Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка "Шедевры Русского музея: Смолянки Д. Левицкого" в ГИМ


Выставка "Шедевры Русского музея: Смолянки Д. Левицкого" в ГИМ

Сообщений 1 страница 10 из 46

1

Выставка "Шедевры Русского музея: Смолянки Д. Левицкого" в ГИМ

17 ноября -14 февраля 2022г.
В Государственно историческом музее стартовала выставка "Смолянки", небольшая, очень приятная выставка.

https://i.postimg.cc/3RCRw7vD/01-IMG-20211126-111149.jpg

Совместный проект с Русским музеем продолжает серию юбилейных выставок, посвящённых 150-летию Исторического музея, которое будет широко отмечаться в 2022 году. Основа экспозиции — серия портретов из цикла "Смолянки" известного отечественного художника второй половины XVIII века — Дмитрия Григорьевича Левицкого. Помимо портретов экспозиция дополнена рядом произведений: портретами основателей Смольного института — Екатерины Великой и И. И. Бецкого, предметами прикладного искусства и историческими фотографиями. Всего на выставке представлено более 90 предметов из собрания Русского музея.
Серия портретов "Смолянки" никогда полностью не покидала постоянную экспозицию Русского музея, лишь иногда отдельные полотна передавали на временные выставки. В Историческом музее все семь портретов воспитанниц Смольного института впервые экспонируются в полном составе вне стен Русского музея.
"Смолянки" Д. Г. Левицкого — произведения знаковые не только для отечественного искусства, но и признанные шедевры мирового значения. Мы благодарны коллегам из Санкт-Петербурга за такой ценный и действительно уникальный подарок к 150-летию Исторического музея", — говорит директор Исторического музея Алексей Левыкин.
Открывают выставку портреты Екатерины II, И. И. Бецкого и Д. Г. Левицкого, демонстрируя главную тему экспозиции — связь Смольного института, Смольного монастыря и Императорского двора в век Просвещения. Портретная серия рассматривается на выставке и как "визитная карточка" выдающегося детища просветительской политики Екатерины Великой, воплощенного в жизнь И. И. Бецким — Императорского Воспитательного Общества благородных девиц (Смольный институт), учрежденного в 1764 г. при Смольном монастыре в Санкт-Петербурге. Смольный институт — первое в своем роде образцовое воспитательно-образовательное учреждения, созданное в духе идей Просвещения, заложившее основу женского образования в России.
Центром экспозиции является серия "Смолянки" Д. Г. Левицкого. Портреты отличают живописные новации и многообразие композиционных и образных решений. В каждом изображении художник демонстрирует достоинства и ценность человеческой личности, широту её творческих возможностей, богатство духовного и красоту материального мира. Портретная серия "Смолянок" стала высоким достижением отечественной живописной школы, полноправно вошедшей во второй половине XVIII века в круг европейских национальных художественных школ.
Другой раздел выставки посвящен Смольному монастырю, где находился Институт благородных девиц с 1764 по 1806 год. Величественный архитектурный образ монастыря, который был возведён в середине XVIII века Б. Ф. Растрелли, представлен в листах графики первой половины XIX века. Дополняет представление о монастыре комплекс, состоящий из царских врат и фрагментов иконостаса Екатерининской церкви монастыря, служившей домовым храмом Смольного института.
По замыслу Екатерины II в институт обязаны были принимать преимущественно девочек из небогатых дворянских семей, а лучшие выпускницы должны были становиться фрейлинами. Воплощение этой идеи императрицы можно увидеть на портретах Д. Г. Левицкого, где наряду с представительницами известных древних российских фамилий, таких как князья Хованские, Хрущёвы, Ржевские, изображены воспитанницы, происходящие из скромных семейств. Важную связь между институтом и Императорским двором символически демонстрируют два экспоната: шифр фрейлины Екатерины II и шифр лучшей выпускницы Смольного института.
В отдельном разделе выставки экспонируются фотографии из альбома известного петербургского фотографа К. К. Буллы, посвящённые Смольному институту. Они позволяют увидеть обстановку, в которой проходила жизнь воспитанниц и почувствовать царивший в классах института дух дисциплины, неустанного труда и творчества.
"Идеи осмысления пространства зала, сценографии и дизайна экспозиции обогащают восприятие выставки как художественного целого. Мотив струящейся ленты, объединяющий всю экспозицию, восходит к эстетике XVIII века как один из самых популярных и выразительных декоративных элементов эпохи, пронизывающий буквально все области искусства и быта, украшающий и костюмы "Смолянок", — отмечает архитектор выставки Агния Стерлигова.

