Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка "Азбука шедевра" в Новоиерусалимском музее.


Выставка "Азбука шедевра" в Новоиерусалимском музее.

Сообщений 41 страница 50 из 84

41

А дальше прекрасный портрет работы Карла Брюллова и женщина с интереснейшей судьбой - Аврора Карловна Демидова.

https://i.yapx.ru/QOUEYl.jpg https://i.yapx.ru/QOUEZm.jpg

Но сначала пару слов о самом портрете. Тот, что сейчас на выставке, прибыл в Истру из Нижнетагильского музея. Но дело в том, что таких портретов было написано два.
И вот судьба второго портрета примечательна. В 1995 году на аукционе «Сотбис» в Лондоне было заявлено о продаже портрета А.Демидовой работы Брюллова. В зале присутствовала певица Г. Вишневская, заплатившая итоговую оценку портрета 133500 фунтов стерлингов. После смерти Ростроповича родными было принято решение продать огромную коллекцию художественных ценностей. И снова «Сотбис». За день до начала торгов российский бизнесмен Алишер Усманов приобрел все собрание целиком за 72 миллиона долларов и принес его в дар своей стране. Сегодня это собрание  в Константиновском дворце в Стрельне под Петербургом. Там же, видимо, и портрет Авроры

Баронесса Ева Аврора Шарлотта Шернваль родилась в 1808 г. в разгар Русско-шведской войны 1808—1809 годов.  Роды принимала бабка-повитуха такой неприятной внешности, что мать Авроры Ева Шернваль испугалась и закричала: «Уведите – от нее смертью веет!»
Бабка оказалась колдуньей и произнесла свое проклятье: «Смертью? Так пусть смерть при тебе и останется! Ты родишь на рассвете дочь, будет она красавицей, но всех, кто ее полюбит, ждет могила!»
Девочка родилась под утро и была названа Авророй - богиней утренней зари.
Её родители, отец — барон Карл Юхан Шернваль (1, выборгский губернатор, и мать — Ева Густава фон Виллебранд  принадлежали к дворянским родам, прибывшим в Финляндию из Швеции. Она была вторым ребёнком в семье, старшим был Эмиль (1806—1890) и ещё две младшие сестры: Эмилия (1810—1846) и Александра (1812—1850).
Овдовев, в 1816 году мать Авроры Карловны вышла замуж за видного выборгского сенатора и юриста Карла Йохана фон Валлена. По словам Я. К. Грота, она была дамой, которой «мало подобных, не столько по приятной наружности, сколько по восхитительному обращению и младенческой ласковости со всеми».
Аврора Шернваль и её сестры получили хорошее образование и отличались необыкновенной красотой. Трудно было решить, кто из сестёр лучше. Эмилия, сравнённая Лермонтовым с белой лилией, казалась обаятельнее смуглой брюнетки Авроры, но красота последней была пластичнее и строже.
Авроре Шернваль в 1824 или 1825 году посвятил стихотворение Евгений Баратынский, проходивший в то время службу в Финляндии. Баратынский также перевёл это своё стихотворение на французский язык:

Выдь, дохни нам упоеньем,
Соименница зари;
Всех румяным появленьем
Оживи и озари!
Пылкий юноша не сводит
Взоров с милой и порой
Мыслит с тихою тоской:
«Для кого она выводит
Солнце счастья за собой?»

https://i.yapx.ru/QOUEcl.jpg

https://i.yapx.ru/QOUEdl.jpg

Её жизнь часто омрачалась утратами близких ей людей, за что её звали «роковой Авророй».

В 20 лет в 1928г. Аврора дала согласие на брак со шведским аристократом Маннергеймом, но ее избранник внезапно пропал без вести накануне свадьбы. Погиб, наверное, но где и как – осталось неизвестным для всех.
Ее сестра Эмилия вышла замуж за графа Мусина-Пушкина, сосланного в Финляндию по делу декабристов. В 1831 году графу разрешили вернуться домой , и вместе с ними приехала в Россию и Аврора.  Она прожила в семье сестры прожила в её семье несколько лет.
В 1832 году Аврору представили императрице Александре Фёдоровне, жене Николая I.
Второй её жених, «синеглазый демон» и любовь её юности, друг Пушкина,  Александр Алексеевич Муханов , умер скоропостижно от воспаления лёгких 20 августе 1834 года в Петербурге, в самый день своей намеченной свадьбы.  Ему был 31 год.

