Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка "Бывают странные сближенья..." в ГМИИ им.Пушкина


Выставка "Бывают странные сближенья..." в ГМИИ им.Пушкина

Сообщений 1 страница 10 из 60

1

Выставка "БЫВАЮТ СТРАННЫЕ СБЛИЖЕНЬЯ..." в ГМИИ им. Пушкина

9 НОЯБРЯ 2021 — 6 ФЕВРАЛЯ 2022

https://i.postimg.cc/K8pq7Jzd/001-IMG-20211119-110804.jpg

Необычная выставка, которую ждали, о которой давно говорили, ради которой освободили весь второй этаж музея, переместив основную экспозицию на 1  этаж.
Выставка -игра, выставка - квест. Помятуя последние выставки в ГМИИ, вызвавшие немало негатива, боялась, что и в этот раз будет еще большой облом. К счастью, опасения не оправдались. Выставка впечатлила. 13 разделов , каждый с названием и своей идеей, объединяющей то, что выставлено в зале.
Экспонаты без подписей, есть брошюра, которую можно скачать на сайте выставки, и есть печатные брошюрки , которых явно мало. Я смогла взять такую. В брошюре по номерам есть информация  с названием и автором.
Перемешаны века, стили, страны, художники. Все на зрительное восприятие.
Куратор выставки Жан-Юбер Мартен. Выдающийся куратор с мировым именем. Бывший директор Центра Помпиду, он принимал участие в создании легендарной выставки «Москва — Париж».

Так выглядит карта разделов выставки.

https://i.postimg.cc/s2BnT7G1/005.jpg

Начать предлагается с 1 зала - это главный колонный зал, где обычно проходят выставки. Конечно, задействовано и пространство вокруг лестницы ( 7 и 8)

https://i.postimg.cc/3RmtThBT/002-IMG-0194.jpg

Вот так объясняют замысел выставки ее устроитель Жан-Юбер Мартен :

Художники мыслят визуально и черпают вдохновение в мировом искусстве. Они нередко отдают предпочтение нетипичным произведениям и любят неожиданности. Как и здесь, их выбор часто противоречит логике и категориям истории искусства.
Произведения искусства организованы по главам, выстраивающимся в единую последовательность, где каждый экспонат обусловлен предыдущим и предвосхищает последующий. Цель этой новаторской художественной прогулки — доставить удовольствие и способствовать получению знаний.

https://i.postimg.cc/D0yJvdTc/IMG-20211119-130258.jpg

+1

2

Прежде чем перейти непосредственно к выставке, скажу немного про ее название "Бывают странные сближенья..."

Эта фраза взята из черновых заметок А.С.Пушкина  о поэме «Граф Нулин».  Короткая шуточная поэма, написанная Пушкиным всего за два утра 13 и 14 декабря 1825 года во время ссылки в Михайловском. «Я имею привычку на моих бумагах выставлять год и число. „Граф Нулин“ писан 13 и 14 декабря". Бывают странные сближенья…» — обронил поэт, узнав, что как раз на это время пришлось выступление декабристов на Сенатской площади.

А теперь перехожу к картинам. Если не указано отдельно из какого музея экспонат, то значит он из собрания ГМИИ им.Пушкина

К каждому залу/разделу  есть небольшие общие пояснения. Начнем по порядку, с главного колонного зала.

https://i.postimg.cc/NjtKQB2t/007-IMG-0191.jpg

Раздел 1.  ОТ ПОТАЕННОГО ОБРАЗА К ДВОЙНОМУ
История искусства долго обходила стороной вопрос о сознательно заложенной художниками двусмысленности изображений, считая его анекдотическим, ненаучным и недостаточно серьезным. На «Пейзаже с большим деревом» Якоба ван Геела две ветви фантазийного дерева заканчиваются карикатурными профилями, в то время как третья имеет форму длинного птичьего клюва. Треугольник отверстий, напоминающий два глаза и рот, лежит в основе композиции палицы с Маркизских островов. Антропоморфные скалы — отголоски анимизма — с XVII века становятся едва ли не клише. Скрытые образы появляются всюду, словно подмигивание художника, опознавательный знак, объединяющий творцов и любителей искусства. Цель всех этих разнообразных приемов — поддразнить зрителя и вовлечь его в совместную с художником игру, в поиск ловушек и скрытых изображений. Апофеозом этого стремления является обманка — жанр, сохранявшийся в живописи на протяжении всей эпохи доминирования натуралистической репрезентации и перспективы, с XV по XIX век. Маркус Ретц — мастер скульптур, формы которых воспринимаются по-разному в зависимости от ракурса.