https://i.postimg.cc/05njRkvT/02-IMG-1961.jpg

https://i.postimg.cc/zvxGnjpz/03-IMG-1962.jpg

https://i.postimg.cc/3N8w46Xf/04-IMG-1963.jpg

https://i.postimg.cc/c4JHdp4r/05-IMG-1964.jpg

Выставочный зал опоясывает голубая фрейлинская лента, портреты помещены на ней на одном уровне с посетителями, мы как будто в гостях у этих девушек а они вышли нас приветствовать.

https://i.postimg.cc/m26rkmtV/06-IMG-1957.jpg

https://i.postimg.cc/CKbMvYJ6/07-IMG-1960.jpg

Каждому зрителю по смолянке

https://i.postimg.cc/13n3qDFS/08-IMG-2102.jpg

0

2

Лена ГМ

17 ноября -14 февраля 2022г.
В Государственно историческом музее стартовала выставка "Смолянки", небольшая, очень приятная выставка.

сколько залов занимает выставка? Много нужно времени на осмотр?
Пошла смотреть цены.

Каждому зрителю по смолянке

:D

Отредактировано Loconte (2021-11-27 01:51:14)

0

3

Милые! И одеты неплохо, а в Смольный вроде из бедных семей брали?

0

4

Галя, это один небольшой зал. На осмотр и просмотр фильма о Смольном институте ушло 50 минут.

Про Смольный и его воспитаниц постараюсь рассказать подробней. Выставка небольшая, но позволяет поднять эту страницу истории и узнать для себя что-то новое.

0

5

А я в ночи пошла смотреть цены, запуталась и плюнула
Рублей 300 стоит?

0

6

talusha написал(а):

А я в ночи пошла смотреть цены, запуталась и плюнула

Я вообще на такие цены не смотрю. В кассе все скажут.

0

7

talusha

А я в ночи пошла смотреть цены, запуталась и плюнула
Рублей 300 стоит?

я тоже пошла смотреть - 400 руб.

0

8

Прежде чем начать рассматривать портреты смолянок, стоит поподробней узнать, что же такое Смольный институт , чему и как там учили и как вообще там жилось этим милым барышням.

Источники информации :
https://arzamas.academy/mag/1031-smolyanki
https://zen.yandex.ru/media/lichop/kak- … 00b00ac99b
https://smolny.livejournal.com/4417.html
https://www.fontanka.ru/2010/08/27/007/
https://glagol.press/archives/106209
https://ru.wikipedia.org/wiki/Смольный_институт_благородных_девиц
https://www.b17.ru/blog/81201/

Важной составляющей екатерининских реформ стала не только сиюминутная забота о репутации просвещенной правительницы, но и мысли о будущем отечества.
Не питая иллюзий по поводу нравственного и образовательного уровня своих подданных (даже самых привилегированных из них), Екатерина понимала: людей нового типа не вырастить в старой среде.

Множество воспитательных, учебных и научных учреждений были образованы попечением императрицы, озаботившейся формированием «новой породы людей». Решением этой задачи занимался выдающийся гуманитарный деятель эпохи Иван Иванович Бецкой (1704–1795), внебрачный — но не брошенный — сын генерал-фельдмаршала князя Ивана Юрьевича Трубецкого, унаследовавший его огромное состояние. Просветительская деятельность Бецкого у некоторых современников вызывала иронию — об этом свидетельствует следующий стишок:

Иван Иваныч Бецкий,
Человек немецкий,
Носил мундир шведский,
Воспитатель детский,

В двенадцать лет
Выпустил в свет
Шестьдесят кур,
Набитых дур!

Бецкой, однако, был истинным энтузиастом и невероятно щедрым благотворителем: он многое успел совершить до наступившей в 1783 году опалы и даже по смерти оставил 400 000 рублей на нужды воспитательных учреждений — сумму по тем временам безумную.
Результатом ревностной и многосторонней деятельности Бецкого, полагавшего, что «о воспитании юношества печися должно неусыпными трудами»  , стало устройство воспитательных домов, в Москве и Петербурге, новый устав Императорской Академии художеств с непременным воспитательным училищем при ней, решительная реформа Сухопутного шляхетного кадетского корпуса. Все эти и многие другие образовательные центры должны были служить «обновлению русской жизни». И все же предметом особого попечения Бецкого было Императорское воспитательное общество благородных девиц при Воскресенском Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге — впоследствии Смольный институт.

https://i.postimg.cc/fRgx2D2s/09-smo-2.jpg

Смольный институт в Санкт-Петербурге. Центральная часть главного фасада и план наружной стены. Рисунок Джакомо Кваренги. 1806–1808 годы. Государственный Эрмитаж