В 1835 году Аврора Шернваль была пожалована во фрейлины двора,  что дало ей приличное содержание, около 5 тысяч рублей в год.. Была одной из первых петербургских красавиц, встречалась в свете с Пушкиным, Вяземским, А. И. Тургеневым. В её честь граф М. Ю. Виельгорский на слова Вяземского написал романс-мазурку.
Ей шел уже двадцать седьмой год, когда в доме своей сестры она познакомилась с Павлом Николаевичем Демидовым, одним из самых завидных женихов России, тридцативосьмилетним миллионером, промышленником, известным коллекционером, археологом, любителем антиквариата. Павел Демидов  - предприниматель из рода Демидовых, владелец богатейших уральских чугуноплавильных заводов, в 1831—1834 гг. курский губернатор. Аврора  дважды отказывала ему, но поддавшись на уговоры императрицы, согласилась.

В 1836 году состоялась их свадьба.
Брак этот поначалу многие называли не более чем удачной сделкой. Да и сам Павел Николаевич не скрывал, что женитьбу на Авроре считает еще одним приобретением для своей коллекции дорогих редкостей. Поэтому, посватавшись к одной из первых красавиц Петербурга, Демидов напрямую изложил свои требования: он обеспечивает жене безбедное существование, а она… как можно реже будет появляться в гостиной. И вообще: каждый из них станет жить своей жизнью.

        Похоже, эти требования не очень удивили невесту: в свете давно поговаривали о том, что почти все из представителей богатейшего рода Демидовых были с чудинкой. И засидевшаяся в девицах Аврора, согласилась. Судя по всему, о чувствах ни с чьей стороны речи не шло. По некоторым свидетельствам, к тому времени жених был тяжело болен и во время свадебной церемонии сидел чуть ли не в инвалидном кресле…
В качестве свадебного подарка он преподнес жене шкатулку из платины, добытой на уральских рудниках, внутри которой расположил четырехрядное ожерелье из жемчужин величиной с орех и знаменитый алмаз «Санси». Свадьба, которую устроили на родине новобрачной, в Хельсинки, не знала себе равных…

Рассказывали, что в первую брачную ночь жениха ожидало настоящее потрясение. Аврора разительно отличалась от знакомых ему прелестниц: выйдя замуж в двадцать семь лет, она оказалась целомудренной и невинной, как ребенок. Разве мог предположить Павел Николаевич, что фрейлина императрицы, в чьих апартаментах царили далеко не строгие нравы, окажется такой скромницей?

      Таким же скромным и уступчивым был и ее нрав. Она изо всех сил старалась выполнять условия их брака: как можно реже показываться на глаза Павлу Николаевичу. И Демидов… безоглядно влюбился в собственную жену.
Вскоре после свадьбы Павел Демидов заказал Карлу Брюллову портрет, который мы и видим.

Но семейная жизнь продлилась недолго. 25 марта 1840 года Демидов скоропостижно скончался от сердечной недостаточности в Майнце, оставив ей сына Павла (1839—1885), будущего князя Сан-Донато.

После смерти Демидова Аврора шесть лет не снимала траурного платья. Совместно с младшим братом мужа она осталась наследницей колоссального состояния и огромного хозяйства Демидовых: почти миллион десятин земли, уральские рудники, шахты, медные и железные заводы, пятнадцать тысяч крепостных душ. И Аврора приняла довольно смелое для женщины ее круга решение, взяв на себя управление делами на уральских заводах.
Наследовав Нижнетагильские владения Демидовых, Аврора Карловна занялась устройством социальной инфраструктуры заводов, обеспечив помощью наиболее обнищалую часть рабочих.
10 июля 1846 года Аврора Карловна вступила во второй брак с Андреем Николаевичем Карамзиным (1814—1854), старшим сыном известного историка и путешественника  Николая Карамзина. Супруги венчались в церкви Симеона и Анны на Моховой. По словам Вяземского, всё семейство Карамзиных было очень довольно этим браком, хотя невеста и старше жениха, но «она милая, добрая женщина, и была и будет примерной женой». Зато всё общество и её родные восстали против этой свадьбы и удивляются, как «Демидова может решиться сойти с какого-то своего класса при дворе и, будучи тайной советницей, идти в поручицы. Но любовь восторжествует над супротивной силой».