Таким образом, в первом зале нам предлагается искать скрытые образы, и еще сравнивать их между собой на разных произведениях.

Прежде всего, в центре зала под потолком висит вот такой объект. Это  Маска для ритуального танца огня папуасов. Папуа — Новая Гвинея, остров Новая Британия. XX век Ротанг, ткань тапа, бамбук, пигменты, перья Собрание Антуана де Гальбера, Париж

https://i.postimg.cc/FsyKW8WB/008-IMG-0192.jpg

Протома грифона с котла Греция, Аргос (?) Середина VII века до н.э. Бронза, полое литье, чеканка

https://i.postimg.cc/zGkVB6Tg/010-IMG-0195.jpg

Якоб ван Геел (около 1585—1648) Пейзаж с большим деревом 1630-e (?)

https://i.postimg.cc/d1h150p2/011-IMG-0196.jpg

И сразу видим первое "сближение" - причудливые ветви напоминают голову грифона и она очень похожа на предыдущий экспонат.

https://i.postimg.cc/mkMrG5bh/012-IMG-20211119-111347.jpg

https://i.postimg.cc/h47vxf9g/013-IMG-20211119-111352.jpg

Ромбаут ван Тройен (около 1605—1656(?)) Вавилонская башня Первая половина XVII века. (Вавилонскую башню в нидердандском искусстве  писали очень многие художники).

https://i.postimg.cc/YSn0NFn2/014-IMG-0198.jpg

Лукас Кранах Старший (1472–1553) Распятие с предстоящими 1515г.  (Три креста перекликаются с предыдущей картиной )

https://i.postimg.cc/PqrN8yMF/014-IMG-0205.jpg

https://i.postimg.cc/hjNG6BRH/014-IMG-20211119-111423.jpg

https://i.postimg.cc/SNFsGkr9/014-IMG-0207.jpg

0

3

Иохем Говертс Кампхёйсен (1601–1659) Пейзаж с дубом 1650г.

https://i.postimg.cc/qvpv9wWM/015-IMG-0199.jpg

Два экспоната, где явно видны  загадочные морды

Палица Океания, Французская Полинезия, Маркизские острова Первая четверть XIX века. Дерево. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург

https://i.postimg.cc/Dw5wFsKQ/016-IMG-0200.jpg

Архитектурная деталь с рельефным изображением цветка аканфа и пальметт Боспор. Третья четверть IV века до н.э. Известняк

https://i.postimg.cc/pdTXdT2w/018-IMG-0202.jpg

Доссо Досси (около 1490—около 1542) Пейзаж со сценами из жизни святых 1530-е
Это произведение — весьма необычно для искусства итальянского Возрождения с его ярко выраженным антропоцентризмом. Несмотря на присутствие в картине фигурок святых (принимающий стигматы св. Франциск, св. Иероним с крестом, св. Екатерина, св. Христофор с младенцем Христом на плече, св. Георгий, сражающийся с драконом). Она написана прежде всего ради изображения природы и, по существу, является одним из самых ранних в истории итальянской живописи самостоятельных пейзажей. Облик природы, воспроизведенный Досси, фантастичен, это — вольная интерпретация художником своего представления об окружающем его мире, который люди Возрождения открывали для себя заново. Взгляд художника не прикован к деталям, он открывает зрителю широкую панораму природы.

https://i.postimg.cc/vmN8xsTc/019-IMG-0208.jpg

https://i.postimg.cc/nz9FvP9T/021-IMG-0210.jpg

Здесь находим дракона, который перекликается с тем, что висит в центре зала под потолком

https://i.postimg.cc/Y0cp8z17/022-IMG-0211.jpg

0

4

Лена ГМ написал(а):

в первом зале нам предлагается искать скрытые образы, и еще сравнивать их между собой на разных произведениях

Любопытно! Не всё на поверхности, наверняка есть экспонаты, в образах которых не разобраться.

0

5

Лена ГМ написал(а):

Таким образом, в первом зале нам предлагается искать скрытые образы, и еще сравнивать их между собой на разных произведениях.

