1803 г.

https://i.postimg.cc/3xbZMFf5/05-Maria-Fedorovna-by-Vigee-Lebrun.jpg

                   Императрица Мария Федоровна.

Московское училище ордена св. Екатерины (Московский Екатерининский институт благородных девиц) было создано точной копией одноименного института, расположенного в Санкт-Петербурге и это  одно из первых женских учебных заведений в России. Императрица Мария Федоровна была его первой главной патронессой и эта традиция  со стороны императриц продолжалась на всем протяжении существования института.
Покровители Московского училища ордена Св. Екатерины:
10 февраля 1803 г. – 24 октября 1828 г. – основательница императрица Мария Федоровна
24 октября – 6 декабря 1828 г. – личное заведование императора Николая I
1828-1860 гг. – императрица Александра Федоровна
1860-1880 гг. – императрица Мария Александровна
С 1880 – 1917 гг. – императрица Мария Федоровна ,  супруга, а затем вдова  Александра III

Бывшая усадьба была перестроена специально под учебное заведение с учетом всех пожеланий императрицы Марии Федоровны.
На переделку дома было потрачено 30 000 рублей,  выделенных сыном императрицы.

Перестраивал старые салтыковские палаты архитектор Джованни Батиста (или, как его называли в Москве - Иван Дементьевич) Жилярди.  Это архитектор, выходец из итальянской части Швейцарии, основатель династии Жилярди. Занимал должность старшего архитектора московского Воспитательного дома. С 1804 по 1808 г. участок был обнесен каменным забором, к югу от дома построен трехэтажный флигель, а к главному корпусу сделан ряд пристроек и заново оформлены интерьеры.

Во время войны 1812 года пожар сильно повредил здание, и силами и талантом знаменитых московских архитекторов Доменико Жилярди (сын Джованни Жилярди ) и А.Г.Григорьева дом был реконструирован. Здание, законченное в 1819 г., приобрело новые черты, свойственные несколько суровому стилю ампир: в центре торжественный портик с десятью дорическими колоннами и красивым фризом, более сдержанная декоративная обработка.

Вот так здание стало выглядеть после всех этих перестроек и в таком виде просуществовало до советского периода.

https://i.postimg.cc/90VdP80T/06.jpg

https://i.postimg.cc/66LL6Xbh/07-19110-11.jpg

В советское время  здание не претерпело слишком больших перестроек, но видно, что главный фасад лишился выступающей части с террасой. Скорей всего, она сильно обветшала и ее снесли.

https://i.postimg.cc/3NBgtX0q/08-1024px-Ekaterininskiy-Institut.jpg

Сейчас фасад выглядит более  плоским.

https://i.postimg.cc/GtqyFbZw/002-IMG-4526.jpg

После 1812 г. решили училище расширить, прикупили у тайной советницы Прасковьи Мятлевой большой участок "с растущим в нем лесом, с прудами и находящеюся в них рыбою".  Парк при институте получил имя Екатерининский. По имени института и парка, площадь перед зданием также стала называть Екатерининской. Так она называлась до 1917 года.

В 1826-1827 гг. по проекту Д.И.Жилярди и А.Г.Григорьева к зданию пристроены новые крылья по сторонам парадного двора, завершившие сложение монументального ансамбля.

      Одно из боковых крыльев

https://i.postimg.cc/mkXPc8HT/004-IMG-4532.jpg

Одновременно по новой красной линии поставлена ограда, а на отделенных крыльями боковых дворах - небольшие жилые флигели и службы.
Например, так выглядел флигель, где находилось отделение  лазарета для заразных болезней.

https://i.postimg.cc/28tqr9Yw/08.jpg

0

8

Вынесенные к площади мощные объемы крыльев, масштаб и лаконичность которых подчеркнуты крупным венчающим фризом, несколько подавили значительность центрального фасада, расположенного к тому же ниже уровня площади.
В 1827 - 1830 гг.  были заново отделаны интерьеры  - славились  большой торжественный зал в этом здании и церковь, внутреннее убранство которой было перенесено из Пречистенского дворца, выстроенного для Екатерины II архитектором М. Ф. Казаковым.