Андрей Карамзин писал ей: "Я всё время думаю о тебе, со счастьем, тоской и любовью. Я люблю тебя до опьянения, до головокружения".

В период управления А. К. Карамзиной демидовскими заводами в Нижнетагильском горнозаводском округе были устроены детский приют, сиротский и родильный дома и богадельня. Неоднократно Аврора Карловна совершала денежные вспомоществования нуждающимся.
В 1849 году в Нижней Салде она открыла единоверческое Павловское училище для мальчиков на 24 человека, в Верхней Салде – единоверческое училище на 15 мальчиков.
В честь неё был назван построенный в 1850 году Авроринский завод.
Когда началась Крымская война, ее муж мог не идти в действующую армию, но пошел.
Из письма Авроры Карловны:
«В Андрее снова проснулся военный с патриотическим пылом, что омрачает мои мысли о будущем. Если начнется настоящая война, он покинет свою службу в качестве адъютанта, чтобы снова поступить в конную артиллерию и не оставаться в гвардии, а командовать батареей. Ты поймешь, как пугают меня эти планы. Но в то же время я понимаю, что источником этих чувств является благородное и мужественное сердце, и я доверяю свое будущее провидению…»
С собой офицер Карамзин всегда носил миниатюрный портрет любимой жены, говоря, что этот предмет у него "могут отобрать лишь с жизнью".
В 1854 году Андрей Карамзин погиб в неравном бою с турками, ему было 40 лет.
По воспоминаниям Федора Тютчева, Карамзин накануне смерти написал письмо Авроре:
«Это одно из таких подавляющих несчастий, что по отношению к тем, на кого они обрушиваются, испытываешь, кроме душераздирающей жалости, еще какую-то неловкость и смущение, словно сам чем-то виноват в случившейся катастрофе... Был понедельник, когда несчастная женщина узнала о смерти своего мужа, а на другой день, во вторник, она получает от него письмо - письмо на нескольких страницах, полное жизни одушевления, веселости. Это письмо помечено 15 мая, а 16-го он был убит...».

Роковые случайности продолжали преследовать Аврору Карловну. В 1867 году она заболела оспой и потеряла свою красоту.
За смертью мужа последовала в 1868 году смерть молодой жены её единственного сына, Марии Элимовны, а в 1885 году умер и сам сын — Павел Павлович Демидов, известный филантроп, живший в основном в Париже.
Овдовев, Аврора Карловна вернулась на родину в Финляндию, где нашла утешение в благотворительности и общественной деятельности. Она была основательницей Института сестёр милосердия в Хельсинки. Внесла большой вклад в общественную работу и стала пионером в деле женского образования в Финляндии. Также долгое время была сосредоточена на благотворительной деятельности. Сначала лично, а потом с помощью кого-нибудь из слушательниц института сестёр милосердия принимала в назначенные дни нуждающихся в помощи. Помогала многим студентам, писателям и художникам. Посещала по праздникам народную школу в Трескенда, где участвовала во вручении учащимся стипендий и наград.
22 июля 1898 года Высочайшим указом Аврора Карловна была пожалована в статс-дамы.
С годами нрав её не изменялся ничуть. Сестра виделась с нею в Гельсингфорсе уже в половине 90-х годов, когда ей тоже, как и девятнадцатому веку, минуло 90. Она оставалась такою же светлою, тем духовным, не померкающим внутренним светом, который всегда сказывается и во внешности. Ни одного горького чувства, ни одного язвительного слова.
В старости, когда случалось любопытствующим заговорить с ней о постигших ее за долгую жизнь утратах, она говорила: «Я была не так уж несчастна. Меня любили на этой земле четверо мужчин. Они простились с жизнью в уверенности, что и я любила их столь же сильно, как и они меня. Любить стольких и быть ими любимой — чем не дар Божий?»