5 мая 1764 года был подписан указ об открытии Воспитательного общества благородных девиц. Понадобилось несколько месяцев для завершения первого набора, и лишь 9 июля 1765 года императрице поднесли список представленных к зачислению пятидесяти воспитанниц, среди которых было семь титулованных девиц. Остальные места достались дочерям чиновников, обер-офицеров и низших придворных чинов. Началось осуществление амбициозной педагогической программы Бецкого. Главным в ней было воспитание добрых нравов, которое, по мнению Екатерины и Бецкого, было возможно лишь в закрытом учебном заведении, исключавшем пагубное влияние семьи. Принимать в общество следовало детей не старше шести лет и содержать там до восемнадцати. Более того, от родителей требовалась расписка, что они не потребуют возврата своего чада ранее чем по завершении полного курса, то есть через двенадцать лет. Редкие свидания с близкими допускались лишь на территории заведения и под присмотром наставниц.

Первоначально воспитанницы разделялись на четыре возраста: от 6 до 9 лет, от 9 до 12 лет, от 12 до 15 лет, от 15 до 18 лет. Всем воспитанницам института учреждение выдавало форму определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — темно-синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. Коричневый цвет символизировал близость к земле и был практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизировали возрастающую образованность и аккуратность.
Девочки первого возраста (6–9 лет) изучали закон Божий, чтение и письмо, русский и иностранный языки, арифметику, рисование, музыку, занимались танцами и рукоделием. Во втором возрасте (9–12 лет) к этим предметам добавлялись история и география. В третьем (12–15 лет) необхо¬димо было читать нравоучительную литературу, практиковаться в опытной физике и токарном деле, изучать архитектуру и геральдику, пробовать себя в скульптуре. Наконец, последние три года посвящались повторению и углуб¬лению всех полученных знаний и навыков, а также развитию выявленных особых способностей.

В программу входило также обучение светским манерам, различным видам домоводства. Главное внимание было обращено на нравственное воспитание.
В свободное время девицы занимались рукоделием, физкультурой, пением, а главное — постановкой спектаклей по пьесам Вольтера, Детуша и других французских авторов.
Самым суровым наказанием было увещевание, а важной заботой воспитания — жизнерадостное настроение подопечных: система разнообразных поощрений предусматривала светские развлечения, балы и прогулки, а также поездки в гости — вплоть до обеда у начальницы княжны Долгорукой, Бецкого или даже самой императрицы.

Позже срок обучения был сокращён до 9 лет; императрица Мария Фёдоровна считала, что «дети в продолжении такого долгого времени до того отвыкают от родителей, что, по окончании курса, возвращаются домой с отвращением» и в 1797 году был ликвидирован самый младший возраст; теперь воспитанницы разделялись на три возраста: «голубой», «серый» и «белый» (старший); в «мещанское отделение» стали принимать с 10 лет.
Учебный курс института приравнивался к курсу женских гимназий.

На выпускном публичном экзамене смолянок обычно присутствовал император и члены его семьи. Первый выпуск из института благородных девиц, а также мещанского училища, состоялся 30 апреля (11 мая) 1776 года. По окончании института лучшие выпускницы получали «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы Екатерины II, который носили на белом банте с золотыми полосками; в первом выпуске «шифр» получили восемь лучших воспитанниц: Алымова, Молчанова, Рубановская, Левшина, Борщова, Еропкина, фон Вальштейн и Нелидова. В дальнейшем шифр получали от 6 до 10 лучших воспитанниц.
Пятеро смолянок — Екатерина Нелидова, Александра Левшина, Глафира Алымова, Наталья Борщева, Екатерина Молчанова — были взяты фрейлинами ко двору. Все они стали героинями портретов из знаменитой серии Дмитрия Левицкого.

https://i.postimg.cc/s2Q5bqqh/10-smo-4.jpg

Вид Смольного института. Гравюра неизвестного автора. Середина 1820-х годов. Государственный Эрмитаж

Гостьей смолянок частенько бывала Екатерина Великая, поддерживавшая неформальные отношения с воспитанницами, вплоть до личной переписки — например, Александру Левшиной она именовала в письмах Левушкой, а Глафиру Алымову — Алимушкой. Отметился визитами великий князь Павел Петрович. Воспитательное общество было предметом особой гордости Екатерины и демонстрировалось высоким гостям — шведскому королю Густаву III, прусскому принцу Генриху, французскому философу Дени Дидро.