Парадный зал. Он был украшен портретами императрицы Марии Федоровны, супруги  Александра III  (она на момент , когда сделано фото в 1903 году была главной патронессой училища),   Екатерины II и других царствующих особ.

https://i.postimg.cc/d0PLT7LZ/09.jpg

Церковь . По фото видно, что она была богато отделана, на потолке фрески. Сам зал церкви сохранился и я его покажу, но фрески не сохранились.

https://i.postimg.cc/N06L8gHJ/09.jpg

https://i.postimg.cc/ZRJnV1PT/10.jpg

Со дня открытия училища особняк постоянно перестраивался, увеличивался в размерах и модернизировался с учетом современного технологического прогресса. Отапливался институт дровами, освещение было керосиновым. В 1902 году здание было оборудовано канализацией и водопроводом.

На фото видим умывальное помещение

https://i.postimg.cc/43PsNntg/11-file-2.jpg

Согласно уставу, в Екатерининское училище принимались на обучение девочки 10-11 лет из бедных дворянских семей и семей военных.

Выпускница С. Хвощинская писала в мемуарах: «Институт наш – заведение первоклассное, стоит выше всех частных пансионов, выше других институтов. У нас допускаются только самые благородные девицы, только одной шестой дворянской книги. Ясно, что это правило всегда имело целью украшать верхушки общества такими представительницами, которые могли бы служить примером женщинам более смиренного круга. Ясно, что для выполнения этой цели были потрачены на нас всевозможные заботы. Мы, конечно, должны были оправдать их, выйти тем, чем в институте желали, чтобы мы вышли. Институтские правила и склад должны были сберечься в нас, как неоцененный дар, чрез все житейские перевороты».

Для этой цели девочек разыскивали с энтузиазмом грибника-фанатика. По всей стране, по губернским, уездным и заштатным городам, по глухим переулкам обоих столиц разъезжали кареты с уполномоченными представителями. Требовались семьи голубых кровей, но, силою случая, лишенные должных средств к существованию. Пресловутое обнищавшее дворянство, семьи, которые не могли себе позволить вывести девушек в свет. Проект Марии Федоровны был призван эту неисправность исправлять.

10 февраля 1803 года в Московское училище ордена Святой Екатерины были заселены первые воспитанницы. Набор девушек состоял из 60 человек, по 30 человек в каждом классе.
Из этих 60- ти девушек  часть  воспитанниц были в качестве штатных или «казеннокоштных» пансионерок, которые ничего не платили за пребывание в училище, а  также принимались частные или «своекоштные», за которых платили родители, родственники или опекуны, в их число входили воспитанницы Императорской фамилии, разных учреждений, обществ, частных благотворителей. Первоначально годовая плата за полное содержание составляла 125 р. 24 коп. серебром, в начале ХХ века сумма возросла до 400 рублей серебром.

Первый набор по свидетельствам очевидцев был весьма скуден знаниями, подготовка у всех была разная. Но в 1806 году, когда девушки сдавали выпускные экзамены, было отмечено, что уровень знаний воспитанниц очень высок. 15 выпускниц были представлены к награде.

Институтский курс разделялся на два класса, младший и старший; в каждом ученицы должны были пробыть по три года; в классах было по три отделения: 1-е, 2-е и 3-е — в старшем, 4-е, 5-е и 6-е — в младшем.

Развитие женского образования за один век прошло от простого воспитания девушек до подготовки их к получению образования в высших женских учебных заведениях. Таких, как педагогические классы и курсы, московские высшие курсы и медицинский институт.  Девушки получали такие специальности, как гувернантки, няни, преподавательницы, медицинские сестры.

С 1860-ых годов начинается постепенное «приоткрытие» закрытых учебных заведений, поднимается вопрос о вреде замкнутости жизни воспитанниц: вводятся летние, рождественские и пасхальные каникулы.
Еще одним послаблением становится разрешение поступать в Екатерининский институт девушкам неблагородного, то есть мещанского,  происхождения, а именно дочерям потомственных почетных граждан и купцов первой гильдии.  Мещанское отделение просуществовало до 1842 года, когда его выделили в самостоятельное Мещанское училище, на основе которого, в свою очередь, в 1891 году открыли Александровский женский институт, размещавшейся на Новой Божедомке.