Аврора Карловна cкончалась 13 мая 1902 года в возрасте 93 лет на своей вилле Хагасунд (Хакасалми) в Хельсинки и была похоронена на кладбище Хиетаниеми.
Именем Авроры Карамзиной названы две улицы Хельсинки.
Но и после смерти её имя осталось роковым. В 1920 году поэт Маслов решил написать поэму"Аврора",но заболел и умер. Её именем был назван корабль, участвовавший в Крымской войне, который потопили англичане. А позже знаменитый крейсер "Аврора".
Правнуком Авроры Шернваль и Павла Демидова был принц Павел Карагеоргиевич, регент Югославии в период малолетства короля Петра II.

0

42

Лена ГМ
Брюллов великолепен  :cool:
Интересная судьба Демидовой. Что-то сейчас никого Аврорами не называют  ^^

0

43

Интереснейший рассказ, а, главное, основанный на документах, а не измышлениях. Но и легенды присутствуют, что делает рассказ ещё более захватывающим.  А вот с тем, что корабль и крейсер были названы в честь Авроры Карловны, а не в честь богини утренней зари, не соглашусь.

0

44

mistral

А вот с тем, что корабль и крейсер были названы в честь Авроры Карловны

конечно нет, кому такое придет в голову  :rolleyes:

0

45

Фрегат "Аврора" был спущен на воду в 1835 году, в правление Николая I, а император был неравнодушен к Авроре Шернваль, так что тут не только богиня утренней зари...

0

46

Еще один женский портрет и снова непростая судьба, но интересная судьба .

https://i.postimg.cc/bwJDQHKq/168-IMG-20220105-120127.jpg https://i.postimg.cc/bryNqqPq/169-IMG-5641.jpg

Принт-копия этого портрета недавно была на выставке , посвященной Надежде Ламановой . И это не случайно. Именно благодаря Ламановой состоялась встреча
Елены Балиной с Валентином Серовым. С семьей Серовых у Ламановой были давние связи, она являлась приятельницей его матери и как раз в 1911 году попросила художника написать ее портрет к своему 50-летию. Елена Балина была одной из ее постоянных клиенток, так же как Е.П. Носова и ГЛ. Гиршман. Она хотела заказать Серову свой портрет для подарка мужу. Ламанова не только договорилась с художником, но и предложила для сеансов свое ателье на Тверской.

         Этот портрет был выполнен в 1911-м,на последнем году жизни художника. В отличие от предыдущего портрет Грабарю не нравился, в списке работ 1950-х годов он прокомментирован как «малоинтересный». Это и понятно - поздний Серов. Среди произведений, близких к стилю модерн, он делал исключение для очень немногих. В туалете Балиной есть что-то ориентальное. Вместе с Серовым Надежда Петровна Ламанова придумала и необычный наряд Балиной.
Это было даже не платье, а именно костюм, сконструированный из полотнищ синей, белой и черной ткани, собранных у пояса и украшенных серо-белым орнаментом. Благо в мастерской всегда находилось достаточно разнообразных материалов, чтобы подобрать нужную автору цветовую гамму.

В изображении сидящей в кресле красивой задумчивой женщины, одетой в необычный костюм, почти без украшений, трудно угадать, кто она. Актриса, певица, светская дама?
Заказчица оказалась незаурядной, одаренной личностью. Она родилась в Москве, в богатой патриархальной семье. Фамилию ее деда А.М. Постникова сегодня хорошо знают специалисты ювелирного антикварного рынка. Почетный гражданин Москвы, поставщик Императорского двора, он был основателем одной из крупнейших в столице фабрик золотых, серебряных и бронзовых изделий.

          В 1898 году Елену выдали замуж за молодого, интересного, энергичного миллионера Валентина Асигкритовича Балина , происходившего из семьи известных текстильных промышленников, которым принадлежали в разное время до десяти фабрик во Владимирской губернии. Его отец Асигкрит Яковлевич, основатель «Товарищества мануфактуры А.Я. Балина», оставил в 1885 году наследникам огромный капитал и четко организованное, грамотно поставленное производство, которое функционирует и сегодня.
Валентину Балину принадлежали богатая подмосковная усадьба Ачкасово и выстроенный в 1902 году двухэтажный особняк на Большой Никитской улице.Это одно из немногих частных зданий дореволюционной России, в которых полностью сохранились интерьеры и обстановка. Сейчас в нем находится резиденция посла Турции, и судить о его роскоши и разнообразии отделки можно только по фотографиям и описаниям. Но даже они впечатляют. Каждое помещение оформлено в духе определенной эпохи - от готики до модерна. Стены особняка во времена первых владельцев украшали живописные полотна признанных мастеров Серебряного века. Причем собрание Балиных позволяло периодически менять экспозицию.