0

9

Вроде бы идеи и принципы образования смолянок изначально были благими.
А что же было на самом деле?

Иллюстрировать дальнейший рассказ я буду фотографиями известного фотографа Карла Буллы, большая подборка его фото к выпускному альбому 1889г. представлена на выставке, но фото под стеклом, поэтому я взяла  их из интернета.

Мы помним , что в основе был принцип воспитания "нового типа людей" . В результате этого социального эксперимента новый тип людей действительно возник, вот только оказался совсем не таким, о каком мечталось Екатерине.
Вместо «полезных членов семьи и общества» Смольный со временем начал выпускать «институток» — это слово, вошедшее в анекдоты, стало синонимом полного отрыва от реальности.

Согласно уставу, в Смольный институт принимали дочерей потомственных дворян и высших чиновников (не ниже полковника и действительного статского советника). Часть девушек училась за казенный счет (обучение оплачивали ведомства, в которых служили их отцы), часть — за ежегодную плату; пребывание некоторых пансионерок оплачивали частные благотворители.
Надо сказать, что богатые родители довольно неохотно отдавали дочерей в институт, предпочитая домашнее обучение или частные пансионы, так что Смольный стал считаться учреждением для девочек благородных, но бедных (хотя были, конечно, и исключения).
Чуть позже появилось «мещанское» отделение, куда принимали девочек недворянских сословий — дочерей унтер-офицеров, солдат, придворных служителей, мещан и купцов (эти ученицы занимались по другой программе и отдельно от своих «благородных» ровесниц). В екатерининские времена в институте жили около 200 учениц (по 50 в каждой из четырех возрастных групп); впоследствии число воспитанниц доходило до 800.
При императрице Марии Федоровне, жене Павла I, хоть срок обучения и сократили до девяти лет, но в остальном Смольный институт сохранил почти монастырскую изолированность.
Общение с семьей ограничивалось: смолянкам не позволялось навещать дом ни на каникулах, ни по праздникам. Те ученицы, чьи родные жили в Петербурге, имели редкую возможность с ними видеться — по определенным дням и под присмотром воспитательниц; остальные общались с семьей только посредством писем, причем каждое проходило цензуру классных дам.

Тоска по дому и разговоры о семье безжалостно высмеивались — тон задавали воспитательницы, и его охотно подхватывали сами ученицы. В результате воспоминания о родном доме почти полностью стирались из памяти смолянок: институт становился их новой родиной и единственной реальностью.
Контакты, впрочем, пресекались не только с семьей. Если в екатерининские времена воспитанниц нередко вывозили на прогулки, светские приемы, а то и на придворные мероприятия, то с начала XIX века все их перемещения ограничивались ежедневными получасовыми моционами по обнесенному оградой институтскому саду (в строго определенное время, по звонку, колоннами по двое и в сопровождении классных дам).
Вот вам и "институт строгого  режима".

Единственный выход за ограду — раз в год, во время летней прогулки в Таврический сад. Да и то из него предварительно выгоняли посторонних.

https://i.postimg.cc/c4cq85Dw/upl-auto-1518383105-174903-7.jpg

              На катке.

Каждая минута жизни институтки была подчинена жесткому регламенту. Подъем — в шесть утра, по звонку: с тех, кто замешкался, дежурные срывали одеяла. В семь — утренняя молитва, потом столовая и скудный завтрак. Все перемещения — строем: «Куда бы мы ни двигались, мы выступали как солдаты — бесшумной стройной колонной. В столовую туда и назад строились восемь раз, по часу тратили, отправляясь на прогулки и в церковь…»

https://i.postimg.cc/gkpFjPKG/upl-auto-1518383105-174903-3.jpg

                      Помывочная.

https://i.postimg.cc/rwhvfR2p/upl-auto-1518383105-174903-4.jpg

                      Столовая.

Воспитанницы носили одинаковую одежду, отличавшуюся по цветам в зависимости от класса. По свидетельствам институток, она была не слишком удобной и к тому же не защищала от холода, который преследовал их везде: в классах, в столовой и особенно в спальнях.
«Более всего он давал себя чувствовать, когда нам приходилось раздеваться, чтобы ложиться в кровать, — вспоминает смолянка Елизавета Водовозова в своих мемуарах „На заре жизни“. — В рубашке с воротом, до того вырезанным, что она нередко сползала с плеч, без ночной кофточки, которая допускалась только в экстренных случаях и по требованию врача, мы бросались в постель. Но две простыни и легкое одеяло с вытертым от старости ворсом мало защищали от холода спальни, в которой зимой под утро было не более восьми градусов».

https://i.postimg.cc/J0bfxTRw/upl-auto-1518383105-174903-2.jpg

                  Дортуар.