Надо бы сходить, конечно. Хотя экспонаты первого зала показались мне "притянутыми за уши".  :dontknow:  Поиск подобной двойственности среди профи от искусства обычно воспринимается с большой долей сомнения, но, если цель выставки - популяризация экспонатов Пушкинского музея для массового зрителя - тогда этот метод, вероятно, неплох.

Лена ГМ написал(а):

И сразу видим первое "сближение" - причудливые ветви напоминают голову грифона и она очень похожа на предыдущий экспонат.

Там ещё вторая ветка (которая справа) напоминает то ли тукана, то ли пеликана. :)
А остальные "сближения" показались надуманными.

Лена ГМ написал(а):

Доссо Досси (около 1490—около 1542) Пейзаж со сценами из жизни святых 1530-е
Это произведение — весьма необычно для искусства итальянского Возрождения с его ярко выраженным антропоцентризмом. Несмотря на присутствие в картине фигурок святых (принимающий стигматы св. Франциск, св. Иероним с крестом, св. Екатерина, св. Христофор с младенцем Христом на плече, св. Георгий, сражающийся с драконом). Она написана прежде всего ради изображения природы и, по существу, является одним из самых ранних в истории итальянской живописи самостоятельных пейзажей.

Пушкинский зачем-то продвигает эту картину, как якобы самостоятельный пейзаж, да ещё один из самых ранних в итальянской живописи. :huh:  А Беллинни, а Джорджоне?
Глядя на картину Доссо Досси первое, что вспоминается - это "Гроза" Джорджоне И даже не нужно знать, что Доссо Досси был учеником Джорджоне...
А дракон - тут первое, что приходит в память - Паоло Уччелло
Понятно, что ни Джорджоне, ни Уччелло в Пушкинский не привезли. Зато дракона подвесили.:)

Лен, не сердись на критику, она в адрес Пушкинского, а тебе спасибо за освещение выставки!

+1

6

Лена, как всегда, шикарно показываете. Дальше – просто  комментарий, не более того.

На выставку не хочется –что есть в ГММИ знаю, а заниматься поиском сокрытого в картинах из других музеев не хочу. Тем, кто любит классику, думаю, сложно будет переориентироваться на изыски куратора. Не буду говорить за всех, скажу о себе: привыкла на выставки ходить смотреть живопись: удивляться, наслаждаться, радоваться, а не на квесты. Для квестов существуют другие локации. Как, впрочем, и для любителей современной живописи в Москве есть множество Галерей на все вкусы. Из интервью VOGUE с куратором Жан-Юбером Мартен:

«Кураторы отчасти должны развлекать зрителя и уберечь его от скуки, потому что искусство настолько прекрасно, а люди перестают на него смотреть».

Вот не понимаю, почему надо вводить элемент развлечения в Музей, предназначенный совсем для другого. (как-то это напоминает Перфоманс «Флора» в Эрмитаже, на Перфомансе не была, ролик посмотрела…). Ну, ладно –Перфоманс –это временное (вроде?) мероприятие.. Да и в ГММИ выставка временная.
В интервью прозвучало, что  в Женеве Директор музея хочет полностью перекроить структуру музея, сделав его более открытым и расслабленным.
А никто не боится, что наш любимый Музей смогут тоже попытаться полностью перекроить? А это вполне реально, тем более, что Директор ГММИ за новое…Пишу не просто так - а с болью…
Лена, а репортаж с выставки буду смотреть. Вы хорошо показываете.

Отредактировано Неслучайные гости (2022-01-12 20:31:53)

0

7

CosMary написал(а):

если цель выставки - популяризация экспонатов Пушкинского музея для массового зрителя - тогда этот метод, вероятно, неплох.

Уверена, что именно так. Модная нынче тенденция. Не всегда оправданная.

CosMary написал(а):

А остальные "сближения" показались надуманными.

Посетителям предлагают поломать голову в поисках. Далеко не все "тайные образы"  в первом зале вообще нашла. Дальше в других залах темы раскрывается по другому.