Муж был крайне занятым человеком, часто уезжал по делам фабрики. Елена воспитывала дочерей и сына, выполняла светские обязанности, но в то же время стремилась реализовать себя как личность. Обладая артистическими и вокальными способностями, она упорно осваивает сценическое искусство. Учится театральному мастерству у знаменитой актрисы Малого театра Гликерии Федотовой, с которой в течение многих лет потом поддерживает близкое знакомство, а также у Е.Б. Вахтангова и А.И. Сумбатова-Южина. Занимается сценическим танцем с бывшей балериной Большого театра, педагогом-хореографом А.А. Джури.  (Кстати, Аделина Джури была женой Александра Карзинкина, сына Андрея Карзинкина, того самого героя картина "Неравный брак".)
Балина берет уроки вокала у известной оперной певицы В.Н. Петровой-Званцевой. Ее успехи настолько очевидны, что примадонна предлагает Балиной совместную поездку на гастроли в Прибалтику. И Елена на рижской сцене (в Москве при ее положении в обществе она позволить себе этого не могла) с успехом исполняет партию Любаши в опере Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста».
Параллельно Елена осваивает дыхательную гимнастику йогов под руководством первого в России преподавателя системы трехфазного дыхания Ольги Лобановой. Но не из-за постановки голоса, а из-за более серьезной семейной проблемы Балиных - туберкулеза.

Другое серьезное увлечение Елены Балиной - философия. Профессора университета приезжали летом в Ачкасово для занятий с хозяйкой имения. Одним из ее преподавателей был Иван Александрович Ильин.

           Подробных сведений о том, как проходили сеансы работы на портретом, не сохранились. Кроме одного, но важного момента. Когда работа подходила к концу, заказчица была удивлена, что выглядит намного старше своих тридцати трех лет. Возможно, предвидя реакцию мужа, в ответ на ее недоумение Серов сказал: «Вы дальше будете похожи». Так не раз происходило с его моделями. Особенно часто оставались недовольны этим обстоятельством женщины. И проницательный мастер неизменно им отвечал примерно то же самое. Дальнейшая история это обычно подтверждала.

              После революции жизнь Балиных изменилаьс на "до" и "после". Но и «после» Елена, как могла, поддерживала семью и близких людей. У себя в московском доме, который у них отбирали поэтапно, она устраивает «философские пятницы», где собирается небольшой круг интеллектуальной элиты и читает лекции И.А. Ильин. Тогда для него все другие двери были закрыты.
Однако в 1925 году особняк передали под посольство Турции. Семью Балиных переселили на 2-ю Мещанскую в крохотные проходные комнаты. Удивительно, но им оставили все картины, которые были отданы на время Н.И. Рождественской, жене живописца и дочери бывшего управляющего имением Балиных в Ачкасове. Серовский портрет, как особую ценность, Елена сама поместила на хранение в Румянцевский музей, не зная, что ее ожидает. Это, по свидетельству родных, произошло в конце 1920-х. Потом он ненадолго перешел в собрание Третьяковской галереи, откуда в 1929 году поступил в Нижегородский государственный художественный музей.
14 апреля 1931-го Елена Балина была арестована. Ее обвиняли по групповому делу организации «Истинно-Православная церковь». Кроме руководителей М.А. Новоселова и А.Ф. Лосева, в Москве были арестованы священники и представители интеллигенции, в том числе и Елена, певшая в церковном хоре храма Николая Чудотворца на Ильинке.

Во время следствия ее два месяца содержали под стражей в Бутырской тюрьме. Обвинения носили политический характер. Она была осуждена за «антисоветскую пропаганду, помощь ссыльным» и приговорена к ссылке в Казахстан.
В 1933 году в порядке частичной амнистии ей было разрешено проживание в Костроме, куда из Бутырской тюрьмы отпустили умирать ее мужа. Он был арестован уже после нее, от него требовали выдачи ценностей, пытали. Там же, в Костроме, собралась почти вся большая семья, кроме сына, работавшего на московском заводе.
     Из Томска приехала с детьми старшая дочь Вера после ареста ее мужа, выдающегося ученого Р.С. Ильина, расстрелянного в 1937-м. Сначала семья снимала комнату, потом на деньги от проданных картин, которые тогда стоили очень недорого, удалось купить небольшой дом с огородом, который спас их во время войны.