В это же время начинается усовершенствование учебного процесса с целью выведения его на более высокий научный уровень. Происходит увеличение количества учебных часов, разрабатывается новая система приема экзаменов, закладывается начало библиотечного дела в училищах. Главным достижением второй половины XIX века в институте стало создание двух библиотек для воспитанниц и для преподавателей учреждения.

        Библиотека

https://i.postimg.cc/1RcTkbpk/12.jpg

     

             Читальня служебного персонала

https://i.postimg.cc/fyTKnqss/13.jpg

0

9

Как жилось девушкам в этом училище ? Чему их учили ?

В учебном табеле института числились следующие предметы:
Закон Божий
Русский язык
Французский язык
Немецкий язык
Арифметика
География
История
О явлениях природы
Педагогика
Чистописание
Рисование
Музыка
Рукоделие
Приготовление уроков
Гимнастика во внеурочное время

С годами перечень и названия предметов несколько изменялись.

Проиллюстрирую эту часть рассказа архивными фото,  сделанными в 1903 году к  100-летнему юбилею этого Института благородных девиц.

Урок  русской словесности в старшем педагогическом классе.

https://i.postimg.cc/RhgBQ04B/14.jpg

Урок  Закона Божьего в 1 классе.

https://i.postimg.cc/P5pjYh7g/15-1.jpg

Урок гигиены в 1 классе

https://i.postimg.cc/ZRZtGNqm/16-1.jpg

Урок землеведения в 1 классе

https://i.postimg.cc/2ySp6fvX/17-1.jpg

Урок физики во 2-от классе

https://i.postimg.cc/vTqJxSt8/18-2.jpg

Урок кройки и шитья во 2 классе

https://i.postimg.cc/Zq6zsH4j/19-2.jpg

Уроки рисования

https://i.postimg.cc/76V8wLC2/20.jpg

https://i.postimg.cc/YC5wxZKh/21.jpg

Серьёзное внимание уделялось самостоятельному творчеству учащихся. Режим дня был строг и насыщен. Ученицы вставали в 6 часов утра и, с перерывами, занимались до 8 часов вечера.
Главной целью было образование и воспитание. Казенный дух при этом никуда не делся. Та же Хвощинская писала: «Длиннейшие коридоры, огромнейшие залы, бесконечные дортуары, лестницы и лестницы, – простор и неуют после домашней тесноты; запах курения уксусом, и с ним еще другой, кислый с сыростью, от мокрых полов, вымытых шваброю, –  запах, который с первой минуты навеки остался у меня в памяти и почему-то стал неразлучен с мыслью обо всем казенном».

Обучали тут по большей части дисциплинам светским. Еще бы –воспитывали юных дворянок «только одной шестой дворянской книги», то есть самых что ни на есть благородных кровей. Преобладал, конечно же, язык. Французский.
А. Галахов писал в мемуарах: «Что касается учебного дела в Екатерининском институте, то воспитанницы его отличались пред всеми другими институтками знанием французского языка. Это и неудивительно: они уже дома хорошо были приготовлены к нему гувернантками; посещение родных, говоривших по-французски, иногда свободнее, чем по-русски, поддерживало практику, начатую еще в семействе; начальница и классные дамы объяснялись с ними на том же диалекте; наконец, лектор Пако, преподававший историю французской литературы и краткий курс естественной истории – то и другое на французском языке, очень много содействовал его разговорному усвоению.
Благодаря другому отличному преподавателю, г. Архидиаконскому, воспитанницы оказывали в мое время не меньшие успехи и в языке русском. Многие приобрели навык в свободном литературном изложении, а две выказали даже особенную к тому способность».

0

10

Лена, почему-то в ваших постах не вижу фото.  У других пользователей (например Мурманск) вижу...

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Усадьба Салтыковых -Центральный Дом Российской Армии.