CosMary написал(а):

не сердись на критику

Да разве это критика. Я рада, что ты заглянула. Ты лучше всех знаешь коллекцию  пушкинского. Это мне многое показалось ранее не виденным, не так часто я там хожу по основной экспозиции. Кстати, основную экспозицию тоже  так апгрейдили... Прямо беда с этим  пушкинским

Ирина, ну не такой уж тут квест. Дальше будет проще.  Мое мнение -выставка достойная и сходить на нее нужно .
То, что в пушкинском все перекроили  - это огорчает. Боюсь, что дальше продолжат эксперименты. Хочется дожить до открытия нового комплекса, посмотреть что получится. Музей замахнулся на большой кусок, проглотить его не может, все тянется медленно. Забрали себе доходный дом Стуловых, ведут так ремонт, делают это безобразно.

0

8

Вот еще более веселое "сближение"

https://i.yapx.ru/QFZNPl.jpg

Серый пеликан. Государственный Дарвиновский музей, Москва ( До чучел докатились)

https://i.yapx.ru/QFZNal.jpg

Смотрим на картину. Видимо нам надо тут найти пеликана.
Джованни Джироламо Савольдо (около 1485—после 1548) Искушение святого Иеронима Около 1530 г.

https://i.yapx.ru/QFZNul.jpg

Не сразу, но можно заметить, что  скала выше Св.Иеронима похожа пеликана

https://i.yapx.ru/QFZNzl.jpg

Да и возле святого есть монструозные птицы с большими клювами

https://i.yapx.ru/QFZOJl.jpg

https://i.yapx.ru/QFZOUl.jpg

0

9

Краснофигурный ритон с головой козла. Южная Италия, Апулия.320–300 до н.э.

https://i.yapx.ru/QFZOil.jpg

Искать нечто похожее нужно на картине  Никола Пуссена (1594–1665) Пейзаж с Геркулесом и Какусом.  Около 1660г. Картина иллюстрирует эпизод из «Энеиды» Вергилия : Геркулес гнал Эвандру Герионово стадо, сын Вулкана получеловек-полузверь Какус украл у него четырёх быков и четырёх телиц. Геркулес обнаружил нехватку скота, вошёл в пещеру-логово похитителя, победил Какуса и вернул пропажу. Изображён кульминационный момент — Геркулес вытаскивает из пещеры труп поверженного Какуса.

https://i.yapx.ru/QFZPEl.jpg

В центре нашлось аж два кувшина

https://i.yapx.ru/QFZPLl.jpg

Геркулеса с трупом труп поверженного Какуса не сразу и разглядишь, он на фоне скалы

https://i.yapx.ru/QFZPPl.jpg

А еще в правом верхнем углу лежат те самые коровы, которые Какус украл, так может быть голова козла в ритоне сойдет за голову коровы ...

Шарль Оге (1821–1870). Сбор устриц в Этрета 1868г.

https://i.yapx.ru/QFZPal.jpg

В соседстве со скалами Этрета вот эта картина

Сальватор Роза (1615–1673) Бандиты в ущелье Копия XVII века.

https://i.yapx.ru/QFZPkl.jpg

Что их объединяет - скалы,  воды,  палки в руках. Очень отдаленное сближение.

0

10

По мере продвижения моего отчета обнаружила, что в PDF -брошюре , где есть подписи к картинам, полно ошибок, не совпадают номера картин в реале и в брошюре.
Вот и к следующей картине я не смогла найти  подпись. Понятно. что это сцена охоты.

https://i.yapx.ru/QFZPrl.jpg

К ней в пару вот это
Н.Л. Песхир (работал в 1659–1661) Битая дичь. 1659г.

https://i.yapx.ru/QFZQCl.jpg

Кроме дичи ничего общего не обнаружила.

Французский (?) мастер XVIII века. Макбет и три ведьмы.

https://i.yapx.ru/QFZQQl.jpg

https://i.yapx.ru/QFZQcl.jpg

Состязание в быстроте езды во время отступления из Самарканда.
Из рукописи «Бабур-наме» Северная Индия. XVI век
Бумага, клеевые краски, золото. Государственный музей Востока, Москва

https://i.yapx.ru/QFa5Vl.jpg

Боди-субурган. Бурятия. XIX век
Холст, камчатный шелк, минеральные краски
Государственный музей  Востока, Москва

https://i.yapx.ru/QFa5zl.jpg

Николай Рерих (1874–1947) .Великан 1943г. Государственный музей Востока, Москва

Здесь просто надо увидеть скрытый образ -лицо на горе.

https://i.yapx.ru/QFa6Hl.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка "Бывают странные сближенья..." в ГМИИ им.Пушкина