По рассказу Ольги Ильиной, внучки Елены Балиной, она была прекрасна и в зрелом возрасте, всегда сосредоточенная, погруженная в себя, очень молчаливая, глубоко верующая: «Мы, дети, не знали ее ласки, но она подарила нам правильную русскую речь, дыхательную гимнастику со спокойной уверенностью в том, что наше здоровье в наших руках, и с возможностью помочь людям, а также замечательный образ мудрой старости. ... Она находила так необходимые слова ободрения, утешения для людей, близких ей, была для них опорой, воплощением женственности и достоинства, стойкости и мужества. Всегда подтянутая, изящная, в белоснежной полотняной кофте, с крупными янтарными бусами на шее».

Именно такой Елена Балина запечатлена на последней сохранившейся фотографии, сделанной в ссылке. Как она похожа на свой собственный портрет! Художник и на этот раз оказался прав.

https://i.postimg.cc/qv5tQ6Ty/169.jpg

0

47

https://i.yapx.ru/QQykyl.jpg https://i.yapx.ru/QQyk6m.jpg

Владимир Андреевич Фаворский ( 1886 — 1964) — российский, советский график, иллюстратор, ксилограф, искусствовед, сценограф, педагог. Академик АХ СССР (1962; член-корреспондент 1957). Народный художник СССР (1963). Лауреат Ленинской премии (1962). Много лет преподавал в различных художественных вузах.

https://i.yapx.ru/QQynJl.jpg https://i.yapx.ru/QQynUm.jpg

Здесь могу лишь сказать, что Клавдия Петровна Рукина была родной сестрой жены Аристарха Лентулова, Марии Петровны.

0

48

Какие переплетения судеб! Лена, очень интересный обзор выставки! Жду каждую новую серию!
А "Л" - это наша ЛЕНА- ЛИЧНОСТЬ!!!!

0

49

Лена, как интересно смотреть на портрет и читать про историю жизни. Спасибо, я столько информации узнаю на форуме, это просто здорово!

0

50

Julia написал(а):

я столько информации узнаю на форуме, это просто здорово!

Стараюсь делиться с вами разной информацией, рада,  что кому-то интересно.

Не всегда художнику удается угодить заказчику портрета. Вот и этот портрет постигла такая же судьба.

https://i.yapx.ru/QRG5jl.jpg https://i.yapx.ru/QRG5km.jpg

Героиня этого портрета Ольга Сергеевна была дочерью казанского купца Сергея Александрова, разбогатевшего на торговле чаем. Он также был совладельцем «Товарищества Казанского кожевенного завода на паях» и дважды избирался городским головой.  Семья Александровых была известна заботой о сиротах, живших в Александринском приюте. Почти 30 лет попечительницей заведения была мать Ольги – Анна Александрова, а после ее смерти в 1882 г. – сама Ольга. Она стала известным в Казани благотворителем , а еще она была коллекционером живописи и графики.

Похоронив родных (отца, мать, сестру Людмилу), Ольга Сергеевна ликвидировала весь семейный бизнес, вложила вырученные капиталы в доходные бумаги и полностью посвятила себя благотворительной деятельности – помощи обездоленным детям. Ольга Сергеевна постоянно жертвовала на помощь малоимущим, на русские и мусульманские общины, а также попечительствовала над рядом образовательных учреждений. Председатель Казанского губернского попечительства детских приютов, губернатор Николай Андреевский писал  в Ведомство учреждений Императрицы Марии:  «Попечительница О. С. Александрова принимала действительное и деятельное участие во внутреннем управлении приюта. Посещая часто в различные часы дня и вечера приют и оставаясь в стенах заведения по несколько часов, обращала внимание не только на наружный порядок и чистоту заведения, но, входя с теплым материнским участием в успехи каждой девочки, расспрашивала их об учении, рукоделии и поведении». Понимая, как важно для обитательниц приюта хорошее владение ремеслом, которое могло бы прокормить их после выхода в самостоятельную жизнь, она нашла учителя кройки, шитья и кружевоплетения и оплачивала дополнительные занятия с воспитанницами. Александрова посещала приют ежедневно, советуя смотрительнице и ее помощнице, как лучше поставить дело. За образец обучения она брала опыт своих родителей, которые нанимали детям лучших учителей, придирчиво отбирая кандидатов.  Жизнь казенного учреждения попечительница старалась приблизить к семейной: выделила средства и распорядилась утеплить коридор, покрасить пол, приобрести уютную мебель, лампы, учебные пособия и книги, материалы для рукоделия, новые платья для воспитанниц. В праздники всегда покупали лакомства. Приют был подписан на детские журналы и журналы мод. Трех девочек (полных сирот) Александрова содержала на свой счет, назначив стипендии в 130 руб.  В 1889 г. на пожертвованные ею 40 тыс. руб. построено новое здание приюта.