0

10

Причесываться ученицы тоже должны были одинаково (младшие — на один манер, старшие — на другой). Главное требование к прическе — гладкие волосы; природные кудри не служили оправданием в глазах воспитательниц.

https://i.postimg.cc/Y2YBtSYX/upl-auto-1518383105-174903-6.jpg

             Медицинский осмотр.

Телесные наказания в Смольном институте были запрещены, но классные дамы изобретали другие унизительные способы подавить волю нарушительниц. Некоторые сцены, описанные Елизаветой Водовозовой, поразительно напоминают сцены из романа «Джен Эйр».
«Когда я в первый раз вошла в столовую, — пишет она, — меня удивило огромное число наказанных. Некоторые из них стояли в простенках, другие сидели за „черным столом“, третьи были без передника, четвертые, вместо того чтобы сидеть у стола, стояли за скамейкой.
Но мое любопытство особенно возбудили две девочки: у одной из них к плечу была приколота какая-то бумажка, у другой — чулок. Оказалось, что когда у девочки приколота бумажка, это означает, что она возилась с нею во время урока; прикрепленный чулок показывал, что воспитанница или плохо заштопала его, или не сделала этого вовсе». По такому же принципу наказывали и виновниц в, по выражению Водовозовой, «известном детском ночном грехе».

Годы затворничества и замкнутость сообщества рождали совсем уж причудливые формы взаимоотношений — к примеру, такой сугубо институтский феномен, как «обожание».
Объектом «обожания» для младших девочек чаще всего становились старшие, для старших — учителя, институтский священник и (редко) классные дамы: главное, чтобы он был выше «обожательницы» в школьной иерархии.

https://i.postimg.cc/y6FtwbCt/upl-auto-1576256859-174903-1.jpg

             Преподаватели Смольного института.

«Адоратриса» оказывала своему кумиру мелкие услуги (чинила перья, шила и переписывала набело тетрадки), выполняла просьбы, тайком обливала духами его верхнюю одежду и считала за счастье «пострадать» за любимого, причем придумывала для этого самые нелепые и бессмысленные способы.
Могла, например, ножиком вырезать инициалы «божества» на запястье, пробраться ночью на церковную паперть, чтобы помолиться за него, или съесть целый кусок мыла. Чувства были сугубо платоническими: так, когда один из объектов обожания объявил поклонницам, что женится, они тут же начали заочно «обожать» его жену.

Общими предметами институтского «обожания» были особы царствующего дома. Изредка царь и члены его семьи навещали институт, и эти визиты становились главными событиями в жизни смолянок.
Вот как вспоминает визит Александра II в другой, правда, институт благородных девиц бывшая воспитанница Варвара Гарулли: «Институтки собирали и тщательно хранили кусочки жаркого, огурца, хлеба со стола, за которым обедал государь; выкрадывали платок, который разрезался на маленькие кусочки и распределялся между воспитанницами, носившими эти талисманы у себя на груди».
Уже зная об этом, Александр сам отдавал институткам платок с просьбой: «Со мной делайте что хотите, но Милорда (собаку.) моего не трогайте, не вздумайте стричь у него шерсть на память, как это было, говорят, в некоторых заведениях».

Это поясняет, откуда взялся стереотип об институтке как об экзальтированной восторженной дурочке, полностью оторванной от жизни. После выпуска эти девушки, по воспоминанию одной из бывших учениц, могли убежать, завидев на улице подвыпившего мастерового, и считали себя помолвленными, если на балу молодой человек пригласил их на мазурку (что порождало множество курьезных ситуаций).
В первые годы, при Екатерине, уровень образования в институте был вполне достойным. Смолянки выходили из учебного заведения действительно образованными для своего времени девушками.
Но уже в первой половине XIX века эти начинания были забыты. На первый план вышли «декоративные» умения вроде пения, танцев и музицирования — при этом естественные науки с конца XVIII века до 1860-х годов смолянки не изучали вообще, да и в гуманитарных не слишком преуспели.

https://i.postimg.cc/6qLPnyht/upl-auto-1576256757-174903-6.jpg

                           Урок игры на арфе.

https://i.postimg.cc/9FCKVYWM/upl-auto-1576256757-174903-7.jpg

                         Урок пения.

https://i.postimg.cc/yx4qFq4X/upl-auto-1518383105-174903-1.jpg

                  Хор воспитанниц Смольного института.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка "Шедевры Русского музея: Смолянки Д. Левицкого" в ГИМ