В возрасте 45 лет в 1890г.она вышла замуж за давнего знакомого —военного-инженера,  генерала Александра Гейнса, который в 1880–1882 годах был губернатором Казани.
Генерал Гейнс (1834–1892) происходил из дворян Эстляндской губернии, был участником севастопольской обороны в Крымскую войну, после окончил Николаевскую академию Генерального штаба, служил в Генштабе и в Министерстве путей сообщения.

В том же (предположительно) 1890 г. и был написан представленный на выставке портрет.

Ольга Гейнс сам пришла к Репину. Вот что он вспоминал:

"Как-то я сидел дома усталый после работы. Она ко мне пришла и стала просить, чтобы я с неё сделал портрет. Я посмотрел на эту, как мне показалось, бедно одетую женщину и сказал ей почти в шутку, чтобы она не приставала: пять тысяч рублей. «Пожалуйста», — тихо ответила она. Я сделал портрет этой странной женщины".

Художнику явно интересен образ этой женщины, словно бы воплотивший новые социальные реалии того времени: перед нами деятельная, волевая, сильная, даже в какой-то степени суровая женщина, осознающая свою важность и без сомнения гордая этим.

https://i.yapx.ru/QRG5ul.jpg

Но портрет Ольге Сергеевне не понравился . Она отказалась его брать.

https://i.yapx.ru/QRG5wp.jpg

Репину ничего не оставалось, как написать второй вариант портрета. На этот раз Ольга Сергеевна осталась довольна и портрет занял почетное место у нее дома. Вот этот портрет, сейчас он тоже хранится в  Государственном музее изобразительных искусств Татарстана.

https://i.yapx.ru/QRG5zl.jpg

Портрет ее мужа, Александра Гейнса Репин тоже написал, и он хранится в том же музее.

https://i.yapx.ru/QRG53l.jpg

После свадьбы  с мужем Ольга Гейнс поселилась в Петербурге, но часто приезжала в Казань к воспитанницам Александринского приюта и ученицам Ксенинской гимназии.

В 1914 г. Ольге Гейнс было присвоено звание «Почетной гражданки города Казани». Во всеподданнейшем докладе на имя Николая II министр внутренних дел Николай Маклаков сообщал, что это звание Ольга Сергеевна Гейнс заслужила тем, что внесла «пожертвование 500 тыс. рублей на покупку дома для помещения музея и других учреждений и 100 тыс. рублей на устройство детской и Забулачной больниц».

После смерти супруга благотворительница с еще большим усердием отдалась делам милосердия. Уникальное здание Александровского пассажа Казани — это ее дар городу.

После революции в марте 1918 г., изгнанная из своего особняка,  Ольга Гейнс написала дарственную, по которой передала богатую коллекцию картин Северо-Восточному этнографическому и археологическому институту с условием, чтобы коллекция находилась в отдельном зале ее имени. Ныне большая часть коллекции (полотна Репина, Айвазовского, Куинджи, Шишкина) является украшением Музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Ольга Александрова-Гейнс умерла в 1927 г., похоронена в семейном склепе в Зилантовом монастыре в Казани.

А какова же судьба первого варианта портрета. забракованного заказчицей ?
Репин передал этот вариант в дар Казанской художественной школе, откуда он в 1941 году поступил в Центральный музей Татарской Республики, а с 1944 года хранился в Государственном музее Татарской Республики. В 1962 году портрет поступил в Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка "Азбука шедевра" в Новоиерусалимском музее.